Мастер-класс Стратегии смыслового чтения на уроках географии на примере темы Движение воды в Океане (6 класс)


Стратегии смыслового чтения на уроках географии
на примере темы «Движение воды в океане», 6 класс
(по учебнику Герасимова Т.П., Неклюкова Н.П. География. Начальный курс.)Цель мастер-класса: использование различных приемов работы с текстом на уроках географии для формирования понятий по теме, определения причинно-следственных связей, для формирования умений делать выводы, анализировать, работать в группе.
Мастер-класс был проведен при участии учителей географии г. Тюмени на Едином методическом дне.
Форма работы: групповая, индивидуальная.
Приемы работы с текстом: восприятие текста на слух, его осмысление, ассоциация; составление «тонких» и «толстых» вопросов», составление схемы, таблицы по тексту; работа с рисунками, их сравнение; формулирование определений понятий; составление кластера; работа с картами.Актуализация знаний.
Звучит «Шум волны». Закройте глаза и представьте себе: «Море. Пусто кругом: ни паруса, ни дымка на горизонте! Безбрежная равнина, слегка волнующая и рокочущая таинственным гулом. Вода теплая. Крик чаек …».
Какие ассоциации у Вас возникают с понятием «море»? «океан»?
Что происходит с водой в море? Что мы слышим»
Сформулируйте тему и цель занятия.
Изучение нового материала.
Сегодня мы отправляемся в морское путешествие на 4-х кораблях. Наша задача изучить виды движения воды в Океане, причины их образования, районы их возникновения. У Вас у каждого маршрутный лист, который Вы должны будете заполнить. Задание №1 выполняет экипаж первого корабля «Ветровые волны», задание №2 – экипаж корабля «Цунами», задание №3 - экипаж корабля «Приливы и отливы», задание №4 - экипаж корабля «Течения». Итогом нашего путешествия является выполнение задания №5 (составления кластера по теме).
Работа в группах. Каждая группа работает с определенным приемом обучения географии: 1)составление «тонких» и «толстых» вопросов,
2)«свернуть» информацию в таблицу,
3) работа с рисунком, текстом, атласом и контурной картой,
4)«свернуть» информацию текста в схему.
Каждый экипаж корабля представляет результаты своей работы.
Закрепление.
На ваших кораблях находятся судовые компьютеры, пришло электронное письмо: «Помогите узнать, какие же существуют виды движения воды в Океане и причины их образования?» (задание №5 на маршрутных листах).
Рефлексия.
Уважаемые коллеги, Вы слышали о «бутылочной почте». Чтобы наше мероприятие вошло в историю, прошу Вас написать послание о проведенном мастер-классе.
Приложение
Маршрутный лист
Тема: __________________________________________________________________________
Ветровые волны
Прочитайте внимательно текст и составьте «тонкие» и «толстые» вопросы.
«тонкие» вопросы «толстые» вопросы
Запишите определения:
Ветровые волны - _____________________________________________________________________
Высота волны - _______________________________________________________________________
Длина волны - ________________________________________________________________________
Цунами
«Сверните» информацию, данную в виде текста, в таблицу (таблицу составить).
Проанализируйте и сделайте выводы.
Приливы и отливы.
1)Работа с рисунком в параграфе.
Найдите в тексте информацию к этому рисунку. Объясните процесс образования приливов и отливов.
Сформулируйте определение и запишите.
Приливы и отливы - ____________________________________________________________
2)Подпишите на контурной карте названия географических объектов, указанных в тексте.
Океанические течения.
1)«Сверните» информацию, данную в виде текста, в схему.
2)Подпишите на контурной карте названия географических объектов, указанных в тексте.
Составить кластер по теме
Движение воды в Океане