Направления реализации и основные результаты Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в рамках ООП НОО

Направления реализации и основные результаты программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в рамках ООП НОО в МБОУ СОШ №14 г. Арзамаса в 2011-2015 гг.
выступление на круглом столе
для заместителей директоров по УВР
и учителей-предметников ОО
заместителя директора по УВР МБОУ СОШ №14
Вершининой Л.В.

1.Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ.
Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.
В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие завтраки и обеды в урочное время. Для витаминизации питания в третьи блюда добавляют аскорбиновую кислоту (50 мг на человека), овощные салаты и фрукты. . Охват учащихся начальных классов горячим питанием составляет 100%.
В школе работают два оснащенных спортивных зала, имеется спортивная площадка, оборудованные необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём, в зимнее время работает освещённая хоккейная коробка. Материально - техническая база спорта пополняется ежегодно.
В школе работают медицинский, стоматологический кабинет, оснащенные минимальным необходимым комплектом оборудования.

Эффективное функционирование созданной здоровьсберегающей инфраструктуры в школе поддерживает квалифицированный состав специалистов:
психолог I квалификационной категории
медицинские работники (фельдшер, стоматолог)
учителя физической культуры - 4 (трое - I квалификационной категории)
2. Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности учащихся.
А) Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.
Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.(окружающий мир, технология, английский язык, физическая культура)
В соответствии с письмом МО Нижегородской области №316-01-52-1403/11 от 08.04.2011 «О введении третьего часа физической культуры» в учебный план в 1 классе включен 3 час физкультуры.
Б) В урочной и внеурочной деятельности учащиеся начальной школы используют рабочие тетради «Разговор о правильном питании», изданные компанией «Нестле», в которых они выполняют ряд творческих заданий, направленных на формирование здорового и безопасного образа жизни. Ежегодно ребята вместе с родителями активно принимают участие в муниципальном и региональном этапе конкурса «Разговор о правильном питании», многочисленных школьных и муниципальных конкурсах по данной тематике.
В) В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.
В школе оснащено три компьютерных класса, в кабинетах начальных классов функционирует 15 компьютеров, 15 мультимедийных проекторов, мобильный класс. Для профилактики развития зрительного и общего утомления при работе школьников на компьютере учителя проводят с учащимися зрительные гимнастики и гимнастики для снятия общего утомления.
Организация часа активных движений (динамической паузы) между 2-м и 3-м уроками; проведение 1(2 – в 1 классе) физкультминуток на каждом уроке в начальной школе.
Администрация школы постоянно контролирует и анализирует объем домашней учебной нагрузки учащихся.
Учителя уделяют большое внимание вопросам организации детьми своей учебной деятельности (классные часы, индивидуальные беседы).
Традиционные внеклассные мероприятия в 1-4 классах, которые проходят согласно плану ежегодно:
Игра «Мы - пассажиры, мы – пешеходы».
2. Конкурс рисунков «Внимание – огонь», «Внимание – дорога».
3. Встреча с инспектором ГИБДД.
4. Классные часы, направленные на формирование здорового образа жизни.
5. Участие в городском и областном этапах конкурса «Разговор о правильном питании».
6. Месячник «За здоровый образ жизни».
7. День защиты детей.
8. Мероприятия посвященные Дню семьи.
9. Всемирный день борьбы со СПИДом.
В системе ведется просветительская работа с учащимися. Перед ребятами в течение всего учебного года выступают врачи- специалисты: подростковый нарколог, подростковый гинеколог, врач-инфекционист; с лекциями выступают студенты медицинского колледжа, с которыми у школы давняя тесная связь.
Регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, олимпиад, походов и т. п.);
Г) Реализация дополнительных образовательных программ
В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: работают спортивные секции (волейбол, мини - футбол, ОФП, «Мы патриоты», легкая атлетика, туризм). Всего организовано и работает 6 секций спортивной направленности. 2 секции «Каратэ» проводятся на базе нашей школы тренерами других организаций.
В школе проводятся дни здоровья, соревнования, олимпиады по схеме:
разработка сценария и положения спортивного мероприятия;
утверждение директором;
допуск участников к мероприятию медсестрой школы;
инструктаж участников по технике безопасности;
3. Проведение плановых профилактических прививок;
4. Просветительская работа с родителями (законными представителями).
Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:
1. привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований;
2. создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей.
3. проведение лекций, семинаров, круглых столов по вопросам:
Как помочь первокласснику адаптироваться к школе.
Охрана и здоровье младших школьников.
Распорядок дня учащихся – залог здоровья.
Телевизор в жизни семьи и школьника.
Что нужно знать родителям о физиологии младших школьников.
Если ваш ребенок часто болеет.
Гигиена и здоровье.
Ваш ребенок взрослеет. Что нужно знать родителям о половом воспитании.
4. проведение родительских собраний по темам:
Беда где-то рядом!
СПИД – чума 21 века.
Семья-здоровый образ жизни.
Основные результаты Программы формирования
экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни в рамках ООП НОО в МБОУ СОШ №14
Учащиеся имеют основные представления о проблемах охраны окружающей среды, своём здоровье, правильном питании, влиянии психотропных веществ на здоровье человека, правилах поведения в школе и вне школы, в том числе на транспорте (уч-ся стабильно показывают хорошие результаты на различных конкурсах школьного, муниципального и регионального уровня, в частности, в конкурсе «Разговор о правильном питании»)
Стабильные показатели здоровья обучающихся: общий показатель здоровья (колеблется незначительно в пределах 70%), показатели заболеваемости органов зрения ( в среднем 8%) и опорно-двигательного аппарата (налюдается стабильная отрицательная динамика с 54% до 43%);
Таблица 1.

2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год

общий показатель здоровья
73%
74%
72%
69%
70%

показатели заболеваемости органов зрения
29 чел. (7%)
31 чел. (7%)
30 чел. (7%)
36 чел. (9%)
42 чел. (9%)

показатели заболеваемости опорно-двигательного аппарата
228 чел (54%)
226 чел. (52%)
207 чел. (47%)
208 чел. (46%)
195 чел. (43%)


Отрицательная динамика травматизма в образовательном учреждении, в том числе дорожно-транспортного травматизма.
За 3 последних года не зафиксировано ни одного случая травматизма в ОУ.
Отрицательная динамика показателей количества пропусков занятий по болезни (в 2014 -2015 уч.году перед карантином по гриппу и заболеваниям группы ОРВИ показатели посещаемости учащихся составляли в среднем 85-90%). В целом, по наблюдению фельдшера, среди уч-ся 4 классов за последние 2 года идет стабильное снижение заболеваемости и пропуски учебных занятий по причине болезни.
Таблица 2.

2011 год
2012 год
2013 год
2014 год
2015 год

Показатель ЧБД
8 чел. (2%)
10 чел. (2%)
12 чел. (3%)
12 чел. (3%)
9 чел. (2%)


Из таблицы 2 видно, что число часто болеющих детей (показатель ЧБД) за последние 5 лет также остается стабильным.











15