Рабочая программа по краеведению Воронежской области, 2-й год обучения ФГОС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.
Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.
Задачи:
- создать условия для освоения знаний об основных понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.
- научить применять знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;
- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;
- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Ступень
обучения
Образовательные задачи
Межпредметные связи
Желаемые
результаты

Начальная школа
Дать учащимся представление о ценности (значимости) объектов жизненного пространства ребенка для них и для других жителей
Со всеми учебными дисциплинами и, прежде всего, с природоведением, окружающим миром, ОБЖ, искусством
Осознание учащимися своей взаимосвязи с окружающим микромиром, его значимости для ребенка и других жителей: «Я и мой родной край»

Особенности программы.
Курс «Краеведение» 2 год обучения для 3 класса рассчитан на 35 часов из часов школьного компонента, согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.
Требования к уровню подготовки выпускников
В результате изучения курса краеведения Воронежской области ученик должен знать:
- историю исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;
-  особенности водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области.
Уметь:
- выбирать необходимый источник краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;
- уметь анализировать природные закономерности и явления.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
Основное направление – формирование понятия о малой родине, воспитание любви к самому дорогому месту человека – родному дому, ознакомление на основе народных традиций с историей и культурой быта, взаимоотношениями взрослых и детей в семье, представление первоначальных сведений об истории города Воронежа и людях, его прославивших.
Познавательное и воспитательное значение краеведения
Краеведение – это один из путей патриотического и нравственно-эстетического воспитания школьников. Оно помогает увидеть и оценить просторы и красоту родного края, ощутить эмоциональное и нравственное воздействие природы.
Знакомство с окружающим ландшафтом, изучение действия законов, причинно-следственных связей природы формируют у детей интерес и склонность к исследовательской работе, которые в дальнейшем могут сыграть существенную роль в их профессиональном становлении.
Природа края рассматривается как часть природы более крупных территорий – района, области, природной зоны, страны. Поэтому в процессе ее изучения важно определить черты, общие с природой более крупных регионов. В то же время выявляются местная специфика природных компонентов и их территориальных сочетаний, типичные явления, характеризующие природу родного края, а также ее уникальные объекты и связанные с ними процессы.
Краеведение рассматривает вопросы современной социально-экономической жизни края. Объектами изучения в экономическом краеведении могут быть: население края, состояние экономики края в целом и отдельных его отраслей, населенные пункты (поселения), в которых живет население и сосредоточена хозяйственная и культурная жизнь края, отдельные предприятия и учреждения. Изучаются ресурсы края, их соотношение с имеющимися потребностями населения и, несомненно, устанавливается роль края в развитии экономики всей страны.
Приобщение детей к работе по изучению полезных ископаемых местности приводит к открытию юными геологами новых месторождений, новых минералов. Коллекционирование местных минералов и ископаемой флоры и фауны является начальным этапом научных исследований.
Все стороны социально-экономической жизни людей тесно взаимосвязаны. Важен исторический подход в изучении населения и экономики края при рассмотрении их в связи с прошлым и с учетом перспектив дальнейшего развития.
Краеведение представляет собой стройную систему различных видов историко-краеведческой деятельности (познавательной, преобразовательной, ценностно-ориентационной, коммуникативной и др.).
Школьники в процессе урочной или внеурочной деятельности приобретают знания об отдельном историческом факте, событии, истории края в целом. Эта деятельность может иметь различные уровни по степени сложности: от простого усвоения исторических знаний на уроках или внеклассных занятиях (например, в историко-краеведческом кружке) до поиска новых знаний (поисково-исследовательская деятельность в подростковых военно-патриотических клубах, в походах по родному краю, экспедициях и пр.).
Участие детей в историко-краеведческой деятельности способствует углубленному изучению истории своей родины, познанию и пониманию законов общественного развития, их реального проявления в истории края. Изучение и осмысление фактов местной истории стимулируют мыслительную деятельность, формируют систему теоретических представлений и понятий и тем самым влияют на формирование научного исторического мышления учащихся, их гражданской зрелости, активной жизненной позиции.
Краеведение нацелено на формирование у школьников представлений о художественной культуре Воронежского края как части национальной духовной культуры, на приобщение их к общечеловеческим и национальным ценностям через знакомство с художественной культурой Воронежского края. Краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к активному освоению художественно-культурного наследия, формирует сознание ответственности перед прошлым и будущим.
Школьное краеведение предполагает изучение архитектуры, литературы, живописи, графики и скульптуры, декоративного и прикладного искусство, а также знакомит детей с личностью художника - писателя, живописца, актера, режиссера, музыканта, архитектора.
Использование культурно-исторического потенциала Воронежской области особенно велико для воспитания духовной личности и развития ее творческих способностей.
Различные формы краеведческого образования (научно-исследовательская, экскурсионно-массовая, познавательная и игровая деятельность) способствуют углублению знаний учащихся по учебным школьным программам.
Воспитательное значение уроков краеведения определяется двумя обстоятельствами.
Первое. Уроки краеведения позволяют уйти от фрагментарности, спонтанности в изучении краеведческого материала и, напротив, будут способствовать последовательному, содержательному и системному познанию обучающимися родного края. Приобретаемые знания, формирующие отношение к происходящему, посильное участие школьников в преобразовании родного края являются важными условиями воспитания неравнодушных к окружающей жизни людей, формирования их гражданской позиции.
Второе. Как объединяющее начало всех наук краеведение интегрирует в себе и познание, и труд, и творчество школьников. В этом смысле оно удачно реализует свою главную функцию – системообразования.
Уроки краеведения обеспечат взаимосвязь урочной, внеклассной и внешкольной работы и благодаря этому реально могут стать «ядром» воспитательной системы общеобразовательного учреждения.
Привитие любви к своему народу начинается с изучения своей малой родины – города или села, в котором живешь, с развития того чувства, которое человек испытывает при виде родных мест, улиц, тропинок и, конечно, людей, оставшихся в памяти с детства. Все это включает в себя наука о краеведении, которую академик Д.С. Лихачев назвал объединяющим началом всех наук.

Результаты обучения и усвоения содержания курса «Краеведение»
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважения к культуре своего народа и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развёрнутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
активное применение знаний и приобретённых умений, освоенных в школе, в повседневной жизни и продуктивное взаимодействие с другими людьми в профессиональной сфере и социуме.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути Воронежа и области как необходимой основы для миропонимания и познания истории собственной страны;
способность применять понятийный аппарат краеведческого знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности в курсе истории страны;
способность соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность, читать историко-культурную карту Воронежской области и ориентироваться в ней;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и жителей в истории области;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей области и страны в целом.
Формы и методы ведения уроков:
Лекции, беседы, опережающие задания по использованию дополнительной литературы и местного материала, рефераты, конференции и дискуссии, работа с картами, исследовательские работы, анкетирование, интервьюирование, работа в музее, практические занятия, игровые ситуации, использование тестов и викторин.
Курс краеведения входит в учебный план, проводится, как урок, а значит, целесообразно использовать трёх бальную систему оценок.
Следует различать уровни познавательной работы учащихся по краеведению.
Оценка «3 » соответствует I – уровню – получение учащимися знаний со слов учителя или одноклассника, выполняет работы по списыванию из готовых источников.
Оценка « 4 » соответствует I I – уровню – самостоятельное приобретение знаний, умений. Подготовка выступлений, рефератов на неизвестные ранее темы с использованием учебных пособий, периодики, других источников.
Оценка « 5 » соответствует I I I – уровню – изучение школьником в ходе углубленного исследовательского поиска представляющий научный интерес. Выполнение творческих работ, умение выступать, анализировать и делать выводы.
Оценки «2» и «1» не ставятся, так как главная цель дать не только знания, но и привить любовь к родному краю.

12891092501





КРАЕВЕДЧЕСКАЯ Л И Т Е Р А Т У Р А

Алексеев С. Сто рассказов из русской истории. – Кишинев, 1985.
Ворожейкина Н.И., Виноградова Н.Ф. Наша Родина в прошлом. – Смоленск, 1998.
География Воронежской области / Под. ред. В. Подкозина. - Воронеж, 1994. – 110 с.
Елецких В.Л. Воронежское путешествие / В.Л. Елецких. – Воронеж: Творческое объединение»Альбом», 2011. – 48 с. Загоровский В. История Воронежского края от А до Я / В. Загоровский. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1982. – 311 с. Загоровский В. История Воронежской области: Учеб. пособ. для средн. шк. / В. Загоровский. - Изд. 3–е, доп. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд–во, 1976. – 160 с.           Край Воронежский: Опора России / Сост. Н. Пегарьков. - Воронеж: Черноземье, 1997. – 598 с.
Новикова Р.Н. Экскурсионные маршруты по городу Воронежу и воронежской области / Р.Н. Новикова, Л.А. Личагина. - Воронеж: Центрально - Черноземное книжное издательство. - 1982. - 55 с. Панова В. История Воронежского края: Учебно-метод. пособ. / В. Панова. – 4-е изд., доп. - Воронеж: Родная речь, 2001. – 286 с.
Прохоров В. Вся Воронежская земля: Краткий историко – топонимический словарь / В. Прохоров. – Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1973. – 266 с. Расторгуев В.И. Геральдика Воронежской земли. XVIII век. / В.И. Расторгуев. – Воронеж: ВГУ, 2006. – 102 с.  Чубурин П.Ф. Земля воронежская: рассказы об истории и природе Воронежской области для учащихся 4-х классов / П.Ф. Чубурин. - Воронеж: Центр.-Чернозем. кн. изд-во, 1984. – 80 с. 
Загоровский В.П. Воронежская историческая энциклопедия. – Воронеж, 1992.
Загоровский В.П. История Воронежского края от А до Я. – Воронеж, 1982.
Кононов В.И. Памятники Воронежа и Воронежской области. – Воронеж, 1979.
Кретова O.K. Русский город Воронеж. – Воронеж, 1986.
Музей и дети: Методические разработки цикла занятий для младших школьников. – М., 1994.
Очерки истории Воронежского края. – Т. 1. – Воронеж, 1961.
Пульвер Е. Воронежская мозаика. – Воронеж, 1983.
Скривел В.И. Нестандартные формы знакомства с краеведческим материалом // Начальная школа. – 2004. – №5. – С. 22-25.
Шмойлов А.И. Весь мир в игрушке. – Воронеж, 2003.
Энциклопедия обрядов и обычаев. – СПб, 1997.
Я познаю мир: Детская энциклопедия: История вещей. – М., 1998.

Для учеников:
Л.А. Обухова, Н.С.Махина, Г.В. Онегина. Краеведение. Второй год обучения: рабочая тетрадь-Воронеж: ВОИПКиРО, 2013 – 60 с.
Ресурсы-Интернет
Детям о Воронежском крае [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ЭОР [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Географический портал Воронежской области [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музеи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музей Крамского [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Дивногорье [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Костёнки [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Музеи [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Город Воронеж [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]


Календарно-тематическое планирование по краеведению.

Дата
№ урока
Тема
Планируемые результаты
Примечание
С. рабочей тетради


История и культура (9 часов)



1.
Что такое культура?

С.5-6


2.
Что такое культура?
Практическая работа
«Роспись воронежской матрёшки»
С.7


3.
Источники изучения жизни народа.
Эскиз костюма жителя Воронежской области
С.8-9


4.
Что такое время?

С.10-11


5.
Что такое вещь?
Рисунок по представлению людей по их вещи.
С.12-13


6.
Семейная реликвия

С.14


7.
Семейная реликвия
Сочинение «Наша семейная реликвия»
С.15


8.
Путешествие в страну книг

С.16-17


9
Путешествие в страну книг
Читательская конференция по прочитанным книгам наших земляков
С.18


История создания вещей (6 часов)



10
Посуда на Руси
Практическая работа «Роспись посуды»
С.19-20


11
В старинном доме

С.21-22


12
В старинном доме
Практическая работа «Роспись прялки»
С. 23


13
Обычаи русской старины
Рассказ о русских обычаях нашего посёлка
С.24-25


14
Для войны и мирной жизни

С.26-27


15
От колеса до ракеты
Эскиз «Автомобиль будущего»
С.



Музей - машина времени (5 часов)



16
Что такое музей?

С.30-31


17
Виртуальная экскурсия в областной краеведческий музей
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С.32


18.
Виртуальная экскурсия в областной музей изобразительных искусств
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
С.33


19.
Экскурсия в Грибановский краеведческий музей.
Фотоотчёт



20.
«Дом весёлого чародея»
Представление о доме-музее А.Л.Дурова
С.34-35


О прошлом говорят(5 часов)



21.
Костёнки. Путешествие в каменный век.

С.36-35


22
Костёнки. Путешествие в каменный век.
Виртуальное путешествие
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



23.
Дивногорье. Рассказ о седой старине.
Рисунок фрагмента жизни древнего человека.
С.38-39


24
Дивногорье. Рассказ о седой старине
Виртуальное путешествие
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



25
Веневитиново. В гостях у поэта
Я - поэт. Сочинение собственных четверостиший на заданную тему.
С.40


Памятники старины (6 часов)



26
Каменные ветераны Воронежа
Виртуальная экскурсия по улицам города
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Эскиз украшения для фронтона старинного здания
С.41-42


27
Каменные ветераны Воронежа
Эскиз интерьера старинной гостиной, фото старинного здания посёлка
С.43-45


28
Церковные архитектурные памятники

Эскиз православного храма
С.46- 47


29
Храмы родного края
Сочинение о Грибановском Богоявленском храме
С.48-49


30
Посещение Грибановского Богоявленского храма
Фотоотчёт



31
Памятники на воронежской земле
Мини-текст о любом из памятников
С.50-51


Моя малая родина (3 часа)



32
История родного посёлка
Эскиз нашего посёлка в будущем
С.52-53


33
История родного посёлка
Фототчёт «По улицам посёлка»
С.54-55


34
Посещение Серафимо-Саровского мужского монастыря
Фототчёт



Люби и знай свой край (1 час)



35
Проверь себя
Итоговая работа
С.56-60












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14815




Заголовок 1 Заголовок 215