План – конспект урока информатики На 1 курсе по теме: «ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА. ОБРАБОТКА, ХРАНЕНИЕ, ПОИСК, И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ».


Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.
Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы КОЛЛЕДЖ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА №9 (ГОУ КАТ № 9) План – конспект урока информатики На 1 курсе по теме: « ОСНОВНЫЕ ИНФОРМАЦИОН НЫЕ ПРОЦЕССЫ И ИХ РЕ АЛИЗАЦИЯ С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРА. ОБРАБОТКА, ХРАНЕНИ Е, ПОИСК, И ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ » . Преподаватель информатики : Суздалева Марга рита Александровна 201 2 г. Тема: Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера. Обработка, хранение, поиск, и передача информации . » ЦЕЛЬ УРОКА : помочь учащимся усвоить какие информационные процессы бывают, дать первые основн ые понятия,ь. - воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости. - развитие познавательных интересов,навыков самоконтроля, умения конспектировать. Оборудование: доска, компьютер, компьютерная пр езентация. План урока: I. Орг. момент. (5 мин) II. Ак туализация знаний. (10 ми н) III. Теоретическая часть. (35 мин) I. Практическая часть. (20 мин) . Д/з ( 5 мин) I. Вопросы учеников. (5 мин) II. Итог урока. (5 мин) VIII Резерв времени (5 мин) Ход уро ка: I. Орг. момент. Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока. II. Актуализация знаний. Что такое информационные процессы? Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. С лово процесс обозначает некоторое событие , происходящее во времени: учебный процесс, процесс роста, процесс горения... Всякий процесс связан с какими - то действиями, выполняемыми человеком, силами природы, техническими устройствами, а также вследствие их вз аимодействия. У каждого процесса есть объект воздействия: ученик, растение, горючее... Очевидно, что в информационных процессах объектом воздействия является информация . ЗАДАЧИ УРОКА : Обучающие: 1. Дать определение понятия « информационного процесса » 2. Познак омить с о сновны ми информационны ми процесс ами : 1. Сбор информации. 2. Обработка информации. 3. Передача информации. 4. Хранение информации. 5. Поиск информации. 6. Защита информации. 7. Разв ивать внимание учащихся. 8. Воспитательные: 1. Формировать интерес к предмету, познаватель ную активность, навыки самоконтроля; МЕСТО УРОКА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ: Первый урок по теме « Основные информационные процессы и их реализация с помощью компьютера. Обработка, хранение, поиск, и передача информации .» . ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА : компьютер с мульти медийным проектором, экран, раздаточный материал ( задание практической работы ) . ФОРМЫ РАБОТЫ: фронтальная, самостоятельная, работа в группах . УМК: Информатика: учебник. для студ ентов учреждений сред него проф ессионального образования Е.В. Михеева, И. О. Титова М.: Издательский центр «Академия», ХОД УРОКА : Этапы урока Деятельность учителя на уроке Используемый материал Деятельность учащихся Организационн ый момент – 5 мин Приветствие учащихся, беседа с дежурным . Отметка отсутствующих на уроке учащихс я Слушают учителя, отвечают на вопросы Мотивация учебной деятельности учащихся - 1 0 мин Сегодня на уроке, ваша оценка будет складываться из нескольких критериев: активность, внимательность, правильность ответов, а так же самостоятельность и творчество . Учащиеся слушают учителя Изучение нового материала (с использовани - ем п резентации) 35 мин Что такое информационные процессы? Информационные процессы - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Слово процесс обозначает некоторое событие , происхо дящее во времени: учебный процесс, процесс роста, процесс горения... Всякий процесс связан с какими - то действиями, выполняемыми человеком, силами природы, техническими устройствами, а также вследствие их взаимодействия. У каждого процесса есть объект возде йствия: Учащиеся записывают тему урока в тетрадь. ученик, растение, горючее... Очевидно, что в информационных процессах объектом воздействия является информация . Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology , IT ) — широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к тех нологиям управления и обработки данных вычислительной техникой. Обычно под информационными технологиями понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защи ты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ - специалистами. Выведение слайда на экран. Основные информационные процессы:  Сбор информации.  Обработка информации.  Передача информац ии.  Хранение информации.  Поиск информации.  Защита информации. Выведение слайда на экран. Учащиеся слушают учителя, задают вопросы , записывают определение в тетрадь. Учащиеся слушают учителя, задают вопросы, записывают виды основных информационных процессов в тетрадь СБОР ИНФОРМАЦИИ. Органы чувств — наш главный инструмент познания мира — не самые совершенные приспособления. Не всегда они точны и не всякую информацию способны воспринять. Если бы не было специальных приборов, то вряд ли человечеству удалось бы проникнуть в тайны живой клетки или отправить к Марсу и Венере космические зонды. Поэтому для получения недоступной обычными органами чувств информации широко используютс я специальные технические устройства. Одно из древнейших сооружений, используемое для получения астрономической информации, находится в Англии недалеко от города Солсбери. Это Стоунхендж — «висячие камни». Он был построен примерно во II веке до н. э. Стоу нхендж состоит из поставленных вертикально каменных столбов, расположенных концентрическими кольцами. На вертикальных камнях лежат горизонтальные перекладины, своего рода арки. 1963 году с помощью новейших методов исследования было уставлено, что каменные арки дают направления на крайние положения Солнца и Луны, а 56 белых лунок помогают предсказать время Солнечного и Лунного затмений. Выведение слайдов на экран. Учащиеся слушают учителя, задают вопросы, записывают, способы сбора информации. ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ . Приобретая жизненный опыт, наблюдая мир вокруг себя, иначе гово ря — накапливая все больше и больше информации, человек учится делать выводы. В древности люди говорили, что человек познает с помощью органов чувств и осмысливает познанное разумом.  Неосознанная обработка информации человеком Один раз дотронувшись до гор ячего чайника или утюга мы запоминаем это на всю жизнь. Прикоснувшись к горячей поверхности, мы получили информацию при помощи органов осязания. Нервная система передала ее в мозг, где на основе имеющегося опыта был сделан вывод об опасности. Сигнал от моз га был послан в мышцы рук, которые мгновенно сократились.  Осознанная обработка информации человеком На уроках школьник изучает правила и законы (приобретает определенные знания и навыки). Когда учитель предлагает очередную задачу (входная информация), учен ик обдумывает последовательность решения, вспоминая, какие из изученных правил ему необходимо применить. Наконец, он находит ответ. Эта новая информация, созданная учеником в результате обработки входной информации, называется выходной. Входная информация – это информация, которую получает человек или устройства. Выходная информация – это информация, которая получается после обработки человеком или устройством. Учащиеся слушают учителя, задают вопросы, записывают виды обработки информации в тетрадь. Выходная информация всегда является результатом мыслительной деятельности человека по обработке входной информации. Можно сказать, что человек постоянно занимается обработкой входной информации, преобразуя ее в выходную. ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ . Развитие человека не было бы возможно без обмена информацией. С давних времен люди из поколения в поколение передавали свои знания, извещали об опасности или передавали важную и срочную информацию, обменивались сведениями. В Петербурге в начале XIX века была весьма развита пожарная служба. В нескольких частях города были построены высокие каланчи, с которых об озревались окрестности. Если случался пожар, то на башне днем поднимался разноцветный флаг (с той или иной геометрической фигурой), а ночью зажигалось несколько фонарей, число и расположение которых означало часть города, где произошел пожар, а также степе нь его сложности. В 1792 году во Франции Клод Шапп создал систему передачи визуальной информации , которая получила название « Оптический телеграф ». Передача информации от источника к получателю В простейшем виде это была цепь типовых строений, с расположе нными на кровле шестами с подвижными поперечинами, которая создавалась в пределах видимости одно от другого. Шесты с подвижными поперечинами У ч ащиеся слушают учителя, задают вопросы, записывают способы передачи информации в тетрадь. — семафоры — управлялись при помощи тросов специальными операторами изнутри строений. Шапп создал специальную табли цу кодов, где каждой букве алфавита соответствовала определенная фигура, образуемая Семафором, в зависимости от положений поперечных брусьев относительно опорного шеста. Система Шаппа позволяла передавать сообщения на скорости два слова в минуту и быстро р аспространилась в Европе. В Швеции цепь станций оптического телеграфа действовала до 1880 года. Первый телеграф. Первым техническим средством передачи информации на расстояние стал телеграф , изобретенный в1837 году американцем Сэмюэлем Морзе. Телеграфное сообщение — это последовательность электрических сигналов, передаваемая от одного телеграфного аппарата по проводам к другому телеграфному аппарату. Изобретатель Сэмюель Морзе изобрел удивительный код(Азбука Морзе, код Морзе, «Морзянка»), кото рый служит человечеству до сих пор. Информация кодируется тремя «буквами»: длинный сигнал (тире), короткий сигнал (точка) и отсутствие сигнала (пауза) для разделения букв. Таким образом, кодирование сводится к использованию набора символов, расположенных в строго определенном порядке. Самым знаменитым телеграфным сообщением является сигнал бедствия "SOS" (Save Our Souls - спасите наши души). Вот как он выглядит: «• • • – – – • • •» Неравномерность кода. − • − − • • • − − • • − Характерной особе нностью азбуки Морзе является переменная длина кода разных букв , поэтому код Морзе называют неравномерным кодом . Буквы, которые встречаются в тексте чаще, имеют более короткий код, чем редкие буквы. Это сделано для того, чтобы сократить длину всего сообще ния. Но из - за переменной длины кода букв возникает проблема отделения букв друг от друга в тексте. Поэтому для разделения приходится использовать паузу (пропуск). Следовательно, телеграфный алфавит Морзе является троичным, т.к. в нем используются три знака : точка, тире, пропуск. Первый беспроводной телеграф (радиоприемник). 7 мая 1895 года российский ученый Александр Степанович Попов на заседании Русского Физико - Химического Общества продемонстрировал прибор, названный им "грозоотметчик", который был предназ начен для регистрации электромагнитных волн. Этот прибор считается первым в мире аппаратом беспроводной телеграфии , радиоприемником . В 1897 году при помощи аппаратов беспроводной телеграфии Попов осуществил прием и передачу сообщений между берегом и военн ым судном. В 1899 году Попов сконструировал модернизированный вариант приемника электромагнитных волн, где прием сигналов (азбукой Морзе) осуществлялся на головные телефоны оператора. В 1900 году благодаря радиостанциям, построенным на острове Гогланд и н а российской Учащиеся слушают учителя, задают вопросы. военно - морской базе в Котке под руководством Попова, были успешно осуществлены аварийно - спасательные работы на борту военного корабля "Генерал - адмирал Апраксин", севшего на мель у острова Гогланд. В результате обмена сообщениями, переданным ме тодом беспроводной телеграфии, экипажу российского ледокола Ермак была своевременно и точно передана информация о финских рыбаках, находящихся на оторванной льдине. В любом процессе передачи или обмене информацией существует ее источник и получатель , а сама информация передается по каналу связи с помощью сигналов : механических, тепловых, электрических и др. В обычной жизни для человека любой звук, свет являются сигналами, несущими смысловую нагрузку. СХЕМА ПЕРЕДАЧИ ИНФОРМАЦИИ. o Кодирующее устройств о необходимо для преобразования информации в форму, удобную для передачи. o Декодирующее устройство преобразует информацию в форму, понятную получателю. В процессе передачи информация может утрачиваться, искажаться. Это происходит из - за Учащ иеся слушают учителя, задают вопросы, записывают схему передачи информации в тетрадь. различных помех, как на канале связи, так и при кодировании и декодировании информации. Вопросами, связанными с методами кодирования и декодирования информации, занимается специальная наука — криптография . ХРАНЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ, Человеческий разум является совершенным инструме нтом познания окружающего мира. А память человека – великолепным устройством для хранения информации . Однако для долговременного хранения информации, ее накопления и передачи из поколения в поколение необходимо иметь возможность ее хранить не только в памя ти человека. Для этого используются внешние носители информации : узелки на веревках, зарубки на палках, берестяные грамоты, письма на папирусе, бумаге. Наконец, был изобретен типографский станок, и появились книги. Поиск надежных и доступных способов хран ения информации идет и по сей день. Носитель информации – материальный объект, предназначенный для хранения и передачи информации. Материальная природа носителей информации может быть различной: молекулы ДНК, которые хранят генетическую информацию; бумага, на которой хранятся тексты и изображения; магнитная лента, на которой хранится звуковая информация; фото - и кинопленки, на которых хранится графическая информация; микросхемы памяти, магнитные и лазерные диски, на которых хранятся программы и данные в ком пьютере, и так далее. Учащиеся слушают учителя, задают вопросы, записывают способы хранения информации в тетрадь. ПОИСК ИНФОРМАЦИИ. Просто сохранить информацию недостаточно. Нужно уметь ее пользоваться. А для того чтобы воспользоваться нужной информацией в нужный момент необходимо уметь ее быстро найти. Поиск информации — это извлечение хранимо й информации. Существуют ручной и автоматизированный методы поиска информации в хранилищах. Методы поиска информации: o непосредственное наблюдение; o общение со специалистами по интересующему вас вопросу; o чтение соответствующей литературы; o просмотр теле - , видеопрограмм; o прослушивание радиопередач и аудиокассет; o работа в библиотеках, архивах; o запрос к информационным системам, базам и банкам компьютерных данных… Для того чтобы собрать наиболее полную информацию и повысить вероятность принятия правильног о решения, необходимо использовать разнообразные методы поиска информации. В процессе поиска информации вам встретится как самая полезная, так и бесполезная, как достоверная, так и ложная, объективная и субъективная информация, но чтобы не утонуть Учащиеся слушают учителя, задают во просы, записывают методы поиска информации в тетрадь. Закрепление изученного мате риала — 20 мин в море и нформации, учитесь отбирать только полезную для решения стоящей перед вами задачи. Не уподобляйте свою голову мусорному ящику, куда сваливают все без разбора. ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ. В жизни человека информация играет очень важную роль. От нее зависит принятие решений, влияющих на развитие общества. Для предотвращения потери информации разрабатываются различные механизмы ее защиты, которые используются на всех этапах работы с ней. Для защиты информации используют различные способы защиты: o контроль доступа; o раз граничение доступа; o дублирование каналов связи; o криптографическое преобразование информации с помощью шифров. Учащиеся слушают учителя, задают вопросы, записывают методы защиты информации в тетрадь. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что помогает людям получать информацию? 2. Придумайте способ передачи информации. 3. Почему важно защищать информацию? 4. Какие способы защиты вы знаете? ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ Угадайте правило обработки данных исполнителем. Ответ: Y=( Х1=Х2 ) /2 вет: Y = ЧИСЛО ГЛАСНЫХ БУКВ. Выполняют практическую работу. Отвечают на вопросы. Домашнее задание — 5 мин Придумайте шифр и зашифруйте фразу «Я учу информатику». Вопросы учеников — 5 мин На этом уроке мы узнали ч то такое информационные процессы? Информационные процессы - процесс ы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Слово процесс обозначает некоторое событие , происходящее во времени: учебный процесс, процесс роста, процесс горения... Всякий процесс связан с какими - то действиями, выполняемым и человеком, силами природы, техническими устройствами, а также вследствие их взаимодействия. У каждого процесса есть объект воздействия: ученик, растение, горючее... Очевидно, что в информационных процессах объектом воздействия является информация . Познак омились, также с Основными информационными процессами :  Сбор информации.  Обработка информации.  Передача информации.  Хранение информации.  Поиск информации.  Защита информации. Слущают, задают вопросы. Итог урока — 5 мин При подведении итогов урока применя ется накопительный способ оценивания учащихся: - во - первых, за работу в первой части урока - активность во время диалоговой беседы, в нимательность, правильность ответов; - во - вторых, за работу в процессе первичного закрепления знаний (пр и выполнении практической части ) самостоятельность и правильность выполнения задания; Резерв времени – 5 мин Может быть добавлен к практической работе или использован для вопросов учеников.