Конспект урока по русскому языку Письмо деду Морозу


Письмо Деду Морозу.
Закрепление правописания имен собственных с введение нового материала (оформление конверта).
Цели урока:
1.закрепление умений распознавать и писать с заглавной буквы ФИО, клички животных, названия городов, улиц;
2.знакомство с оформлением конверта;
3.развитие речи, внимания учащихся;
4.создание положительной мотивации учения и эмоциальной среды.
Задачи:
1.формировать произвольность поведения, понимание и выполнение
инструкций учителя;
2.способствовать развитию зрительного и слухового восприятия, навыкам самоконтроля.
Оборудование:
Модель елки; шары, вырезанные из бумаги, таблица «Части речи», карточки «Кто?», «Что?», карточки с названием имен собственных; конверты и карточки с образцами индекса (по количеству детей); конверт большой на доску.Ход урока
I Орг момент.
1 -Здравствуйте, ребята
Тихо сели,
Спинки прямо,
Все легонечко вздохнем,
И урок наш мы начнем.
Я рада вас всех видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, вы улыбаетесь мне.
II. Пальчиковая гимнастика
Давайте подготовим руку к письму.
Игра-упражнение «Пальчики здороваются». Локти стоят на парте. Пусть пальчики поздороваются. Каждым пальцем коснуться большого на обеих руках одновременно, начать с указательного, затем с мизинца. Игра-упражнение «Согреем пальчики». Поглаживание кистей рук и пальцев. Правой рукой поглаживаем левую руку и наоборот.
Работа в тетрадях
-Положите тетради правильно, сядьте красиво, спинки выпрямили, локти лежат на столе, в тетради пишем аккуратно, отступите 2 строчки от домашней работы, запишите число.
Двадцать второе декабря
Четверг
«Классная работа».
-Обратите внимание на подчеркнутые орфограммы, подчеркните эти буквы.
-Ребята, какой праздник мы отмечаем в декабре? (НГ)
На новый год принято украшать елку. Сегодня на уроке я предлагаю вам нарядить нашу маленькую ёлочку. А шары для украшения вы получите после того, как выполните задание.
1 .Повторение (по таблице)
-Ребята, давайте вспомним, какую часть речи мы изучаем? (имя существительное)
-Что обозначает имя существительное? (таблица часть речи)
-На какие вопросы отвечает имя существительное?
-Приведите примеры, которые отвечают на вопрос кто? Что?
(показываю карточку Кто? Или Что? Дети в соответствии с ней отвечают)«Ловим ошибку». Если услышите неправильно названное слово - хлопните в ладоши.
«Хлопки». Будьте внимательны. Я буду называть слова, если вы услышите имя существительное, то хлопаете в ладоши.
Молодцы. Вы получаете первый шар, можете повесить его на елку
2.Введение в тему
-Какие существительные относятся к именам собственным?
-Как пишутся имена собственные?
Посмотрите на доску. Выберите правильное написание слов
У (С с,)обачки (Ж,ж)учки (Щ,щ)енок (Д,д)ружок.
-Запишите это предложение самостоятельно, записываем без скобок.
-У вас тоже есть собственные имена. Представьтесь по очереди полным именем.
Вы получаете еще один шар, давайте повесим его на елку.
3.Проверка ДЗ.
Дома вы выполняли упр. 215. Откройте тетради, я посмотрю.
Река Волга.город Рязань.гора Эльбрус.
озеро Байкал. деревня Матвеевка.поэт Лермонтов,
село Никольское, писатель Толстой.полководец Суворов.
летчик Чкалов. космонавт Гагарин.
-Назовите фамилии, которые встретились в упражнении, с какой буквы вы написали фамилии. Какое правило вы знаете?
Фамилии - это имена собственные, пишутся с большой буквы
-назовите город из домашнего упражнения, с какой буквы вы написали
-название села, деревни. Как написали, почему?
-название реки (озера, горы). Как написали, почему?
Получаете еще один шар
4.«Найди пару».
Задание:
Прочитайте слова, которые записаны на доске (чтение хором). К этим словам подберите пару из имен собственных. Они записаны на карточках.
(по ходу выполнения задания карточки соединяются со словами)
страна Россия
город Москва
село Троснаулица Ленина
поэт Пушкин
имя Иван
река Енисей
озеро Байкал
-Ребята, как называется наша страна? Составьте предложение со словом Россия. Давайте запишем это предложение в тетрадь. (комментированное письмо)
-Назовите главный город нашей страны. Составьте предложение.
Запишем его в тетрадь. Комментирует Кристина.
Мы живем в России.
Москва – столица нашей Родины.
Молодцы, за это задание вы получаете звезду.
5.Физкультминутка «Встали-сели». Встали, вышли из-за парт. Посмотрим, кто из вас самый внимательный.
Я называю слова, если оно пишется с маленькой буквы (имя нарицательное) вы садитесь. Если пишется с большой буквы (имя собственное) вы встаете и поднимаете руки.
Например, котенок, Барсик, мальчик, поле, море, Байкал, озеро, Москва, Россия, парта, ученик, Дружок.Вы заработали еще один шар.
6.Словарная работа
-Каждому человеку в жизни предстоит написать и отправить хотя бы одно письмо.
Само письмо
Никуда не пойдет.
Но в ящик его опусти -
Оно пробежит, пролетит, проплывет
Тысячи верст пути
-В чем отправляют письмо? Запишем это слово в тетрадь. Учителем будет … и поможет мне разобрать это слово.
Конверт (уд, безуд гл,)Кон-верт - 2 слога, 2 гл., 5 согл.
Я купил на почте красивый конверт
(дети проговаривают каждое слово по слогам)
-Что нужно указать на конверте, чтобы письмо дошло (адрес)
-Что такое адрес? (местожительство человека)
Давайте запишем это слово в тетрадь, учителем теперь будет …
Адрес
Ад-рес - 2 слог, 2 гл., 3 согл.
Почтальон прочитал адрес на конверте.
За работу со словами, вы также получаете шар
7.Работа с учебником.
-Очень важно, чтобы адрес на конверте был написан правильно. Сегодня на уроке мы будем учиться подписывать адрес на конверте.
Откройте учебники на стр. 92 упр. 233
-Что нам нужно знать, чтобы правильно подписать конверт? Найдите, где написано КУДА. Читаем первую строчку и т.д.
-Нашли строчку, где написано КОМУ. Что еще нам необходимо знать при написании адреса.
-Также необходимо указать индекс (слово вывешивается на доске) Это 6 цифр. Они нужны для того, чтобы письмо быстрее дошло до места назначения.
Если вы забудете или неверно укажите индекс, то письмо очень долго будет идти.
Так как у нас скоро праздник НГ, я предлагаю написать письмо ДМ. А вы верите в ДМ? Я верю. Моя дочь писала ему письмо и получила от него ответ. Вот это письмо (показать конверт). Если захотите, то после урока мы его прочитаем. Катя разрешила мне его вам прочитать.
Возьмите свои конверты. Не спешите, заполнять будем со мною вместе, вы свои конверты, а я вот этот образец (на стене большой конверт).
-Посмотрите. В правом нижнем углу написано Кому
-Так кому мы пишем письмо? На первой строчке пишем Деду Морозу.
Как напишем эти два слова?
-Далее написано - Куда. Вы знаете, где живет ДМ?. ДМ живет на далеко-далеко на севере. Каждый год он со своей внучкой Снегурочкой приезжает в Москву к деткам на елку.
На первой строчке пишем
Россия
Вологодская обл. (при написании адреса такие слова как город, село, улица слова принято сокращать)
г. Великий Устюг
Индекс 162390 - записываем в прямоугольнике после адреса, и еще один раз его пишем вот в этих прямоугольниках.
Возьмите образец написания цифр
А теперь посмотрите в верхний левый угол. Там написано - От кого
Запишите свою ФИО. Сначала каждый проговорит, как он будет писать.
Далее - Откуда - Обратный адрес - адрес школы.
(написать заранее на конверте и заклеить)
Запишите его на самоподготовке, это будет ваше домашнее задание.
Давайте разберем
-Как называется область в которой мы живем?
Орловская обл.
-как называется село, в котором расположено школа
с. Тросна-Как называется улица, на которой находится школа?
ул. Ленина, дом 3 303450
-Покажите свои конверты.
Молодцы, вы правильно справились с этим заданием, за это получаете шар для елочки.
8.ДЗ
Если успели записать обратный адрес в классе:
Посмотрите упр. 218, прочитайте задание.
Я у воспитателя для вас оставлю конверты, а вы на самоподготовке самостоятельно подпишите на них адрес своего друга или родственника, кому бы вы хотели написать письмо.
9.Итог.
-Наш урок подошел к концу.
Давайте вспомним, что мы делали на уроке? За что получили шары?
(вспоминали правила, игра «хлопки» - услышь имя существительное, «найди пару» - подбор карточек, «сели-встали» - подписывали адрес на конверте, познакомились с 2 словами адрес и конверт)
-какое задание вам понравилось больше всего?
Ребята, сегодня на уроке вы работали хорошо. Вы просто МОЛОДЦЫ (перевернуть шары на елке, там написано молодцы)
Оценки за урок.
Спасибо, можете отдыхать.