Рабочая программа по изобразительному искусству в 0 классе


1.Пояснительная записка
Рабочая программа «Изобразительное искусство. 0 класс» составлена на основе авторской программы Москва, «Просвещение», 2011г. Автор программы М.Ю. Рау.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы:
Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных общеобразовательных стандартов начального общего, среднего (полного) общего образования»
Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253)
Учебный план ГБОУ школы-интерната пгт.Ильского на 2015-2016 учебный год.
Положение о рабочей программе (утв.Цели и задачи дисциплины.
Основными задачами обучения школьников с нарушением интеллекта изобразительному искусству являются:
воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательное и др.);
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью.
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
-развитие познавательной активности, формировано у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Учащиеся должны уметь:
Рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
Рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
Использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке;
Выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
Применять осевую линию при рисовании симметричных предметов;
Сочинять узор, используя ритм формы, цвет элементов узора и симметрию в его композиции;
Осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;
Закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;
Рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя приёмы этой работы с краской и кистью;
В работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
2.Общая характеристика учебного предмета.
Рабочая программа по изобразительному искусству для 0 класса разработана с учетом особенностей познавательной деятельности детей с отклонениями в интеллектуальном развитии и способствует их умственному развитию, содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня знаний, который необходим им для социальной адаптации.
Подготовка учащихся к жизни, к трудовой деятельности является одной из наиболее важных задач обучения специальной (коррекционной) школы. Учебный предмет «Изобразительное искусство» дает ученикам такие знания, умения и навыки, которые помогут социализироваться в обществе.
В течение обучения в 0 классе «изобразительное искусство» изучается с постепенным увеличением объема и нарастанием сложности по следующим разделам: «Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности», «Обучение приёмам работы в рисовании», «Обучение действиям с шаблонами, трафаретами», «Обучение приёмам работы с бумагой и ножницами, с «подвижной» аппликацией или с мозаикой», «Обучение приёмам лепки».
Распределение материала в 0 классе представлено концентрически с учетом познавательных, возрастных и коммуникативных возможностей учащихся.
Самое серьезное внимание при обучении изобразительного искусства в программе уделяется формированию у школьников познавательных навыков, что жизненно важно для умственно отсталых детей.
Учащиеся на уроках изобразительного искусства овладевают определенным объемом знаний и используют их в процессе трудового обучения, занимательного труда, изучения других предметов, а также в быту.
3.Описание места учебного предмета в учебном плане.
В соответствии с базисным учебным планом образовательного учреждения на этапе основного общего образования учебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в 0 классе по 1 час в неделю. Общий объём учебного времени составляет 33 часа.
4.Содержание учебного предмета.
Вводное занятие – 1 час
Формирование умений- 1 час
Формирование умения организовывать своё рабочее место.
Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности – 3 часа
Формирование умения правильно пользоваться карандашом-3 часа
Формирование умения правильно пользоваться карандашом.
Формирование умения проводить линии карандашом.
Формирование умения проводить штрихи «Штриховка»
Обучение приёмам работы в рисовании- 13 часов
Рисование линий карандашом-2 часа
Рисование точек карандашом «Капли дождя».
Рисование линий карандашом «Забор».
Рисование линий кистью-2 часа
Рисование линий кистью «Дорожки».
Рисование линий кистью «Ломаные линии»
Знакомства с промыслами-4 часа
Знакомство с промыслом «Гжель»
Знакомство с промыслом «Карпоголь»
Знакомство с промыслом «Дымково»
Знакомство с промыслом «Городец»
Закрашивание силуэтов-5 часов
Знакомство с осевой и центральной симметрией в природе.
Закрашивание силуэтов краской «Бабочка»
Рисование силуэта цветка. Городец.
Закрашивание силуэтов краской «Дерево»
Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
Обучение действиям с шаблонами, трафаретами- 2 часа
Обводка контура-2 часа
Обводка мягким карандашом контура простых объектов.
Обучение перемещению пальцев рук при работе с шаблонами.
Обучение приёмам работы с бумагой и ножницами, с «подвижной» аппликацией или с мозаикой-9 часов
Обучение умению правильно держать бумагу и ножницы-1 час
Обучение умению правильно держать бумагу и ножницы.
Обучение умению резать бумагу-3 часа
Обучение умению резать бумагу по прямой линии.
Обучение умению резать бумагу зигзагами.
Обучение умению резать бумагу волнообразно.
Вырезание простых форм-3 часа
Вырезание круга из квадрата (овала из прямоугольника).
Вырезание простых форм: яблоко, груша.
Вырезание простых форм: тыква, огурец.
Обозначение словом результата своих действий с материалом.
Складывание целого изображения-2 часа
Складывание целого изображения из его частей «Рыбка»
Складывание композиции: «Домик в деревне»
Обучение приёмам лепки- 5 часов
Обучение работе с пластилином-2 часа
Обучение работе с пластилином: разминать, скатывать материал «Мячик».
Обучение работе с пластилином: разминать, скатывать материал «Хлебные палочки».
Обучение приему раскатывания-2 часа
Обучение приему раскатывания, отщипывания, примазывания: «Колобок»
Обучение приему раскатывания, отщипывания, примазывания: «Неваляшка»
Вырезание круга из квадрата-1 час
Вырезание круга из квадрата (овала из прямоугольника).
5.Тематическое планирование.

ппРаздел Кол-во часов Основное содержание по темам
I Вводное занятие
1 Формирование умений 1 Формирование умения организовывать своё рабочее место.
II Обучение приёмам работы в изобразительной деятельности 3 Формирование умения правильно пользоваться карандашом 3 Формирование умения правильно пользоваться карандашом.
Формирование умения проводить линии карандашом.
Формирование умения проводить штрихи «Штриховка»
III Обучение приёмам работы в рисовании 13 Рисование линий карандашом
Рисование линий кистью
Знакомства с промыслами
Закрашивание силуэтов 2
2
4
5 Рисование точек карандашом «Капли дождя».
Рисование линий карандашом «Забор».
Рисование линий кистью «Дорожки».
Рисование линий кистью «Ломаные линии»
Знакомство с промыслом «Гжель»
Знакомство с промыслом «Карпоголь»
Знакомство с промыслом «Дымково»
Знакомство с промыслом «Городец»
Знакомство с осевой и центральной симметрией в природе.
Закрашивание силуэтов краской «Бабочка»
Рисование силуэта цветка. Городец.
Закрашивание силуэтов краской «Дерево»
Декоративное рисование по мотивам дымковской росписи.
IV Обучение действиям с шаблонами, трафаретами 2 Обводка контура 2 Обводка мягким карандашом контура простых объектов.
Обучение перемещению пальцев рук при работе с шаблонами.
V Обучение приёмам работы с бумагой и ножницами, с «подвижной» аппликацией или с мозаикой 9 Обучение умению правильно держать бумагу и ножницы
Обучение умению резать бумагу
Вырезание простых форм
Складывание целого изображения 1
3
3
2 Обучение умению правильно держать бумагу и ножницы.
Обучение умению резать бумагу по прямой линии.
Обучение умению резать бумагу зигзагами.
Обучение умению резать бумагу волнообразно.
Вырезание круга из квадрата (овала из прямоугольника).
Вырезание простых форм: яблоко, груша.
Вырезание простых форм: тыква, огурец.
Обозначение словом результата своих действий с материалом.
Складывание целого изображения из его частей «Рыбка»
VI Обучение приёмам лепки 5 Обучение работе с пластилином
Обучение приему раскатывания
Вырезание круга из квадрата 2
2
1 Обучение работе с пластилином: разминать, скатывать материал «Мячик».
Обучение работе с пластилином: разминать, скатывать материал «Хлебные палочки».
Обучение приему раскатывания, отщипывания, примазывания: «Колобок»
Обучение приему раскатывания, отщипывания, примазывания: «Неваляшка»
Вырезание круга из квадрата (овала из прямоугольника).
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения.
Печатные пособия
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 0-4 классы под редакцией И.М. Бгажноковой. Авторы программы А.К. Аксёнова, Т.Н. Бугаева, И.А. Буравлёва, … «Просвещение», Москва, 2011г.
Технические средства обучения
Магнитная доска
ПК
Экранно-звуковые пособия
Компакт-диск «Весна»
Компакт-диск «Зима»
Компакт-диск «Лето»
Компакт-диск «Осень»
Компакт-диск «Экология. Правила поведения в природе»
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Комплекс предметных картинок «Фрукты. Ягоды, орехи. Посуда»
Набор предметных картинок «Времена года»
Набор предметных картинок «Неживая природа»
Набор предметных картинок «Животные»
Натуральные объекты
Муляжи «Фрукты»
Муляжи «Овощи»
«СОГЛАСОВАНО» «СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания. Зам. директора по УР
МО учителей начальных ___________________
классов
ГБОУ школы-интерната Т.Н. Суворова
от_____ 20 г. № 1 _____________________ .08. 20 г.
Руководитель МО
_____________М.В. Фуголь