Статья Роль совместного труда и отдыха детей и родителей


О.Н.Булаева
Учитель начальных классов МОУ СОШ с. РепноеРОЛЬ СОВМЕСТНОГО ТРУДА И ОТДЫХА ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ
С первого дня своей жизни ребенок попадает в атмосферу родительской любви и заботы. Без глубокой любви к детям не может быть воспитания детей. Родители хотят видеть своего ребенка добрым, трудолюбивым, честным, заботливым, культурным и воспитанным человеком. У подрастающего поколения много воспитателей и учителей, прежде всего их, учит сама жизнь. Но главные воспитатели детей - семья и школа. Особенно велика роль семьи. «Мы сильно заблуждаемся, если думаем, что жизнь ребенка в школьном возрасте вся принадлежит школе. Нет, школа имеет только весьма небольшую долю в том естественном развитии дитяти, на которое гораздо больше влияния оказывают время, природа и семейная жизнь» (К. Д. Ушинский)
Начинается воспитание в семье и ее роль очень велика. Ведь именно родителям известны все тонкости характера ребенка, и только они могут решать, что лучше для их ребёнка. Ещё с младенчества активное общение с малышом обеспечивает развитие речи, воображения. По мере роста и развития ребёнок всё больше и больше подражает взрослым, воспринимает их отношение к людям, к окружающему миру, подражает их поступкам и поведению. Чтобы ребёнок «раскрылся», необходима доброжелательная атмосфера, доверие, взаимопомощь и взаимопонимание в семье. Такую обстановку лучше создать во время труда и отдыха, когда дети и взрослые могут быть поставлены в равные условия.
Большое значение имеет совместный труд детей и взрослых членов семьи. Дети охотно убирают, шьют, мастерят, ухаживают за растениями и животными, обрабатывают сад и огород. Очень важно родителям приучать детей к самообслуживанию и посильному обслуживанию семьи. Участие в бытовом труде детей учит коллективизму, вырабатывает привычку трудиться, готовит к жизни. Постепенно ребёнок, выполняя для него посильную работу, приучается убирать свою постель, ставить на место игрушки, приводить в порядок свой уголок, рабочее место школьника, пришивать пуговицы, помогать в уборке квартиры. Детям 7-8 лет можно вполне давать такое задание, которое надо выполнить сразу: накрыть стол, подмести пол, вытереть пыль. Младшие школьники 9-10 лет могут выполнить последовательно несколько различных поручений. К выполнению постоянных обязанностей в помощь семье приучают в возрасте 11-12 лет. Некоторые родители считают, что мытье посуды, уборка комнаты - женское занятие и не следует приучать к этим видам труда мальчиков. Это неверно. И девочки и мальчики приобретают в школе в основном одинаковые трудовые навыки. В жизни и тем и другим приходится заниматься самообслуживанием. Дома разнообразные обязанности выполняются сообща. Различие лишь в физической нагрузке: мальчики могут выполнять более тяжёлую работу.
Вовлекая детей, в бытовой труд, родители должны быть последовательными. Необходимо вырабатывать у ребенка чувство ответственности за порученное ему дело. Не забывать о своих поручениях, не давать их от случая к случаю. Поэтому основная роль в привитии детям хороших привычек отводится родителям. И именно под наблюдением и руководством родителей должно происходить многократное повторение одного и того же действия до тех пор, пока у детей делать это хорошо не войдет в привычку.
Большое место в жизни ребенка занимает игра. Через игру проходит путь к различным видам деятельности. И в труд детей, особенно в быту, полезно включать элементы игры. Достаточно дать девочке для работы фартук, и в своем воображении она взрослая и работу хочет делать взрослую, как мама. Особенно привлекают детей занятия, которые они выполняют совместно с родителями: вместе с мамой шить, вместе с папой мастерить. Детям приятно, когда родители с ними советуются: как лучше сделать, из какого материала, какую выбрать модель. Оценивая работу, не следует его захваливать и нельзя оставлять без внимания доброе дело, старания и успехи. Выполнение домашних обязанностей должно входить в режим дня и не нарушать его. Не мешать учению, отдыху, не отрывать ребенка от рисования, чтения, спорта и других любимых занятий. Не следует поручать детям слишком грязную и пыльную работу, которая может навредить их здоровью. В воспитании у детей трудолюбия огромное значение имеет пример родителей. Дружный семейный коллектив легко справляется с домашними делами. Привыкнув быть заботливым и внимательным, аккуратным, деловитым, самостоятельным, ребёнок и в школьном, а затем в производственном коллективе проявит эти качества.
Совместно с родителями обучающиеся принимают активное участие в конкурсах школьного, муниципального и регионального уровней: изготовление новогодних игрушек, участие в конкурсах «Бумага +», «Пластиковый бум», конкурсы фотографических работ, конкурсы, проводимые по программе «Разговор о правильном питании». Совместная деятельность доставляет детям радость, сближает их с родителями, сплачивает семью. Вызывает интерес у детей и родителей работа над школьными проектами: «Моя семья» (составление родословной семьи), «Наш классный коллектив», «Мое село».
Дружбу и любовь в семье создают совместные занятия спортом и туризмом. Многие семьи отправляются на каток, на лыжную прогулку, на рыбалку, выезжают за город на природу. Такие совместные прогулки не только являются хорошим отдыхом, они помогают эстетическому воспитанию детей, развивают любовь к природе, укрепляют дружбу в семье. Благодаря этому дети осознают ценность здоровья и стремятся к здоровому образу жизни.
Важная черта совместного досуга - коллективное чтение журналов, книг, посещение театра, выставок, музеев, кинотеатра, обсуждение фильмов и прочитанных книг, обмен мнениями и впечатлениями. Все это способствует сплочению родителей и детей, формированию доброжелательных и доверительных отношений между членами семьи.
Во многих семьях существует хорошая традиция – отмечать различные события, связанные с жизнью семьи: дни рождения членов семьи, день начала учебного года, окончание школы, новоселье и другие мероприятия. Праздники вносят приятное оживление в быт семьи, украшают его. Хлопоты, приготовления, которыми заняты и родители, и дети, объединяют, сплачивают семейный коллектив. Вместе с родными, друзьями и знакомыми в дом приходит хорошее настроение, шутка, остроумное слово, смех, веселье. Суть праздника в этих долгожданных встречах, в интересных беседах, в торжественно- радостной приподнятости. Дети должны принимать участие в каждом семейном празднике. Некоторые праздники специально посвящают им, например день рождения, елка новогодняя. Родителям нужно сделать так, чтобы хозяевами этих праздников были дети, чтобы они смогли пригласить своих сверстников, организовать игры, викторины, просмотр фильмов, проявить выдумку и изобретательность. В ходе игр родители и сами включаются в детские игры и забавы, незаметно направляют их. Такое участие родителей доставляет детям много радости и удовольствия. Хорошо в день рождения ребёнка совершить прогулку, пойти в парк, покататься на лодке, посмотреть кинофильм, а потом дома собраться за праздничным столом.
Стало обычным считать семейными общенародные праздники: Международный женский день, День пожилых людей, День Победы, Новый год, День защитника Отечества. В праздники дети готовят подарки, устраивают семейные концерты: читают стихи, поют песни, поздравляют с праздником. Родители объясняют значение памятных дат и событий, беседуют о прошлом народа, о Великой Отечественной войне. Они воспитывают у детей любовь к своей Родине, учат уважать людей труда, чтить традиции нашего народа. Такие же совместные мероприятия мы проводим в классах и на уровне школы. Так по традиции в нашей школе каждый год проходят праздники «День Матери», «Международный женский день», «Мы - школьниками стали», «Прощай, начальная школа».
К сожалению, современный ритм жизни не позволяет родителям уделять достаточное количество времени своим детям, но нужно понимать роль семьи в воспитании ребенка.
По образному выражению А. С. Макаренко перед родителями стоит высокая и сложная задача - «разумно и точно провести ребёнка по богатым дорогам жизни, среди ее цветов и сквозь вихри ее бурь».