Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы [В гости к Осени. Звук и буква О]


Конспект занятия по обучению грамоте детей старшей группы [В гости к Осени. Звук и буква О]
Программное содержание:

Активизировать словарь по лексической теме «Осень».
Познакомить со звуком [О], буквой О.
Развивать слуховое восприятие, внимание, фонематический слух фонематический анализ и представления, умение воспроизводить ритмический рисунок.
Развивать связную речь (умение составить простое распространённое предложение, использовать в речи сложноподчинённые предложения).
Развивать неречевое и речевое дыхание, общую и пальчиковую моторику, графо-моторные навыки.
Развить просодическую сторону речи.
Воспитывать положительную установку на участие в занятии, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные); письмо от Осени; листы с графическим заданием, карандаши; аудиозапись шелест листвы, шум дождя, голоса птиц; поднос с шуршащими фантиками, деревянными палочками; графическое изображение звука [О]; предметные картинки: овощи, зонт, гриб, ведро, пальто, обувь, груша, картофель; бусы; буква О, рисунок «Дупло и буква О»; бархатная бумага, шерстяная нитка; шапочки маски «осень», «туча с дождём».
Ход занятия:
Организационный момент.
Дети заходят в группу, здороваются с гостями, встают у стульчиков.
На столах у детей лежат кленовые листья (оранжевые, жёлтые, зелёные).
Логопед: Сядут на место те, у кого на столе оранжевый лист (жёлтый лист, зелёный лист).
1. Логопед: Осень. (Е. Головин)
Осень. По утрам морозы.
В рощах жёлтый листопад.
Листья около берёзы
Золотым ковром лежат.
В лужах лёд прозрачно-синий.
На листочках белый иней.
2. Логопед: Закружил осенний лист
И упал под ноги.
Кто же золотом решил
Вымостить дороги?
Дети: Осень.
Логопед: Осень оставила для вас письмо. (Письмо на кленовом листе).
«Ребята, приглашаю вас в осенний лес. Там вас ждёт много интересного. Осень»
Логопед: Дети, отправимся в осенний лес.
Пальчиковая гимнастика.
Разбросала осень листья.
Разбросала осень листья, Волнообразные движения ладонями.
Разукрасила их кистью. Плавные взмахи ладонями вверх, вниз.
Мы в осенний лес пойдём «Шагают» пальцами обеих рук по столу.
В букет листья соберём.
Лист кленовый, лист с осинки, Поочерёдно загибают
Лист дубовый, лист рябинки . пальцы, начиная с большого.
Рыжий тополиный лист
На дорожку спрыгнул вниз. Хлопают в ладоши.
Графическое задание.
Логопед: Ребята, возьмите карандаши. Мы пойдём в осенний лес по дорожке.
(Прохожу раздаю листы с заданием). Проведите человечка по дорожке в осенний лес.
5.Логопед: Вот мы и в осеннем лесу. (Выставляю картину «Осенний лес»).
Ах!
Дети: Ах!
Логопед: Ах! Как красиво!
Дети: Ах! Как красиво!
Логопед: Ах! Как красиво в лесу!
Дети: Ах! Как красиво в лесу!
Логопед: Ах! Как красиво в осеннем лесу!
Дети: Ах! Как красиво в осеннем лесу!
6. Развитие слухового внимания «Звуки леса».
Логопед: Послушаем звуки осеннего леса.
Запись: шелест листвы.
Логопед: Саша, что ты слышал?
Саша: Я слышал шелест листвы.
Логопед: Покажите, как шелестят, шуршат листья. (Раздаю шуршащие фантики).
Запись: шум дождя.
Логопед: Ильмира, что ты слышала?
Ильмира: Я слышала шум дождя.
Логопед: Покажите (изобразите), как шумит дождь. (Стучат пальчиками по столу).
Запись: голоса птиц.
Логопед: Ваня, что ты слышал?
Ваня: Я слышал голоса птиц.
Воспроизводим ритм: ку-ку (/ /), чик-чирик (/ //), тук-тук-тук (///).
7. Развитие неречевого и речевого дыхания.
Логопед: У вас на столах лежат разноцветные листья. Возьмите их в руку. Носиком вдыхаем, губы трубочкой, подули на листочки (2 раза).
А теперь подуем так: ф-ф-ф-ф.
Фуу-фуу-фуу.
8. Д\и «Эхо».
Логопед: Ребята, я слышу эхо.
Аааа(громко)__________ааааа(тихо).
Логопед: Давайте поиграем в эхо. Я буду громким голосом произносить звуки, а вы тихим голосом их повторять.
Ааааа (громко).
Дети: Ааааа (тихо).
Логопед: Ауууу (громко).
Дети: Аууу (тихо).
Логопед: Я произнесу слово тихим голосом, а вы повторите громким голосом.
Логопед: Осень (тихо).
Дети: Осень (громко).
9. Знакомство со звуком [О].
Логопед: Какой первый звук вы слышите в слове «осень».
Дети: Звук [О]. (графическое изображение звука [О] ).
Сказка про звук [О].
Логопед: Жил –был звук [О]. Он очень любил петь. Когда звук [О] пел, рот его становился похож на небольшой овал: ООООО.
Дети: ОООО.
Логопед: Звук [О] был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако!»
Дети: О! Какое красивое облако!
Логопед: О! Какой красивый осенний лес!
Дети: О! Какой красивый осенний лес!
Логопед: Звук [О] – это какой звук?
Дети: Звук [О] –гласный. Мы его можем петь.
Логопед: На что похожи губы, когда произносим звук [О]?
Дети: Губы похожи на овал.
Логопед: Поиграем со звуком [О]. Встаньте пожалуйста.
10. Мы ручками похлопаем: Хлопают руками.
Хлоп, хлоп, хлоп.
Мы ножками потопаем: Топают.
Топ, топ, топ.
Логопед: Услышите звук [О], хлопните в ладоши.
А, О, И, У, О.
Логопед: Услышите слог со звуком [О], топните ногой.
РА, РО, МУ, МА, НО.
Логопед: Услышите слово со звуком [О], присядете.
Осень, лужа, зонт, листья, пальто.
Логопед: Садитесь на места.
11.Д\и «Четвёртый лишний».
Логопед: Осень приготовила для вас подарки, в названии которых есть звук [О].
На магнитную доску выставляю предметные картинки: овощи, зонт, гриб, ведро. Называю картинки.
Логопед: Что лишнее?
Дети: Лишний гриб, потому что в словах овощи, зонт, ведро есть звук [О], а в слове гриб, звука [О] нет.Предметную картинку «гриб» убираю.
Логопед: Посмотрите на оставшиеся картинки: овощи, зонт, ведро. Назовите слово в названии которого звук [О] в начале (овощи) , в середине (зонт) , в конце (ведро).
Выставляю предметные картинки: пальто, обувь, груша, картофель.
Логопед: Что лишнее?
Дети: Лишняя груша, потому что в словах пальто, обувь, картофель есть звук [О], а в слове груша звука [О] нет.
Предметную картинку «груша» убираю.
Логопед: Посмотрите на оставшиеся картинки: пальто, обувь, картофель. Назовите слово в названии которого звук [О] в начале (обувь), в середине (картофель), в конце (пальто).
12. Д\и «Бусы».
Логопед: Рассыпались бусы,
Мы их соберём.
Нанижем на нитку
И слово найдём.
Логопед: Придумайте и назовите слова со звуком [О].
Дети называют слова, логопед нанизывает бусы на нитку.
12. Составление предложений.
Логопед: Составьте предложение со словом «осень».
Ответы детей.
13.Знакомство с буквой О.
Логопед: Звук [О] обозначается буквой О.
Выставляю на магнитную доску букву О.
Логопед: В старом дереве дупло.
Ну совсем как буква О. (рисунок).
Логопед: Ребята, на что похожа буква О?
Дети: на колесо, обруч, баранок, бублик.
14. Логопед: Выложите на бархатной бумаге ниткой букву О. Обведите её пальчиком.
Дети выполняют задание.
15. Игра-драматизация «Осень спросим».
Логопед: Ребята, я слышу чьи то шаги. Может это Осень?
Выходите в круг.
Ильмире надеваю венок из осенних листьев, Лёше шапочку- маску туча с дождиком.
Логопед: Здравствуй, осень!
Дети: Здравствуй, осень!
Юра: Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы, осень, спросим,
Что в подарок принесла?
Ильмира: Принесла я вам муки.
Саша: Значит, будут пирожки.
Ильмира: Принесла вам овощей.
Слава: И для каши и для щей.
Ильмира: А уж яблоки, что мёд!
Ваня: На варенье, на компот.
Ильмира: Принесла вам мёду
Полную колоду!
Кирилл: Ты и яблок, ты мёду,
Ты и хлеба принесла.
А хорошую погоду нам в подарок принесла?
Лёша С.: Дождику вы рады? (выходит в центр круга).
Дети: Не хотим, не надо! (грозят пальцем).
Итог:
Логопед: Ребята, пора в детский сад возвращаться. Вокруг себя повернись и в детском саду окажись.
Вы все молодцы, хорошо занимались.