Современные средства оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования


 Современные средства оценивания достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования 
1) Система оценивания. Одной из составляющих образовательного процесса является система оценивания и регистрации достижений учащихся, которой и посвящена данная работа. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным фактором школьного образовательного пространства, основным средством диагностики проблем обучения и осуществления обратной связи, а также наиболее ясно воплощает в себе
принципы, которые положены в основу образовательного процесса в целом. При этом под системой оценивания понимается не только та шкала, которая используется при выставлении отметок, и моменты, в которые отметки принято выставлять, но в целом механизм осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу успешности образовательного процесса, равно как и осуществления самостоятельного определения таковой учащимся.
2) Пятибалльное оценивание в российской школе. Традиционно в большинстве отечественных школ сохраняется система оценивания, построенная на системе из четырех баллов: «2» (неудовлетво-рительно), «3» (удовлетворительно), «4» (хорошо), «5» (отлично).Теоретически присутствует еще «1» (единица), но на практике этот балл почти не используется.Учитель, ставя ее в журнал, обыкновенно ориентируетсяна целый ряд позиций, в результате чего каждый балл становится неким интегрированным показателем: а) уровня учащегося относительно определенного эталона, б) уровня учащегося относительно класса в целом, в) уровня учащегося относительно него же самого в предшествующий период; причем разделить эти факторы в выставленной отметке возможно только посредством беседы с учителем, если тот, конечно, еще не успел забыть, при каких обстоятельствах была выставлена та отметка.
Добавим к этому функцию кнута и пряника, которую традиционно выполняет школьная отметка, ведь двойка – это плохо,а пятерка – это хорошо. Не правда ли? Вспомним теперь, имеетли шанс ученик, «нахватавший» в начале четверти двоек, а потом,под конец, разобравшийся в той теме, которая изучалась на протяжении четверти, и готовый объяснить ее от начала и до конца,получить хотя бы «4», если все его оценки, как и положено, аккуратно выставлялись в журнал? Думаю, у каждого преподавателя в практике найдется не один случай, когда он «прореживал» ряд двоек четверками и пятерками, чтобы иметь возможность поставить в конце что-то более или менее приличное, исходя их общепедагогических соображений. Но ведь школа имеет дело с детьми. Скрыть от них это невозможно.
Вывод, который, напрашивается-Оценка всегда субъективна.
(слайд 2)
Функции системы оценивания. Прежде всего попытаемся определить те функции, которые выполняет сегодня система оценивания. Их можно выделить три.
1. Нормативная функция включает в себя, с одной стороны,фиксирование достижений конкретного учащегося относительно утвержденного государством эталона, с тем чтобы для него наступили все правовые последствия, соответствующие успешности его обучения и окончания им учебного заведения, а с другой –административное отслеживание успеваемости отдельных учеников, школьных классов, уровня их подготовки и качества работы учителя
2. Информативно-диагностическая функция, включающая основополагающие моменты содержательной связи между всеми участниками образовательного процесса, содержательную и эмо-
циональную рефлексию учащихся, а также педагогическую рефлексию учителей. Ведь именно оценивание в первую очередь дает пищу для размышлений на тему, все ли в порядке с образователь-
ным процессом в конкретном классе, как и по поводу школьного благополучия отдельных учеников.
3. Карательно-поощрительная функция, связанная с мотивацией деятельности учащихся, что не требует дополнительных пояснений.
(слад 3)Требования к системе оценивания
1)в первую очередь система оценивания должна давать возможность определить, насколько успешно усвоен тот или иной учебный материал, сформирован тот или иной практический навык, т.е., другими словами, – возможность сверить достигнутый учащимся уровень с определенным минимумом требований, заложенных в тот или иной учебный курс. При этом представляется целесообразным брать за точку отсчета именно обязательный минимум, поскольку лишь он может быть более или менее четко определен.
2) Во-вторых, система оценивания должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося,так и динамику его успехов в различных сферах познавательной
деятельности (усвоение информации, обработка информации, творческое представление своих мыслей и образов и т.д.), что позволяет получить более рельефную картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования. При этом желательно, чтобы фиксация данной информации была стандартизирована и не требовала от преподавателя больших затрат времени, т.е. не была вербальной. Иначе затраты времени на ее реализацию рискуют превысить все разумно допустимые пределы, что на практике будет означать, скорее всего, выборочное отслеживание такой информации применительно лишь к избранным учащимся.
3) в систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно,
только одно из условий.
4) система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником,родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит, и обеспечение его целостности.
5) система оценивания должна быть единой применительно к конкретному школьному классу. Другими словами, невозможно эффективное существование на различных уроках систем оценивания, основанных на разных принципах. Различия принципиального характера в системе оценивания возможны только между возрастными группами учащихся, но никак не между группами предметов.
6) , система оценивания должна быть выстроена таким образом, чтобы как можно бережнее относиться к психике учащихся, избегать травмирующих ее ситуаций. Как представляется, основной путь для достижения этого – внедрение в сознание всех участников учебного процесса отношения к сис-
теме оценивания как к инструменту, необходимому для успешного получения образования, для осуществления обратной связи и не более того.
Формирующее оценивание.
(конференция!)
Тема выбрана не случайно. Это связано с тем, что в настоящее время формирующее обучение является одним из трендов современного образования. Считается, что формирующее оценивание стало современным ответом на чрезмерное увлечение тестовыми измерениями.Однако тесты, при всех положительных значениях и положительной роли, которую они играют в современном образовании,все таки имеют определенные недостатки. С помощью тестов можно измерить результаты, которые достигли дети, но с помощью тестовых технологий сложно обеспечить их дальнейшее развитие, или улучшить их образовательные достижения в процессе обучения.
Есть хорошая англ.поговорка- Еще никто не стал выше ростом, когда его измеряют!
И вот когда увидели,что тесты не могут создать ситуацию, связанную с необходимостью улучшения качества обучения и результатов учащихся, тогда стали искать новые формы оценивания, новые процедуры, новые инструменты оценивания, которые были бы направлены на более тесную связь между учителем и учеником и которые бы позволили создать ситуацию, в ходе которой учитель бы не просто измерял, чего достигли дети,но и помогал бы улучшать.
Слайды про Ф.О.
Техники формирующего оценивания : рефлексия и самооценивание.
Рефлексия как содержательного, так и эмоционального порядка является обязательным завершающим этапом любой более или менее крупной работы. Это вполне естественно, если учесть, что
рефлексия помогает учащемуся осмыслить проведенную работу,дает возможность и, более того, побуждает к высказыванию своей оценки прошедшей работы, а кроме того, служит при должной
организации замечательным средством обратной связи для учителя, позволяя более уверенно, опираясь не только на свои ощущения и мнение коллег, но и на реакцию детей, выделить слабые и,
наоборот, сильные места проведенной работы.
Методически рефлексия может быть организована по-разному. Два наиболее простых способа – это письменный вопросник и устный обмен мнениями. В первом случае вопросы зачастую
достаточно банальны: «самое удачное в работе», «самое неудачное в работе», «пожелания учителю-организатору и консультантам (если работа была большая и в ней участвовало несколькоучителей)», «пожелания себе», «пожелания товарищам по классу», «самое трудное в работе», «самое интересное», «чему я научился в процессе работы» – конкретный их набор определяется
спецификой работы, но особое внимание хотелось бы обратить на последний вопрос, который является чуть ли не смыслообразующим элементом. Потом результаты получившегося своеобразного мини-анкетирования обрабатываются и сообщаются всем заинтересованным лицам. Подпись на листках с ответами приветствуется, но анонимность никак не порицается – это дело сугубо добровольное, как, собственно, и вообще ответы на вопросы, предложенные для рефлексии.
В систему оценивания должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию происходящего с ним в ходе учебного процесса. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя. Собственно, полная прозрачность
системы оценивания уже является фактором, подталкивающим к самооцениванию, но это, конечно, только одно из условий.
Система оценивания должна предусматривать и обеспечивать постоянный контакт между учителем, учеником, родителями, классным руководителем, а также администрацией и педагогическим коллективом школы. Без такой связи едва ли возможен системный подход к формированию учебного процесса, а значит, и обеспечение его целостности.
ПортфолиоШирокое применение тестов в качестве арбитров многих школьных решений является ограничением для развития важнейших поведенческих навыков и ключевых компетенций, которые сегодня востребованы. И, конечно,менее всего они настроены на выявление индивидуальной одаренности и склонностей.Важным инструментом решения подобных задач является портфель индивидуальных об-
разовательных достижений (портфолио) школьника. ПортфолиоОдним из средств оценивания и учета достижений (в том чис-
ле творческих успехов) учащегося является формирование «портфеля» (portfolio). Родиной «портфеля» или «портфолио» являются США. Однако эта модель уже завоевала популярность во многих странах мира, так, например, в Финляндии именно с внедрения этой формы учета достижений учащихся началась реформа системы образования. Портфолио – это модель аутентичного оценивания, которое в большей степени, чем традиционное нацелено на выявление:
объективно существующего уровня владения умениями и
навыками;
пробелов в подготовке;
трудностей усвоения;
уровня сформированности умений и их совершенствования
путем внесения коррекции в учебный процесс;
положительных мотивов учения;
интереса к предмету;
развития мыслительной деятельности;
критического отношения к учебной деятельности.
Кроме этого аутентичное оценивание в большей степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.Сегодня в научных и научно-популярных публикациях описано несколько моделей «портфеля». Они разработаны для разных категорий учащихся – одни для студентов, другие для школьников.
Цели и сущность портфолиоПортфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии практико-ориентированного обучения
Традиционный портфолио представляет собой коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Являясь по сути альтернативным по от-
ношению к традиционным формам (тест, экзамен) способом оценивания, портфолио позволяет решить две задачи:
проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе получения образования, вне сравнения с достижениями других учеников;
оценить его образовательные достижения и дополнить (заменить) результаты тестирования и других традиционных форм контроля.
В соответствии с разными задачами использования портфолио строится система его оценивания. Одной тенденцией является неформальное оценивание (экспертное), включающее коллектив-
ную оценку педагогов, родителей и соучеников
Наиболее традиционной можно считать типологизацию портфолио по характеру и структуре представленных в нем материалов. В этом случае выделяют следующие типы портфолио19:
1. Портфолио документов, или рабочий портфлио, включает коллекцию работ, собранных за определенный период обучения,которая демонстрирует прогресс учащегося в какой-либо учеб-
ной сфере. Он может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, с момента, как он поставил передсобой определенную цель, и до того, как он ее достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
2. Портфолио процесса отражает все фазы и этапы обучения.Позволяет показать весь процесс обучения в целом, то, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определенными умениями как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, этот портфолио де-
монстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчета и самооценки.
3. Показательный портфолио позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные входе совместного обсуждения учеником и педагогом. Обязательным требованием является полное и всестороннее представление работы. Как правило, в этот портфолио входят разнообразныеаудио- и видеозаписи, фотографии, электронные версии работ.Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представ-
ленных им работ.
Пользуясь такой формой оценки учебных достижений, учитель способен создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха. Пользуясь этой системой, ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как постепенно
формируется адекватная самооценка, т.е. ученик учится сам себя оценивать. «Портфель», разрабатываемый в виде дневника самооценки, должен отвечать определенным требованиям:
1. Дневник выборочен. Прежде чем начинать собирать дневник самооценки, обучающийся должен знать цель сбора. Целью могут быть самооценка, документация прогресса в учебе, помощь
учителю при принятии решения, для отчета перед администрацией или родителями.
2. Дневник – это подборка работ обучающихся, показывающая его прогресс.
3. В дневник собирается разнообразная информация, отражающая объективно существующий уровень подготовки – проблемы, трудности, необходимость коррекции.
4. Дневник демонстрирует прогресс во времени. Единица времени ведения дневника выбирается изначально (семестр, курс и т.п.),но «чистится» дневник регулярно, т.е. проводится отбор и оцени-
вание работ, которые обучающийся в нем оставляет. Время «чисток» устанавливается совместно с учениками. Экспериментально удалось выяснить, что для учащихся начальных классов целесооб-
разно установить это время с периодичностью две недели.
5. Дневник нацелен на рефлексию, на самооценку.
6. Дневник – это совместная работа учащихся, учителей, родителей.
Существует три типа дневника: дневник достижений, дневник-отчет и дневник-самооценка. Любой дневник («портфель»)имеет все три характеристики, но при его планировании изначально следует выбрать один тип, так как он соответствует генеральной цели дневника.Дневник достижений представляет собой личный выбор работ обучающимся. Учитель ставит цель: оценить прогресс в учеб-
ной деятельности. Обучающийся сам отбирает и формирует свой«портфель». Собираются работы за определенный промежуток времени, из них отбираются 2–3, и так в течение периода обучения. К окончанию остается несколько работ, которые отобраны самостоятельно. Это самый легкий тип, он позволяет использовать дневник как эффективную оценочную технологию. Этот вид дневника рекомендуется применять в начальной школе.
Дневник-отчет содержит индивидуальные текущие работы на занятии, тесты, эссе, проектные работы, списки литературы и т.д.
Это дневник для внешнего пользователя, его цель – показать, что учащийся справился с программой обучения.
План и единица сбора в дневнике-отчете изначально задается преподавателем. Этот вид лучше использовать на ступени основного обучения.
Дневник-самооценка содержит как работы обучающегося, так и заметки преподавателя по поводу работ, оценки за выполненные задания с характеристикой и объяснениями. Разрешение со-
бирать такой портфель означает, что преподаватель берет на себя обязательство давать письменное разъяснение, за что он поставил ту или иную отметку, вести дневник наблюдения, оценивать про-
цесс и регресс, заполнять сертификат достижений. Этот вариант дневника целесообразнее использовать в работе с учениками старших классов.
Разделы портфолио:
«Резюме» – представление себя.
«Самостоятельные работы» – этот раздел представляет собой собрание текущих самостоятельных, контрольных и зачетных работ, эссе на разные темы, дискуссионные очерки
«Это интересно» – этот раздел может включать в себя проблемные вопросы, тезисы и высказывания, затрагивающие актуальные проблемы, изучаемой учебной дисциплины.
«Цикада цитат» – в этом разделе собираются высказывания великих людей об изучаемой науке. Важно не торопиться включать сюда только понравившиеся высказывания; может быть, те
изречения, с которыми пока трудно согласиться, тоже помогут обосновать собственную точку зрения.
«Голоса» – в этот раздел помещаются вырезки или ксерокопии статей из журналов, газет и книг по проблемам изучаемой учебной дисциплины.
«Полезные советы» – в этом разделе собираются полезные советы, которые могут пригодиться в будущем. Материал целесообразно разносить по двум отделам: «Всегда» и «Никогда».
«Графический организатор» – сюда помещаются планы, алгоритмы и модели выполнения заданий, написания различных творческих работ.
«Библиография» – в этом разделе собирается собственная библиография прочитанных изданий по изучаемой дисциплине с краткой аннотацией каждого издания.
«Справочник» – в этом разделе можно собирать необходимые телефоны, адреса и даты.
В заключение рассказа о «портфеле» необходимо отметить,что его создание можно начать даже с одного учебного предмета,одним учителем, которого заинтересовал данный подход к оценке достижений учащихся. Главное, чтобы был понятен смысл создания «портфеля» и работа с ним доставляла радость и учителю,и ученикам.
Сундук регалий
Еще одной моделью оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся можно назвать методику«Сундук регалий». «Сундук» составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими-либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения. Что может наполнять «сундук»:
документы об образовании, свидетельства об окончании курсов, о прослушанных курсах;
характеристики, данные педагогами;
моя уникальность;
членские удостоверения учреждений и организаций;
рекомендации, благодарственные письма, грамоты, дипломы;
перечисление заслуг (например, диаграмма успеваемости);
образцы заслуг (например, печатные работы, рефераты, модели и т.д.);
личные замечания и другие оценки;
спортивные свидетельства.
Список открыт, и каждый может его дополнить по своему усмотрению.
Творческая книжка школьника
Если даже не увеличивать количество кружков, факультативных занятий в школах, но ввести творческую книжку и сделать ее официальным документом,равным аттестату, то ученик возьмется
за дело. Если же увеличивать количество форм и видов деятельности, но не производить регистрации выполненных работ, то все останется по-прежнему.В творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы. Самостоятельная работа должна соответствовать определенной норме,после выполнения которой делается запись в книжке. Например,10 фотографий, 5–8 рисунков, письменная работа (конспект, реферат) объемом не менее 15 страниц и т.д. Это норма по объему работы, но не по времени исполнения. Дело ученика – работать несколько дней или несколько месяцев. Норма – не догма, а ориентир для учителя. Одно из условий успешной работы в масштабе школы – единство требований; вот эти нормы и создают такое единство, хотя учитель имеет право записать работу и меньшего объема. Он должен исходить из интересов ученика.
Записи выглядят примерно так:
1. Техническое творчество (машины, приборы, приспособле-ния, модели, макеты). Указывается конкретная работа и дается ее краткое описание: количество деталей, размер.
2. Углубленное изучение программных и непрограммных учебных предметов. Указывается название изученной работы, количество страниц реферата, рисунков, фотографий и т.п.
3. Работы по искусству. Записываются сданные работы (рисунки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и т.п.).
4. Педагогическая деятельность. Фиксируется работа в младшем классе, ведение кружка, уроков в начальных классах.
5. Изобретательство. Записываются изобретения, оформленные в виде простейшей схемы и краткого описания.
6. Исследовательская и опытническая работа. Записывается только та, в которой есть хоть и простейший, но самостоятельный вывод.
7. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Запись делается, если занято одно из трех призовых мест (на соревнованиях не ниже районного уровня), а также если присвоен спор-
тивный разряд.
8. Факультативы. Запись делается при условии, что ученик
занимался не менее полугода.