Конспект урока по русскому языку: Урок-коммуникация (11 класс)


Министерство общего и профессионального образования Свердловской области ГОУ СПО «Красноуфимский педагогический колледж»





«Урок-коммуникация
В 11 классе»

Учитель: Илюшина Н. Г







2015 г

Русский язык имеет особый статус, так как является не только предметом изучения, но и средством обучения. Через язык происходит процесс обучения другим предметам, в том числе и литературе, что является причиной обращения к интегрированному обучению. На уроках русского языка используются фрагменты программных произведений, на материале которых мы не только пополняем словарный запас, повторяем орфографию, пунктуацию, стилистические нормы, но и обеспечиваем понимание темы, идеи произведения через его языковую форму, словесную ткань.
Тем самым повышается интерес к изучаемым произведениям, обогащается словарный запас учащихся, совершенствуются навыки различных видов анализа, что способствует наиболее эффективному развитию речевой компетенции подростков.
Такой подход методисты называют герменевтическим.
Герменевтический подход позволяет на уроках решать проблемы понимания текста. Ориентируясь в основном на толкование текста с целью понимания, герменевтическая наука изучает психологические процессы понимания, описывает эффективные методы, приемы, средства работы с образцами речи, тем самым принося практическую пользу в развитии речевой компетенции.
В основе методической системы лежит принцип изучения языковых (фонетических, грамматических и др.) явлений на материале текстов программных художественных произведений. Реализация данного принципа требует новых подходов к обучающей ситуации, поэтому появляется и новая организационная форма – урок-коммуникация.
Целью таких уроков, соединяющих русский язык и литературу, является формирование речевой, языковой, коммуникативной и литературной компетенции, а также развитие языкового чутья, воспитание эстетического чувства языка. Цель реализуется, если ученик освоил конкретные лингвистические понятия, которые изучаются в школьном курсе русского языка:
- фонетико-синтаксические (если ученик правильно понимает значение знаков препинания в тексте, он читает его с правильной интонацией, при письме – наоборот: ориентируясь на интонацию, правильно ставит знаки препинания);
- лексико-семантические (при анализе и создании собственного текста особое внимание обращает на синонимию, антонимию, омонимию слов, словосочетаний и синтаксических конструкций);
- парадигматические (понимает роль частей речи в тексте);
- синтагматические (знает возможные варианты оформления законченной мысли, понимает значение порядка слов в предложении);
- стилистические (понимает особенности построения текста: жанровые характеристики, композицию, язык персонажей, сюжетные линии при анализе и создании текста). Обогащение словарного запаса осуществляется по двум направлениям:
- семантизация неизвестных слов, встречающихся в произведениях художественной литературы;
- ввод новых литературных, лингвистических терминов.
На каждом уроке учитель работает с литературной лексикой. По сути, расширяются понятия, которые уже имели место на уроках литературы. Хорошо, когда материал изучается параллельно.
Обогащение словарного запаса учащихся - важнейшая задача школьного курса русского языка. Необходимость в специальной работе по обогащению словарного запаса учащихся определяется исключительно важной ролью слова в языке и потребностью в постоянном пополнении запаса слов.
Потребность в расширении словарного запаса учащихся определяется разными причинами. Окружающая жизнь, учеба в школе, чтение книг, Обсуждение произведений на уроках, просмотр спектаклей и художественных фильмов обогащают словарный запас учащихся, вместе с тем зачастую приходят незнакомые им слова, с которыми необходимо поработать. Владение большим запасом слов обеспечивает лучшее понимание читаемого, свободное, без затруднений общение в разных коллективах людей.
Слова по-разному используются в функционально-стилистических разновидностях языка, что связано с особенностями их основных и дополнительных лексических значений. Понимание этой связи - основа обучения школьников умению употреблять известные и новые слова в собственных высказываниях, стилистически дифференцированных.
Перечисленные факторы определяют следующие цели обогащения словарного запаса учащихся:
1) количественное увеличение слов и качественное совершенствование имеющегося запаса слов;
2) обучение умению пользоваться известными и вновь усвоенными словами.
Количественное расширение запаса слов у учащихся выражается в постепенном прибавлении к имеющимся словам новых слов (уровень пополнения лексем). Качественное совершенствование словарного запаса заключается, во-первых, в уточнении лексического значения и сферы употребления известных слов, во-вторых, в замене нелитературных слов литературными (уровень совершенствования лексем). Особую сторону количественно-качественного совершенствования словарного запаса составляет работа над ознакомлением с неизвестными учащимся лексическими значениями уже имеющихся в их словаре многозначных слов.
В работе над повторением в старших классах синтаксических конструкций учитель подбирает примеры из произведений, изучаемых в данное время на уроках литературы. Прежде чем приступить к изучению конкретных языковых явлений, необходимо уловить общее содержание текста или предложения (мысли), которое появляется благодаря взаимодействию данных языковых явлений, понять их роль (функцию) в создании данного содержания. Зачастую в подобранных примерах синтаксическая конструкция играет стилистическую роль. И здесь налицо обращение к герменевтике, которая занимается пониманием содержания текста, толкованием возникающих смыслов.
Процесс понимания характеризуется наличием рефлексии – способности сознания возвращаться к осмыслению собственных интеллектуальных операций. Рефлексия при формировании умений слушать и читать становится методом обучения. Когда слушающий обращается к говорящему с вопросом: Правильно ли я понял, что... – и выражает свое понимание (уловленные смыслы) в высказывании, такая интерпретация текста позволяет ему проверить адекватность своего понимания.
То же самое происходит при чтении: соотнося смыслы, которые рождаются у учащихся при чтении, с лексическим, грамматическим, стилистическим значениями языковых единиц, они страхуют себя от произвольной интерпретации, далекой от авторского замысла. И тогда привыкают строить свое мнение о тексте в соответствии с культурной традицией.
Формировать речевую компетенцию школьника невозможно, если урок не дает образцов правильной и красивой речи (тексты худ. произведений) и не позволяет пробовать силы в собственных высказываниях (вопросы, ответы, рассуждения по поводу характера или же чтения произведений с элементами прочитанного). Организация на уроке устной коммуникации с вопросами интерпретационного герменевтического анализа помогает развитию речевых способностей школьников и повышению уровня их языковой компетенции. Именно это принципиальное соображение вызвало к жизни новый тип урока – урок-коммуникацию.
Интерпретация текста – это высказывание участниками урока-коммуникации своих толкований, формулирование понимания того, что стоит за языковыми средствами текста, восстановление авторского замысла.
Интерпретация толкование слов (морфем), словосочетаний, предложений как средство понимания настолько вариативна и порой непредсказуема, что, во-первых, порождает естественную речевую среду, без которой невозможно мотивированное обучение языку и речи. Во-вторых, неожиданным образом создает живую и необходимую учебную ситуацию, которая становится воспитывающей, обучающей и развивающей личность ученика на уроках родного языка.
Методика работы на уроках связана с применением всех видов языкового разбора: фонетического, морфемного, словообразовательного, этимологического, лексического, морфологического, синтаксического и стилистического. Но это не привычный формальный подход, когда избирается слово (или другая единица языка) и потом оно разбирается в соответствии с памяткой из школьного учебника в отрыве от речевой ситуации. Это функционально-семантический и системно-стилистический подходы, каждый из которых характеризуется необходимостью понять:
- какова роль конкретной (избранной для конкретного урока) языковой единицы для понимания смысла текста и
- что делают ее составные части (части этой единицы: морфемы для слова; слова и словосочетания для предложения; предложения и их строение для текста и т.п.) или что делают категории этих языковых единиц для создания общего содержания произведения.
Для данных уроков предлагается специальная система упражнений.
Эти упражнения распределены по трем направлениям в соответствии с типом применяемых в них умственных операций:
1) аналитические это коллективная (в классе) коммуникация с автором текста. С этой целью исследуются лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические особенности текста.
2) аналитико-синтетические. В этом случае коммуникация усложняется количеством текстов, и ученик вступает в беседу сразу с несколькими писателями (авторами), так как ему предстоит в едином псевдотексте выделить различные тексты. Такого рода упражнения помогают отрабатывать коммуникативные позиции слушателя (читателя), критика, управляющего и организатора коммуникации. Создать образ автора каждой части псевдотекстов помогает определение стиля каждого «голоса», звучащего в тексте, его темы и лексико-грамматических особенностей, составляющих текст отрезков. Такая работа возможна лишь после выработки умений лингвостилистического и герменевтического анализа текста, чему способствуют упражнения первого раздела.
3) синтетические упражнения, с помощью которых ученик приобретает умение сочинять текст самостоятельно, быть автором, создавать речевое произведение, адекватное ситуации. Задания, помещенные в этом разделе, решают проблему мотивации к сочинению учениками собственных произведений. Предлагается выполнять эту сложную работу частями, поэтапно, тем самым готовиться к освоению сложного процесса написания сочинения.
Чтобы работа с текстом была продуктивна, следует начинать с аналитических упражнений первого типа, после пяти первых упражнений можно подключать упражнения второго типа и через некоторое время упражнения третьего типа, а далее выполнять упражнения всех типов параллельно. Главный результат выполнения всех типов упражнений в старших классах: школьники совершенствуют действия с текстом, т.е. самостоятельно могут:
- понять главную мысль, максимально близкую авторской идее;
- восстановить конситуацию создания текста;
- объяснить приемы и средства, с помощью которых автор достигает реализации своего замысла;
- объяснить влияние грамматических и стилистических средств выразительности на оформление текста и его содержание;
- создать собственные тексты (устные и письменные), адекватные заданной речевой ситуации.
Преимущества такой работы налицо. Реализуется главная цель школьного образования – формирование всесторонне развитой личности, готовой к успешной социализации (путём развития речевой компетенции). На школьном же уровне такая работа более качественно и результативно готовит старшеклассников к написанию экзаменационного сочинения по литературе.
Тема: Обособленное определение
Цель: активизировать знания об обособленных членах; совершенствовать умения опознавать определение; совершенствовать умения пунктационно грамотно оформлять предложения с обособленными определениями; определить роль обособленных определений в художественном тексте
I.Работа с литературной лексикой:
Модернистское течение, образ-символ, незримая тайна, Серебряный век, Прекрасная Дама, интеллигентная среда, поиски гармонии, неприятие реальности, туманные очертания, мотив сна, возникновение за реалиями образов, имеющих «вселенское» значение, аллитерационно-ассонансное созвучие, «Процесс вочеловечивания», религиозно-философские поиски, обесцененная красота, проблема долга, трагизм нравственного выбора, бесстрашная искренность
Пояснить лексическое значение слов: Модернистское течение, образ-символ, аллитерационно-ассонансное созвучие;
Сделать разбор по составу выделенного слова
II. Словарный диктант ( задание: определить разряды местоимений)
Кое-какие покупки, как бы то ни было, во что бы то ни стало, пришел-таки к тебе, по тому делу, несмотря на возраст, вроде глубокой траншеи, знаменитости в нашем роде, всякая опасность, кто впоследствии выживет, себя любишь, ничто не мило, за исключением кого-либо, кто любит, тот страдает
III. Работа над новой темой:
Беседа:
Что называется определением? (второстепенный член, обозначающий признак предмета);
На какие группы делятся определения? (одиночные – распространенные; согласованные –несогласованные);
Какие определения называются согласованными, какие – несогласованными? (Согласованные определения выражены прилагательным или причастием, порядковым числительным или местоимением, которые согласуются с существительным в роде, числе и падеже. Несогласованные определения выражены существительным в косвенном падеже, наречием или глаголом в неопределенной форме)
Какие члены предложения называют обособленными? ( члены предложения, значение которых подчеркивается на письме с помощью знаков препинания, в речи – интонации и пауз. Обособленные члены содержат дополнительную информацию)
Когда обособляется определение?
Учащиеся вспоминают основные правила обособления и записывают примеры. Приводится запись в виде таблицы:
Обособление согласованных определений
Обособление определений
Примеры

распространенное определение, выраженное причастным оборотом или прилагательным с зависимым словом, если оно стоит позади определяемого слова

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.
Сравните: одиночное определение «усталых», стоящее позади определяемого местоимения «всех», не обособляется, т.к. образует с ним смысловое целое


Назовите стилистическую фигуру, использованную Блоком - ( анафора. Повторяемое в начале каждой строки слово получает значительную эмоциональную нагрузку, усиливает параллелизм отрывка и его выразительность)

Обособление определений
Примеры

Два или более одиночных определения, стоящих позади определяемого слова (особенно если перед ним стоит определяемое слово).
Последний вздох, и тайный и бездонный, Слова последние, последний ясный взгляд, И кружный мрак, мечтою озаренный, А светлых лет не возвратить назад.

Какое средство изобразительности использует Блок, чтобы подчеркнуть важность высказанной мысли? – (лексический повтор слова «последний» усиливает чувство безнадежности).
Обособление определений
Примеры

одиночное и распространенное, определение, стоящее в препозиции и постпозиции, если оно отделено другими словами от определяемого слова, относящееся к личному местоимению

Не знаю, где приют своей гордыне, ты, милая, ты, нежная , нашла

И она меня, легкая, манит и круженьем и пеньем зовет.
Опьяненный вином золотистым, золотым опаленный огнем, я забыл о пути каменистом, о товарище бедном моем

Обособление определений
Примеры

Одиночные и распространенные определения, стоящие перед определяемым словом, имеющие добавочное обстоятельственное значение
И странной близостью закованный, смотрю за темную вуаль, и вижу берег очарованный и очарованную даль. (Вижу берег очарованный и очарованную даль почему? – закованный странной близостью)

Назовите эпитеты в используемых примерах и конкретные прилагательные, в чем их отличие?
Объясните правописание Ни НН в причастиях: опьяненный, опаленный, закованный, очарованный.
Обособление несогласованных определений
Обособление определений
Примеры

Несогласованные определение, выраженное косвенными падежами существительных, если подчеркивается выражаемое ими значение

Идут века, шумит война, Встает мятеж, горят деревни, А ты все та ж, моя страна, В красе заплаканной и древней. Доколе матери тужить? Доколе коршуну кружить?

Назовите использованные автором стилистические фигуры и их роль. ( риторическое обращение призвано выразить отношение автора к стране; риторический вопрос задан с тем, чтобы привлечь внимание).
Обособление определений
Примеры

Несогласованные определение, выраженное косвенными падежами существительных, относящееся к личному местоимению

Да, скифы мы! Да, азиаты мы, С раскосыми и жаркими очами.

Мне снилась снова ты, в цветах, на шумной сцене, безумная, как страсть, спокойная, как сон, а я, поверженный, склонял свои колени и думал: «Счастье там, я снова покорен».


Найдите антонимы. Какую роль они выполняют?
Какое средство художественной выразительности помогает поэту создать образ героини? (сравнение).
Обособление определений
Примеры

Тире при согласованных и несогласованных определениях, имеющих различные способы выражения, ставится тогда, когда необходимо особо подчеркнуть их смысловую значимость, в данном случае они выполняют роль пояснительного члена
Так идут державным шагом –
Позади голодный пес,
Впереди – с кровавым флагом
И за вьюгой невидим,
И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной
Снежной россыпью жемчужной,
В белом венчике из роз-
Впереди – Иисус Христос


Несогласованное определение, стоящее в препозиции, выделяется тире, так как относится к имени собственному.
Можно провести конкурс на лучшего знатока лирики Блока. Им окажется учащийся, озвучивший названия стихотворений, отрывки из которых прозвучали на уроке: 1.«Девушка пела в церковном хоре»; 2 «Офелия»; 3. «Незнакомка»; 4. «Соловьиный сад»; 5 «Скифы»; 6 «На поле Куликовом»; 7 «Двенадцать»

Вывод: В синтаксисе лирики А. Блока нередко можно встретить обособленные согласованные и несогласованные определения, выраженные как причастным оборотом, так и одиночным прилагательным, и существительными в косвенном падеже с предлогами. Они помогают поэту в создании выразительных, запоминающихся образов. Наряду с другими изобразительно-выразительными средствами они являются ярким приемом в его творческой мастерской.

Домашнее задание: параграф 85, упражнение 421











Тема: Обособленное приложение
Цель : Цель: активизировать знания об обособленных членах; совершенствовать умения опознаватьприложение; совершенствовать умения пунктационно грамотно оформлять предложения с обособленными приложениями; вторить условия обособления приложений, правописание слитного и раздельного НЕ с разными частями речи определить роль обособленных приложений в создании образа; развивать навыки анализа текста.

Работа с литературной лексикой:
Пушкин-лицеист, традиции классицизма, члены «Арзамаса», декабристские идеалы, эпиграмма, крепостное право, утраченные иллюзии, разочарованные бунтари-одиночки, общественно-политическая лирика, нерукотворный монумент, мировоззрение поэта, «лелеющая душу гуманность», мадригал, «золотой век» русской литературы.
Выясняется значение слов мадригал и эпиграмма
Подобрать синонимы к слову «Лелеюща»я
II. Словарный диктант (Объяснить правописание НЕ с различными частями речи)
Не похож на брата, неловкое движение, недоумевая, не исследованная геологом, неспешным шагом, не построен, никак не мог взять, не человеческий голос, а вопль, не один я, невообразимая суматоха, от еще не просохшей стены, ждать неоткуда, выбежали не мешкая, некрашеный, но удобный табурет, не освещенная солнцем, какие-нибудь неприятности, несчастный невольник.

III. Работа над новой темой:
Беседа:
Что называется приложением? (второстепенный член, отвечающий на вопросы подлежащего или дополнения, обозначающий признак предмета)
Что общего у обособленных определений и приложений? - (приложения обособляются так же, как и определения)
Назовите основные положения, при которых обособляются определения. Эти условия и будут обязательными для обособления приложений.
Объяснительный диктант:
Несчастью верная сестра, надежда в мрачном подземелье, разбудит бодрость и веселье, придет желанная пора.
Я старался вообразить себе капитана Миронова, моего будущего начальника, и представлял его себе строгим, сердитым стариком, не знающим ничего, кроме службы.
Сыны любимые победы, сквозь огнь окопов рвутся шведы (обстоятельственное значение)
И я, любви искатель жадный, решился в грусти безотрадной Наину чарами привлечь.
Узнай, Руслан: твой оскорбитель – волшебник страшный Черномор, красавиц юных похититель, полнощных обладатель гор.
С друзьями в гриднице высокой Владимир-солнце пировал.
Синтаксический разбор предложения 6.
Осложненное списывание:
Ему ли карлику тгаться с исполином?
Один – Рогдай воитель смелый мечом раздвинувший прделы богатых киевских земель.
Другой – Фарлаф крикун надменный в пирах (н)кем (не) побеждеый но воин скромный меж мечей.
Юлай крещеный калмык сделал коменданту важное днесение.
Тврец тебя мне нипослал моя мадонна чистейшей прелести чистейший образец.
О сколько нам открытий чудных готовит просвщенья дух и опыт сын ошибок трудных и гений парадоксов друг
Прачка Палашка толстая и рбая девка и кривая коровница Акулька как(то) согласились в одно время кинутся матушке в ноги винясь в прступной слабости.
Кирила Петрович выписал для своего маленького Саши (француза) учителя
Обособленное приложение может присоединяться союзом как с дополнительным значением причинности, в таком случае оно обособляется:
Как замечательный русский национальный поэт, Пушкин никогда не будет забыт русским народом
Не являются приложением обороты с как в значении «в качестве»:
Богат, хорош собою, Ленский везде был принят как жених. ( Определить части речи)
Обособляются приложения, которые могут относиться к отсутствующему, но подразумеваемому в контексте слову:
Дитя сама, в толпе детей играть и прыгать не хотела.
IV. Вывод,
Почему в творческой мастерской А. С. Пушкина так часто можно встретить обособленное приложение?
Учащиеся говорят о том, что обособленные приложения помогают поэту создать краткую меткую характеристику персонажу. Они могут указывать на род занятий (капитана Миронова, моего будущего начальника) , национальность (Юлай, крещеный калмык). С их помощью создается портретная характеристика (толстая и рябая девка), психологическая характеристика (любви искатель жадный). Зачастую характеристика содержит авторскую иронию (воин скромный меж мечей). А также может содержать и восторженную характеристику (чистейшей прелести чистейший образец). Таким образом, обособленное приложение можно считать одним из любимых стилистических средств А. С. Пушкина в создании художественного образа.

Домашнее задание: параграф 86, упражнение 425

Тема: Обособление обстоятельства.
Задачи: 1) повторить условия обособления обстоятельств;
2) развивать навыки различных видов анализа предложений на данном языковом материале;
3) воспитывать любовь к родной природе посредством языкового анализа стихотворений.

Ход урока.
Организационный момент.
Работа с литературной лексикой (пополнение словарного запаса): Полифония, многогранность и диалектичность творчества Сергея Есенина, аллитерация на свистящие, метафорическое средство, метаморфизм его художественного мира, персонификация как совокупность олицетворений различных типов (оживление неживого, овеществление абстрактного, наделение образа человека природными характеристиками), фольклорные мотивы
Выясняется значение слова полифония
Производится фонетический разбор слова «полифония»
III. Словарный диктант с взаимопроверкой
Никого, ни с кем, кое о чем, что-либо, ни перед кем; ниоткуда, кое-какой, за чем-либо, чей-то, ни что иное, как, ни к чему, ничем иным не отличался, не кого иного, как, сколько-нибудь.
!V. Обсуждение итогов работы
V. Словарная работа
Диалектика (греч.) – наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, внутренний источник которых усматривается в единстве и борьбе противоположностей.
Метаморфизм (греч., преобразуюсь, превращаюсь) – процесс преобразования чего-либо.
Имажинизм (франц. image – образ) – литературное направление, провозгласившее главным смыслом творчества создание образом, имеющих самостоятельное значение.
VI. Повторение случаев обособление обстоятельств.
Анализ предложений.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!».
С пустых лощин ползет дугою тощей
Сырой туман, курчаво свившись в мох,
И вечер, свесившись над речкою, полощет
Водою пальцы синих ног.

Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров ( устная характеристика предложения, синтаксический разбор предложения «В хлеву покой и дрема»)
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

4). Сад полышет, как пенный пожар ,
И луна, напрягая все силы,
Хочет так, чтобы каждый дрожал
От щемящего слова «милый»
Выясняется стилистическая принадлежность слова «полышет»

5). А ты , любимый
Верный пегий пес?!
От старости ты стал визглив и слеп
И бродишь по двору, влача обвисший хвост,
Забыв чутьем, где двери и где хлев.
О, как как мне дороги все те проказы,
Когда у матери стянув краюху хлеба,
Кусали мы ее с тобой по разу,
Ни капельки друг другом не погребав.
Выясняется стилистическая принадлежность слова «не погребав»

VII. Вывод.
Сергей Есенин часто использовал в своих стихотворениях деепричастные обороты и деепричастия, так как они позволяют «дорисовать» движение, сделать поэтическую речь выразительной, динамичной, природа в лирике поэта одушевлена. Он использует прием метаморфизма. В сравнении с придаточными обстоятельственными деепричастиями оборот более сжат, динамичен.
VIII. Домашнее задание.











Тема: Лингвистический анализ стихотворения
Цель: выявление системы языковых средств, с помощью которых передается идейно-тематическое и эстетическое содержание текста;

Организационный момент
Работа по теме
Чтение стихотворение учителем:

ГУЛЯЕВСКАЯ ГОРКА
Остановись, дороженька моя! Все по душе мне - сельская каморка, Осенний бор, Гуляевская горка, Где веселились русские князья. Простых преданий добрые уста Еще о том гласят, что каждодневно Гуляла здесь прекрасная царевна,- Она любила здешние места. Да! Но и я вполне счастливый тип, Когда о ней тоскую втихомолку Или смотрю бессмысленно на елку И вдруг в тени увижу белый гриб! И ничего не надо мне, пока Я просыпаюсь весело на зорьке И все брожу по старой русской горке, О прежних днях задумавшись слегка...
2.2, Словарная работа:
Выясняется лексическое значение понятия «лирический герой»; значение слова «каморка»
2.3. Беседа по вопросам:
Определение темы и идеи стихотворения
Как вы понимаете выражение «Гуляевская горка» (выясняется происхождение прилагательного «гуляевская»)
На какие смысловые части можно условно разделить стихотворение? (прошлое – настоящее)
Каккие времена глаголов употреблены и какое в этом значение?
Определите стилистическую принадлежность лексики. Какие образы созданы с помощью устаревшей и старославянской лексики? Какие – с помощью просторечной и нейтральной?
Дайте синтаксическую характеристику предложению 1, 2, последнему, какова их семантико-стилистическая функция;
Какие средства художественной выразительности использует Н. Рубцов, их роль.
После беседы учащимся предлагается создать собственный текст- анализ стихотворения.
Привожу пример полученной работы:
Стихотворение начинается риторическим обращением и риторическим восклицанием:
Остановись, дороженька моя!
Оно ассоциируется с книжным авторским афоризмом:
Остановись, мгновенье, ты прекрасно!
Автор словно хочет замедлить свой жизненный путь, называя его словом «дороженька». Обращение «дороженька» может обозначать и маршрут прогулки, т. е. слово многозначно и воспринимается сразу не в одном значении.
Далее следует фразеологизм «Все по душе мне», который является ключевым ко всему, далее описанному. То, что по душе лирическому герою, выражено рядом однородных членов:
Сельская каморка, осенний бор, Гуляевская горка
Придаточное определительное «где веселились русские князья» определяет конкретное место, Гуляевскую горку. По-видимому, эта горка получила свое название от слова «гулять». Поэтому князья здесь веселились, царевна гуляла, а в настоящее время бродит лирический герой.
Следует заметить, что при описании событий прошлого автор использует устаревшую лексику: князья, предания, уста, гласят, царевна, которые придают тексту исторический колорит и торжественность. Аллитерация на санорные Р-Л привлекает внимание к сказанному. Очевидно, что автор любит историю, трепетно относится к ней.
Тогда как для описания современности он использует экспрессивно-окрашенную и нейтральную лексику. Себя называет словом «тип», в данном контексте оно имеет экспрессивную окрашенность. Он не гуляет, а бродит. Употребляется просторечное слово «втихомолку, «тоскую»». Все это снижает образ настоящего.
Описывая современность, автор не употребляет тропов. Есть конкретные прилагательные: белый гриб, русская горка, прежние дни.
Некоторые существительные совсем оголены: елка, зорька, но употребленные слова называют конкретные понятия, создавая зримый образ.
Чуть украшают повествование наречия, создающие образ действий лирического героя: смотрю бессмысленно, просыпаюсь весело. Они создают психологический портрет героя, у которого на душе спокойно.
Автор не использует фигуры и тропы намеренно: не хочет украшать настоящее.
Последняя фраза «о прежних днях задумавшись слегка» - обособленное обстоятельство, обозначает добавочное действие к глаголу-сказуемому. Но по сути оно имеет в данном тексте ключевую роль ибо снова возвращает нас к прошлому, образ которого является главным в данном стихотворении а прием умолчания передает невозможность высказать все, что переполняет душу.











дђ Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 615