Особенности современного урока: дидактические принципы, требования, типы, виды, анализ и самоанализ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Особенности современного урока: дидактические принципы, требования, типы, виды, анализ и самоанализ

В настоящее время школа учит учиться, а учитель – уже не проводник знаний, а личность, обучающая способом творческой деятельности, направленной на самостоятельное приобретение и усвоение новых знаний. Сегодня изменяется и подготовка, и проведение урока современного типа, как в деятельности учителя, так и в деятельности самих учащихся.
Современный урок – это создание учебных ситуаций для решения поставленных проблем. От типа урока и дидактической задачи зависит структура урока. Она должна быть динамичной, с использованием набора разнообразных операций, объединенных в целесообразную деятельность. Этапы урока повторяются, чередуются, вплетаются один в другой, при этом каждый этап имеет определенную дидактическую задачу, наполнен содержанием учебного материала и нацелен на результат. Очень важно, чтобы учитель поддерживал инициативу ученика в нужном направлении и обеспечивал приоритет его самостоятельной деятельности.
Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на следующих дидактических принципах:
планирование;
организация;
реализация и контроль;
коррекция;
анализ.
Учитель и ранее, и теперь, должен заранее спланировать урок, продумать его организацию, провести урок, осуществить коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля).
В современных условиях, когда объем научной информации огромен, а время обучения ограничено, одним из самых актуальных требований становится нахождение оптимального (в первую очередь с точки зрения затрат времени) изложения содержания и выбора методов обучения. Это требование относится к каждому уроку.
Рациональную структуру урока обеспечивают:
комплексное планирование задач обучения, воспитания и развития;
выделение в содержании урока и темы главного, существенного;
определение целесообразной последовательности и дозировки материала и времени повторения, изучения нового, закрепления, домашнего задания;
выбор наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
дифференцированный и индивидуальный подход к ученикам;
создание необходимых учебно-материальных условий обучения.
Большая часть времени (20-30 минут) должна быть посвящена изучению нового материала («учить на уроке»). Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением. Отсюда название первой части – актуализация опорных знаний, умений и навыков, а не узкое «опрос». Контрольная функция в уроке вообще не должна являться самоцелью; она превращается в постоянную обратную связь «ученик – учитель». Затем проводится закрепление в формах повторения и применения знаний. Все это, вместе взятое, и образует оптимальную систему урока комбинированного, наиболее коротким путем ведущую учащихся к цели.

Требования предъявляемые к современному уроку:
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончании;
учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
вывод делают сами учащиеся;
минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
времясбережение и здоровьесбережение;
в центре внимания урока – дети;
учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
умение демонстрировать методическое искусство учителя;
планирование обратной связи;
урок должен быть добрым.

Особенности современного урока:

Исходная идея современного урока: единство обучения, воспитания и развития


Общая функция урока: целостное формирование личности на основе воспитывающего и развивающего обучения


Триединая цель урока:
обучающий аспект
воспитывающий аспект
развивающий аспект


Учебно-воспитательные задачи урока
1  2  3  4  5  6  ... n


Типы уроков:

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.
Цель – изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Организация начала урока.
Проверка домашнего задания
Подготовка учащихся к усвоению
Изучение нового материала
Первичная проверка усвоения знаний
Первичное закрепление знаний
Контроль и самопроверка знаний
Подведение итогов урока
Информация о домашнем задании

1
Организационный этап

2
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

3
Этап усвоения новых знаний

4
Этап закрепления знаний

5
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


II. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.
Цель – вторичное осмысление уже известных знаний, выработка умений и навыков по их применению.
Логика процесса закрепления знаний:
Актуализация опорных знаний и их коррекция.
Определение границ (возможностей) применения этих знаний: что с их помощью можно определить, где применить?
Пробное применение знаний
Упражнения по образцу и в сходных условиях с целью выработки умений безошибочного применения знаний.
Упражнения с переносом знаний в новые условия.

1
Организационный этап

2
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

3
Этап закрепления знаний

4
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


III. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.
Цель – усвоение умений самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия.
Логика процесса комплексного применения ЗУН:
Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.
Усвоение образца комплексного применения ЗУН.
Применение обобщенных ЗУН в новых условиях.
Контроль и самоконтроль знаний, умений и навыков.

1
Организационный этап

2
Этап проверки домашнего задания

3
Этап всесторонней проверки знаний

4
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

5
Этап усвоения новых знаний

6
Этап закрепления знаний

7
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


IV. Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.
Цель – усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
Подготовка учащихся: сообщение заранее темы (проблемы), вопросов, литературы.
Вооружение учащихся во время обобщающей деятельности на уроке необходимым материалом: таблицами, справочниками, наглядными пособиями, обобщающими схемами, фрагментами фильмов. Самое главное в методике обобщения - включение части в целое.
Обобщение единичных знаний в систему (самими учащимися)
Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.

1
Организационный этап

2
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

3
Этап усвоения новых знаний

4
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


V. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.

Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.
Цель – определение уровня овладения знаниями. Коррекция знаний, умений, навыков.
В процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Уровень осознанно воспринятого и зафиксированного в памяти знания. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел.
Уровень готовности применять знания по образцу и в сходных условиях. Это значит: понял, запомнил, воспроизвел, применил по образцу и в измененных условиях, где нужно узнать образец.
Уровень готовности к творческому применению знаний. Это значит: овладел знаниями на 2 уровне и научился переносить в новые условия.

1
Организационный этап

2
Этап всесторонней проверки знаний

3
Этап закрепления знаний


IV. Комбинированный урок
Вариант 1.

1
Организационный этап

2
Этап проверки домашнего задания

3
Этап всесторонней проверки знаний

4
Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению нового материала

5
Этап усвоения новых знаний

6
Этап закрепления знаний

7
Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению


Вариант 2.

1
Организационный этап

2
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3
Актуализация знаний

4
Первичное усвоение новых знаний

5
Первичное закрепление

6
Этап закрепления знаний

7
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9
Рефлексия (подведение итогов занятия)


Виды уроков:

Для более полного охвата разнообразных по своему назначению уроков, которые конструируются в практике обучения, их разделяют не только по типам, но и по видам. Деление уроков на виды наиболее целесообразно осуществлять по характеру деятельности учителя и учащихся. При этом подразделение на виды происходит для каждого типа урока в рамках используемой типологии:
1. Уроки в форме соревнований и игр: конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д.
2. Уроки, основанные на формах, жанрах и методах работы, известных в общественной практике: исследование, изобретательство, анализ первоисточников, комментарий, мозговая атака, интервью, репортаж, рецензия и т.д.
3. Уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала: урок мудрости, откровение, урок-блок, урок-»дублер начинает действовать» и т.д.
4. Уроки, напоминающие публичные формы общения: пресс-конференция, брифинг, аукцион, бенефис, регламентированная дискуссия, панорама, телемост, репортаж, диалог, «живая газета», устный журнал и т.д.
5. Уроки, основанные на имитации деятельности учреждений и организаций: следствие, патентное бюро, ученый совет и т.д.
6. Уроки, основанные на имитации деятельности при проведении общественно культурных мероприятий: заочная экскурсия, экскурсия в прошлое, путешествие, прогулки и т.д.
7. Уроки, опирающиеся на фантазию: урок-сказка, урок-сюрприз т.д.
8. Использование на уроке традиционных форм внеклассной работы: «следствие ведут знатоки», спектакль, «брейн-ринг», диспут и т.д.
9. Интегрированные уроки.
10. Трансформация традиционных способов организации урока: лекция-парадокс, парный опрос, экспресс-опрос, урок-защита оценки, урок-консультация, урок-практикум, урок-семинар и т.д.
В качестве примеров другого подхода к типологии уроков форме их проведения можно привести такие блоки однотипных уроков:
- Уроки творчества: урок изобретательства, урок-выставка, урок-сочинение, урок творческий отчет и т.д.
- Уроки, созвучные с общественными тенденциями: урок общественный смотр знаний, урок-диспут, урок-диалог и т.д.
- Межпредметный и внутрикурсовой уроки: одновременно по двум предметам, одновременно для учащихся разных возрастов и т.д.
- Уроки с элементами историзма: урок об ученых, урок-бенефис, урок-исторический обзор, урок-портрет и т.д.
- Театрализованные уроки: урок-спектакль, урок воспоминаний, урок-суд, урок-аукцион и т.д.
- Игровые уроки: урок деловая игра, урок ролевая игра, урок с дидактической игрой, урок-соревнование, урок-путешествие и т. д.
- Вспомогательные уроки: урок-тест, урок для родителей, урок консультация и т.д.

Самоанализ урока

Самоанализ урока дает возможность:
-правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельности учащихся на уроке;
-развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;
-формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;
-формировать самосознание ученика, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.
Самоанализ урока – средство самосовершенствования учителя.

ПЛАН САМОАНАЛИЗА УРОКА

Характеристика класса:

-межличностные отношения;
-недостатки биологического и психического развития;
-недостатки подготовленности класса.

2. Место урока в изучаемой теме:
-характер связи урока с предыдущим и последующим уроками.

3.Характеристика общей цели урока, конкретизируемой в дидактических целях: образовательной, развивающей и воспитывающей.

4. Характеристика плана урока:
-содержание учебного материала;
-методы обучения;
-приёмы обучения;
-формы организации познавательной деятельности.

5. Как был построен урок в соответствии с планом:
-разбор этапов урока, т.е. как используемые учебно-воспитательные элементы повлияли на ход урока (положительно, отрицательно), на получение конечного результата.

6. Структурный аспект самоанализа урока:
-анализ каждого элемента урока;
-его вклад в достижение результата;
-доказательства оптимального выбора каждого элемента урока.
7. Функциональный аспект:
-насколько структура урока соответствовала общей цели;
-соответствие возможностям класса;
-анализ стиля отношений учителя и учащихся;
-влияние на конечный результат урока.
8. Аспект оценки конечного результата урока:
-формирование универсальных учебных действий на уроке;
-определение разрыва между общей целью урока и результатами урока;
-причины разрыва;
-выводы и самооценка.

Анализ урока должен начинаться самоанализом и заканчиваться самооценкой, конкретными требованиями учителя к самому себе. При самоанализе он дает краткую характеристику проведенному уроку, целям, которые ставил, анализирует их достижение, объем содержания материала и качества усвоения, применяемые методы и их оценку, активность учащихся, их приемы и организация их труда, самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, характер отношений с учениками).
В заключение учитель высказывает свои предложения по улучшению качества урока делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства. Но педагог может объяснить при этом почему именно так решил провести урок что его заставило выбрать данную методику, стиль и характер собственной деятельности, работы учащихся.
Всякая методика урока оправдана, если дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям данного учителя.

Анализ урока может проводиться не только отдельными лицами (методистами, инспектором, директором, завучем), но и группой лиц, в которую входит представитель администрации школы, товарищи по работе, передовые учителя. Групповой анализ урока особенно важен по отношению к учителям со слаборазвитой самокритичностью и низкой требовательностью к себе. Иногда групповой анализ, урока необходим и как средство обучения учителей комплексному подходу к методике обучения. Как способ обмена опытом, его обобщения. При групповом анализе возможен более глубокий; подход к оценке действий учителя и учащихся, более объективная самооценка.
Весьма целесообразны взаимопосещения уроков. Анализ уроков коллег в присутствии директора, завуча – хорошая школа воспитания требовательности к себе и другим, замечания и рекомендации, учителю должны быть четко сформулированы, записаны в специальную тетрадь или на специально разработанных бланках. Предлагается бланк анализа урока, который можно заполнять как в электронном виде, так и в бумажном (Приложение 1).

Анализ урока Приложение 1
Дата «____»_______________2015 г.
Ф.И.О. учителя
Класс_________________________
Предмет_______________________
Тема урока____________________________________________
Цель посещения________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Мобилизирующее начало:
Класс к уроку готов не готов
Тема урока дана не дана
Цели, задачи урока даны не даны
Классная доска оформлена нет
2. Средства активизации
Живое слово учителя;
Использование доски;
Лабораторная работа;
Практическая работа;
Самостоятельная работа;
Самостоятельная работа над
новым материалом;
Элементы алгоритмизации;
Поисковые задачи, проблемные ситуации;
Использование ТСО

3. Умения и навыки:____________________________________
________________________________________________________
________________________________________________________
4. Объяснение нового материала; дозировка времени на изучение
Нового материала ____ мин; и на его закрепление ____ мин.
А) доступность; б) наглядность; в) научность; г) практическая
направленность
5. Контакт с классом: _____________________________________
_________________________________________________________
_________________________________________________________
6. Формы работы:
а) фронтальная; б) индивидуальная; в) групповая; г) парная;
д) ролевая игра; е)_________________________________________
___________________________________________________________
___________________________________________________________
7. Домашнее задание:
Проверено: а) в начале урока; б) во время урока; в) в конце урока; г) не проверялось;
С пояснением; без пояснения; методы _________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
Дано: а) до звонка б) после звонка в) контр. зап. в дневник_____
С пояснением без пояснения дифференцированное общее для всех
______________________________________________________________
______________________________________________________________
8. Дозировка домашнего задания:
а) недостаточное; б) превышенное; г) оптимальное
характер д/з: а) тренировочный; б) творческий

9. Оценки за урок: Были опрошены ____ чел.
«5» - «4» - «3» - «2» -___________________
____________________________________________________________
___________________________________________________________




Количество уч-ся______
На уроке присутств.____
Опоздали _____________
_____________________
Не готовы к уроку______
Нет дневников ________
Нет уч-х принадл. _____
Не проверено _________
Активность уч-ся ____%
Внешняя мотивация:
-оценка, -похвала,
-поддержка,
-соревнование
Внутренняя мотивация:
-стремление больше узнать,
-радость от активности,
-интерес к предмету



Работа с классом
Количество опросов на ученика
по партам (+ готовы к уроку, - не готовы, *спросили)______
_________________________
Виды учебной деятельности
опрос, письмо, чтение, рассказ, рассматрив. наглядн. пособий, ответ на вопрос, реш. Примеров, задачи
_________________________
Норма 4-7, продолж. – 7-10 мин.
Методы преподавания:
словесный, наглядный,
аудиовизуальный, поисковый,
исследовательский, метод проектов, репродуктивный, проблемный, самостоят. работа, практическая
Другое ____________________































































Здоровьесберегающие мероприятия
Осанка проверяется, не провер-ся
-физкульмин. __________
-динамич. паузы ________
-гимнастика для глаз ____
-массаж акт. точек _______
Дыхательные упраж. ______







Наличие эмоциональных разрядок: шутка, улыбка, юмор, картинка, поговорка, афоризм с комментарием, стих, муз. минутка



Психологический климат на уроке:
Учитель-ученик: комфорт-напряжение
Сотрудничество-авторитарность,
Учет возрастных особенностей
Ученик-ученик:
-сотруднич.-сопернич.,
-дружелюбие-враждебность,
-заинтересованность-безразличие
-активность-пассивность






10. Активность класса: _________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________

11. Работа со слабыми:
а) индивидуальный подход; б) дифференцированный подход;
в) не велась; г) ________________________________________________
______________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________


12. Работа с учащимися мотивированными на учебу:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


13. Работа по подготовке к ГИА, ЕГЭ:
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


14. Итог урока: подведен не подведен


15. Результативность урока:
Реализация обучающей цели урока (степень успеваемости материала)
полнота знаний, умений навыков
_________________________________________________________________________________________
Осознанность, действенность знаний _________________________________________________________
Прочность знаний, усвоенных на предыдущем уроке ___________________________________________
_________________________________________________________________________________________
Реализация развивающей цели урока
развитие воображения – репродуктивного, творческого _________________________________________
развитие наглядно – действенного, образного, абстрактного и логического мышления
_________________________________________________________________________________________
умение анализировать, синтезировать, сравнивать, абстрагировать, конкретизировать
Реализация воспитывающей цели урока
нравственное воздействие, профориентация, воспитание культуры умственного труда
Общие итоги урока
мотивация на всех этапах урока _____________________________________________________________
соблюдение дидактических принципов ______________________________________________________
интерес учащихся к уроку __________________________________________________________________
морально – психологическая обстановка на уроке ______________________________________________
Вывод и рекомендации: _________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Учитель первой (высшей) категории _______________ Ф.И.О.








Автор: Амосова Р.М.

13PAGE \* MERGEFORMAT14915



Заголовок 415