Конспект урока по ИЗО на тему Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом

Технологическая карта урока

Предмет : Изобразительное искусство
Класс : 5
Тема урока: Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом
Цель урока: Памятники древнерусской архитектуры в музеях под открытым небом
Задачи урока:
Обучающие:
- учить передавать форму архитектурных сооружений с определенной долей достоверности, композиционно организовывать лист, выделять первый план;                       
- знакомить с древнерусским деревянным зодчеством на примере архитектурных памятников русского Севера;
- анализировать и обсуждать произведения архитектурного искусства;
- воспринимать самобытность древнерусского зодчества;
Развивающие:
- художественно-эстетическое восприятие произведений древнерусской архитектуры;
- чувство прекрасного, творчество, фантазию, воображение;
- усидчивость, аккуратность;
- композиционные и живописные навыки, художественно-образную и зрительную память;
- аналитическое мышление обучающихся;
- творческое отношение к выполнению задания
Воспитывающие:
- патриотические чувства к наследию   поколений, любви и уважения к прошлому своей страны.
- взаимоуважение, уважение к труду художников, традициям и обычаям русской культуры и искусства;
- художественный вкус;
- познавательный интерес к изучаемому предмету.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний
Методы и формы обучения: Объяснительно-иллюстративный, практический; индивидуальная, фронтальная.
Вид деятельности: Индивидуальная работа.
Необходимое оборудование:

Для учителя:
- иллюстрации с изображениями соборов, церквей, храмов; фотографии;
- образцы детских работ;
- карандаш, форматы.

Для учащихся:
- карандаш, форматы.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД

1
2
3
4
5

1.
Организационный момент. (1 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Оценивают свою готовность к уроку. Настраиваются на урок.
Л -способность к самооценке;
- положительное отношение к уроку.
К- организовывать контакт с одноклассниками.

2.
Мотивация. Подведение к теме.
(2 мин.)
Предлагает обучающимся ответить на вопросы по изображениям на доске.
- что такое архитектура? Что такое памятник? От какого слова произошло слово памятник? (память, помнить)
- А что относится к архитектурным памятникам? (кремль, церковь, монастырь, старинный дом)
- А что такое музей? Знаете ли вы значение этого слова? (храм муз).
- Как вы себе представляете музеи под открытым небом?


Сегодня на уроке нам предстоит увлекательное путешествие по нашей Стране. Оно поможет встретиться с древними памятниками зодчества – настоящими музеями архитектуры под открытым небом.



Позитивно настраиваются на урок.                  
Отвечают на вопросы учителя.
Осмысливают и объясняют значение слов «памятник», «архитектура», «музей»

Л- положительное отношение к уроку;
- положительное отношение к познавательной деятельности;
- уважение к русской культуре, осознание себя гражданином России.
Р-умение высказывать свои предположение по поводу предстоящей творческой работы.
К- вступать в учебный диалог с учителем.
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения

3.
Актуализация знаний.(2 мин.)
Понимание важности темы и необходимости получения новых умений и знаний.

- Для чего нам нужен сегодняшний урок, разговор о древнерусской архитектуре?

Деревянное зодчество это уникальная страница русской культуры, это часть нашей истории, это связь между прошлым и настоящим. Это наследство, оставленное нам в дар нашими предками, это часть не только русской, но и общемировой истории и культуры.

( Полученные знания дадут нам представление о нашем историческом и культурном прошлом).

- Для чего нам необходимо узнать новое? Для чего нужно получить новые умения? Где мы сможем впоследствии применить полученные умения и навыки?

(Полученные знания позволят лучше разбираться в русской культуре, а также изобразительном искусстве, помогут стать художественно грамотным, развить свои творческие способности).
Рассуждают об актуальности новых умений и знаний.
Л- желание приобретать новые знания, умения;
- положительное отношение к познавательной деятельности.
К- вступать в учебный диалог с учителем
-участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- слушать и отвечать на вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
П- делать обобщения, выводы.


4.
Первичное восприятие и усвоение нового учебного материала.
(8-10 мин.)

- Во многих селах и деревнях на Руси издавна возводились деревянные крестьянские постройки: жилые дома-избы и храмы. Они свидетельство мудрости и нелегкой жизни народа, величия его духовного богатства.
(музеи в Малых Корелах в Архангельской области, в Костроме, в посёлке Синичикаха на Южном Урале, в Суздале Владимирской области, в Великом Новгороде (музей «Витославлицы»)).

Без единого гвоздя воздвигали плотницкие артели, ладные, долговечные дома, величественные храмы. Топор в то время был единственным и главным орудием строителя. Дело в том, что пила рвет древесные волокна, оставляя их открытыми для воды, а топор, сминая волокна, запечатывает торцы бревен.

- А теперь постараемся более внимательно рассмотреть памятники архитектуры, увидеть, какие они, попытаемся дать ответ на вопрос – почему и через столетия не иссякает интерес к ним.
- Мы сможем это понять, если почувствуем сердцем душу каменных и деревянных сооружений.

Отличительные особенности конструкции северных домов-комплексов – их величественный облик, отсутствие сложного нагромождения пристроек, прирубов, отдельных клетей.
Монументальные русские северные избы объединяли под одной крышей жилые комнаты и хозяйственные постройки (конюшни, хлевы, сеновалы, сараи, навесы для инвентаря). Такое строение, перекрытое общей кровлей, становилось единым организмом – архитектурным комплексом. Этого требовали северная зима и особенности быта местных крестьян, издавна живших большими семьями.

Русская изба (жилая ячейка (клеть) с печью) – основное помещение. Она сохранила свои особенности с давних времён до наших дней, приобретая в различных местах индивидуальные черты. В Кижах стоят крестьянские дома-усадьбы замечательных конструктивных и художественных достоинств: дом-«кошель» и дом-«брус».

Дом-«кошель». План дома приближается к квадрату. Конёк кровли проходит не над серединой жилой части, поэтому скаты крыши получаются несимметричными: над жильём – короткий и крутой, а над двором – длинный и пологий.
Дом-«брус». Жильё, сени и двор. Примыкая друг к другу по ширине здания, расположены друг за другом по одной оси и образуют в плане вытянутый прямоугольник. Здание перекрыто симметричной двускатной кровлей.

Вершиной древнерусского деревянного зодчества стало храмовое зодчество. Многоглавые церкви поражают удивительным многообразием комбинаций простых геометрических объёмов (куб, четверик, восьмерик, бочка, крещатая бочка, шатёр). Многоглавые церкви возводили как на ярусной (22-тидвухлавая Преображенская церковь), так и на однообъёмной основе (9-тиглавая Покровская церковь).

Обсуждение увиденного.

Постройки вписаны в ландшафт и сохраняют величественность, потому что их пропорции мощны, а украшенные участки относительно невелики по сравнению с большими плоскостями открытых бревенчатых срубов. Игра света и тени не допускает монотонности здания, которая неизбежна при однородном материале.

Древнерусское зодчество – это огромный и чрезвычайно разнообразный мир, в нём все памятники объединяет их человечный и даже интимный характер. Не случайно известный учёный Д.С.Лихачёв называл древнерусские постройки «подарками» окружающему ландшафту. Излюбленным материалом русской народной архитектуры всегда было дерево. Оно приветливо, по-особому совместимо с человеком, роднит постройку – избу или храм – с природой.

Слушают рассказ учителя. Просматривают презентацию по теме урока, рассматривают произведения зрительного ряда.
Высказывают суждение об особенностях архитектурных произведений, мастерстве древних русских зодчих.
Анализируют увиденные сооружения. Отвечают на вопросы учителя.
Л-положительное отношение к познавательной деятельности.
П- осознавать познавательную задачу;
-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- делать обобщения, выводы;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
- слушать, извлекая нужную информацию;
- осмысление и переработка полученной информации.
К- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения.

5.
Динамическая пауза.(1 мин.)
Проводит физминутку.
Выполняют упражнения.
Л: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью.

6.
Целеполагание.
(1 мин.)
Ответьте на вопросы:
- Что общего вы заметили в конструкции изб и храмов?
- Как связана древняя русская архитектура с окружающей природой?

(Постройки вписаны в ландшафт. Излюбленным материалом русской народной архитектуры всегда было дерево. Оно приветливо, по особому совместимо с человеком, роднит постройку с природой.)

Создает проблемную ситуацию.

Учитель предлагает определить задачи, с которыми необходимо справиться при выполнении работы.

Отвечают на вопросы учителя.
К- вступать в учебный диалог с учителем, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
- отвечать на вопросы, полно и точно выражать свои мысли;
Л-признание для себя общепринятых морально-этических норм.
П-понимать информацию, представленную в изобразительной форме;
- делать обобщения, выводы;
- анализировать, сравнивать изобразительные, художественные объекты;
- осмысление и переработка полученной информации.

7.
Планирование работы.(1 мин.)
- Что нам известно об особенностях изображения архитектурных построек?
Демонстрация приемов изображения архитектурных элементов в перспективе.

Учитель поэтапно объясняет выполнение работы:
- Представить себе изображаемое место, определить высоту линии горизонта, планы;
- Определить что будет изображаться на каждом из планов;
- Постараться не копировать увиденные изображения, а передать их форму с определенной долей достоверности.

Запоминают последовательность работы над заданием. Задают вопросы. Определяют принципы организации листа. Определяют первый план, решают, что будет изображено на переднем, среднем, заднем планах рисунка. Выполняют творческое задание согласно условиям.
Л- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом, созидательном процессе;
Р- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
К- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка..

8.
Творческая работа (25 мин.)
Выполнение графических зарисовок по памяти или представлению деревянной постройки.

Учитель контролирует работу учащихся, консультирует, оказывает необходимую помощь.

Выполняют задание, выстраивая работу по намеченному плану
Л- освоение новых видов деятельности;
- участие в творческом, созидательном процессе;
Р- принимать и сохранять учебную задачу;
- действовать по плану;
- контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы.
К- доносить свою позицию до других, оформлять свою мысль посредством рисунка.

9.
Рефлексия деятельности.
(1-2 мин.)
Организует закрепление пройденного материала:

- как застройка связана с окружающей природой?
- чем отличается дом-«брус» от дома-«кошеля»?
- какие общие архитектурные элементы (архитектурные объекты) есть в застройке крестьянского дома и деревянного храма?

Организует обсуждение качества работ в процессе просмотра рисунков:

- компановка
- перспектива
- передача материала

Учитель подводит краткий итог урока и даёт домашнее задание.
Спасибо за работу!
Участвуют в оценке своей деятельности на уроке. Дают оценку результатам своей творческой деятельности.
Л- положительно относиться к учению.
Р- адекватно оценивать свои достижения.
К- адекватно и справедливо оценивать достижения сверстников, радоваться чужим успехам.


15