Урок на тему Коммуникация у старшеклассников


МКОУ Малышевское казенное общеобразовательное учреждение Малышевская средняя школа
Урок на тему «Коммуникация у старшеклассников»
Выполнила: педагог – психолог
Курбанова Наталья Хабировна
Малышевка, 2016
Занятие 5. (Знакомство и сплочение уже проведены.)
Цель: Повышение уровня коммуникативных навыков у старшеклассников.
Задачи:
1. Дать старшеклассникам знания о понятии коммуникация, ее компонентах.
2. Сформировать у старшеклассников представления о навыках эффективного и неэффективного общения.
3. Способствовать личностному росту учащихся, помощь интериоризировать полученные в ходе занятия знания.
Занятие посвящено развитию коммуникативных навыков старшеклассников, но в программе рассматривается 3 компонента коммуникация, самооценка, ценностные ориентации. Мы делаем предположение о том, что через развитие коммуникативных навыков мы сможем проанализировать уровень самооценки и основных ценностных ориентаций.
Стимульный материал: притчи, листы формата А4, ручки, фломастеры, карандаши, ватман, ситуации, конфеты.
Принцип сознательности и активности, наглядности, научности, связи теории с практикой, доступности, системности и последовательности.
Вступительное слово: Ребята здравствуйте, сегодня у нас необычный урок психологии сегодня мы с вами разберем, что такое коммуникации и для чего она нужна.
1 Упражнение. «Ассоциация»
Описание: На листочке бумаги за 1 минуту запишите как можно больше слов на тему «Коммуникация». Листочки собираются, перемешиваются, каждый вытягивает листок и читает попавшиеся ему ассоциации.
− Посмотрите, как много можно сказать о коммуникации, вы очень быстро справились с поставленной задачей, вы большие молодцы.
Мы опираемся на определение такого автора как А.А Петровского
− Коммуникация − это набор средств, с помощью которых люди конструируют свои взаимоотношения. Передача информации, вербальными и не вербальными средствами общения.
Эффективность коммуникации проявляется в следующих компонентах:
-Эмоциональный компонент, включает эмоциональную отзывчивость, эмпатию, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к действиям партнеров.
-Когнитивный компонент, связан с познанием другого человека, включает способность предвидеть поведение другого человека, эффективно решать различные проблемы, возникающие между людьми.
-Поведенческий компонент, отражает способность ребенка к сотрудничеству, совместной деятельности, инициативность, адекватность в общении, организаторские способности и т.п. (10 мин).
Для того, чтобы вы наглядно представили и проанализировали эффективную и неэффективную коммуникацию, (делим класс на две подгруппы, каждой подгруппе даем задание, придумать и разыграть сценку на тему « Конфликт со сверстниками» .
Рефлексия: для пассивных участников. Как ты считаешь, какой способ можно найти, чтобы выйти из данной ситуации? Как ты себя чувствовал? Как тебе было в роли обидчика или обиженного? (10 мин).
Упражнение 2. Притчи (15 мин)
Описание: Делим класс на три подгруппы ( Коммуникация, самооценка, ценностные ориентации) раздаем притчи ( в притчи будут вопросы которые ребята должны проработать. Чему учит притча? Какие выводы вы можете сделать? Осуждаете вы или принимаете линию поведения главного героя? Чтобы вы поменяли в притчи?), просим прочитать и проанализировать. В конце просим нарисовать рисунок по прочтенной притчи. Все садятся на свои места показывают рисунок и ребята дают краткий анализ притчи, а тем кто не может помогает весь класс.
− Ребята, вы все большие молодцы! Давайте сейчас проананлизируем то, что у вас получилось. Давайте начнем с первой подгруппы. Покажите, пожалуйста, свои рисунки. Что у вас получилось? Испытывали ли вы трудности? Какие? (ответы ребят. Если возникают проблемы, мы даем рекомендации, оказываем помощь, просим помощи у класса).Самооценка
Бежал по лесу ручеек, сам собою любовался: ловкий, проворный, быстрый, чистый и прозрачный! Ни с каким другим ручейком не хотел сливаться, считал себя сильным и сам хотел бежать по лесу.
Вдруг выбежал в поле, а там ослабел, силенок не хватило, растекся и пропал…
Кое-как, по каким-то подземным ходам, весь грязный, добрался он до реки и начал ей жаловаться:
«Если бы не это противное поле, то я бы и сам давно стал рекой!»
Услышав это, река всплеснула волнами:
«Эх, ты, глупый ручеек! Поле совсем не виновато в том, что ты растекся, ушел в землю и стал таким грязным! У того, кто отталкивает других, стать рекой – сил не хватит…  Чем больше ценишь самого себя, тем больше себя теряешь.»Ценностные ориентации
Однажды отец богатой семьи решил взять своего маленького сына в деревню, на ферму чтобы показать сыну насколько бедными могут быть люди.
Они провели день и ночь на ферме у очень бедной семьи. Когда они вернулись домой, отец спросил своего сына:
— Как тебе понравилось путешествие?
— Это было замечательно, папа!
— Ты увидел насколько бедными могут быть люди? — спросил отец.
— Да.
— И чему ты научился из этого?
Сын ответил:
— Я увидел, что у нас есть собака в доме, а у них четыре пса. У нас есть бассейн посреди сада, а у них — бухта, которой не видно края.
Мы освещаем свой сад лампами, а им светят звёзды.
У нас патио на заднем дворе, а у них — целый горизонт.
Отец лишился дара речи после этого ответа сына. А сын добавил:
— Спасибо, папа, что показал мне насколько богаты эти люди.
Не правда ли, что всё это зависит от того с какой точки зрения смотреть на мир?
Имея любовь, друзей, семью, здоровье, хорошее настроение и позитивное отношение к жизни, вы получите всё!
Но вот купить что-либо из вышеперечисленных вещей невозможно.
Можно приобрести любые воображаемые материальные блага, даже запастись ими на будущее, но если ваша душа не наполнена, у вас нет ничего!
Коммуникация
Однажды возле входа в город сидел над оазисом старец. К нему подошел мальчик и спросил: - Я ни разу здесь не был. Какие люди живут в этом городе?Старик ответил ему вопросом:- А какие люди были в том городе, из которого ты ушел? Юноша ответил:- Это были эгоистичные и злые люди. Впрочем, именно поэтому я с радостью выехал оттуда.- Здесь ты встретишь таких же. Немного спустя, другой человек приблизился к этому места и задал тот же вопрос: - Я только что приехал. Скажи, старец, какие люди живут в этом городе? Старик ответил тем же: - А скажи, сынок, как вели себя люди в том городе, откуда ты пришел?- О, это были добрые, гостеприимные и благородные души. У меня там осталось много друзей, и мне было нелегко с ними расставаться.- Ты найдешь таких же и здесь.
Упражнение 3. «Массаж»
Психогимнастическое упражнение, направленное на снятие физического и эмоционального напряжения.
Описание: Учащиеся делают 2-3 минуты массаж.
Обратная связь: ребята, сейчас я попрошу вас охарактеризовать ваше состояние одним словом. Пусть это будет время года или погода. (ответы ребят)
Завершение: Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Все были очень активны. Мне было с вами очень приятно работать, я надеюсь вам тоже очень понравилось и вы в дальнейшем сможете применить полученные знания. До новых встреч! (раздаем детям конфеты)