Конспект урока по окружающему миру Живая и неживая природа ( 2 класс)


Урок по окружающему миру « Живая и неживая природа»
2 класс
Тема урока. Живая и неживая природа.
Цель урока: Дать ученикам элементарные представления о природе в целом, о
различиях и признаках живой и неживой природы.
Задачи: 1. Дать учащимся первоначальное представление о природе в целом, о живой и неживой природе; определить связи между живой и неживой природой .2. Развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся. 3. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемые учебники и учебные пособия: Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. 2 класс. М.: Просвещение. Рабочая тетрадь к учебнику. 2 класс.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Ты улыбкой, как солнышком, брызни,
Выходя поутру из ворот.
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно бед и забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
2. Мотивация учебной деятельности.
В класс входит Заяц (ученик 5 класса).
Здравствуйте, ребята! Я принес вам письмо от жителей леса. У них случилась беда. В лесу поселился страшный колдун, он сказал, что все вокруг должно замереть, никто не будет летать, прыгать, бегать. Всё вокруг будет неподвижным до тех пор, пока кто – то не снимет злые чары. Чтобы расколдовать наш лес нужно выполнить задания злого колдуна.
Учитель. Зайка, не расстраивайся, мы с ребятами готовы помочь тебе и твоим друзьям. Мы попробуем выполнить все задания. Итак, начнем.
3.Актуализация опорных знаний.
Учитель читает стихотворение.
Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!
Беседа по содержанию. Вывод: все, что нас окружает, существует независимо от человека, не создано руками человека – это природа.
1 задание. Игра « Третий лишний» ( работа в парах) . На столах обучающихся карточки – картинки.
4. Сообщение темы урока.
2 задание. Загадки.
По какой дороге
Полгода ездят
И полгода ходят? (Река)
Поле - не меряно,
Овцы - не считаны,
Пастух рогат. (Небо, звёзды, месяц)
Стоят столбы белые,
На них шапки зелёные,
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят, там и шумят. (Берёзки)
На овчарку он похож.
Что ни зуб – то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть. (Волк)
Кто в беретке ярко-красной,
В чёрной курточке атласной?
На меня он не глядит,
Всё стучит, стучит, стучит. (Дятел)
Пушистая вата
Плывёт куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облака)? Дает потомство? Может ли вечно жить морская звезда?
Картинки – отгадки на доске распределяются на две группы.
Почему я распределила отгадки на две группы? (ответы детей?). Природа бывает живая и неживая.
5. Первичное восприятие и осознание нового материала.
Учитель показывает обучающимся морскую звезду и иллюстрация звезды ( ночное небо). Давайте сравним. Какая из звезд дышит? Растет? Питается? Может ли вечно жить морская звезда?
Беседа. – Ребята, а чем отличается живая природа от неживой? (Живое может двигаться)
– Правильно, все живое двигается. Даже растения. Они способны поворачиваться по направлению к свету, сворачивать и разворачивать свои листья или цветы.
На доске появляется первый признак жизни ( карточка) – движение. – Что еще отличает живое от неживого? (Живое растет) На доске появляется второй признак жизни
( карточка) – рост. – А что нужно обязательно живому организму для роста и развития? (Питание) – Питаются и растения, и животные, и человек. Третий признак жизни –
( карточка) питание. – А что будет, если лишить все живое питания? (Оно погибнет)
Со временем умирают не только растения, но и животные, и люди растут, взрослеют, старятся и умирают. Следующий признак жизни – ( карточка) смерть.
– А почему, если живые организмы погибают, до сих пор существует жизнь на Земле? (Растения, животные и люди рождаются вновь). Пятый признак жизни – ( карточка) размножение.
– Ребята, посмотрите на доску. Какие самые главные признаки необходимые для жизни мы с вами выделили? (Движение, рост, питание, смерть, размножение).
Итак, объекты живой природы дышат, питаются, передвигаются, растут, размножаются, отмирают. ( Повторить хором).
Докажите, что человек – часть живой природы.
3 задание. Игра « Доскажи словечко».
Физкультминутка.
6. Закрепление и осмысление знаний.
4 задание. Работа в тетрадях с печатной основой, стр.5.
Проверка выполненного задания. Приведи свои примеры объектов живой и неживой природы.
Человек – часть природы. И только он может сохранить красоту окружающего нас мира. Мы с вами живем в удивительном месте. Крым – это жемчужина. Здесь есть много чудесных и живописных картин природы. Просмотр видео « Природа Крыма».
5 задание. « Микрофон». Зачем нужно охранять природу?
6 задание. Картинная галерея. Рисунки на тему « Растения и животные Крыма, занесенные в Красную книгу».
7. Обобщение и систематизация знаний.
Учитель читает названия объектов живой и неживой природы, обучающиеся при помощи сигнальных карточек показывают : зеленые карточки – живая природа, синие – неживая природа.
В конце урока Заяц благодарит детей за помощь, дарит закладки с изображением птиц, растений, зверей.
8. Итоги урока.
Обобщающая беседа.
9. Рефлексия.
На столах лежат листочки красного, желтого и зеленого цветов. Каждый обучающийся выбирает один листочек, выходит к доске и прикрепляет на веточку дерева.
Красный листочек - мне было интересно на уроке, я легко справился со всеми заданиями.
Желтый – мне было не всё понятно на уроке, я выполнял задания, но были сомнения
Зеленый - мне было трудно, я не смог выполнить задания урока