Конспект урока развития речи для начальной школы по теме Письмо Деду Морозу


Конспект урока развития речи «Письмо Деду Морозу»
на районный конкурс «Волшебная галерея Деда Мороза»

Урок разработан в соответствии с ФГОС НОО
Технологическая карта

1.
Ф.И.О.
Балабан Ольга Васильевна

2.
Место работы
МБОУ «Куйская основная общеобразовательная школа»

3.
Должность
Учитель

4.
Предмет
Русский язык

5.
Целевая аудитория
Учащиеся

6.
Класс
3 класс

7.
Тема урока
Письмо Деду Морозу


План-конспект урока

Тема: Письмо Деду Морозу.

Цель урока: Познакомить с правилами оформления текста письма и вежливыми формами переписки.
Задачи:
помочь учащимся осознать социальную значимость изучения темы;
способствовать развитию у детей творческой инициативы и мышления, формированию чувства гармонии и красоты.
содействовать формированию у детей желания поздравить и обратиться к Деду Морозу как к лучшему другу.
способствовать осознанию ценностей совместной деятельности, формированию коммуникативной культуры.
Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация.


Структура и ход урока
Этап урока
Деятельность учителя

Деятельность ученика
Формирование УУД

1
2
3
4

Активизация внимания
Целеполагание
Детям предлагается посмотреть слайд-шоу, на котором фотографии Деда Мороза, детей пишущих письма.
- Дорогие друзья! Я предлагаю вам посмотреть на экран и определить тему сегодняшнего занятия и поставить цель.
- Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить и чему учиться?
После просмотра дети определяют тему урока и ставят цель занятия.



– Тема занятия «Письмо Деду Морозу». Цель: научиться правильно писать письмо Деду Морозу.


Личностные
Развитие эмоционально-нравственной отзывчивости.
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.

Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка проблемы.










Поиск выхода из трудной ситуации
Актуализация и применение знаний и умений




















































Физминутка













Творческая работа





- Ребята, а зачем писать письмо Деду Морозу?
- А вы хотели бы написать Деду Морозу о себе и попросить его о чём-нибудь?
Как вы думаете, легко ли написать письмо?
Посмотрите на это письмо и подумайте, можно ли такое письмо назвать удачным и интересно было бы вам читать такое письмо?
Детям предлагается текст письма:


“Здравствуй, Света!
Я живу хорошо. А как ты живешь? Отметки у меня хорошие. А у тебя какие? Здоровье у меня тоже хорошее. А какое здоровье у тебя? Напиши, какая у вас погода. У нас погода хорошая. Ну все, писать больше нечего.
До свидания”.
- А как же правильно писать письма?
- Так как письмо – это текст, то прежде чем написать его, мы должны составить план. Это необходимо для того, чтобы определить последовательность мыслей.
- С чего обычно начинаем писать письмо?
- Какие слова приветствия вы знаете?
- Тот, к кому вы обращаетесь в своём письме, называется адресат.
- Вспомните, как на письме выделяем обращение? 
- О чём бы вы хотели рассказать Деду Морозу? Это следующий пункт плана. 


- Что бы вы хотели узнать от Деда Мороза? Какие вопросы ему задать? 

- Дед Мороз – добрый волшебник, который исполняет желания ребят. Что бы вы хотели попросить у Деда Мороза? 
- Не забывайте, что к Деду Морозу обращаются тысячи детей и бывает трудно исполнить их желания, поэтому вы должны не просто попросить подарок, но и объяснить, почему он вам так необходим.
- Как вы закончите своё письмо? 
- Какие слова на прощания вы употребите?
- А что принято в конце письма ставить?
А письма пишут по определенным правилам.
Письмо пишут только на хорошей бумаге (писать письмо на листах, вырванных из тетради, - признак дурного тона).
Письмо лучше писать от руки (это касается частных писем, деловые письма обычно печатаются).
Письма с поздравлением, соболезнованием, приглашением также обычно пишут от руки (если письмо напечатано, нужно написать хотя бы несколько слов от руки).

Письмо необходимо начать со слов приветствия и обращения (при этом следует учитывать, в каких отношениях находятся адресант и адресат).
Письмо следует продолжить хотя бы несколькими словами, в которых содержится упоминание о ранее полученном от адресата письме (или о последней встрече).
Письмо не должно начинаться с изложения собственных новостей (следует спросить сначала о делах адресата).
Письмо необходимо строить по законам логики: вступление, основная часть, заключение.
Письмо может содержать сведения о своих близких и друзьях, о том, как проводится свободное (рабочее) время.
Письмо следует писать разборчиво; если почерк не совсем разборчив – извинитесь за плохой почерк.
Письмо должно быть написано грамотно (если вы сомневаетесь в написании того или иного слова – обратитесь к орфографическому словарю).

Письмо уместно закончить обращением к адресату с вопросами о его жизни (не будет лишним пожелание увидеться в ближайшее время).
Письмо не должно содержать разли
·чного рода вставок между строк (или надписей на полях); если вам необходимо добавить важную информацию, напишите post scriptum, а затем – нужную информацию и инициалы своего имени.
Письмо должно заканчиваться подписью адресанта.
Письмо перед отправлением следует перечитать.
Письмо нужно запечатать в конверт, который следует правильно надписать. Принято сначала указывать фамилию, имя и отчество адресата, затем – название города, потом – название улицы и номер дома. Не забудьте указать индекс!)
Устали? Предлагаю отдохнуть и поиграть
в игру «Кто такой Дед Мороз?». Ваша задача в конце каждого предложения, если вы согласны говорить «ДА» и хлопать в ладоши, если не согласны

говорить «НЕТ» и топать ножками.
Дед Мороз известен всем? Верно?
Он приходит ровно в семь? Верно?
Дед Мороз старик хороший? Верно?
Носит шляпу и калоши? Верно?
Скоро Дед Мороз придет? Верно?
Он подарки принесет? Верно?
Дед Мороз боится стужи? Верно?
Со Снегурочкой он дружит? Верно?
Что ж ответы даны на вопросы,
Знаете все вы про Деда Мороза.
Отдохнули? Теперь за работу!
·        Работа по карточкам.
Прочитай части письма. Определи, кто написал это письмо.
Кому оно написано?
Сегодня я была в зоопарке. Видела слониху со слонёнком. Малыш такой любознательный! Всё вокруг ощупывает и нюхает своим хоботом. Приезжай. Мы с тобой обязательно сходим в зоопарк.
Здравствуй, подружка!
 Сейчас пора спать. До свидания.
Твоя Лиля.
Укажи   цифрами   расположение   частей   письма   в нужной последовательности.
Напиши названия частей письма.
1._________________________________
2._________________________________
3._________________________________
4._________________________________
Ребята, а как будем писать своё письмо?

После написания работы, что будем делать?













- Ребята пишут письма с рассказами о своей жизни, с просьбами.




Дети предлагают разные варианты ответов.









Дети читают текст письма и отвечают на вопрос.
- Такое письмо нельзя назвать удачным, так как оно не содержит информации и его можно уложить в одну строку.







Размышляют, анализируют,

Дети записывают план на доске.


- С приветствия.
Отвечают на вопрос, а на экране появляются слова приветствия

Обращение выделяется запятыми и восклицательным знаком.

Ответы учеников (о себе, о школе, о друзьях).



Ответы учеников. (Чем он занят летом? и т.д.).



Дают ответы на поставленные вопросы и записывают пункты плана на доску.
На экране появляется таблица – образец как писать письмо.








Дети читают и в парах обсуждают правила.












































































































Дети работают в парах с карточками.

















- По плану.
Дети пишут письмо, используя карточку-помощь, план на доске и справочные материалы.
- Проверим.
После написания письма дети проверяют свою работу по плану-памятке.
Памятка.
Проверь!
Сохранена ли тема?
Не пропустил ли что-нибудь важное?
Не повторяются ли одинаковые слова и обороты речи?


Может быть, надо заменить некоторые слова более точными, лучше подходящими по смыслу?
Хорошо ли связаны предложения между собою?
За что можно похвалить?
Помни: если не знаешь, как пишется слово, спроси у учителя, посмотри в словаре.
Регулятивные
Учатся размышлять, слушать вопросы и отвечать на них.
























Регулятивные
Умение составлять план, работать по плану и осуществлять самоконтроль





Коммуникативные
Умение участвовать в диалоге



































































Коммуникативные
Умение работать в паре, взаимодействовать





















































Подведение итогов занятия
- Ребята, кто желает прочитать своё письмо?

Дети читают письма по желанию.





Регулятивные:
Развитие умения, осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.


Оценивание работ учащихся.

Ребята, я предлагаю оценить работы.

Учащиеся, дают самооценку работам, взаимооценку.

Регулятивные
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке

Рефлексия
Домашнее задание

- Выберите утверждение на экране, которое вам подходит.


Ребята, предлагаю вам на выбор
домашнее задание: оформить конверт, нарисовать рисунок Деду Морозу.

Спасибо всем за работу. Пусть сказка, волшебство, чудеса наполняют вашу жизнь добротой, улыбкой, теплотой.
Пишите письма!
И пусть письмо, написанное вами в адрес сказочного героя или друга, станет доброй традицией вашего дома, вашей семьи.
На слайде следующие утверждения:
-Я узнал, что и как писать Деду Морозу.
-Захотелось творить, рисовать, сочинять.
-Урок мне запомнится надолго.
-Урок оставил меня равнодушным.

Регулятивные:
Развитие умения осмыслить полученную информацию, формирование умения анализировать.









15