Технологическая карта открытого урока по окружающему миру во 2 классе Будь природе другом (урок-конференция)


Открытый урок
по окружающему миру во 2 «Б» классе
План – конспект урока.
Учитель: Фирстова Г.М.
Дата: 15.11.2017
Тема: Будь природе другом.
Тип урока: Обобщение знаний.
Вид урока: Урок – конференция.
Технологии: Педагогические технологии на основе эффективности управления и интенсификации деятельности учащихся - проблемное обучение, групповые технологии, использование элементов компьютерных технологий, использование элементов технологии развития критического мышления.
Цели урока
Методы обучения
Организация деятельности
Образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся о растениях, животных, закрепить умение отличать группы животных по главным признакам, давать сравнительную характеристику группам животных.
Развивающая: развивать память, речь, умение анализировать, делать выводы, формировать поисковые и творческие навыки и умения.
Воспитательная: воспитывать у детей познавательный интерес к предмету, чуткое отношение к окружающему миру, ответственность за свои действия, прививать навыки коммуникативного общения.
На уровне восприятия: словесные, наглядные, практические.
Познавательный аспект: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемный.
Логический аспект: сравнение, обобщение, классификация
Методы стимулирования интереса (познавательная игра, новизна).
Методы контроля и самоконтроля.

Фронтальная, групповая.
Средства обучения Плешаков А.А. Мир вокруг нас Учеб. для 2 кл.нач.шк .В 2 ч. Ч1.- М.: Просвещение,2010.
Плешаков А.А. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений.- М.: Просвещение,
Планируемые результаты
Структура урока
2010.
Электронная таблица «Правила работы в группах», карточки с заданиями для групп, медиапроектор, компьютер, карточки с изображением различных животных, бумага, фломастеры, карандаши.
Презентация «Живой мир планеты» (Microsoft Office Power Point, 2007), сопровождающая урок.
Учащиеся должны знать отличительные признаки животных, уметь распределить животных на группы по основным признакам. Конкретизировать и обобщить знания по теме «Природа». Учащиеся получат опыт практической работы в группах, опыт по подведению итогов групповой деятельности, составят план действий по защите живой природы.
Организационная часть (1-2 мин.)
Мотивация.Постановка целей (2 мин.)
Обобщение знаний.Самостоятельное применение знаний (30 – 35 мин.)
Итог урока (5 мин.)
Домашнее задание (1 мин.)
Для проведения урока дети рассаживаются по группам (4-5 человек).
Содержание
Ребята!
Прочитайте стихотворение Я. Акима (вслух читает заранее подготовленный ученик, стихотворение на столах учащихся)
Есть одна планета – сад,
Этапы урокаДеятельность учителяДеятельность ученикаФормируемые УУД
Организационный момент. Настраивает учащихся на урок.
- Ребята!
Прочитайте стихотворение Я. Акима (вслух читает заранее подготовленный ученик, стихотворение на столах учащихся)
Умение настраиваться на урок. Читает стихотворение, в котором звучит тема урока.
-Есть одна планета – сад,
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету Регулятивные УУД
формирование способности к организации своей деятельности.
Мотивация.
Постановка цели. Учитель мотивирует учащихся на деятельность, побуждает к высказываниям.
Подводит к формированию темы урока.
- О какой планете мы прочитали?
Чем Земля отличается от других планет?
Почему в последних строках звучит тревога?
Как вы думаете, какой теме будет посвящен наш урок – конференция?
Предлагает повторить правила работы в группах (слайд № 2)
Ребята, вы разделились на группы. Вспомним правила работы в группах.
Принятие цели урока. Формулируют тему урока. Высказываются по теме урока. От кого и почему нужно защищать живую природу.
-Защите природы. Защите всего живого на Земле.
Формулируют правила работы в группах (по предложенной схеме)
•Работать не очень громко
•Когда один говорит, другие слушают.
•Мнение группы представляет один человек

Коммуникативные УУД (умение строить высказывания).
Регулятивные УУД
(умение прогнозировать содержание урока).
Познавательные УУД
(умение выделить и формулировать познават. цель).
Актуализация знаний.
Самостоятельное применение знаний.
Работа в группах.
Проверка выполнения задания № 1.
Взаимопроверка задания № 2. Организует работу в группах.
-Сегодня мы подведем итог знаний, которые вы получили в разделе «Природа».
Прочтите таблички. Назовите свои отделы.
Учитель предлагает прочитать, обсудить и выполнить 1 и 2 задания
-Ребята, приступайте к выполнению 1 и 2 задания.
-Ребята, сейчас решите кто даст ответ на 1 вопрос от вашей группы.
-Молодцы! Все хорошо справились с заданием.
-Проверяем второе задание. Как вы его выполнили?
- Сейчас поменяетесь местами и определите по какому признаку распределены карточки на группы.
Задание выполняем стоя. Первый отдел меняется со вторым, третий с четвертым.

-Ребята, сейчас определитесь, кто будет отвечать на первый вопрос. Учащиеся читают названия отделов
-Отдел по охране зверей. Отдел по охране птиц. Отдел защиты рыб. Отдел защиты насекомых.
Ученики понимают учебную задачу. Актуализируют знания по изученным ранее материалам. Работают в группах. Формулируют главные отличительные признаки животных. Устанавливают связь между строением тела животного и его образом жизни.
Классифицируют карточки с животными по самостоятельно выбранному признаку.
Ответы дают по одному учащемуся от каждой группы.
Учащиеся определяют правильность ответов.
- Мы распределили карточки с животными на группы.
Группы меняются местами. Определяют по какому признаку проведена классификация учащимися другой группы. Выбирают выступающего. Оценивают правильность ответов. Познавательные УУД
(классификация, сравнение, обобщение)
Коммуникативные УУД (умение строить речевое высказывание).
Регулятивные УУД (умение оценивать работу).
Электронная Презентация «Живой мир планеты» Ученикам предлагается совершить виртуальное путешествие «Живой мир планеты».
-Сейчас мы отправляемся в путешествие «Живой мир планеты». Ваша задача запомнить тех, кого сегодня защищает ваш отдел. (Слайды №Каких животных вы запомнили ?
Учащиеся просматривают презентацию. Запоминают животных своей группы, называют их.
Представители отделов отвечают на вопрос. Познавательные УУД (сравнение, классификация)
Дидактическая игра.
Физминутка.
Учитель проводит дидактическую игру по теме урока.
-А теперь игра! Мы попали на «Птичий базар».
Что такое «Птичий базар»?
Сюда сегодня попали не только птицы. Нам нужно прогнать чужаков. Я буду называть тех, кто собрался на «Птичьем базаре». Ваша задача: как только услышите название не птицы – топайте ногами и хлопайте в ладоши, так мы прогоним чужаков. Учащиеся в ходе игры отмечают животных по основным признакам. Принимают и выполняют правила игры.
-Место, где продают птиц. Место большого скопления птиц.
Учащиеся машут руками как крыльями, если слышат название птиц, топают ногами и хлопают в ладоши, если слышат название не птиц. Регулятивные УУД (умение преодолеть усталость, умение выполнять правила игры).
Познавательные УУД (сравнение, классификация)
Работа в группах.
Обобщение знаний. Учитель организовывает деятельность по составлению правил по защите животных.
-Ребята, наступает самый важный момент нашей конференции. Сейчас вам нужно самостоятельно составить правила Друзей природы и отразить каждое правило в запрещающем знаке. Каждому из вас необходимо будет определиться в своем отношении к природе. Приступайте к выполнению третьего задания. Учащиеся составляют правила Друзей природы. Моделируют их с помощью условного знака.
Готовят сообщение по заданному вопросу. Познавательные УУД (обобщение, сравнение, построение логической цепи рассуждений, использование знако-символических средств.Личностные УУД (умение характеризовать поступки, бережное отношение к природе).
Презентация групповых работ Учитель организует презентацию работ учащихся
-Настало время представления вашей работы. Не забудьте в своих выступлениях сообщить от кого и почему нужно защищать животных. Представители групп вывешивают знаки запрещающие вредить животным. Читают составленные правила по защите животных, объясняют, что означают нарисованные знаки. Учащиеся слушают выступление одноклассников, оценивают работу групп. Коммуникативные УУД (умение строить речевые высказывания, слушать и понимать речь участников учебного процесса. Представлять и отстаивать свое мнение).Познавательные УУД (умение устанавливать причинно-следственные связи, строить логическую цепочку рассуждений. Умение характеризовать поступки и моделировать их при помощи запрещенных знаков).Личностные УУД (умение оценивать свою работу и работу других учащихся).
Итог урока.
Рефлексия.
Подводит итог урока, организовывает работу по составлению синквейна «Животные». Мотивирует учащихся на выполнение творческого задания.
-Наша конференция подходит к завершению. Мы все вместе сейчас составим синквэйн.
Животные
Для второй строки нам нужно выбрать два – три прилагательных. Какие они, эти животные?
-Третья строка – это описание действия по защите животных.
-Четвертая строка – это фраза, предложение, в котором вы должны выразить свое отношение к животным, показать к какому выводу мы сегодня пришли.
-Подумайте как еще мы можем назвать животных.
-Молодцы, вы хорошо поработали, и все получаете жетоны с изображением братьев наших меньших
Учащиеся составляют синквей «Животные». Для второй строки выбирают 2-3 прилагательных. Какие они животные? Принимаются все ответы. Коллективно выбираются лучшие.
Учащиеся формулируют действия по защите животных -Беречь, защищать, оберегать, не вредить.

Учащиеся выражают свое отношение к животным. Показывают к какому выводу пришли на уроке
-Береги свою планету. Охраняй всё живое на Земле. Люби и защищай животных. Мы в ответе за того, кого приручили.
Подбирают синоним к названию синквейна
-Наши друзья. Наши меньшие братья. Характеризуют потенциальные опасности, грозящие живой природе. Дают ответы на вопросы урока.
Дежурные помогают учителю раздать детям жетоны.
Личностные УУД (умение ориентироваться в полученных знаниях).
Познавательные УУД (умение устанавливать аналогии, делать обобщения, умение строить предположения на основе полученных знаний).
Коммуникативные УУД (готовность слушать собеседника, готовность признавать возможность существования различных точек зрения, умение строить речевые высказывания).
Домашнее задание -Дома вам нужно составить короткий рассказ (5-6 предложений) по теме «Я – защитник природы».