Конспект занятия по обучению грамоте детей 5-6 лет на тему «Звук и буква Ш»


Конспект показательного занятия по обучению грамоте детей 5-6лет
на тему «Звук и буква Ш»
Задачи:
Научить правильно произносить звук «Ш».
Закрепить навык четкого произношения звука «Ш» в слогах, словах, фразах.
Учить склонять по падежам.
Учить производить звуко-слоговой анализ слова.
Учить определять место звука в слове.
Обогащать словарь признаками.
Развитие фонематического слуха, памяти и внимания.
Развитие речевого дыхания мелкой моторики, артикуляционного аппарата.
Развитие воображения.
Оборудование:
картинки с изображением солнышка, тучки, грозы, дождя; мяч; игрушечный мишка; индивидуальные зеркала; резиновые мячи-ежики; фасоль для выкладывания; индивидуальные картинки.Ход занятия.
ОргмонентПоказ картинки, на которой изображено солнышко.
- Дети, посмотрите, кто к нам заглянул в группу? (Солнышко).
-Когда мы видим солнышко, что мы делаем? (Улыбаемся)
-Улыбнитесь солнышку. Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Нашим гостям.
Показ картинки, на которой изображена тучка.
-Тучка закрыла наше солнышко, и мы удивились. Покажите, как вы удивились.
Показ картинки, на которой изображена молния.
- Вдруг загремел гром, сверкнула молния, и мы испугались. Покажите, как вы испугались.
Показ картинки с изображением дождя.
- А потом пошел дождь и нам гулять нельзя . Мы расстроились. Покажите, как вы расстроитесь.
-Чтобы у нас было всегда веселое настроение, давайте мы с вами выложим солнышко с улыбкой.
(Дети выкладывают из фасоли солнышко с улыбкой)
Основная часть.
-Ребята, посмотрите, к нам в гости пришел мишка. Он увидел, что наша группа сияет от наших улыбок и захотел с нами поиграть. Но мы не только с ним поиграем, но и покажем, чему мы научились и выучим вместе с ним новый звук и букву. Но сначала отгадайте загадку.
Твой хвостик я в руке держал,
Ты полетел, я побежал. (Шарик воздушный)
-Давайте с вами надуем шарик. Наберем воздуха и плавно, длительно дуем, пока у нас не закончится воздух. Молодцы!
-А сейчас покажите, какой у нас получился шарик(Артикуляционная гимнастика «Шарик» (Надуть щеки)). А сейчас наши шарики лопнут «ПШШШШШШ».
- Подумайте и скажите, какой первый звук слышится в слове «Шарик» (Голосом педагог выделяет звук «Ш»).
-Сегодня на занятии мы будем изучать новый звук и букву «Ш»
-Мишка не умеет правильно произносить звук «Ш» и очень стесняется, но мы его научим правильно это делать. Когда мы произносим звук «Ш», губки округлены и слегка вытянуты вперед, широкий язычок наверху и образует «чашечку», между зубками маленькая щелочка, теплая воздушная струя идет по центру язычка и горлышко «спит». Возьмите в руки зеркала и, смотря на правильное положение губ, языка и зубов, произносим звук «Ш». Молодцы!
-Давайте дадим характеристику звуку «Ш». К каким звукам мы его отнесем : к гласным или согласным и почему? (Язычок и зубы создают преграду воздуху. Мы его не можем тянуть и пропеть. Значит звук «Ш» согласный) -Как вы думаете звук «Ш» звонкий или глухой? (Горлышко «спит», значит глухой)
- Я вам открою один секрет. Звук «Ш» не любит когда его смягчают, он всегда твердый. Значит, жить он будет в синем домике и обозначать будем его только синем кружком.
- Поиграем в игру «Повтори»( с мячом) . Воспроизведение слоговых рядов.
ША-ШО ША-ШУ-ШИ ША-ШО-ША
ШУ-ШЕ ШУ-ШИ-ША ША-ША-ШУ
ШИ-ША ШИ-ША-ШУ ШИ-ШО-ШО
-Ребята, знаете кто такие охотники? (Люди, которые охотятся на животных)
-Мы с вами сейчас станем тоже охотниками, но «спящими» и будем ловить звук «Ш» в словах. Вы будете «спать» (кладут головы на стол) и обязательно глазки должны быть закрыты, но как услышите слово, в котором есть звук «Ш», должны «проснуться» и сесть прямо.
Шуба, карандаш, машина, кот, кошка, стол, ручка, шкаф, шарф, лампа, солнышко, лист, мишка, шар, банка, собака, книга, шнурок.-Как думаете ,Мишке понравилось как мы играли?
-А теперь давайте ему расскажем, какой он. Я буду говорить признаки, а вы, если услышите в слове звук «Ш», хлопните в ладоши.
Шаловливый, плюшевый, хороший, маленький, игрушечный, беленький, шустрый.
- Поиграем с мишкой. Договорите предложение.(Склонение по падежам).
Это кто? (Мишка)
У меня нет…(Мишки)
Я шепчу на ушко…
Я смотрю на …
Мы любуемся …
Мы говорим о…
-Мишке понравилось, что мы с ним играли, и он хочет тоже с нами поиграть. Он вам принес конверты, а в них картинки. На картинках изображены предметы, в названии которых есть звук «Ш». Их нужно подарить диким животным. Мы их отправим в лес на поезде, но каждый предмет должен быть в своем вагоне. Вы должны определить, где живет звук «Ш» в слове. Если звук «Ш» находится в начале слова, то предмет поедет в первом вагоне, если в середине слова – во втором, а если в конце – в третьем. («Шапка поедет в первом вагоне, потому что звук «Ш» живет в начале слова.»)
-Животные очень рады, что мы им столько подарков подарили и прислали нам мячи, но не простые, колючие и похожие на ежиков. Взяли в руки мячики и вместе со мной поиграем с ним. Кладем на ладошку мяч и водим им по ладошке другой рукой.(Потом положение поменять).
Гладь мою ладошку еж,
Ты колючий, ну и что ж.
Я тебя хочу погладить,
Я хочу с тобой поладить.
- Назовите мне слова из этого стихотворения со звуком «Ш».
- Игра «Угадай слово». (Звуковой анализ слова)
-Я произнесу звуки а вы догадайтесь, какое слово получится «Ш, У, М.»Сколько звуков в слове? Какой первый, второй, третий? Характеристика каждого звука. Сколько слогов?
Выкладывание слова, с помощью кружков синего и красного цвета . (первый синей кружок, второй-красный, третий- синий).
Показ буквы Ш.
-Мы уже знаем, что каждый звук мастерит себе домик. И звук «Ш» тоже сделал себе домик. Он взял четыре палочки и сложил их вот так Ш( Складываем из палочек) и стал там жить. И стал называться буквой Ш.
-На что похожа буква Ш?
- В воздухе указательным пальцем напишем эту букву.
Итог занятия.
-Молодцы, ребята! Какой звук и букву мы сегодня изучили? Охарактеризуйте звук «Ш». Что вам больше всего понравилось на занятии? Вы очень понравились мишке. Он хочет немного у нас задержаться и чуть позже слепить с вами из пластилина букву Ш. А занятие подошло к концу. Попрощаемся с нашими гостями.