Рабочая программа раздела Рукоделие в среднем звене сельских школ


.Разработка программы и содержания раздела Рукоделия в среднем звене сельской школе
Программа раздела «Рукоделие»
* Класс 5
* Количество часов: 14, в неделю 2 часа
* Проектных работ 1
Планирование составлено на основе:
Стандарта общего образования по «Технологии» (базовой уровень) 2007 г.
Программы общеобразовательных учреждений по «Технологии» (авторы Симоненко. В.Д., Хотунцева Ю.Л. М.: Просвещение, 2007 г.)
Пояснительная записка
История возникновения вязания крючком уходит глубокими корнями в далекое прошлое. Вязаные вещи находили при раскопках греческих гробниц, был найден детский носок, возраст которого составлял более 5000 лет. В гробницах древних Фив была обнаружена вязанная детская туфелька, ее возраст примерно 40000 лет.
Арабы являются самыми лучшими вязальщиками, еще далеко до нашей эры они придумывали сложнейшие узоры. В Шотландии, Франции, Испании и Англии вязание стало развиваться в 12 веке.
В России вязанием занимались сначала крестьяне, вязали из грубой овечьей шерсти носки, чулки, варежки.
В наше время вязание по прежнему имеет огромный круг почитателей и последователей. Уникальные эксклюзивные вещи имеют огромную стоимость, крючок имеет сходство с ткачеством и вышивкой, Вязанные крючком элементы применяют современные дизайнеры и стилисты в создании своих коллекций.
В 5 классе по базисному учебному плану нет раздела «Рукоделие» вязание крючком, но так как сельская школа не имеет многих возможностей, то данный раздел можно внести в учебный план за счет регионального компонента.
Целью программы является: Воспитание трудолюбия, творческих способностей, эстетического отношения к окружающему миру; способность самостоятельно ставить цель и находить средства для её достижения.
Задачи:
- совершенствование практических умений и навыков учащихся в овладении искусства вязания;
- ознакомление с различными видами декоративно-прикладного искусства, народного творчества и ремесел;
- развитие художественной инициативы;
- воспитания уважения к народным обычаям и традициям;
Основой раздела - формирование знаний, умений и навыков в области народного творчества, воспитание и уважение к личности, заботы о своих близких людях, восстановление и упрочнение семейных и национальных традиций. Программа предлагает, изучать основы народного творчества непосредственно соприкасаясь с бытом села.
Данная программа позволяет приобщить учащихся к традиционному русскому наследию, воспитать у учащихся добрых социальных, нравственных, семейных и патриотических чувств и настроений;
Позволяет раскрыть перед обучаемыми социальную роль изобретательного, декоративно прикладного искусства;
Сформировать у них устойчивую потребность к саморазвитию, к самосовершенствованию в процессе общения со сверстниками, в желании познать искусство, историю, культуру, традиции.
Показать самобытность и неповторимость русской народной культуры.
Формировать образное мышление, творческое воображение, культурно-исторической памяти в процессе комплексного освоения и изучения народного искусства.
Воспитать трудолюбие, навыки культуры и труда.
Дать необходимые знания и навыки в работе.
Решение творческого развития личности обучающихся обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен на решение задач эстетического воспитания учащихся, раскрытие их творческих способностей.
Обучающие должны знать и уметь:
Основные виды и особенности декоративно-прикладного искусства;
Историю возникновения вязания;
Основы цветоведения;
Виды и свойства ниток, крючков;
Подбирать нитки, учитывая их свойства, происхождение, цвет;
Название, назначение, правила пользования ручными инструментами;
Правила общения;
Правила безопасного труда;
Правила личной гигиены
Немаловажную роль в формирование личности играет совместная деятельность обучаемых и преподавателя в изготовлении дидактического материала к занятиям: готовых образцов изделий, схем, наборов рисунков, папок по отдельным темам.
На занятиях «Рукоделия» учащиеся получат знания, умения и навыки в данной области, воспитают в себе аккуратность, экономность, точность исполнения конкретного изделия. Особое внимание уделяется компетенции учащихся сельских школ к техники безопасности при работе с ножницами, нитками, иглой, крючком.
Данная программа раздела «Рукоделие» составлена с учетом возраста учащихся; опирается на личность ребенка в соответствии с социальными условиями жизни, адаптацией в коллективе, личными качествами, индивидуальными склонностями, характером, возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей 5-7 классов. Работа строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, тактического отношения к личности учащегося.
Программа составлена так, что изложение учебного материала имеет логическую последовательность, и, получая общие знания, умения и навыки, ребенок имеет свободный самовыражения, в определенном виде вязания, проявляет личное творчество и участвует в коллективном.
Содержание программы предполагает тесную связь исследовательской работы и практической деятельности, что позволит формировать системность, последовательность и доступность в обучении: идти от конкретного к абстрактному, от близкого к далекому, от известного к неизвестному, от простого к сложному. Вся система знаний по разделу «Рукоделие» расположена по годам с учетом развития учащихся, их психологическим возможностям.
Систематичность, научность, и последовательность взаимно связаны, это является большое значение для повышения уровня работы школы и улучшение качества знаний учащихся. Например, в теме «Набор петель крючком» она раскрывает понятия о столбике, накиде, столбик без накида, полустолбик, рапорт. Тема открывает новые понятия, навыки.
Системность – овладение учащимися данными науки, учебным материалом, и его глубокое осмысление. Умение пользоваться знаниями на практике в новых условиях, превращает знания в убеждения, в руководство к действию. Сознательное обучение обязательно предполагает активность и самостоятельность учащихся.
В ходе изучения раздела «Рукоделие» у учащихся работает самостоятельная мысль, у него есть возможность творчески, внося что-то более рациональное, организовать свой труд, оценить свои возможности в свете своих собственных взглядов, знаний. Только такая активность и самостоятельность характерна для усвоения учебного материала.
Наглядность обучения – это принцип, который строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых учеником. По характеру отражения наглядности окружающей действительности различают следующие виды наглядности:
- натуральная наглядность (растения, животные, минералы)
- изобразительная наглядность (фотографии, картины, рисунки)
- символические изображения (чертежи, карты, графики)
В разделе «Рукоделие» наглядность обучения лежит в основе реализации дидактических принципов. Использование экскурсий, творческие выставки, происходит ориентация учащихся на всесторонние восприятие предмета с помощью разных органов чувств, возможность показа предмета в его развитии и изменении.
Принцип прочности требует, чтобы у учащихся были закреплены и долго сохранялись осознанные, систематизированные знания, умения и навыки.
Прочность знаний в разделе «Рукоделие» находится в прямой зависимости от практики и повторения, которое проводится на каждом уроке. Самостоятельность учащихся при повторении находит свое выражение в создании новых способах решения поставленной задачи. В условиях практического применения знаний в этом разделе создают весьма благоприятные условия для самоконтроля. На каждом уроке учитель в первую очередь должен закрепить пройденный материал, то есть проверить прочность знаний.
Каждый из принципов дидактики сам по себе, изолирован от других, и своего значения не выполняет. Только в единстве, в определенной системе находятся вместе, принципы дидактики служат основой для правильного решения важнейших вопросов теории и практики обучения.
Охрана здоровья учащихся
На занятиях по образовательной области «Рукоделие» необходимо самое серьезное внимание уделять охране здоровья учащихся. Оборудование, инструменты и приспособления должны удовлетворять психофизиологические особенности и познавательные возможности учащихся, обеспечивать нормы безопасности труда при выполнении технологических процессов.
Должна быть обеспечена личная и пожарная безопасность при работе с тепловыми приборами, утюгами и т.д. Все термические процессы и пользование нагревательными приборами школьникам разрешается осуществлять только под наблюдение учителя. Серьезное внимание должно быть уделено соблюдению правил санитарии и гигиены.
Учащихся необходимо обучать безопасным приемам работы с инструментами и оборудованием. Воспитанников следует периодически инструктировать по правилам техники безопасности. Кабинеты и мастерские должны иметь соответствующий наглядно-инструкционный материал.
Важно обратить внимание учеников на экологические аспекты их трудовой деятельности. Внимание школьников должно направленно на уменьшение отходов производства, их утилизацию или вторичное использование, экономию сырья, энергии, труда.
С позиции формирования у учащихся гражданских качеств личности особое внимание следует обратить на формирование у них умений давать оценку социальной значимости процесса и результатов труда. Школьники должны научиться прогнозировать потребительскую ценность для общества того, что они делают, оценивать возможные негативные влияния этого на окружающих людей. При формировании гражданских качеств необходимо развивать у учащихся культуру труда и делового общения.
Решение задач творческого развития личности школьников обеспечивается включением в программу творческих заданий, которые выполняются методом проектов как индивидуально, так и коллективно. Ряд заданий направлен, на решение задач эстетического воспитания воспитанников, раскрытие их творческих способностей.
Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования без понижения технико-технологического уровня. При изготовлении изделий, наряду с технологическими требованиями, уделяется большое внимание требованиям эстетическим, экологическим и эргономическим.
Самой существенной формой обучения, является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются: упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы. Ведущей структурной моделью для организации занятий по технологии, является комбинированный урок.
Организация образовательного процесса.
Типы уроков:- урок изучение нового материала;
- урок совершенствования знаний, умений и навыков;
-урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
-комбинированный урок;
-урок контроля умений и навыков.
Виды уроков:
урок – беседалабораторно-практическое занятияурок – экскурсияурок – игравыполнение учебного проектаМетоды организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
Словесные, наглядные, практические.
Индуктивные, дедуктивные.
Репродуктивные, проблемно-поисковые.
Самостоятельные, несамостоятельные.
Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:
Стимулирование и мотивация интереса к учению.
Стимулирование долга и ответственности в учении.
Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:
Устного контроля и самоконтроля.
Письменного контроля и самоконтроля.
Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Для этого учащиеся должны:
определять потребности и возможности своей деятельности;
находить и использовать необходимую информацию;
выдвигать идеи возникающих задач;
планировать, организовывать и выполнять работу;
оценивать результаты, корректировать свою деятельность.
Педагогические технологии:
Дифференцированное обучение.
Операционно-предметная система обучения.
Моторно-тренировочная система.
Операционно-комплексная система.
Практические методы обучения.
Решение технических и технологических задач.
Учебно-практические или практические работы.
Обучение учащихся работе с технологическими и инструкционными картами.
Опытно-эксперементальная работа.
Технология коммуникативного обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала.
Проектные творческие технологии (Метод проектов в технологическом образовании школьников).
Коллективное творчество.
Изучение элементов раздела «Рукоделие направлено на выявление общих закономерностей изготовления изделий из различных нитей и пряжи. Любой технологический процесс включает в себя следующие этапы: разработка эскизов, ее зарисовка, составления схемы, сборка деталей, отделка изделия. На первом этапе учащиеся выбирают модель и выполняют расчетные операции: количество и качество ниток, цвет, узор, количество петель. Сборочный этап предусматривает соединение отдельных деталей изделия различными способами. Изделия отделывают аппликацией, окрашиванием, вышивкой. Особое внимание уделяется формированию умений анализа технологии и выполнения технологических операций при изготовлении изделий. [5].
Ознакомление с элементами организации и экономики помогает учащимся раскрыть организационно-экономические закономерности производственной деятельности, позволяющие создать наиболее рациональные условия труда. В это входит организация рабочего места и трудового процесса, распределение трудовых функций в группе, умение планировать предстоящую работу, расчет необходимых материалов и времени, выбор инструментов, приспособлений, рациональных приемов работы, умение контролировать, учитывать и оценивать проделываемую работу по количеству и качеству.
Программой предусмотрено включение детей в простейшие производственные отношения при групповых формах организации труда, что обеспечивает возможность моделирования реальной экономической деятельности. [27].
В основу содержания программы «Рукоделия» положена определенная последовательность практических занятий, которые обеспечивают группы изделий (игрушки, сувениры, головные уборы), сходные по конструктивным способностям и технологическим операциям. Это обеспечивает возможность дифференциации трудовых знаний, учителю, а – учащимся – ситуацию выбора.
В программу включены также наблюдения с последующим обобщением опытов, решение технологических и организационно-экономических задач.
Выполнение контроля рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества:
- степень самостоятельности учащихся при выполнении трудовых знаний;
- характер деятельности (репродуктивная, творческая);
- качество выполняемых работ и готового продукта.
При оценке выполнения практических работ учитель руководствуется следующими критериями:
- «5» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;
- «4» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;
- «3» - работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца; изделие оформлено небрежно или не до конца;
- «2» - ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операции допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид. [ 27].
Предполагаемый результат:
В результате реализации программы, участники получат знания, умения и навыки по оформлению вязаных работ в разных техника. Научиться читать работу по схемам, познакомятся с историей возникновения вязания, композиционным построением работы. Знания которые приобретаются подростками на занятиях Рукоделия, способствуют эстетическому и художественному развитию (чувство цвета, умение подобрать по фактуре нити в соответствии с видом изделия. Реализация программы считается успешной при условии, если в конечном результате происходит формирование творческой личности подростка, приобретаются навыки проецировать полученные в ходе освоения программы знания и умения на деятельность. У ребенка формируются личностные качества: трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, умение добиваться цели, ответственность, креативность. Участники программы выставляют свои работы на выставке детского творчества регионального и областного уровня.
В результате изучения программы учащийся будет знать:
специфику технологии изготовления работ с учетом имеющегося материалов;
последовательность ведения работы (замысел, эскиз, выбор материала, пошаговую инструкцию, приемы изготовления;
прочность отработанных умений и степень их автоматизма;
основные технологические этапы работы;
технику безопасности работы с колюще-режущими инструментами;
теоретический материал согласно темам: историю возникновения вязания, орнамента, специфику составления композиций.
В результате изучения программы учащийся будет уметь:
применять основные приемы вязания: столбик, полустолбик, накид, столбик с накидом, рапорт;
аккуратно, правильно работать с инструментами;
грамотно подбирать сырьевой материал согласно технологии и виду деятельности;
Принимать собственные цветовые, композиционные решения;
Самостоятельно исправлять погрешности в работе;
Самостоятельно работать со средствами информационно компьютерными технологиями.
Тематический план
Таблица 2
Тема раздела Часы Форма контроля
Инструктаж по правилам техники безопасности.
Краткие сведения из истории старинного Рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде
1 Тестовый контроль

Продолжение
Таблици 2
Тема раздела Часы Форма контроля
Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе 1 Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.
Условные обозначения, применяемые при вязании крючком 1 Тестовый контроль
Набор петель крючком 2 Практический самоконтроль
Рапорт узора и его запись 2 Выполнение тестовых заданий
Соединение отдельных фрагментов изделия 1 Проверочная работа
Практические работы Изготовление образцов вязания крючком 2 Лабораторная работа
Изготовление образцов в уменьшенном масштабе шарфика и спортивной шапочки Практический контроль
Изготовление образцов ажурных узоров 2 Лабораторная работа
Коллективная работа изготовление панно «Летнее лето» 2 Практическая работа
Итого14 Содержание раздела «Рукоделие»
Инструктаж по правилам техники безопасности. Краткие сведения из истории старинного Рукоделия. Изделия, связанные крючком, в современной моде:
- техника безопасности при работе с ножницами, вязальной иглой, крючко; история развития рукоделия; влияние моды на развитие рукоделия.
2. Инструменты и материалы для вязания крючком. Подготовка материалов к работе:
- виды, нумерация крючков; виды ниток и пряжи (льняные, хлопчатобумажные, шерстяные); стирка, перемотка, распускание старых изделий, окрашивание.
3. Условные обозначения, применяемые при вязании крючком:
- столбик, полустолбик, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, пико, воздушная петля.
4. Набор петель крючком:
- столбик, полустолбик, столбик с накидом, столбик с двумя накидами, пико, воздушная петля.
5. Соединение отдельных фрагментов изделия:
- соединительные элементы: воздушная петля, цепочка из воздушных петель, сшивание.
Практические работы.
* Изготовление образцов вязания крючком:
- вязание квадрата, круга, треугольника: полустолбиком, столбиком с накидом.
* Изготовление образцов в уменьшенном масштабе шарфика и спортивной шапочки:
- расчет количества петель, прибавление, убавление петель, подбор модели, выбор крючка в соответствием толщены нити. [26].
* Изготовление образцов ажурных узоров:
- рапорт узора, его запись; квадрат, круг.
* Коллективная работа изготовление панно «Летнее лето»:
- расчет количества ниток, цветовой гаммы, вывязывание основы, составление композиции.
литература
Абазов, Ф. Ф.Трудовая подготовка сельских школьников в условиях социально-экономических преобразований: теория, практика, перспективы / Ф. Ф. Абазов - Челябинск,. 2000. – 331 с.
Абдулина, О. А. Личностно-ориентированная технология обучения: проблемы и поиски. // Наука и школа., 1998. №4. – с. 34-37.
З. Абульханова – Славская, К. А. Деятельность и психология личности / Абульханова-Славская К. А. - М., Наука, 1980.
Алтунина, Н. П. Деятельностный подход к политехнической подготовке учащихся. // Проблемы развития личности в условиях сельской школы. – М., 1996 – с.82-97.
Андрианов, П. Н. Развитие технического творчества в трудовом обучении учащихся общеобразовательной школы / П. Н. Андрианов. Автореферат дисс. докт. пед. наук. – М., 1985. с. 32.
Атутов, П. Р. Политехнический принцип в обучении школьников / П. Р. Атутов. – М. : Педагогика, 1977. с. 42-44.
Аверичев, Ю. П. Трудовое обучение, воспитание и профессиональная ориентация учащихся средних общеобразовательных школ / Ю. П. Аверичев, А. Я. Лабзина. – М. : Просвещение, 1980. –19 с.
Бабанский, Ю. К. Избранные педагогические труды / Ю.К. Бабанский. М. : Педагогика. 2003. №8. 35-41 с.
Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю.К. Бабанский. – М. : Просвещение, 1982. – 24 с.
Батышев, С. Я. Трудовая подготовка школьников: Вопросы теории и методики /С. Я. – М. : Педагогика, 1981. -182 с.
Батышев, С. Я. Блочно-модульное обучение / С. Я.Батышев. - М. : Педагогика. 1977. – 258 с.
Беликов, В. С. Личностная ориентация учебно- позновательной деятельности (дидактическая концепция): Монография /В. С. Беликов. Челябинск: ЧГПУ «Факел», 1995. -141 с.
Белухин, Д. А. Основы Личностно-ориентированной педагогики (курс лекций) часть 1 / Д. А. – М. : Изд-во «Институт практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996 – 320 с.
Ефремова Н.Ф. Система оценки качества российского образования / Н.Ф. Ефремова // Педагогика. -2006. №1. с 22-31.
Иванова Р. Г., Методы обучения в современной школе / Р. Г. Иванова, В. И. Капинос - М.: Просвещение, 1983. – 192 с.
Крылова, Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования // Народное образование. – 2005. №2. 113-121 с.
Кондратенков, А. Е. Сельская общеобразовательная школа на современном этапе / А. Е. Кондратенков. – М. : Педагогика, 1979. 12 с.
Колесникова, Е. В. Теория и методика обучения технологии и предпринимательству. Методика обучения предпринимательству: учебно-методический комплекс (для общеобразовательных школ) / Е. В. Колесникова. Томск: Издательство 2006, ТГПУ.
Макаренко, И. С. Организация и руководство воспитательной работы в школе. – М. : Просвещение, 1974.
Леонтьев А. В. Введение в предпринимательство / А. В. Леонтьев. – М. : Дрофа. 1999.
Мойсеюк, Н. Е. Воспитание школьников на традициях сельских тружеников / Н. Е. - М. : Просвещение, 1982. 42 с.
Мельникова, Е. Л. Проблемный урок. Или как открывать знания с учениками / Е. Л. Мельникова. – М., 2002. -168 с.
Никульшин, С. М. Организация проектной деятельности в свете требований ФГОС / С. М. Никульшин, а. В. Роготнева, Л. Н. Тарасова. – ТОИПКРО. Томск 2012. 94 с.
24 Молли Годдард Вязанные игрушки / Перевод с анг. Л. Крыловой. –
«Контэнт» 2003 с14.
Обухова, А. С. Социокультурное взаимодействие в системе исследовательской деятельности учащихся / А. С.Обухова. Народное образование. – 2002. №2. 43-48 с.
Программы Трудовое обучение в сельской школе: Сельский дом и семья: 5-9 кл / Под. ред. В.А. Кальней. – М. : Просвещение, 2001. 238 с.
Полат, Е. С. Метод проектов: история и теория вопроса. Школьные технологи / Е. С. Полат. 2006. №6 43-48 с.
Спирин, Л.Ф. Трудовое воспитание в сельской школе /Л.Ф. Спирин, Е.С. Зайцев. – М. : Просвещение, 1979. 241 с.
Семенова, Н. И. Крючок, челнок и клубок. Пособие для начинающих рукодельниц / Н. И.Семенова. (Серия “Домашняя практическая библиотека”). : “Тайм – Аут”. 1995.
Серова, Е. В. Петелька за петелькой / Е. В. Серова. – М. : ООО «ТД» «Издательство Мир книги». 2006. 28с.
Советова, Е.В. Эффективные образовательные технологии / Е. В. Советова. – Ростов н/Д.: Феникс, 2007. -285 с.
Сизов, В.В. Финансы и кредит. Учебное пособие. Часть 1-2 / В. В. Сизов. Томск ТГПУ. 2006. 256 с.
Серова, Е. В. Петелька за петелькой / Е. В. Серова. – М. : ООО «ТД» «Издательство Мир книги». 2006. 28с.
34 Титова, Е. П. Методика преподавания модуля «Декоративно-прикладное творчество» на уроке технологии // 1 – сентября. -2008. – 12окт.