Урок Средства музыкальной выразительности. Вначале был ритм. (6 класс)

Разработка урока музыки в 6 классе.
Тема урока: «Средства музыкальной выразительности: «Вначале был ритм».

Деятелъностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия. Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Задачи урока:
- сформировать представление о том, что ритм является первоосновой жизни; присутствует в живой и неживой природе, а музыкальный ритм наиболее близок природе человека;
- познакомить учащихся с коренными свойствами ритма: порядком и симметрией;
- открыть роль ритма для придания неповторимого облика музыкальным жанрам;
- познакомить с особенностями ритма вальса на примере произведений И. Штрауса и
Ф. Шопена;
- учить анализировать музыкальные произведения;
- развивать ассоциативное мышление обучающихся, умение слушать и анализировать прослушанный материал; развивать навыки осмысленного исполнения хорового произведения;
- пробуждать интерес и любовь к музыке и вокальной работе;
- побуждать детей к общению с искусством.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр, аккордеон, музыкальный материал в аудиозаписи: вальс «Сказки Венского леса» И.Штрауса,
вальс №7 Ф.Шопена, презентация к теме урока.

Ход урока.
1. Этап урока: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Результат: определение цели урока.
Деятельность учителя: на слайде презентации цитата:
«В ритме есть нечто волшебное: он заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам». И. Гёте.
В записи звучит ритм биения сердца.
У. - Что напоминают вам эти звуки?
- Ритмичное биение человеческого сердца.
Ритм обнаруживает себя повсюду в окружающем мире. Можете ли вы привести примеры ритма в живой и неживой природе?
-Ритмично чередуются времена года, месяцы, дни и ночи.
-Мы его слышим в музыке морского прибоя, в дыхании человека.
Посмотрите на узор на крыльях бабочки – здесь также присутствует определённый ритм
Ритмичны и архитектурные сооружения.
У. - Послушай: музыка вокруг;
Она во всём – в самой природе,
И для бесчисленных мелодий
Она сама рождает звук.
Ей служат ветер, плеск волны,
Раскаты грома, звон капели,
Птиц несмолкаемые трели
Среди зелёной тишины.
- Почему мы так хорошо слышим музыкальные ритмы в произведениях?
Именно во всеобщей ритмичности бытия и заключается ответ на вопрос.

Деятельность учащихся: включение обучающихся в диалог, рассуждение.
УУД: коммуникативные (умение выражать свои мысли, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками),
регулятивные (выделение и формулирование учебной цели, планирование деятельности для достижения результата).

2.Этап урока: актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
Результат: понимание роли ритмичности бытия в осмыслении музыкального ритма, усвоение знания о том, что порядок и симметрия – коренные свойства музыки.
Деятельность учителя: постановка вопроса о роли окружающей действительности в понимании музыки.
Деятельность ученика: анализ прослушанных произведений для понимания ритмичности жизни и музыки.
УУД: личностные (духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к  музыке).
познавательные (усвоение музыкальных понятий в процессе восприятия, выбор оснований, критериев для сравнения, оценки и классификации объектов);
регулятивные (осмысленность и обобщенность учебных действий,)
коммуникативные (знакомство с различными социальными ролями в процессе работы).

Звучит «Колыбельная» И.Брамса.
Вы без труда ответите на вопрос: какая музыка прозвучала?
- Колыбельная.
Абсолютно верно: это колыбельная песня композитора И.Брамса.
Звучит «Итальянская полька» С.В. Рахманинова.
А что вы можете сказать об этом произведении?
-Это танец - полька.
Вопросы не вызвали ни малейшего затруднения, потому что вы обладаете определёнными знаниями, опытом. А почему маленькие дети так быстро засыпают под звуки колыбельной и начинают приплясывать под танцевальную мелодию? Ведь ребёнок в 1,5-2 года ещё ничему не учился и не знает, что на музыку следует как-то реагировать?
-Музыкальный ритм наиболее близок природе человека.
Воздействуя на человека, ритм способен вызывать ответную реакцию. А любая ответная реакция – это уже диалог, общение человека с внешним миром, первое ощущение единения с ним. Ведь так важно чувствовать себя не одинокой, затерянной песчинкой, а полноправной частичкой мира. Может поэтому, не находя понимания среди окружающих людей, мы обращаемся к музыке и находим в ней успокоение.
Люди издавна стремились понять природу музыкального ритма.
Господство ритма во всех сферах бытия послужило причиной того, что первая значительная античная теория осмысления мира выдвинула музыку на первый план в устройстве Вселенной. Древнегреческий философ и математик Пифагор представлял мир как своего рода вселенский музыкальный инструмент, управляемый «музыкой сфер» - звучаниями, рождаемыми бесконечным движением небесных сфер. В основе этой грандиозной картины мира находились четыре божественных числа (1-2-3-4), вносящих в мироздание порядок и гармонию.
Порядок и симметрия – коренные свойства ритма.

3. Этап урока: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Результат: умение распознавать музыкальный ритм вальса, слышать разницу стилей музыки композиторов.
Деятельность учителя: дать возможность услышать разные музыкальные произведения для сравнения и вывода о близости музыкального ритма природе человека.
Деятельность ученика: слушание и сравнивание произведений разных ритмических рисунков, выявление их связи с природой человека, различать характерные черты музыкальной речи разных композиторов.
УУД: личностные (понимание духовно-нравственных ценностей музыки в процессе познания содержания музыкальных образов на основе поиска их жизненного содержания, широких ассоциативных связей музыки с другими видами искусства);
познавательные: стремление к приобретению музыкально-слухового опыта общения с известными и новыми музыкальными произведениями различных жанров, стилей профессиональной  музыки;
регулятивные: самостоятельный выбор целей и способов решения учебных задач (включая интонационно-образный и жанрово-стилевой анализ сочинений) в процессе восприятия и исполнения музыки различных эпох, стилей, жанров, композиторских школ.

Перед детьми - ноты песни М. Красева «Ёлочка».
Учащиеся прохлопывают ритмический рисунок песни, а затем поют со словами.
У. - Какая лёгкость естественность, соразмерность ритма и мелодии! Поэтому-то её так легко запоминают и поют даже маленькие дети.
В переводе с греческого rithmos означает мерное течение. Но, несмотря на упорядоченность музыкального ритма, именно в музыке он достигает наибольшего разнообразия. Ритм придаёт неповторимый облик музыкальным жанрам, помогает уже с первых тактов узнать вальс и польку, марш и гимн.
Определите жанр следующего музыкального произведения.
Учитель исполняет вальс Титова. Каков характер музыки?

Вальс –красивый танец. Вы убедитесь в этом, посмотрев видео.
(вальс из оперетты «Летучая мышь») как звучит музыка этого вальса?
вальс звучит изящно, грациозно, полётно, ярко, искрясь, ликующе, восторженно, невесомо.

Произведение написал австрийский композитор И. Штраус .
Рассказ о нём подготовили ученики (У И. Штрауса более 500 красивых вальсов, поэтому его называют «королём вальса». Его отец – Иоганн Штраус тоже сочинял вальсы, но именно вальсы Иоганна Штрауса-сына – лучшие. На первом концерте, где он был дирижёром, слушатели просили один из его вальсов исполнить девятнадцать раз)
У. - Многие его вальсы считаются подлинно народной музыкой – так естественно вырастают их ритмы и мелодии из атмосферы, духа, культурных традиций своей страны.
Сам И. Штраус утверждал, что первые такты одного из вальсов он уловил в перестуке колёс кареты и только потом записал.

Посмотрите, как исполняют вальс дети на конкурсе бальных танцев.(видео)
Мы тоже попробуем танцевать вальс.
Шаг на месте до трёх с правой ноги, затем – с левой под музыку.

Какую песню в ритме вальса мы знаем? «Школьный корабль» Г.Струве

Исполнение песни «Школьный корабль». Ещё раз - с танцем.
У. - А сейчас мы прослушаем и сравним два инструментальных произведения.
В чём сходство и различие этих музыкальных пьес?
Подберите эмоциональные термины для характеристики произведений.

В чём сходство и различие этих произведений?
И первое, и второе – танцы в вальсовом ритме, но их создали разные авторы. Это слышно по стилю их музыки.
У. - В каком размере они написаны? В трёхдольном, как и все вальсы.
На последующих уроках мы подробнее узнаем, о чём может рассказать музыкальный ритм.

4.Этап урока: рефлексия учебной деятельности на уроке.
Результат: вывод о значении музыкального ритма, его свойствах, ритме вальса.
Деятельность учителя: Учитель напоминает первые такты двух вальсов, просчитываем их размер.
Деятельность ученика: участие в диалоге о свойствах ритма и его роли в музыке.
УУД: личностные (понимание социальных функций музыки в жизни людей, общества, в своей жизни);
познавательные ( применение полученных знаний о музыке в творческой деятельности);
коммуникативные (умение выражать свои  мысли и чувства в песне, умение вести диалог по заданной теме).
совершенствование навыков развернутого речевого высказывания в процессе анализа музыки (с использованием музыкальных терминов и понятий).

У. - Сегодня на уроке мы говорили о ритме, как одной из первооснов жизни. О каких важных свойствах ритма вы сегодня узнали? О порядке и симметрии.
В чём значение музыкального ритма? Он помогает нам узнать произведения разных жанров.
Он придаёт разным жанрам неповторимый облик.
Безусловно, музыка воздействует на нас целостно, благодаря всем средствам музыкальной выразительности.

У. - Как многогранна музыка!
Как юно
Она, звуча сквозь времени пласты,
В сердцах людских затрагивает
струны
Любви, печали, памяти, мечты.
В записи звучит ритм биения человеческого сердца.
Мне бы очень хотелось, чтобы только прекрасная музыка заставляла ваши сердца биться чаще!
15