Рабочая программа+КТП по ОБЖ 5 класс по ФГОС УМК А.Т. Смирнов и Б.О. Хренников


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
« ЦВИЛИНГСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности
к УМК А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова
для 5 класса (1 час в неделю, 34 часа)
Учитель: Биисов Амангельды ГалимжановичРАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
5 КЛАСС
I.Пояснительная записка
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Статус программы
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности разработана на базе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.Настоящая примерная программа определяет объем содержания образования по предмету, дает примерное распределение учебных часов по учебным модулям, разделам и темам  курса  и может использоваться в качестве основы для разработки рабочих программ. При разработке рабочих программ возможны изменения структуры примерной программы, дополнения ее содержания, изменения числа часов на изучение отдельных тем в зависимости от уровня подготовки преподавателя-организатора основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), возрастных особенностей учащихся, а также особенностей региона в области безопасности жизнедеятельности и организации защиты населения.Примерная программа выполняет две основные функции.1. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.2. Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по учебным модулям, разделам и темам с учетом межпредметных  и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.Основное общее образование — вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.Цели основного общего образования:1)    формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях и способах деятельности;2)    приобретение опыта разнообразной деятельности, опыта познания и самопознания;3)    подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.Общие цели изучения ОБЖ призваны способствовать:• повышению уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);• снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;• формированию антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;• обеспечению профилактики асоциального поведения учащихся.Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:• формирование у учащихся  современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;• формирование индивидуальной системы  здорового образа жизни;• воспитание антитеррористического  поведения и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:• развитие личностных, в том числе духовных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от  внешних и внутренних  угроз;• формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;• воспитание ответственного отношения к сохранениюокружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать по следствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;• овладение обучающимися навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей,  оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;• формирование умений  взаимодействовать с окружающими, выполнять  различные социальные роли  во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:1. В познавательной сфере:• знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.2. В ценностно-ориентационной сфере:• умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;• умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;• умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения.3. В коммуникативной сфере:• умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях.4. В эстетической сфере:• умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его.5. В трудовой сфере:• знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повсе-дневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и пра-вил их эксплуатации;• умения оказывать первую медицинскую помощь.6. В сфере физической культуры:• формирование установки на здоровый образ жизни;• развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в базисном учебном плане
Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в соответствии с базисным учебным планом основного общего образования изучается с 7 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю для каждой параллели (всего 105 ч).При составлении рабочей программы образовательное учреждение может увеличить указанное в БУПе учебное время до 175 ч за счет часов вариативной части базисного плана (изучение предмета с 5 по 9 класс из расчета 1 ч в неделю).
Особенности содержания примерной программы
Понятийная база и содержание  курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.За основу проектирования структуры и содержания примерной программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антитеррористического поведения.Модульный принцип позволяет:• эффективнее организовать учебно-воспитательный процесс в области безопасности жизнедеятельности в различных регионах России с учетом их реальных особенностей в области безопасности, а также более полно использовать межпредметные связи при изучении тематики ОБЖ;• структурировать содержание рабочей программы  при изучении предмета в 5 — 9 классах.Структурные компоненты программы представлены в двух учебных модулях, охватывающих весь объем содержания,определенный для основной школы в области безопасности жизнедеятельности. Каждый модуль содержит два раздела и шесть тем. При этом количество тем может варьироваться в зависимости от потребностей регионов в объеме определенного учебного времени.
Содержание учебной программы
«Основы безопасности жизнедеятельности»
5 класс
Раздел I.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА ЧЕЛОВЕКА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ
Человек, среда его обитания, безопасность человека
Город как среда обитания
Роль городов в развитии человеческого общества. Особенности современных городов, их деление в зависимости от количества жителей. Система жизнеобеспечения современных городов. Наиболее характерные опасные ситуации для человека, которые могут возникнуть в город.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком в повседневной жизни. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище; меры по их профилактике.
Особенности природных условий в городе.
Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды.
Социальные условия проживания в городе.
Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город-столица, город-порт и др.). Зоны повышенной криминогенной опасности, зоны безопасности в городе. Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе: со взрослыми и сверстниками, с незнакомым человеком.
Основы безопасности жизнедеятельности человека.
Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
Опасные ситуации техногенного характера
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения.
Регулирование дорожного движения; дорожная разметка; дорожные знаки; светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Пешеход. Безопасность пешехода
Пешеход - участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге.
Пассажир. Безопасность пассажира
Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Меры безопасности при поездке железнодорожным транспортом. Особенности перевозки пассажиров грузовым транспортом.
Требование безопасности при катании на роликах и скейтбордах. Экипировка катающихсяОсновные понятия и термины правил дорожного движения Регулирование дорожного движения
Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки (предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний).
Пожарная безопасность.
Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище; личная безопасность при пожаре.
Безопасное поведение в бытовых ситуациях.
Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами, с бытовым газом, со средствами бытовой химии. Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером. Профилактика травм при занятиях физической культурой и спортом.
Опасные ситуации природного характера
Метеоусловия и безопасность человека
Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления (гроза, гололед, снежный занос, метель) и правила безопасного поведения в предвидении и во время опасных природных явлений.
Безопасность на водоемах
Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное время года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года.
Опасные ситуации социального характера
Ситуации криминогенного характера и личная безопасность
Криминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации.
Обеспечение личной безопасности дома
Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома.
Обеспечение личной безопасности на улице
Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знания расположения безопасных зон в городе (отделение милиции, посты ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте, в толпе. Взрывное устройство на улице.
РАЗДЕЛ II.
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера
Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясения, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, их последствия. Обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайной ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
Чрезвычайные ситуации техногенного характера: аварии на радиационноопасных объектах; аварии на пожара-взрывоопасных объектах; аварии на химических объектах. Обеспечение личной безопасности в чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения чрезвычайной ситуации.
Организация эвакуации населения.
Правила безопасного поведения при проживании на радиоактивно загрязненной местности.
РАЗДЕЛ III.
ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
О здоровом образе жизни
Здоровый образ жизни как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Основные составляющие здорового образа жизни. Режим дня и умение рационально распределять свое время как основное составляющее здорового образа жизни.
Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Систематические занятия физической культурой - обязательные условия для укрепления и сохранения здоровья.
Рациональное питание. Гигиена питания
Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья. Необходимые организму вещества: углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода. Гигиена питания.
Вредные привычки и их влияние на здоровье человека
Здоровый образ жизни, вредные привычки и их профилактика
Потенциальные возможности человека, значение образа жизни и привычек для их реализации по совершенствованию духовных и физических качеств.
Вредные привычки, их отрицательное влияние на развитие способностей человека и на его здоровье.
Курение
Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного дыма на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия для здоровья человека от постоянного курения. Как уберечь себя от курения.
Употребление алкоголя
Алкоголь - наркотический яд. Влияние алкоголя на организм человека. Возможные последствия употребления алкоголя. Алкоголь и преступность.
Отношение человека, ведущего здоровый образ жизни, к употреблению спиртных напитков.
Обсуждаемые вопросы
Влияние курения и употребления спиртных напитков на развитие человека, на его физические и умственные способности.
Почему курение и употребление спиртных напитков несовместимо с занятиями физической культурой и спортом?
Как подготовить себя и твердо сказать «нет!», когда предлагают сигарету или спиртное.
Раздел IV.
ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
Первая медицинская помощь, общее положение по оказанию первой медицинской помощи.
Ситуации, при которых следует немедленно вызывать скорую медицинскую помощь, правила ее вызова.
Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома.
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия)
Последовательно отрабатываются навыки в оказании первой медицинской помощи:
при ушибах;
при ссадинах;
при носовом кровотечении.
Первая медицинская помощь при отравлении (практические занятия).
Отравления, пути попадания токсических веществ в организм человека. Общие правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях.
По выбору преподавателя отрабатываются навыки по оказанию первой медицинской помощи при отравлении:
медикаментами;
препаратами бытовой химии; кислотами; щелочами; никотином; угарным газом.
Примерное распределение времени по разделам и темам программы(5 класс)
№ раздела и темы Наименование темы. Кол-во часов
раздел тема
I. Безопасность и защита человека в опасных ситуациях 16 1 Человек, среда его обитания, безопасность человека. 5
2 Опасные ситуации техногенного характера 6
3 Опасные ситуации природного характера 2
4 Опасные ситуации социального характера 3
II Чрезвычайные ситуации 6 5 Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 6
III Основы здорового образа жизни 5 6 Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 5
IV Основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи. 8 7 Первая медицинская помощь и правила ее оказания. 8
Всего часов: 35
Поурочное планирование учебной программы ОБЖ
5 класс
Раздел, тема,
урок Наименование раздела и темы Раздел Тема Урок
I БЕЗОПАСНОСТЬ И ЗАЩИТА В ОПАСНЫХ СИТУАЦИЯХ 18 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека 5 1.1. Город как среда обитания 1
1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища 1
1.3. Особенности природных условий в городе 1
1.4. Социальные условия проживания в городе 1
1.5. Основы безопасности жизнедеятельности человека 1
2. Опасные ситуации техногенного характера 8 2.1. Дорожное движение, безопасность дорожного движения 1
2.2. Пешеход. Безопасность пешехода 1
2.3. Пассажир. Безопасность пассажира (фильм «Безопасные дороги») 1
2.4. Требование безопасности при катании на роликах, скейтбордах.
Экипировка катающихся. 1
2.4.1. Основные понятия и термины правил дорожного движения. Регулирование дорожного движения 1
2.4.2. Безопасность велосипедиста. Дорожные знаки (предупреждающие, информационные, знаки особых предписаний) 1
2.5. Пожарная безопасность 1
2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 1
3. Опасные ситуации природного характера 2 3.1. Метеоусловия и безопасность человека 1
3.2. Безопасность на водоемах 1
4. Опасные ситуации социального характера 3 4.1. Ситуации криминогенного характера и личная безопасность 1
4.2. Обеспечение личной безопасности дома 1
4.3. Обеспечение личной безопасности на улице 1
II ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЕ СИТУАЦИИ 6 5. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 6 5.1. Чрезвычайные ситуации природного характера 1
5.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 1
5.3. Практические занятия по отработке действий в случае возникновения чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера 4
III ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ 5 6. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 5 6.1. О здоровом образе жизни 1
6.2. Двигательная активность и закаливание организма - необходимые условия укрепления здоровья 1
6.3. Рациональное питание. Гигиена питания 1
6.4. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 1
6.5. Здоровый образ жизни, вредные привычки и их профилактика.
(практическое занятие) 1
IV ОСНОВЫ МЕДИЦИНСКИХ ЗНАНИЙ И ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ 6 7. Первая медицинская помощь и правила ее оказания 6 7.1. Первая медицинская помощь при различных видах повреждений 2
Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) 2
7.3. Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия) 2
Всего часов: 35
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5класс)
Дата № урока Тема урока Тип,
форма урока Содержание учебного материала Выполнение требований стандарта Форма контроля РК Коррекционная
работа Методическое обеспечение Домашнее
задание
УУД Раздел 1 Безопасность и защита человек в опасных ситуациях (16ч.) Человек, среда его обитания, безопасность человека(5ч.)
1 Город - как среда обитания человека. Лекция Наличие зон повышенной опасности. Алгоритм поведения. Понятия: зона, опасность. Определить зоны опасности. Соблюдать алгоритм поведения. Устный опрос №1 Развитие слухового восприятия через лекцию Таблицы, электронная презентация Конспект (тема №1)
2 Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.
Лекция Система обеспечения жилища человека водой, теплом, электроэнергией, газом. Бытовые приборы, используемые человеком. Возможные опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище, и меры по их профилактике. Причины возникновения опасных ситуаций в жилище Называть причины и последствия названных причин Устный опрос Коррекция мышления через проведения операции анализа Картинки, карточки со словами, газетный материал П.3 задание 1-4
3 Особенности природных условий в городе.
ИНМ, беседа Природные и антропогенные факторы, формирующие микроклимат города. Особенности природной среды в городе. Обеспечение безопасности жизнедеятельности человека в городе с учетом окружающей среды. Природные и антропогенные факторы Умение работать с учебником, выделять главное зачет Коррекция зритель-ного восприятия через использования схем, таблиц Схемы, таблицы, П.4,5 стр.20 задания, стр.25 вопр.1-6
4 Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.
Комбинированный Особенности социальной среды в городе с учетом его предназначения (город- столица, город-порт). Зоны повышенной криминогенной опасности зоны безопасности в городе. Зоны повышенной криминогенной опасности Правила безопасного общения с окружающими людьми в городе. Словарный диктант Коррекция речи через словарную работу Газетный материал П.6 стр.31 зад.4
5 Основы безопасности жизнедеятельности человека Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях. Организация обеспечения безопасности жизнедеятельности человека в городе. Основные службы города, предназначенные для защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций.
ЧС, основные службы города, основные службы. И их задачи
01,02,03 Использование служб безопасности по мере необходимости Тест Развитие слухового восприятия через тест Схемы, таблицы П.7 задание1-4
Опасные ситуации техногенного характера(6 ч.)
6 Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения. ИНМ, лекция Дорога и ее предназначение. Участники дорожного движения. Регулирование дорожного движения. Дорожная разметка. Дорожные знаки. Светофоры и регулировщики. Обеспечение безопасности дорожного движения.
Дорожные знаки и их деление на группы. Применять дорожные знаки на практике Устный опрос №2 Развитие слухового восприятия через лекцию Картинки, карточки со словами, газетный материал, П.8 стр.41 задание 1-2
7 Пешеход. Безопасность пешехода Пешеход- участник дорожного движения. Общие обязанности пешехода. Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Пешеход Меры безопасного поведения пешехода на дороге. Викторина №3 Коррекция памяти через неоднократное повторение Дорожные знаки, рисунки с ситуатив-ными задачами, Зарис.
Дорож.
знаки
по группам
8 Пассажир. Безопасность пассажира. Пассажир, общие обязанности пассажира. Меры безопасного поведения пассажира при следовании в различных видах городского транспорта. Особенности перевозки пассажира грузовым транспортом. Правила пользования транспортом.
Посадка в общественный транспорт, пожар в общественном транспорте Использовать умения для обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах. Самостоятельная раб №4 Развитие слухового восприятия через слуховые инструкции Карточки,
схемы, таблицы П.13 стр.71 задача 1 тест 2
9 Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства. Транспортное средство и водитель. Общие обязанности водителя. Велосипедист-водитель транспортного средства. Требования, предъявляемые к техническому состоянию велосипеда, обязанности велосипедиста, правила его поведения на дороге. водитель правила поведения велосипедиста на дороге.
Умение работать с учебником, выделять главное Тест №5 Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты. Плакаты,
карточки П.13.2 стр.75 задание 1-6.
10 Пожарная безопасность Пожар в жилище и причина его возникновения. Пожарная безопасность, основные правила пожарной безопасности в жилище. Личная безопасность при пожаре. Причины возгорания в жилище. Владеть основными правилами поведения при пожаре.
Фронтальный №6 Коррекция волевых усилий при выполнении задания Плакаты, рисунки, фотограф Конспект
11 Безопасное поведение в бытовых ситуациях. ИНМ беседа Опасные и аварийные ситуации, которые могут возникнуть в жилище в повседневной жизни. Общие правила безопасного поведения в быту. Безопасное обращение с электроприборами. Бытовым газом со средствами бытовой химии Соблюдение мер безопасности при работе с инструментами и компьютером.. Профилактика травм при занятия физической культурой и спортом. Угарный газ, оксид азота, бытовой газ, оксид углерода, 04
Причины затопления жилища, разрушения зданий,
Химикаты по степени опасности для человека Правила поведения при затоплении жилища.
Действия при разрушении зданий
Правильно пользоваться препаратами бытовой химии Контрольная работа Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях через индивидуальную работу на уроках и д/з Алгоритм действия при затоплении жилища П.7 задание1-4
Опасные ситуации природного характера.(2ч) 12 Погодные условия и безопасность человека. ИНМ лекция Погода и ее основные показатели. Опасные природные явления и правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Погода, природные явления правила безопасного поведения до и во время опасных природных явлений. Устный опрос, карточки №7 Коррекция речи через словарную работу Слова с природными явлениями П.10 задание 1-2
П.11 задания 1-2
П.12.1, 12.2 стр.58 (1-5) стр.64-65
13 Безопасность на водоемах ИНМ, лекция Водоемы в черте города. Состояние водоемов в различное врем года. Меры безопасного поведения на водоемах в различное время года. Причины опасных происшествий и несчастных случаев на воде.
Правила перехода по льду, игра на льду Правильно действовать в случае опасной ситуации на водном транспорте.
Правила безопасного поведения на льду водоема тест №8 Развитие слухового восприятия через лекцию Схемы, таблицы Вопросы в тетради
Опасные ситуации социального характера(3)
14 Криминогенные ситуации и личная безопасность
комбинированный Криминогенные ситуации в городе. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми и профилактика возникновения криминогенной ситуации. Криминогенные ситуацииСоблюдать правила поведения в криминальных ситуациях Устный опрос №9 Коррекция зритель-ного восприятия через использования схем, таблиц Вырезки из газет, таблицы П.16, п..17
15 Обеспечение личной безопасности дома Некоторые общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуации. Безопасность у телефона. Воры в квартире. Нападение в лифте. Нападение в подъезде дома. Происшествия в жилище, вред алкоголизма Правила поведения, если ты один в квартире, пользование телефоном, если дверь квартиры кто-то пытается открыть Самост. раб Коррекция речи через словарную работу Плакаты, рисунки Лекция в тетради
16 Обеспечение личной безопасности на улице Безопасность на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасные ситуации. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание расположения безопасных зон в городе. Взрывное устройство на улице. Безопасные зоны. Снижение риска самому стать жертвой преступления. Контрольная работа Развитие слухового восприятия через тест Бэскинд Э Энциклопедия личной безопасности
Лекция в тетради
Раздел 2 Чрезвычайные ситуации(6 ч)
17 Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации природного характера: землетрясение, наводнения, ураганы, бури, смерчи, сели, оползни, обвалы. Краткая характеристика ЧС природного характера, их последствия. Чрезвычайные ситуации природного характера Обеспечение личной безопасности в условиях ЧС природного характера. Индивид. раб по карточкам №10 Развитие слухового восприятия через слуховые инструкции Плакаты, рисунки П.1
Рис 1,
описать
рассказ
Коррекция памяти через неоднократное повторение
18 Чрезвычайные ситуации техногенного характера ЧС техногенного характера: аварии на радиационно опасных объектах, аварии на пожаровзрывоопасных объектах, аварии на химических объектах. ЧС техногенного характера Обеспечение личной безопасности в ЧС
Самост.раб №11 Психокоррекция поведения через беседы, поощрения за хорошие результаты. Плакаты, рисунки П.1
Рис 1,
описать
рассказ.
19-22 Практические занятия по отработке действий в случае возникновения Ч.С. природного и техногенного характера(4 ч.) Организация защиты населения от ЧС. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС.
Действия населения при оповещении об угрозе возникновения ЧС. Организация эвакуации населения. эвакуация Правила безопасного поведении при проживании на радиоактивно загрязненной местности. зачет Коррекция волевых усилий при выполнении задания Плакаты, рисунки,
Я познаю мир: Детская энциклопедия Экология. Задание в тетради
Раздел 3. Основы здорового образ жизни(5 ч.)
23 О здоровом образе жизни ИНМ лекция ЗОЖ как система повседневного поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств. Основные составляющие ЗОЖ, режим дня Умение рационально распределять свое время как основная составляющая ЗОЖ Устный опрос Коррекция зрительного восприятия через работу по образцу Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. Лекция
24 Двигательная активность и закаливание организма -необходимые условия укрепления здоровья. Комбин.
Значение двигательной активности и физической культуры для совершенствования физических и духовных качеств человека. Двигательная активность Систематические занятие физической культурой. Устный опрос Коррекция речи через комментирование своих действий Таблицы. Схемы. Лекция
25 Рациональное питание. Гигиена питания. ИНМ лекция Основные понятия о рациональном питании. Роль питания в сохранении и укреплении здоровья.
Гигиена питания. Углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода Приводить примеры продуктов, содержащих: углеводы, жиры, белки, витамины, тест №12 Коррекция пространственной ориентации через распознавание знакомых предметов Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. Основн. понятия
26 Вредные привычки и их влияние на здоровье человека Комбинированный
беседа Вредные привычки (курение, употребление алкоголя), их отрицательное влияние на развитие способностей человека и его здоровье. Табачный дым и его составляющие. Влияние табачного на организм курящего и на окружающих. Возможные последствия постоянного курения для здоровья человека. Как уберечь себя от курения. Алкоголь -наркотический яд. Алкоголь и преступность. никотин Уметь называть возможные последствия употребления алкоголя Собеседование на тему «Основы ЗОЖ и профилактика вредных привычек» (см. программу стр. 26.) Коррекции памяти через неоднократное повторение Журнал ОБЖ доклад
27 Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек комбинированный ЗОЖ Как уберечь себя от курения, называть последствия употребления алкоголя Практическая работа Коррекция долговременной памяти через воспоминания, пояснения. Вульф Л. Жив и здоров: полное руководство по оказанию ПП детям и подросткам
Сообщение, рисунок
Раздел 4 ОМЗ и ОПМП(8 ч)
28 ПМП при различных видах повреждений.
ПМП, общее положение по оказанию ПМП. Содержание аптечки первой помощи, которую желательно иметь дома. Правила вызова «скорой помощи» Коррекция зрительного восприятия через практическую работу. Аптечка, бинты,
Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. П.22.1,
Стр.162
Вопросы1-2
29 Оказание первой медицинской помощи при ушибах.
Практическая работа Правила оказания первой медицинской помощи при ушибах ушиб ПМП при ушибах зачет Коррекция зрительного восприятия через практическую работу. Аптечка, бинты,
Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. Заполнить дневник безопасности
30 Оказание первой медицинской помощи при вывихе.
Практическая работа Вывих, признаки вывиха, его проявления. ПМП при вывихе Вывих, признаки вывиха, его проявления. ПМП при вывихе Практическая работа Коррекция зрительного восприятия через практическую работу. Аптечка, бинты,
Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. Заполнить дневник безопасности
31 Оказание первой медицинской помощи при ссадинах.
Практическая работа Правила оказания ПМП при ссадинах. ссадина ПМП при ссадинах Практическая работа Коррекция зрительного восприятия через практическую работу. Аптечка, бинты,
Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. Заполнить дневник безопасности
32 ПМП при носовом кровотечении. Практическая работа Носовое кровотечение. ПМП при носовом кровотечении. Носовое кровотечение Отработать практически последовательность оказание ПМП при носовом кровотечении. Практическая работа Коррекция зрительного восприятия через практическую работу. Аптечка, бинты,
Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. Заполнить дневник безопасности
33 ПМП при отравлениях. Практическая работа Оказание ПМП при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином угарным газом. Оказывать ПМП при отравлениях медикаментами, препаратами бытовой химии, кислотами, щелочами, никотином угарным газом.
Практическая работа Коррекция зрительного восприятия через практическ ую работу Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина. П.22.1
Вопрос стр.162 3-4
34 Правила оказания ПМП при отравлении никотином. Практическая работа Опасные последствия курения. никотин Дать рекомендацию по оказанию ПМП пострадавшему. Практическая работа Коррекция зрительного восприятия через практическую работу Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина П.22.2, стр.164
вопросы 1-3
35 Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом. Практическая работа Угарный газ. Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом. Угарный газ Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом. Контрольная работа Коррекция зрительного восприятия через практическую работу Я познаю мир: детская Энциклопедия. Медицина П.22.2, стр.166
вопросы 1-3
Итого: 35 ч
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС.
Учебник Литература для учителя Литература для учащихся Интернет-ресурсы
ОБЖ: 5-й кл: учебник для ОУ/ М.П.Фролов, Е.Н.Литвинов,
А.Т.Смирнов и др./под ред.Ю.Л. Воробьева/ М.: АСТ.: Астрель, 2007г Смирнов А.Т. «Основы безопасности жизнедеятельности:
5-9 класс поурочные разработки/А.Т Смирнов, Б.О.Хренников, под ред. А.Т.Смирнова.-М: Просвещение, 2008.
2.Петров С.В. Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ:5 класс К учебнику М.П. Фролова. М.: АСТ: Астрель, Владимир, 2008 1.Фролов М.П., Спиридонов В.Ф. Безопасность на улицах и дорогах Учебное пособие для 5-6 классов М.: ООО
«Издательство АСТ-ЛТД».,1997
2. Дмитрук В.П. Правила дорожного движения для школьников. Ростов н/Дону: Феникс, 2005
3.Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся /А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников/ Из-во : «Просвещение», 2007 1.ОБЖ. 5 – 11 классы. Электронная библиотека наглядных пособий / Министерство образования Российской Федерации, 2003 // ООО «Кирилл и Мефодий», 2003.
2. АРМ преподавателя-организатора ОБЖ. Электронное пособие / Петров Н.Н, Тихомиров А.Ю. // ГОУ ДПО ЧИППКРО, Челябинск, 2007.