«Проблемы преподавания тувинского языка в классах с родным (русским) языком обучения».


Публичное представление педагогического опыта учителя тувинского языка в классах с родным (русским) языком обучения Хертеш Людмилы Чертак-ооловны. Тема «Проблемы преподавания тувинского языка в классах с родным (русским) языком обучения».
Воспитание любви к своей Родине является одним из основных задач в воспитательном процессе начальной школы. Это задача является чрезвычайно важным и чрезвычайно сложным. Чтобы найти верный путь воспитания многогранного чувства патриотизма, сначала следует предста-вить, на базе каких чувств эта любовь может сформироваться. Формирование личности ребёнка, безусловно, включает и вопрос воспитания в личности уважительного отношения к людям разных национальностей. Наша школа многонациональна, есть дети из смешанных семей, поэтому мы считаем необходимым сохранять и пестовать неистребимый интерес друг к другу и желание быть понятным.Актуальность проблемы толерантности связана ещё и с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития. Это этика и стратегия ненасилия, идея терпимости к чужим и чуждым позициям, идея диалога и взаимопонимания. Толерантность - это миролюбие, это человеческая добродетель: искусство жить в мире разных людей - одно из важнейших задач нашей школы.Вот уже 4 год на базе нашей начальной школы работает экспериментальная площадка по обучению тувинского языка русскоязычным детям. Сейчас мы можем сделать вывод, что эксперимент удался. На первом году обучения были определённые трудности, это отсутствие программы, учебников, методических пособий. При составлении рабочей программы в основном я опиралась на издание «Национально-региональный компонент государственного стандарта общего образования РТ» , разработанное Институтом развития национальной школы в 2006 году. Несмотря на эти трудности мы начали обучение с большим энтузиазмом. Главное, что дети с большим увлечением и пониманием начали изучать язык. Дети восприняли это как должное, а непринуждённое. Большое внимание уделялось на приобщение детей к культуре ближайшего окружения, национальным истокам, языку другого народа. Это не только возможность познакомиться с «чужим», но и лучше узнать своё «национальное», научиться ценить его, любить, беречь, обогащать.На уроках тувинского языка дети помимо языкового материала знакомятся с культурой ближайшего окружения, т.е. тувинской,-это самый верный путь воспитания уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения.Занятия строю таким образом, чтобы в игровой форме каждый ученик проживал различные жизненные ситуации. Игра в считалку «Матпаадыр» даёт огромный воспитательный потенциал, дети не только знакомятся с названиями каждого пальца, но и познают как важен посильный труд, помощь взрослым. Видя всего лишь один рисунок юрты (өг) ступки (согааш), ребёнок понимал через язык «свою», другую культуру, обычаи. Увидев картинки домашних животных (як-сарлык, теве-верблюд , иви-олень) дети узнают как многообразна природа и животный мир страны, где они живут. Изучение тувинского языка позволяет расширить кругозор, познать через язык республику, где они живут, её обычаи и культуру. Понять что мир прекрасен в многообразии. Этнонациональная культура помогает сформировать у детей эмоционально-положительные отношения друг другу, поэтому стремимся подвести детей к осознанию того, что нет плохих народов, встречаются плохие люди в каждом народе. Незыблима старая истина – нельзя вырастить патриота, если отец с матерью не патриотичны. Ученик, в школе слышит и видит одно, а дома другое, это противоречит для достижения реального успеха ребёнка. Не все родители занимают такую позицию, есть и образцовые родители, которые стремятся помочь ребёнку, покупают словари, разговорники, готовы покупать учебники. Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель - ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является освоение учителем определённых демократических механизмов в организации учебного процесса. Если классный руководитель данного класса не интересуется достижениями детей, даже не присутствует и не помогает организовать своих учащихся к проводимым мероприятиям, то стоит ли привить понятие «терпение-терпимость-толерантность». Если педагог толерантен, он уверен, открыт, не директивен, доброжелателен. Такие качества могу отнести к классным руководителям Парфёновой Оксане Владимировне, Турчановой Людмиле Владимировне, Кудрявцевой Надежде Артёмовне.Учащиеся этих учителей наиболее подготовлены, организованы к учебной деятельности, да и сами учителя заинтересованы важности обучения детьми языка , что позволит учителю предметнику добиться желаемого. Есть определённые достижения у учащихся. Дети принимают участие в научно-практических проектах, проводимых в школе. Были подготовлены научно-исследовательские проекты по темам «Тайны наших имён», «Конь в жизни тувинского арата и русского крестьянина», «Тайна слов «тайга,туман» в тувинском языке. Во внеурочное время дети занимаются в кружке «Народоведение». Разработана программа, нацеленная на диалог культур. Дети активно участвовали в конкурсах, тематических линейках. Обязательно замечаю, поощряю даже малозаметные успехи детей в обучении, используя для этого слова одобрения, поощрения, поддержки, что следует делать учителю тувинского языка в классах с русским языком обучения. Для успешной реализации экспериментальной работы желательно иметь оборудованный учебный кабинет, учебники. Полностью учебниками не обеспечены , всего в школе 30 учебников на каждый класс. На первом году обучения классы делились на подгруппы, это очень заметно повлияло на качественный успех обучения языка, а в последние годы учатся без деления, это немножко трудновато для усвоения языка.