Статья Проблемы развития критического мышления учащихся на уроках познания мира и пути их решения.


Проблемы развития критического мышления учащихся на уроках познания мира и пути их решения.
КГУ СОШ №30, учитель начальныхклассов Горбачёва Елена Юрьевна
С древних времён перед всем человечеством стояла проблема передачи будущему поколению своих знаний и норм поведения. Человечество прошло долгий путь пока осознало, что главный ресурс, которым оно обладает, это не запасы природных богатств или достижений техники, а сам человек. И тогда встаёт вопрос, как рационально использовать именно этот ресурс.
Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев указывал на то, что наша система образования направлена на изучение фактического материала, а не на развитие критического мышления, компетенций учащихся. В концепции развития профильного обучения в Республике Казахстан говорится: «Цель образования заключается в обеспечении условий для развития у учащихся способности к самостоятельной деятельности, готовности к ценностному осмыслению ситуаций, происходящих событий, к самостоятельному выбору необходимой информации и способа решения возникших проблем».
Исходя из многолетнего опыта, можно наблюдать одну и ту же динамику качества знаний по классам. К четвёртому классу происходит резкий спад качества знаний. Почему учащимся четвёртых классов приходится «заставлять» себя учиться, им не интересно узнавать на уроках что – то новое? Задавая такие вопросы, остановимся на проблемах учащихся четвёртых классов. Именно в четвёртом классе наблюдается первое понижение качества знаний. Проблемы у учащихся заключаются не только в низком уровне саморегуляции, но и в низком уровне развития критического мышления.
Критическое мышление включает такие навыки как наблюдение, интерпретацию, анализ, вывод, оценку, объяснение, метапознание. При развитии критического мышления, происходит развитие и функциональной грамотности, и коммуникативных навыков, и информационной компетенции учащихся. Критическое мышление объединяет логическое, творческое креативное мышление, предполагает готовность к воображению, принятию альтернативных решений. Для проверки актуальности определившейся проблемы, выяснилось мнение остальных учеников учебного процесса. Была составлена анкета для родителей, учащихся, учителей о главных затруднениях детей при обучении. Вопрос о проблемах критического мышления был сформирован: «нет глубокого понимания изучаемого материала». Потому что именно отсутствие или низкий уровень развития критического мышления не позволяет учащимся до конца понять суть явлений, процессов, логику решения. Среди других вопросов были: «большой объём изучаемого материала», «высокие темпы обучения», «не интересно на уроках. Результаты опроса продемонстрировали, что на отсутствие глубокого понимания указывают 38% родителей и 47 % учеников. Получается, что проблему критического мышления видят и другие участники учебного процесса. Для определения уровня критического мышления учащихся. В исследовании была использована методика А.С.Байрамова. По этой методике определяются три уровня критического мышления: начальный, характеризуемый умением оценивать простые утверждения; базовый – учащиеся умеют сравнивать, анализировать, могут исправить ошибки в текстах и доказывать неправильность утверждений; и высокий, который характеризуют навыки генерирования и воспроизведение собственных идей в реальности. Анализ контрольной работы показал неутешительные результаты: начальный уровень 46%, базовый 54 %, высокий уровень 0 %. По итогам исследования был сделан вывод, что проблема критического мышления характерна для учащихся. Тогда стал вопрос, а как развивать критическое мышление? Рассмотрев современные инновационные технологии и методики, было сделано предложение: наиболее эффективным для развития критического мышления является диалоговое обучение.
Диалоговое обучение предполагает обучение в сотрудничестве. При обучении на основе беседы у учащихся появляется возможность: обоснования своих идей, осознания того, что окружающие люди могут иметь иные идеи и мысли, которые необходимо понять. Беседа является активным средством вовлечения учащихся в активный мыслительный процесс. «Диалоговое обучение предполагает пробуждение учащихся к участию в постановке проблем и их решение, активизацию их учебной деятельности». Надо отметить, что наиболее эффективной в учебном процессе является исследовательская беседа, которая достаточно успешно реализуется в условиях групповой работы.
Очень эффективно использовать следующие методы и приёмы развития критического мышления:
Приём «Кластер»
Познание мира 4 класс, «Природные зоны. Лес»
Некоторые приёмы стадии «Осмысление»:
«Инсерт», «Чтение с остановками», схема «Фишбоун»-«Рыбий скелет», таблица « Плюс – минус - интересно», таблица «ЗХУ», «Таблица – синтез», «Сводная таблица», «Концептуальная таблица», таблица «Что? Где? Когда? Почему?» и другие приёмы. Надо отметить, что такой приём, как «Кластер» универсальный, используется на всех стадиях. Так же таблицу «ЗХУ» начинают заполнять на стадии «Вызова», продолжают на стадии «Осмысление», заканчивают на стадии «Рефлексия».
Познание мира , 4 класс, «Почва».
На стадии «Осмысление» дети ищут ответ на вопрос: что такое почва?
Самостоятельно читают статью в учебнике.
Приём «Инсерт»
- Во время чтения текста делайте на полях пометки: «V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
Проверка понимания и первичное закрепление.
- Что было для вас знакомым из прочитанного?
- Что нового вы узнали для себя из этого текста?
- У кого есть вопросы по тексту? Что осталось непонятным?
Некоторые приёмы стадии «Рефлексия»:
«Шесть шляп», «Ромашка вопросов», «Синквейн», «Диаманта» и другие.
Познание мира, 4 класс, «Полезные ископаемые»
Используется метод «Шесть шляп». Каждая группа получает цветные шляпы с надписями.  После обсуждения в группах  выслушиваются ответы детей.
Белая шляпа. Факты. Полезные ископаемые бывают твердые, жидкие и газообразные.
Жёлтая. Позитивное мышление. Для жизни человека и производства необходима  добыча полезных ископаемых.
Черная. Проблема. При добычи полезных ископаемых нарушается экологическое равновесие и происходит загрязнение окружающей среды.
Красная. Эмоции. Больше всего на уроке нам понравилось рассматривать полезные ископаемые и выделять их свойства.
Зеленая. Творчество. Местонахождение залежей многих ископаемых человеку еще не известно.
Синяя .Философия. Обобщают высказывания каждой группы.
Познание мира , 4 класс, «Разнообразие растений».
Приём «Шесть шляп».
Класс делится  на 6 групп. Каждой группе вверяется одна из шести шляп.
-  Предлагаю представить свой опыт, свои впечатления и мысли, исходя из цвета шляпы.
1 группа. Белая шляпа.
- С помощью энциклопедий и атласа- определителя  расскажи о растениях только фактами, цифрами.
2 группа. Жёлтая шляпа.
- Подумайте! Почему животные и люди не смогли бы жить на  Земле без растений?
3 группа. Чёрная шляпа.
-Докажите: если бы на  Земле не росли растения, в воздухе совсем не было бы кислорода.
4 группа.  Красная  шляпа.
- Подумайте, какое эмоциональное состояние
вы испытываете, когда видите, как вокруг гибнут растения?
5 группа.  Зелёная шляпа.
- Что бы вы сделали для того, чтобы наша  Земля зеленела с каждым годом и становилась всё краше и краше?
 6 группа. Синяя шляпа.
- Обобщите высказывания других групп.
Познание мира4 класс, «Природные зоны. Лес».
Лес
Величественный, таинственный,
Живет, растет, радует,
Национальное богатство страны,
Кладовая природы
Окружающий мир, 4 класс, «Нервная система человека».
Прием РАФТ:
Учитель: Определим четыре параметра будущего текста.
Р – роль (любой человек нашей планеты)
А – аудитория (кому вы будете писать – жителям планеты Венера)
Ф - форма – рассказ
Т – тема «Нервная система человека»
Учитель предлагает ученикам:
-Напишите небольшой рассказ о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но рассказ должен быть  не от вашего имени, а от имени любого человека нашей планеты, и предназначен он будет для жителей планеты Венера.
Ученики в течение 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем зачитывают их.
Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Роль учителя в основном координирующая.
В заключении хочется сказать, что свою педагогическую задачу вижу в том, чтобы помочь каждому ребёнку осознать собственную уникальную сущность и создать условия для саморазвития.
Литература:
И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек «Критическое мышление: технология развития». Пособие для учителя. СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.
С.И. Заир-Бек, И. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Пособие для учителя. М., 2004 г.
Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. Самара: Профи, 2002.
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления/Школьные технологии. 2004. №2. С.3-10.
Клустер Д. Что такое критическое мышление?//Критическое мышление и новые виды грамотности. М.: ЦГЛ, 2005. С.5-13.
Материалы Методической лаборатории «ТРКМЧП» Центра Развития Молодежи, www.cerm.ru.