Презентация по литературе Несовместимы дети и война 8 класс


Сценарий литературно-музыкальной композиции
«Несовместимы дети и война…»
Цели:
формирование активной гражданской позиции, патриотической сознательности, чувства долга и гордости за свой народ, за подвиг советских людей в годы Великой Отечественной войны.
Задачи:
стимулирование интереса школьников к сохранению памяти о героическом прошлом нашей страны;
воспитание уважения к поколению фронтовиков.
Форма проведения: литературно-музыкальная композиции.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, военная форма, свечи, презентация
Оформление: на сцене вечный огонь, гвоздики, макет медали «Великая отечественная война», надпись «Несовместимы дети и война».
« Дети и война- нет более ужасного сближения
противоположных вещей на свете»
А.Твардовский  
1. Добрый день! Мы начинаем композицию , посвященную 70-летию победы в Великой Отечественной войне
2. Во время Второй мировой войны на Земле погибло тринадцать миллионов детей! Что есть дороже детей? Что есть у любого народа дороже? У любой матери? У любого отца? На земле самый лучший народ – дети. Как сохранить его в тревожном 21-м веке? Как сберечь его душу и его жизнь? А вместе с детьми и прошлое, и будущее?
1.Война стала общей биографией целого поколения военных детей. Даже если они находились в тылу, всё равно это были военные дети. Их рассказы тоже длиною в целую войну.
1. А мы не стали памяти перечитьИ, вспомнив дни далёкие, когдаУпала нам на слабенькие плечиОгромная, недетская игра.Своих детей для жизни сберегла.2. Года идут, но эти дни и ночиПридут не раз во сне тебе и мне.И, пусть мы были маленькие очень,Мы тоже победили в той войне.
Великая и страшная война 1941-1945 года забрала много героических жизней людей.
Среди них были люди разных профессий: летчики, танкисты, разведчики, врачи и многие другие. И все они служат для нас примером мужественности, отваги, силы и верности своей Родине!
«Страшное слово «война»… Увы, оно и сейчас звучит со всех сторон, и тогда, 22 июня 1941, оно леденящим душу шёпотом, холодом в сердце пробежало по всей советской стране. Люди поняли – большая беда не минует никого. Война разрушила семьи, сделала вдовами жён, сиротами – детей…
Учащийся читает (наизусть) стихотворение А. Ахматовой «Мужество»:
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки!
Учащийся читает (наизусть) стихотворение В. Абросимова «Похоронка»:
Она поверить не могла.
И не могла. И не хотела.
Лишь стала вдруг белее мела.
Лишь темь глаза заволокла.
Она, притихшая, лежала.
В руке дрожала похоронка.
И показалось: мёртвой стала
родная бедная избёнка.
А я смотрел, смотрел на маму
так,
будто был всему виною,
и тихо повторял,
упрямо:
- С тобой я, мама.
Я-
с тобою...
Любови Березиной «Дорога…»:
Дорога пуста и мертва,
И хлеб понапрасну родится.
Натянута, как тетива,
К Москве подползает граница.
Всю землю покрыло гнильё,
Траншей ножевые порезы.
Не зёрна бросали в неё –
Людские тела и железо.
Не листья горели над ней,
Не градины падали с неба,
А жаркий огонь батарей
И бомбы, летящие слепо.
Вставала столбами земля
И в низкое небо вздымала
Дороги, дома и поля,
И жизни, которых не стало.
Рассеяв сынов на пути,
Россия им кланялась низко,
Чтоб после им к свету взойти
Щетиной седой обелисков.
Виктора Сергеевича Волкова «Я запомнил осень сорок первого…»:
Я запомнил осень сорок первого:
Взрывы бомб, кочевья, плач без слез.
Боевую выучку и нервы
Проверять курсантам привелось.
Враг разбил все взлетные дорожки.
День за днем девяткой боевой
Мы, взлетая дружно под бомбежкой,
Защищали небо над Москвой.
Это было нашим испытаньем.
В нем двадцатилетние сердца
Показали выучку и знанья,
Преданность Отчизне до конца.
Часть композиции о блокаде звучит на фоне 2 концерта С. Рахманинова
Одной из самых страшных страниц той войны является блокада Ленинграда. О ней написаны тысячи книг, сняты фильмы, телесериалы. Но ничто не может рассказать о ней лучше, чем свидетельства тех, кто почти три года оставался в осаждённом городе, пережил бомбёжки, голод, холод, смерть близких, но видел и другое – твёрдость духа, героизм, решимость выстоять, не отдать город врагу.
Именно тогда, в те страшные дни, начала свой дневник двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева. В нём всего 9 страшных записей о гибели её большой семьи в блокадном Ленинграде. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, коротко. В детской хрупкой душе, поражённой невыносимыми страданиями, не осталось места живым эмоциям, Таня просто фиксировала «визиты смерти» в её дом, в семью. Читая эти свидетельства, цепенеешь, замираешь от ужаса…
Ребёнок зачитывает дневник Тани Савичевой:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.00 утра 1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра. 1942 г.»
«Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Таня не дожила до победы, умерла в июле 1944. А маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм
Учащийся читает стихотворение Ильи Малышева из газеты «Пионерская правда» №74-1989г. « Дети мечтали о корочке хлеба»:
Девять страничек. Страшные строчки.
Нет запятых. Только черные точки.
«Умерли все». Что поделать? Блокада.
Голод уносит людей Ленинграда
Жутко и тихо в промерзшей квартире.
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, короче дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дяди, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых – только Таня.
В маленьком сердце – столько страданья.
«Умерли все». Никого больше нет.
Девочке Тане – одиннадцать лет.
Я расскажу вам, что было потом.
Эвакуация, хлеб и детдом,
Где после голода, всех испытаний
Выжили все. Умерла только Таня.
Девочки нет. Но остался дневник –
Детского сердца слезы и крик.
Дети мечтали о корочке хлеба,
Дети боялись военного неба.
Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским.
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник – это боль Ленинграда.
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница:
«Вновь не должно это все повториться!»
Заключительное слово. ( «Островок детства» Жанна Колмагорова).
Я рисую на асфальте Мир без Зла.
В нём дельфины и жирафы – просто мир Добра.
В нём чудесный добрый клоун, музыка и свет,
И прекрасней на земле острова и нет!
Облако белое, где же ты?
Я так надеялась на свои мечты.
Знаю, что праздником, будет этот день
И не сможет проскользнуть в детство злая тень.
Нарисуйте дети праздник, пусть он оживёт,
И по Миру, по планете, пусть молва пройдёт.
Дети мира будут в Мире петь и танцевать,
И ни слова о войне не будут дети знать.