Программа Решение биологических задач: жизненные циклы организмов


УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА МОНЧЕГОРСКА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИМуниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 5имени О.И.Семенова - Тян-Шанского
184505 г. Мончегорск, Мурманская обл., проспект Кирова, дом 17.
Телефон / fax: (815-36) 3-00-55. E-mail: School5 @ monch.mels.ru
«УТВЕРЖДЕНО»
Директор ОУ
----------------------
«------»---- РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Решение биологических задач: Жизненные циклы организмов ( или общие закономерности онтогенеза)» для 11 класса, разработана в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта среднего (полного) общего образования
( …17ч / 1…ч в неделю)
Разработчик программы
Сорбалэ К.Н.
Обсуждена и согласована на Принята на методическом совете
методическом объединении Протокол №________________отПротокол №___________от «___»___________________20_г
«___»______________20_г
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Решение биологических задач: ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ организмов (или общие закономерности онтогенеза )»
составлена на основании следующих документов:
Федеральный компонент государственных образовательных стандартов среднего (полного) общего образования по биологии (Приложение к приказу Министерства образования России от 5.03.04. № 1089);- для учителей биологии
Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программу среднего (полного) общего образования (Приложение к приказу Министерства образования России от 09.03.04. № 1312) с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки РФ от 03.06. 2011 № 1994;
Региональный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Мурманской области, утверждённый приказом комитета по образованию Мурманской области от 30.06.2006. № 811, с изменениями, утвержденными приказом Министерства образования и науки Мурманской области от 30.08.2011 № 1614.;
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 19.12.2012 № 1067 об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы основного общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год;
Примерная программа по биологии среднего (полного) общего образования на профильном уровне;
Положение о разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в МБОУ СОШ №5 имени Семёнова-Тян-Шанского (Приказ №224 от 16.09.08).
1. Роль и место дисциплины В средней (полной) школе введение элективного курса « Решение биологических задач. Жизненные циклы (общие закономерности онтогенеза)» (автор Н.Н. Сахаров) имеет особое значение в развитии старшеклассников в рамках профильной подготовки. Приобретенные им знания, станут необходимыми для сдачи ЕГЭ и применения в жизни.
2. Адресат Программа адресована обучающимся 11 класса общеобразовательных школ (профильный класс)
3. Соответствие Государственному образовательному стандарту Рабочая программа по данному курсу разработана на основе федерального государственного стандарта второго поколения с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьника умения учиться.
4. Целевая установка углубление и систематизация теоретических и практических знаний по вопросам онтогенеза и филогенеза организмов с интеграцией знаний по цитологии, генетике, эмбриологи и эволюционной теории.
освоение способов учебной деятельности, универсальных умений в учебной деятельности
воспитание интереса к биологическим наукам, стремления использовать полученные знания в нестандартных ситуациях и в повседневной жизни.
5. Результаты обучающихся На старшей ступени школьного обучения в ходе освоения биологического содержания обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются: готовность учащегося целенаправленно использовать знания в учении и в повседневной жизни для исследования сущности предмета (явления, процесса , факта); способность характеризовать собственные знания по предмету, формулировать вопросы, устанавливать, какие из предложенных биологических задач и проблемных заданий могут быть им успешно решены; познавательный интерес к биологической науке.
Метапредметными результатами обучающихся являются: способность анализировать учебную ситуацию с точки зрения биологических характеристик, строить алгоритм поиска необходимой информации, определять логику решения практической и учебной задачи; умение моделировать - решать учебные задачи с помощью знаков (символов), планировать, контролировать и корректировать ход решения учебной задачи.
Предметными результатами обучающихся являются: освоение знаний об онтогенезе, умения выбирать и использовать в ходе решения изученные алгоритмы познавательных действий при работе с информацией, работать с текстами, с рисунками, с таблицами и схемами, решать биологические задачи, обосновывать свою позицию, делать выводы. устанавливать причинно-следственные связи между изучаемыми процессами и явлениями.
6. Специфика программы В процессе изучения курса« Решение биологических задач. Жизненные циклы (общие закономерности онтогенеза)» у обучающихся формируются умения вычленения и изучения непрерывности морфофункциональных событий в процессе онтогенеза, который определяется генетическим единством цитологического материала. Программа направлена на осознанное восприятие учащимися механизма генетики онтогенеза: сначала период становления организма, затем постэмбриональный этап, период его самоподдержания и, наконец, период угасания, предусмотренный жизненным циклом организма. В процессе обучающиеся учатся самостоятельно моделировать изучаемые вопросы, составлять собственные проекты с использованием информационных технологий (ИКТ).
Обучающиеся в процессе наблюдений и постановке экспериментов знакомятся с процессами развития и образования половых клеток; в поисково-исследовательской деятельности при работе с научной информацией расширяют и углубляют знания об оплодотворении у растений, об оплодотворении вообще и его значении.
Главной особенностью данной программы является изучение не просто изменения функций организма с возрастом, а изучение в основном относительно необратимых процессов, связанных с изменениями работы клеток, с их перемещением, дифференцировкой или гибелью. Обучающиеся овладевают способами графического изображения изучаемых процессов. В ходе работы с таблицами и схемами у них формируются важные для практико-ориентированной познавательной деятельности умения, связанные с представлением, анализом и интерпретацией данных.
Образовательные и воспитательные задачи обучения решаются комплексно. Учителю предоставляется право самостоятельного выбора методических путей и приемов их решения. В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играет сбалансированное соединение традиционных и новых методов обучения с использованием технических средств обучения по подготовке презентаций и их публичной защите.
Содержание данной программы органично связано со всеми разделами общей биологии, что позволяет шире использовать задания разной степени сложности и дифференцированный подход к обучающимся Это способствует развитию обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своевременную корректировку трудностей и успешное продвижение в биологическом развитии.
7. Универсальные учебные действия В результате освоения предметного содержания курса « Решение биологических задач. Жизненные циклы (общие закономерности онтогенеза)» у учащихся формируются общие учебные умения и способы познавательной деятельности:
использование естественнонаучных методов: наблюдение, эксперимент, моделирование;
формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;
овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;
приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.
приобретения опыта самостоятельного поиска, анализа. отбора информации, подготовке презентаций и их защите.
информационно – коммуникативная деятельность:
владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;
использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
рефлексивная деятельность:
владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;
организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.
8. Основные содержательные линии курса Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов
Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов.
Чередование различных способов размножения в жизненных циклах
9. Структура программы Носит модульный характер, порядок изучения отдельных тем может быть расширен или изменен.
10. Виды учебной деятельности семинарские занятия, в ходе которых происходит осмысление, расширение, детализация материала с использованием групповой и индивидуальной форм работы учащихся, закрепляется умение анализировать, обобщать, делать выводы;
3) решения задач разного уровня сложностей по изучаемым темам, выполнение которых как самостоятельно, так и под руководством учителя позволит учащимся не только проверить свои знания, но и обогатить их.
4) исследовательская и проектная деятельность, с использованием ИКТ предусматривает исследование и подведение итогов изучения проблем биологических наук, процессов жизнедеятельности, закономерностей наследования признаков и т. д., защиту и выступление на заключительной конференции. Работа над проектом наиболее полно позволяет развить познавательную активность и умение создавать проекты, работать с дополнительной литературой, проявить интеллектуальные (выдвигать гипотезы, формулировать цель исследования, сравнивать, анализировать, обобщать, прогнозировать и т.д.), а также творческие способности учащихся, их способность к самообразованию и самоорганизации;
5 ) защита исследовательской работы, проекта;
6) индивидуальная форма работы с обучающимися (консультирование и помощь учителя).
11. Требования к знаниям и умениям учащихся. Требования к уровню подготовки обучающихся указывают на необходимость больше внимания уделять проверке сформированности умений, различных видов учебной деятельности, овладение которыми облегчит им работу с домашним заданием, даст возможность самостоятельно приобретать знания, используя научно-популярную литературу по предмету, Интернет-ресурс и др. источники информации.
Для определения уровня овладения обучающимися основными понятиями, законами, теориями и научными фактами, выявления сформированности различных видов учебной деятельности: интеллектуальных, практических, универсальных; сложной мыслительной деятельности , в системе будут использоваться разноуровневые задания контроля следующих метапредметных умений:
умение самостоятельно определять цели и составлять планы; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать урочную и внеурочную (включая внешкольную) деятельность в образовательном пространстве школы по биологии и экологии; использовать различные ресурсы для достижения целей ( итоговой аттестации, в выборе будущей профессии);
умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности во время семинарских, или практических занятий по курсу учитывать позиции другого (при организации парной и групповой форм работы), эффективно разрешать конфликты;
владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в урочной и внеурочной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических и проблемных задач по основным разделам биологии;
готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, умение ориентироваться в различных источниках информации естественных наук т. д.
умение самостоятельно оценивать и принимать решения;
владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, объяснять процессы и явления, происходящие в живой природе, используя основные понятия и предметную терминологию. адекватные языковые средства;
овладение навыками познавательной рефлексии.
Личностные результаты готовность к саморазвитию и самоопределению, мотивированных к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание. способность ставить цели и строить жизненные планы.
целенаправленная подготовка старшеклассников к сдаче ЕГЭ по биологии и поступлению в учебные заведения медицинского, экологического и биологического профилей; поможет определить правильность предварительного профессионального выбора; послужит источником дополнительной информации для увлеченных биологией учащихся, стремящихся к получению разносторонних знаний.
12. Формы организации учебного процесса Программа предусматривает проведение традиционных и нетрадиционных уроков, обобщающих уроков, уроков использование традиционных и нестандартных форм, методов и приемов учебной деятельности, способствующих развитию у школьников самостоятельности, креативности, информационной грамотности и биологической компетенции с применением поисково-проблемных технологий, ИКТ, включая их в проектную, исследовательскую и творческую учебную деятельность.\
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах
13. Взаимосвязь коллективной (аудиторной) и самостоятельной работы обучаемых. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки
В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа)
12. Итоговый контроль Один раз в год оценка знаний и умений обучающихся проводится с помощью итогового теста и защиты проекта, которые включают вопросы (задания) по основным проблемам курса.
Текущий контроль, по изучению каждого основного раздела, проводится в форме проверочной работы или теста.
Условия реализации программы кабинет биологии
иллюстративный, справочный материал, научная и методическая литература;
наличие дидактического и раздаточного материала
таблицы
наличие компьютера и мультимидийной установки.
14. Объем и сроки изучения В образовательном плане школы на изучение данного курса отводится 1 час в неделю, в первом полугодии. Всего 17 часов в год.
Учебно-тематический план «Решение биологических задач: ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ организмов (или общие закономерности онтогенеза )»

№ Наименование
тем курса Всего
часов В том числе Формы
контроля
лекции практ. семинар 1
2
3
4
5 Введение
Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов
Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов
Чередование различных способов размножения в жизненных циклах
Заключительное занятие 1
7
3
5
1 1
3
1
1 3
2
3 1
1
1 Тестирование
Описание жизненных циклов разных организмов; решение задач.
Индивидуальный и фронтальный опрос; решение задач.
Индивидуальная проверка знаний; решение задач.
Тестирование. Защита презентаций
Итого 17 6 8 3

Основные формы и методы изучения курса:
1) школьная лекция, где предусматривается крупноблочное обобщенное изложение материала, раскрытие основных позиций;
2) семинарские занятия, в ходе которых происходит осмысление, расширение, детализация материала с использованием групповой и индивидуальной форм работы учащихся, закрепляется умение анализировать, обобщать, делать выводы;
3) практикум решения задач разного уровня сложностей по изучаемым темам, выполнение которых как самостоятельно, так и под руководством учителя позволит учащимся не только проверить свои знания, но и обогатить их.
4) проектная деятельность. Предусматривает подведение итогов изучения проблем гомеостаза, выступление на заключительной конференции. Работа над проектом наиболее полно позволяет проявить интеллектуальные способности учащихся, способность к самообразованию и самоорганизации;
5) лабораторные работы и опыты позволяют научиться наблюдать, фиксировать, объяснять, делать выводы по результатам наблюдений.
Содержание программы
1. Введение. ( 1 час)
Вводная лекция
Углубить понятие онтогенеза, этапов онтогенеза. Науки, изучающие онтогенез организмов: эмбриология- (этапы ее становления), цитология- (клеточный и жизненный циклы), генетика- (управление развитием организмов как результат «развертывания» генотипа).
2. Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов. ( 7 часов)
Лекция
Гаметогенез. Гаметы – гаплоидное поколение жизненного цикла, возникающее в результате мейоза; первичные половые клетки (ППК), полярные гранулы, локальные детерминанты. Управление развитием гамет, регуляция созревания гамет гуморальной системой.
Практическое занятие. Решение задач 1-22 на стр. 27 – 32.
Оплодотворение. Связь количества образуемых организмом половых клеток и их особенностей с биологией размножения. Условия, обеспечивающие слияние гамет одного вида. Видоспецифичность распознавания сперматозоида и яйцеклетки при их контакте (акросомная реакция). Активация яйцеклетки при оплодотворении ооплазметическая сегрегация – перераспределение биологически активных молекул в цитоплазме яйцеклетки.
Этапы эмбрионального развития и процесс регуляции как результат реализации генетической программы развития; индукционные взаимодействия частей зародыша, роль позиционной информации
Семинарское занятие. Этапы постэмбрионального развития. Механизм реализации генетической программы развития и особенности регуляции этого развития.
Практические работы. Жизненный цикл как смена поколений, каждому из которых присуще свое индивидуальное развитие; жизненные циклы со сменой поколений. Компьютерное моделирование различных этапов онтогенеза.
3. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов. (3часа)
Лекция
Мейоз, митоз. Биологическая роль чередования этих способов деления в жизненных циклах. Жизненные циклы с гаметической, зиготической и промежуточной редукцией.
Практическая работа; определение типов смены ядерных фаз в предложенных жизненных циклах. Моделирование сочетания разных способов смены ядерных фаз.
4. Чередование различных способов размножения в жизненных циклах. (5часов).
Лекция
Способы размножения; их различие, биологическая роль. Генетические и цитологические особенности разных способов размножения в жизненных циклах организмов.
Семинар. Разные сочетания способов размножения и типы смены ядерных фаз в жизненных циклах различных организмов.
Практические работы по составлению проектов и компьютерное моделирование изученных материалов.
Решение задач № 1-20 на стр. 33- 37.
5. Заключительное занятие. (1час).
Итоговое тестирование, решение задач и защита презентаций.
Литература для учащихся
1. Иванова Т.В., Г.С.Калинова, А.Н. Мягкова. Сборник заданий по общей биологии.—М.Просвещение, 2002.
2. Беркинблит М.Б. Общая биология. – М.; МИРОС, 1999.
3. Батуев А.С. и др. большой справочник для школьников и поступающих в вузы. – М,; Дрофа, 2003.
4. Богданов Т.Л., Солодова, Е.А. Биология. Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы. – М,; АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2004.
5. Чебышев Н.В. Биология. Пособие для поступающих в вузы. – М.; Новая волна, 2004.
6. Энциклопедия «Жизнь животных». – Т. 1-7 – М.; Просвещение, 1989.
7. Энциклопедия «Жизнь растений». – Т. 1-6 – М.; Просвещение, 1974.
8. Энциклопедия «Биология. Золотой фонд». – М.; Советская энциклопедия. 1986.
Литература для учителя
1. Вилли К., Детье В. Биология – М.; Мир, 1975.
2. Голиченков, В.А. Эмбриология – М.; Академия,2004.
3. Дубинин, Н.П. Общая биология. Пособие для учителя. – М.; Просвещение, 1996.
4. Хржановский, В.Г. Курс общей ботаники. – М.; Высшая школа, 1982.
5. Иванова Т.В., Г.С.Калинова, А.Н. Мягкова. Сборник заданий по общей биологии.—М.Просвещение, 2002.
6. Яковлев, Г. П., Аверьянов, Л.В. Ботаника для учителя. – Т. 1,2 – М.; Просвещение, 1996
Календарно-тематическое планирование курса
«Решение биологических задач»: ЖИЗНЕННЫЕ ЦИКЛЫ организмов (или общие закономерности онтогенеза )
№ п/п , дата Тема Часы Вид занятия Цель занятия УУД Домашнее задание
1. Введение. Науки, изучающие жизненные циклы организмов. 1. Вводная лекция.
Углубление знаний учащихся об онтогенезе; раскрытие значения биологических наук: цитологии,
генетики, эмбриологии в развитии знаний об онтогенезе. Формирование :умений целеполаганию и учебно-познавательного интереса к изучению нового материала.
Обучение способам решения новой задачи.
Систематическое формирование умения самостоятельно работать с учебником при овладении учащихся алгоритмами действий. Составить словесную схему жизненного цикла бабочки капустной белянки и описать основные проблемы эмбриологии.
I. Жизненный цикл вида – последовательность онтогенезов ( 8 часов). 2. Гаметогенез – предзародышевое развитие 1. Комплексный
. Расширение знаний о гаметогенезе, событиях, происходящих в половых железах и первичных половых клетках ( ППК). Объяснение понятия о механизме регуляции созревания гамет. Целеполагание и планирование учебной деятельности учащимися.
Развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять процесс гаметогенеза на основе раннее изученного материала. Умение правильно выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения при закреплении темы урока. Заполнить таблицу « Стадии развития гамет»
( овогенез, сперматогенез)
3. Оплодотворение, регуляция оплодотворения. 1. Комплексный
. Расширение знаний учащихся о механизме оплодотворения; формирование представлений о способах регуляции процесса оплодотворения, о роли искусственного оплодотворения в медицине и сельском хозяйстве. Приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. Составить словесную схему последовательных событий при оплодотворении.
4. Зародышевый путь развития 1. Комплексный
. Углубление знаний о регуляции процесса развития зиготы, расширение представлений об этапах развития зародыша, о роли индукционных взаимодействий частей развивающегося зародыша. Систематическое формирование умения самостоятельно определять цель и ставить учебные задачи; овладевать алгоритмами действий при включении учащихся в поисковое исследование при работе с дополнительной учебной литературой .Умение анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами. Овладение умениями моделирования; представления моделей. Рефлексивный анализ. Решить задачи, с обоснованием ответа. Составление модели трехцветного флага.
5. Этапы постэмбрионального развития. 1. Теоретический семинар.
(групповая форма УД) Систематизация знаний по изученным темам, расширение понятий о механизмах регуляции процессов развития организма на разных этапах постэмбрионального развития. Обучение умениям распределения обязанностей в группе, подготовка таблиц, демонстрационных материалов, фотографий различных этапов развития организмов, видеофрагментов.
Овладение универсальными учебными умениями для объяснения известных фактов при решении задач и ответов на проблемные вопросы; развитие умения выражать свои мысли и способность выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Проведение рефлексивного анализа Составить таблицу « Особенности постэмбрионального развития организмов». Решение проблемных задач.
6. Жизненные циклы со сменой поколений.
Компьютерное моделирование различных этапов онтогенеза. 1. Комбинированный.
Практическая работа № 1.
Работа с литературой.
Систематизация знаний, развитие навыков работы с учебной и научной литературой. Овладение универсальными способами действий при включении учащихся в поисковое исследование при работе с дополнительными источниками знаний и учебной литературой систематизировать информацию, перерабатывать, обобщать в виде планов, конспектов и схем; умениями анализировать ситуации при решении проблемных заданий, критически оценивать их.
Решение проблемных задач.
7. Жизненные циклы со сменой поколений. 1. Практическое занятие. № 2. (45 мин).
Выполнение заданий по карточкам – заданиям. Составление схем жизненных циклов живых организмов.
Формирование критического мышления основанном на универсальном умении работать с информацией (отбирать, анализировать, оценивать информацию на достоверность). Составление словесного объяснения схем, рисунков.
Освоение приемов действий в нестандартных ситуациях. Овладение эвристическими методами решения проблем. Составление схем циклов развития.
Решение задач.
8. Компьютерное моделирование этапов онтогенеза. 1. Практическое занятие №3
Этапы:
1. формулирование гипотезы;
2. «Мозговой штурм» проблемы.
3. Выдвижение гипотезы.
4. Составление плана составления проекта.
5. Определение источников информации.
6. Самостоятельная работа с проектом.( индивидуально, или в паре). Закрепление полученных знаний; Подведение итогов работы по опережающим темам мини - проектов; Углубление знаний о механизмах оплодотворения и этапах индивидуального развития организма. Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссии; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач при работе с проектом (выдвижение гипотезы, подбор методов, оформление результатов, обобщение и вывод). Рефлексивный анализ. Самооценка деятельности. Утверждение плана презентации, определение источников информации и их достоверности.
II. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов. ( 3 часа). 9. II. Характер смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов. 1. Урок изучения нового
Рассматривание типов смены ядерных фаз: гаметический, зиготический и промежуточный; углубление знаний о роли митоза и мейоза. Целеполагание и планирование учебной деятельности. Формирование учебно-познавательного интереса к изучению нового материала, способам решения новой задачи; включение учащихся в поисковое исследование в работе с учебной литературой, для развития познавательной самостоятельности. Составление схем с различным типом смены ядерных фаз. Решение задач.
10. Определение типов смены ядерных фаз. Практическая работа №4. Закрепление и систематизация знаний о типах смены ядерных фаз. Овладение универсальными способами действий при включении учащихся в поисковое исследование при работе с дополнительными источниками знаний и учебной литературой систематизировать информацию, перерабатывать, обобщать в виде планов, конспектов и схем; умениями анализировать ситуации при решении проблемных заданий, критически оценивать их.
Овладение навыками самоконтроля, оценки своих результатов, своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий (рефлексивный анализ).
Использование БЭНП. Составление 5-ти жизненных циклов, относящихся к разным способам редукции ядерных фаз. Самооценка результатов работы.
11. Компьютерное моделирование процессов редукции ядерных фаз. 1. Практическая работа №5. Формирование навыков работы на компьютере; углубление знаний о характере смены ядерных фаз в жизненном цикле разных групп организмов. . Целеполагание и планирование учебной деятельности; включении учащихся в поисковое исследование при работе с дополнительными источниками знаний и учебной литературой; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для познавательных задач. (ИКТ) – моделирование процессов редукции ядерных фаз. Публичная защита моделей. Умение оценивать свои результаты, свою деятельность, умения предвидеть возможные результаты своих действий. действий одноклассников. Работа над проектами по компьютерному моделированию
III. Чередование различных способов размножения в жизненных циклах. ( 5 часов). 12. Способы размножения организмов, их биологическая роль. Генетические и цитологические особенности способов размножения. 1. Семинар:
Расширение и углубление знаний о генетических особенностях различных способов размножения. . Формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссии; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач при работе с проектом (выдвижение гипотезы, подбор методов, оформление результатов, обобщение и вывод). Рефлексивный анализ Составление схем различных способов размножения. Решение проблемных задач.
13. Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения. 1. Практическая работа №6.
Ознакомление с жизненными циклами для самостоятельной подготовки к семинару. Определение зависимости жизненного цикла вида от особенностей размножения организмов, среды обитания, способов существования и жизненных форм. Решение смысловых задач. Овладение универсальными способами действий при включении учащихся в поисковое исследование при работе с дополнительными источниками знаний и учебной литературой систематизировать информацию, перерабатывать, обобщать в виде планов, конспектов и схем; умениями анализировать ситуации при решении проблемных заданий, критически оценивать их.
Овладение навыками самоконтроля, оценки своих результатов, своей деятельности, умениям предвидеть возможные результаты своих действий (рефлексивный анализ).
Подготовка к семинару по алгоритму изучения жизненного цикла
14. Характер смены поколений в жизненном цикле в зависимости от формы размножения. 1. Практическая работа №7.
Составление отчетных заданий.
Решение смысловых задач.
Презентация отчетов.
Разработка алгоритмов изучения жизненного цикла предложенного вида; подготовка презентаций. . Целеполагание и планирование учебной деятельности; включении учащихся в поисковое исследование при работе с дополнительными источниками знаний и учебной литературой; приобретение опыта анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач. (ИКТ) .Публичная защита отчетов и способов решения смысловых задач.. Умение оценивать свои результаты, свою деятельность, умения предвидеть возможные результаты своих действий. действий одноклассников. Самоанализ работы на уроке.
15.
Практические занятия на компьютере по созданию презентаций. 1. Практическая работа №8.. Продолжение реализации плана составления презентаций по избранным учащимися темам. Выделение ключевых понятий и постановка целей и задач УД; обсуждение плана работы с информацией; составление проекта презентации и будущего буклета «Жизненные циклы».
Работа с текстом и рисунками учебника; выделение главного, графическое оформление информации; составление схем; составление вопросов к презентациям других учащихся; составление рецензий, анализ гипотез и обсуждение результатов мини-исследований при выполнении лабораторных и практических работ. Защита презентаций и представление буклетов.. Выполнение тестового задания. Умение оценивать свои результаты, свою деятельность, умения предвидеть возможные результаты своих действий. действий одноклассников.
Рефлексивный анализ.
.
.
Составление буклета на тему: «Жизненные циклы».
16. Итоговое тестирование. Контрольная работа в форме тестирования по двум вариантам. Выявление уровня усвоения полученных знаний. Выполнение тестового задания. Оценивание результатов усвоения предметных знаний и умений, самооценка личного продвижения в учебной деятельности, умения предвидеть и прогнозировать возможные результаты как своих, так и одноклассников.
Рефлексивный анализ.
Самооценка и самоанализ усвоения курса.
17. Защита презентаций. 1. Защита мультимедийных презентаций. Закрепление, углубление, систематизация и корректировка полученных знаний. Самооценка и взаимооценка представления и защиты мультимедийных презентаций в соответствии с разработанными раннее критериями их оценивания. Развитие монологической и диалогической речи, умения объяснять процесс гаметогенеза. Умение правильно выражать свои мысли и способность отвечать на вопросы, выслушивать собеседника, понимать его точку зрения. Рефлексивный анализ.
Итого 17 часов.