Методические рекомендации на тему Проблемы социализации детей-мигрантов.

Проблемы социализации детей-мигрантов.

С проблемой адаптации детей школа столкнулась в период, когда в школу поступали дети мигрантов из стран ближнего зарубежья. Дети  оказываются в непривычной для них социокультурной, языковой и национальной среде, в которой им предстоит адаптироваться в кратчайшие сроки. Наиболее выраженные трудности адаптации, с которыми мы столкнулись: недостаточное владение русским языком; отличие форм и методов обучения; отсутствие навыков самостоятельной работы, высокий уровень личностной и ситуативной тревожности.
Можно выделить следующие проблемы, с которой сталкивается ребёнок:
1. Учебная адаптация, понимаемая как усвоение предписываемых норм и ценностей школьного поведения, поддерживающих сложившийся в учебном заведении порядок. Она также подразумевает особенности включения подростков в учебную и воспитательную деятельность класса и школы.
2. Социально-психологическая адаптация, отражающая процессы межличностного взаимодействия с одноклассниками, другими обучающимися школы; широту и глубину складывающихся внутришкольных связей, а также их гармоничность.
3. Культурная адаптация, как развитие творческих способностей обучающихся, знание ими истории и современной жизни принимающего общества, готовность следовать предписываемым подросткам и молодежи культурным образцам. Другая сторона этого процесса – включение в местную подростковую и молодежную культуру. Оно происходит на фоне трансформации этнической и языковой среды мигрантов.
Для решения этих проблем перед школой поставлены задачи:
1. Овладение детьми-мигрантами, обучающимися в школе, русским языком.
2. Освоение детьми-мигрантами образовательных программ.
3. Формирование культурной компетентности обучающихся.
4. Воспитание коммуникативной культуры детей-мигрантов, умения общаться с представителями разных культур.
5. Воспитание толерантного сознания обучающихся школы.
6. Активное включение родителей детей-мигрантов в процесс адаптации.
Для решения группы адаптационных проблем в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексный подход, а именно: целостная система совместной деятельности администрации школы, педагогов, психологов, социального педагога  и родителей, направленная на активное приспособление ребенка к школьной среде.
Работа педагогов-психологов: конкретная помощь обучающимся в адаптации к новым условиям, но в целом – формирование толерантности к обществу, в котором проходит социализация ребенка.
Организация системы занятий с участниками образовательного процесса:
1) по межличностному общению подростков – формирование сплоченности коллектива;
2) по адаптации к новой социокультурной среде для детей-мигрантов (недавно прибывших);
3) по русскому языку как иностранному с элементами психологического тренинга (развитие психических процессов);
4) проведение тренингов по основам межличностного общения.
Работа социального педагога: профилактическая работа с семьями детей, организация работы по коррекции поведения и адаптации детей в ученическом коллективе, вовлечение в социокультурное пространство школы, проведение мероприятий по патриотическому воспитанию обучающихся.
В воспитании межкультурной толерантности в школе мы работаем одновременно в трех направлениях:
Изучение культуры и традиций народов мира.
Погружение в культуру и традиции народов мира.
Принятие культуры и традиций народов мира.

  Для детей иной этнокультуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаемы и приняты в обществе, это положительно сказывается на социализации ребенка в группе сверстников и даже на школьных успехах.
Безусловно, организация обучения ребенка-мигранта средствами инклюзивного образования невозможна без тесного взаимодействия с его родителями. Часто школа это единственное место встречи родителей-мигрантов и государства. Поэтому, родителей необходимо, по возможности, включать во все формы работы школы с родителями: родительские собрания, экскурсии любые неформальные мероприятия. Таким образом, мы также помогаем адаптации детей, родителям становятся понятнее проблемы, которые возникают у их детей в школе.
В заключении можно сказать, что во время участия детей – мигрантов в различных праздниках, играх, конкурсах происходит обмен культурными ценностями, способствующий успешной социализации.
15