ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ХРАНЕНИЕ ПЕРЕДАЧА И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ

Тема урока: ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ. ХРАНЕНИЕ ПЕРЕДАЧА И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Цели урока:
1. . Ввести понятие информационных процессов, рассмотреть различные примеры информационных процессов.
2.Развивать внимание, память, а также умение сравнивать и обобщать, логически мыслить
3.Прививать интерес к предмету информатика, воспитывать трудолюбие и самостоятельность при работе на компьютере
Тип урока: урок формирования новых знаний
Характеристика контингента учащихся: 6 класс
Уровень изучения дисциплины: базовый
Время урока:40 мин
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный
Формы обучения: групповые
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, карточки с д\з.
План урока:
I. Орг. момент. (1 мин) II. III. Теоретическая часть. (15 мин) IV. Практическая часть. (15 мин) V. Д/з (2 мин) VI. Вопросы учеников. (5 мин) VII. Итог урока. (2 мин)
Ход урока: I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Актуализация знаний. Вопросы:
Как вы понимаете, что такое информация?
Что такое алфавит? Приведите примеры алфавитов.
Где применяются естественные языки? Приведите примеры.
Где применяются формальные языки? Приведите примеры.
Какое значение имеет кодирование в развитии человечества?
III. Теоретическая часть.
В наиболее общем виде информационный процесс (ИП) определяется как совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.) для получения какого-либо результата (достижения цели) (Слайд 2).
Информация не существует сама по себе, она проявляется в информационных процессах.
В информатике к информационным процессам относят:
Поиск информации;
Отбор информации;
Хранение информации;
Передача информации;
Кодирование информации;
Обработка информации;
Защита информации.
Каждый из этих процессов распадается, в свою очередь, на ряд процессов, причем некоторые из последних могут входить в каждый из выделенных обобщенных процессов.

Сбор информации
Поиск информации один из важных информационных процессов. От того, как он организован, во многом зависит своевременность и качество принимаемых решений.
В широком плане поиск является основой познавательной деятельности человека во всех ее проявлениях: в удовлетворении любопытства, путешествиях, научной работе, чтении и т. п. В более узком смысле поиск означает систематические процедуры в организованных хранилищах информации: библиотеках, справочниках, картотеках, электронных каталогах, базах данных.
Успех вашего выбора в большой степени будет зависеть от того, как вы организовали поиск информации.
Используйте разнообразные методы поиска информации, это поможет вам собрать более полную информацию и повысит вероятность принятия вами правильного решения.
Хранение информации
Сбор информации не является самоцелью. Чтобы полученная информация могла использоваться, причём многократно, необходимо её хранить.
Хранение информации процесс такой же древний, как и существование человеческой цивилизации. Он имеет огромное значение для обеспечения поступательного развития человеческого общества (да и любой системы), многократного использования информации, передачи накапливаемого знания последующим поколениям.
Уже в древности человек столкнулся с необходимостью хранения информации. Доказательствами тому служат зарубки на деревьях, помогающие не заблудиться во время охоты; счёт предметов с помощью камешков, узелков; изображение животных и эпизодов охоты на стенах пещер. Сооружения, предметы изобразительного искусства, глиняные таблички, записи, книги, архивы, библиотеки, аудиозаписи, кинофильмы всё это служит целям хранения информации.
Основное хранилище информации для человека его память, в том числе генетическая. Существует и «коллективная память» традиции, обычаи того или другого народа.
Когда объём накапливаемой информации возрастает настолько, что её становится просто невозможно хранить в памяти, человек начинает прибегать к помощи различного Рода вспомогательных средств (узелков «на память», записных книжек и т. д.).
С рождением письменности возникло специальное средство фиксирования и распространения информации в пространстве и во времени. Родилась документированная информация рукописи и рукописные книги, появились своеобразные информационно-накопительные центры древние библиотеки и архивы. Постепенно письменный документ стал и орудием управления (указы, приказы, законы).
Следующим информационным скачком явилось книгопечатание. С его возникновением наибольший объём информации стал храниться в различных печатных изданиях, и для её получения человек обращается в места их хранения (библиотеки, архивы и пр.).
В настоящее время мы являемся свидетелями быстрого развития новых, автоматизированных методов хранения информации с помощью электронных средств.
Компьютер и средства телекоммуникации предназначены для компактного хранения информации с возможностью быстрого доступа к ней. Информация, предназначенная для хранения и передачи, как правило, представлена в форме документа.
Передача информации
Хранение информации необходимо для распространения её во времени, а её распространение в пространстве происходит в процессе передачи информации.
Практически любая деятельность людей связана с общением (человек существо общественное), а общение невозможно без передачи информации.
В процессе передачи информации обязательно участвуют источник и приёмник информации: первый передает информацию, второй её принимает. Между ними действует канал передачи информации канал связи. Передача информации возможна с помощью любого языка кодирования информации, понятного как источнику, так и приёмнику.
Обработка (преобразование) информации это процесс изменения формы представления информации или её содержания. Обрабатывать можно информацию любого вида, и правила обработки могут быть самыми разнообразными.
Примеры обработки информации:

III. Практическая часть. Задания: 1.    Слово «МИР» можно условно закодировать десятичными кодами 140 – 136 – 144. По этому образцу закодируйте русские слова:
РОДИНА ГРУППА СВЕТ
2.    Замените знаки вопроса числами
12 байт = ? бит ? байт = 136 бит 28 672 байт = ? бит

IV. Д/з Повторить теоретический материал конспекта. Выполнить задание по карточке.
V. Вопросы учеников. Ответы на вопросы учащихся.
VI. Итог урока. Подведение итога урока. Выставление оценок. На уроке мы познакомились с понятием информационный процесс, а также способами хранения передачи и обработки информации.