Конспект урока литературы на тему Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».


Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки».
Ход урока:
1Знакомство с малыми жанрами фольклора.
- Вступительное слово учителя
II. Знакомство с жанром пословиц и поговорок.
Вводная беседа.
- Попробуйте вспомнить несколько пословиц. Употребляете ли вы их в своей речи?
-Как вы думаете, почему пословицы и поговорки широко используют в повседневной речи? Для чего?Итак, что же такое пословицы и поговорки? Чем они отличаются друг от друга?
Давайте запишем в тетрадях определения пословиц и поговорок.
III. Чтение и обсуждение пословиц о пословицах.
« От пословицы не уйдешь»
«Пословица недаром молвится»
«Пословица ввек не сломится»
« Глупая речь – не пословица»
« Красна речь пословицей»
IV. Практическая работа.
1. Найдите пословицу в сказке Е.Пермяка « Про торопливую куницу и терпеливую синицу», объясните ее смысл.
«- Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп – ляп. Весь шелк искромсала, изрезала в лоскутки. И не то что сарафан, платка из этих лоскутков нельзя было сшить. Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет Синица, там смекнёт, сюда подвернет. Всё она сообразила, всё высчитала – потом за ножницы взялась. Нарядный фартук получился. Ни одного лоскутика не пропало даром.
- Где ты кройке – шитью училась, Синица? Какие курсы окончила? – спрашивает ее Куница.
- Никаких я курсов не окончила, - отвечает Синица.- Бабушка меня шитью выучила.
- А как она учила?
- Да очень просто. Шесть волшебных слов велела запомнить.
- Каких?
( можно попросить ответить учащихся, как правило, дети отвечают верно)
- Семь раз отмерь, один раз отрежь.»
2. А сейчас давайте проверим, как вы знаете пословицы. Игра «Закончи пословицу». Я называю первую половину пословицы, а вы – вторую.
-Труд человека кормит, (а лень портит)
- Кто много говорит, ( тот мало делает)
- Повторенье - (мать ученья)
- Тот никогда не ошибается, (кто ничего не делает)
- Не спеши языком, (торопись делом)
- Сделал дело, (гуляй смело)
- Куй железо, (пока горячо)
- Лучше горькая правда, (чем сладкая ложь)
-Мелет до вечера, (а слушать нечего)
- Не все то золото, (что блестит).
- Делу- время, (потехе час).
3.Игра «Назови пословицу» Показываю карточки с написанными на них словами( можно написать на доске).
- Вы должны восстановить пословицу по словам.
- Дело - безделье ( Маленькое дело лучше большого безделья)
- Дружба – служба (Дружба дружбой, а служба службой)
- Лает – кусает ( На смелого собака лает, а трусливого кусает)
- Куки – скука( Не сиди сложа руки, так не будет и скуки)
- труд- лень (Труд человека кормит , а лень портит)
- Язык – дело ( Не спеши языком, торопись делом)
- Свет – тьма ( Ученье – свет, а неучен6ье – тьма).
4.Отгадайте загадки-пословицы
- Какие недостатки человеческого характера подвергаются критике в них?
1. « Язык без костей: что хочет, то и лопочет»( болтливость)
2. « Ел да устал, спал да намаялся».  (лень)
3. « Подал руку, а подставил ногу»(двуличие)
4. « Моё горе – стрела во мне, чужое горе – стрела во пне» (эгоизм)
- Отгадайте, в какой поговорке насекомое превращается в млекопитающее? ( Делать из мухи слона)
- Согласно какой поговорке слова находятся в кармане? ( За словом в карман не полезет).
- Закончите предложение пословицей:
- « Когда я была больна, мне помогали друзья из моего класса: приносили заданное на дом, объясняли трудные задания. Правильно пословица утверждает: ( Друзья познаются в беде).
- « Я несколько лет дружила со Светой, но однажды мы поссорились. И тогда я решила дружить с Галей. Узнав о ссоре, мама сказала…( «Новых друзей наживай, а старых не теряй», « Старый друг лучше новых двух»)
V. Домашнее задание.
1. Составьте небольшой рассказ, выводом из которого может служить одна из пословиц:
« За всякое дело берись умело»
« Друг познается в беде»
«Без муки нет науки»
«Один в поле не воин»
Прочитать статью учебника «Пословицы и поговорки»