Рабочая программа по географии (профильный уровень) для 10 класса


Пояснительная записка
к рабочей программе
Согласно учебному плану МАОУ «СОШ №12 с УИОП», в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом. Объем учебного времени, а также специализированная подготовка обучающихся старших классов в соответствии с их профессиональным выбором – стали главным фактором, учитывавшимися при построении рабочей программы.
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- авторской (автор: В.Н. Холина) программы по географии для 10-11 классов (профильный уровень);- Учебного плана МАОУ «СОШ №12 с УИОП».
По сравнению с авторской программой рабочая программа рассчитана на 68 часов, вместо 105. Материал «Географии. Профильный уровень. 10 класс» уплотнен, в календарно-тематическом планировании отражены все темы курса. Базовым учебником является География. Профильный уровень. 10 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений. Кн. 1/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2013.
Географические знания становятся повседневно необходимыми, в профессиональной и бытовой деятельности - от выбора места жительства (в городе, в стране, в мире), продуктов питания (произведенных в разных районах земного шара) до выборов руководителей страны. В значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики. Актуальность его изучения диктуется логикой развития общества и потребностями современного образования.
Разделы курса охватывают темы общественной географии, в наибольшей степени связанные с проблемами современной мировой экономики и политики. Старшеклассники, уже имеющие знания по фактологии физической и экономической географии, при изучении курса, откроют для себя подходы к решению проблем современной мировой экономики и политики, проследят эволюцию географических взглядов на мир и методов географического анализа, познакомятся с географией религий и культурными районами мира, теорией и практикой геополитики, географией выборов, моделями размещения хозяйства, понятием о территориальной справедливости, географией городов и экономическим районированием.
Обучение 10 «а» (подгруппа соц-эконом) класса осуществляется по УМК:
- Программа по географии для 10-11 классов, автор - В.Н. Холина (профильный уровень)
- География. Профильный уровень. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений: В 2 кн.Кн. 1/ В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2013
- География. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Холиной «География. Профильный уровень. 10 кл.»/ В.Н. Холина. – 4-е изд., стериотип. – М.: Дрофа, 2014
- Атлас: Экономическая и социальная география мира. 10 класс. Роскартография, ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2010
Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:
- освоение системы географических знаний для понимания предмета и задач современной географической науки, ее структуры, тенденций развития, места и роли географии в системе, жизни общества, решения его проблем;
- овладение умениями решать комплексные задачи, требующие учета географической ситуации на конкретной территории, моделирования природных, социально-экономических и геоэкологических явлений и процессов с учетом пространственно-временных условий и факторов;
- развитие географического мышления для ориентации в проблемах территориальной организации общества, его взаимодействия с природой, навыков грамотного решения бытовых и профессионально ориентированных задач;
- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам, социально-ответственного отношения к окружающей среде в ходе повседневной трудовой и бытовой деятельности;
- приобретение компетентности в сфере: элементарного геоэкологического моделирования и прогнозирования; использования разнообразных географических знаний и умений в быту и в подготовке к будущей профессиональной деятельности; обеспечения личной безопасности, жизнедеятельности и адаптации к условиям окружающей среды.
Курс интегрирует знания о природе, человеке, хозяйстве, способствуя формированию целостной картины мира, становлению творческой и инициативной личности, воспитывает умение видеть проблемы и принимать решения. Непосредственно связанный не только с предшествующими курсами географии, он также привлекает знания, полученные на занятиях по экономике, истории, информатике, культурологии, при этом не дублирует их; дает мотивацию к изучению иностранных языков, углублению знаний.
В курс введены теоретические вопросы географии (закономерности пространственной организации отдельных отраслей, размещения городов и хозяйства в целом), ранее практически не изучавшиеся в курсах экономической географии, но отраженные в новом стандарте и необходимые для изучения географии на профильном уровне.
В организации изучения курса используется деятельностный практико-ориентированный подход к усвоению содержания, т. е. ученики усваивают учебный материал в процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В процессе усвоения материала формируются не только специфические географические, но и общеучебные знания и умения, ключевые компетенции: информационная, коммуникативная, компетенция умения решать проблемы.
Формы организации уроков: семинар, дискуссия, практикум, исследование, уроки обобщения и контроля знаний. Самостоятельная работа: поиск нужной информации в учебнике, работа с источниками информации, в том числе с Интернетом, СМИ, выполнение практических заданий и анализ результатов, подготовка мультимедиапрезентаций. Большое значение имеют уроки-практикумы, на которых учащиеся самостоятельно анализируют на основе работы с картографическими и статистическими материалами проявление общих закономерностей размещения хозяйства и общества в странах различных социально-экономических типов. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового, парного и коллективного способов обучения.
Многие задания (оценка правильности нарезки округов для голосования, функциональное зонирование городов, механизм установления цены на земельные участки) особенно интересны своей близостью к реалиям повседневной жизни и важны для овладения навыками исследовательской работы. Такие виды работ закладывают основы пространственного мышления, позволяют лучше ориентироваться в современном мире. Система заданий рабочей тетради предполагает развитие у учащихся навыков самостоятельного добывания знаний и информации (работа с научными и публицистическими текстами, реферирование, анализ информации по картам (картосхемам) учебника и атласа, работа с контурной картой, картографирование социально-экономических показателей, анализ территориальной статистики, поиск территориальной экономической статистики в СМИ и Интернете, поиск необходимой информации в смежных науках). В ходе обучения применяются:
- методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядные (иллюстрационных и демонстрационных), практические, проблемно-поисковые под руководством преподавателя и самостоятельная работа учащихся;- методы стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательные игры, деловые игры;
- методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуальный опрос, фронтальный опрос, выборочный контроль, письменные работы.
Средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал), современные технические средства (мультимедийный комплекс, мультимедиа учебник).Описание учебного предмета в учебном плане
В соответствии с планом МАОУ «СОШ №12 с УИОП» общее количество уроков составляет 68 часов (2 часа в неделю), из них 13 практические. Каждый из разделов курса («География в современном мире», «Политическая карта мира: государства и границы», «Богатство и бедность: типы стран», «Население и культура») включает в себя изучение принципов, закономерностей, моделей размещения и методов пространственного анализа.
Включены различные виды контроля: вводный, текущий, тематический, рубежный, итоговый, комплексный.
виды количество часов (работ) оцениваются
Практические работы 13 8
в т.ч. контурные карты 6 6
Обобщающие уроки 4 4
Зачеты, тестовый контроль 4 4
Защита презентаций 2 2
Формы контроля: тестовый контроль, проверочные работы, географические диктанты, работы с контурными картами, практические работы, работа с картами атласа, заполнение таблиц, индивидуальный и выборочный опрос, фронтальная письменная работа.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
В ходе изучения курса формируются следующие компетенции и навыки:
самостоятельно добывать знания и информацию (предусмотрена работа с научными и публицистическими текстами, реферирование);
расширять знания по «каналам углубления» за пределами текста учебника;
составлять диаграммы, графики, картосхемы и картодиаграммы;
картографировать социально-экономические показатели;
анализировать информацию по картам (картосхемам) учебника, атласа, Интернета;
сравнивать уровень социально-экономического развития стран и территорий и выбирать наиболее значимые показатели для классификаций и типологий;
анализировать и интерпретировать социально-экономические показатели;
искать информацию в СМИ и Интернете, в смежных науках (в школьных учебниках и атласах по истории и экономике);
применять средства Microsoft Office и персональный компьютер для решения практических задач;
участвовать в дискуссиях, отстаивать свою точку зрения, привлекая конкретные факты и пользуясь логикой законов пространственного развития экономики.
Развитие навыков позволяет решать конкретные практические задачи данного курса, такие как:
- оценка сравнительной выгодности (и значения) географического положения экономических объектов;
- оценка геополитического положения России (в исторической ретроспективе);
- оценка уровня социально-экономического развития страны через систему показателей;
- размещение стран различных типов;
- выделение типов стран по методике многопризнаковой классификации;
- установление соответствия между страной и половозрастной структурной ее населения;
- объяснение расположения стран с минимальными и максимальными показателями рождаемости и смертности.
В результате изучения географии на профильном уровне ученики 10 «а» (подгруппа соц-эконом) класса должны знать/понимать
• особенности современного этапа развития географической науки, ее объект, предмет, структуру, методы и источники географической информации, основные теории и концепции; значение географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человеческого общества;
• смысл основных теоретических категорий и понятий, включая географическое положение, географическое районирование, территориальные системы, комплексное географическое страноведение и регионализм, развитие географической оболочки, природопользование и геоэкологию, географическое разделение труда;
уметь
• применять основные положения географической науки для описания и анализа современного мира как сложной, противоречивой и динамичной природно-общественной территориальной системы;
• характеризовать разные типы стран и районов, составлять комплексные географические характеристики различных территорий;
• проводить учебные исследования, моделирование и проектирование территориальных взаимодействий различных географических явлений и процессов с использованием разнообразных методов географической науки;
• решать социально значимые географические задачи на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязей природных, социально-экономических, техногенных объектов и процессов исходя из пространственно-временного их развития;
• описания и объяснения разнообразных явлений в окружающей среде на основе их географической и геоэкологической экспертизы;
• геологического обоснования инженерно-хозяйственной деятельности, техногенного воздействия на земную кору;
• понимания места и роли географической науки в современном мире, в различных сферах жизни общества; подготовки к продолжению образования в выбранной области.
График проведения практических работ
№ Название практической работы Оцениваемое практическое умение Форма оценивания Дата проведения
1 Выбор места для строительства города Объяснение выгод ЭГП объекта фронтально 2 Географическое положение стран с разной формой государственного устройства и правления Характеристика геополитического положения страны (по выбору) все 3 Современная политическая карта Европы Знание политической карты Европы комплексно 4 Современная политическая карта Азии
Знание политической карты Азии
комплексно 5 Современная политическая карта Африки Знание политической карты Африки комплексно 6 Современная политическая карта Америки Знание политической карты Америки комплексно 7 Современная политическая карта Австралии и Океании Знание политической карты Австралии и Океании комплексно 8 Составление многопризнаковой классификации стран Составление многопризнаковой классификации стран фронтально 9 Размещение стран разных типов
Ресурсообеспеченность различных стран и регионов все 10 Соответствие между страной и половозрастной структурой ее населения Соответствие между страной и половозрастной структурой ее населения комплексно 11 Страны с экстремальными значениями коэффициентов рождаемости и смертности Типы воспроизводства в современном мире (на основе использования различных источников информации) все 12 Определение страны по этническому составу населения Определение страны по этническому составу населения фронтально 13 Страны с преобладанием последователей ислама, христианства и буддизма среди верующего населения Определение стран с преобладанием ислама, христианства и буддизма
все Оценочные практические работы:
Географическое положение стран с разной формой государственного устройства и правления.
Современная политическая карта Европы.
Современная политическая карта Азии.
Современная политическая карта Африки.
Современная политическая карта Америки.
Современная политическая карта Австралии и Океании.
Размещение стран разных типов.
Страны с экстремальными значениями коэффициентов рождаемости и смертности.
СОДЕРЖАНИЕ
учебного предмета
Введение (1 час) География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения.
Раздел 1. География в современном мире (5 часов)
Пространство как объект изучения географии. И.Кант и классификация наук. География как самостоятельная наука.
Методы географических исследований. Географические исследования: традиционные — экспедиционный, картографический, описательный методы; современные — моделирование, территориальная матрица статистических данных, районирование, геоинформационные системы, космический мониторинг, системы спутникового позиционирования.Географические модели и законы. Модель Тюнена, парадигма экономической географии.
География в современном мире.
• Практическая работа: Выбор места для строительства города.
Раздел 2. Политическая карта мира (25 часов)
Политическая карта мира. Объекты политической карты. Процесс формирования политической карты мира.
Основные черты независимых государств. Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм).
Самопровозглашенные (непризнанные) государства.
Международные территории и акватории.
Территории с неопределенным статусом.
Несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, подмандатные территории, ассоциативные, заморские территории и департаменты).
Межгосударственные политические организации.
Состав территории государств. Государственные границы. Территориальные споры между государствами.
Этапы и события формирования политической карты мира. Политические карты: Европы, Азии, Африки, Америки, Австралии и Океании.
Политическая география и геополитика. Геополитические модели. Геополитическое положение России.
• Практические работы: Географическое положение стран с разной формой государственного устройства и правления. Современная политическая карта Европы. Современная политическая карта Азии. Современная политическая карта Африки. Современная политическая карта Америки. Современная политическая карта Австралии и Океании.
Раздел 3. Богатство и бедность: типы стран (11 часов)
Уровни развития и типы стран современного мира.
Экономические показатели уровня развития стран. Анаморфированное картографическое изображение.
Демографические показатели и показатели качества жизни населения (абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала).
Многопризнаковая классификация: методика и области применения.
Роль экономически развивающихся, развитых стран и стран с переходной экономикой. Характеристика экономически развивающихся, развитых стран и стран с переходной экономикой.
Размещение стран различных типов.
Модель колониальной структуры экономики.
• Практические работы: Составление многопризнаковой классификации стран. Размещение стран разных типов.
Раздел 4. Население и культура (26 часов)
Динамика численности населения (гипотеза Т.Мальтуса). Методы определяю-щие численность населения. Изменение численности населения по регионам мира.
Расселение населения. Закономерности размещения. Миграции населения.
Изучение абсолютных и относительных демографических показателей.
Графическое изображение распределения населения. Экономически активное население.
Демографическая проблема. Теория демографического перехода Ф. Ноутстайна. Демографическая политика. Демографическая политика в экономически развитых и развивающихся странах.
Размещение населения.
Культура населения. География культуры.
Расовый и этнический состав населения мира.
Языковой состав населения мира.
Религии народов мира. Влияние религий на общественную и политическую жизнь. Ареалы происхождения и современного распространения мировых религий. Религиозные и социальные конфликты. География христианства, ислама, буддизма. Влияние религии на культуру и хозяйство.
Историко-культурные районы мира причины формирования территориальных различий в культуре. Культурный синтез народов мира и России.
• Практические работы: Соответствие между страной и половозрастной структурой ее населения. Страны с экстремальными значениями коэффициентов рождаемости и смертности. Определение страны по этническому составу населения. Страны с преобладанием последователей ислама, христианства и буддизма среди верующего населения.
Календарно тематическое планирование
Составлено по программе: Программа профильного курса. География мира. Автор В.Н. Холина. Программно-методические материалы на сайте http://www.drofa.ruРекомендовано на заседании городского методического совета учителей географии.
Протокол № ___ от «___»________ 2014г.
Класс 10 «а» (подгруппа соц-эконом)Количество часов в неделю 2 Количество часов в год 68 Базовый учебник География. Профильный уровень. 10 кл.: учебник для общеобразоват. учреждений: в 2 кн. Кн. 1/ В.Н. Холина. - М.: Дрофа, 2013
Работы Семестр I Семестр II Семестр III Год Практические 4 5 4 13 Учитель географии первой категории: Н.А. Цюпко
Календарно-тематическое планирование в 10 «а» (подгруппа соц-эконом.) классе
№ Тема урока Тип урока Требования к уровню подготовки обучающихсяПрактические работы Оборудова-ниеДомашнее задание Дата проведения Примечание
План Факт 1 Введение. География: от визуальных открытий и сбора фактов — к поискам законов размещения.
КомбЗнать этапы развития (от сбора фактов к поиску закономерностей) и современные направления географии Схема «Древо географии», портреты географов Раздел 1
Тема 1. §1 Стр. 5 2 Пространство как объект изучения географии ПрактЗнать пространство как объект изучения географии, И.Кант и классификация наук, современный объект и задачи исследования географии № 1 «Выбор места для строительства города», географический анализ Тема 1. §2 Стр. 9 задание 1,2
(стр. 3-7)
3 Методы географических исследований КомбЗнать классификацию методов, суть экспедиционного, описательного и картографического метода исследования Тема 2. §1 Стр. 14 4 Географические модели и законы КомбЗнать суть модели И. Тюнена и законов (закон В. Докучаева, А. Гумбольдта) в географии Тема 2. §2 Стр. 15 задание 3,4
(стр. 8-9)
5 Новейшие методы географических исследований КомбЗнать о геоинформационных системах и космическом мониторинге Земли Тема 2. §3 Стр. 21 6 География в современном мире ЗачетнЗнать инструментарий и этапы развития науки, методы географических исследований Презентация «Наука география» Тема 1,2 вопросы на с. 27 Тестовая работа
(стр. 10-11)
7 Политическая карта мира и ее объекты КомбЗнать количество и многообразие современных государств мира; уметь отличать формы правления (республиканскую и монархическую), называть и показывать примеры независимых стран Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Раздел 2
Тема 1. Стр. 29-30 8 Основные черты независимых государств Практ Знать формы правления (монархия, республика), формы административно-территориального устройства (унитарную, федеративную); уметь характеризовать формы правления и административно-территориального устройства независимых стран, приводить примеры стран № 2 «Географическое положение стран с разной формой государственного устройства и правления», составление картосхемы Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §2 Стр. 37 задание 1,2
(стр. 12-16)
9 Самопровозглашенные (непризнанные) государства мира КомбЗнать примеры и причины появления непризнанных и самопровозглашенных государств мира Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §3 Стр. 40 задание 3
(стр. 17)
10 Международные территории и акватории КомбЗнать международные территории и акватории Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §4 Стр. 50 11 Территории с неопределенным статусом КомбЗнать территории с неопределенным статусом (нейтральные, арендованные, оккупированные) Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §5 Стр. 57 12 Несамоуправляющиеся территории на политической карте КомбЗнать несамоуправляющиеся территории (колонии и доминионы) Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §6 Стр. 59 13 Межгосударственные политические организации и их функции КомбЗнать суть геополитики, международные группировки стран, функции политических организаций Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §7 Стр. 64 14 Объекты политической карты мира Обоб. повт. Знать определения объектов политической карты мира; уметь достаточно легко ориентироваться на политической карте мира и быстро находить нужные объекты Карта политическая мира Тема 1
подготовить описание стр. 43-45, контроль знаний
15 Состав территории государств КомбЗнать, что включает территория государства; уметь определять геополитическое положение страны Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. §1 Стр.74 16 Государственные границы стран КомбЗнать определение и виды государственных границ Тема 2. §2 Стр.75 задание 4
(стр.17)
17 Причины территориальных споров между государствами КомбЗнать причины территориальных споров между государствами Тема 2. §3 Стр. 84 18 Этапы и события формирования политической карты мира КомбЗнать этапы и события формирования современной политической карты мира Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 3. §1 Стр. 87 19 Формирование политической карты Европы КомбЗнать этапы формирование политической карты Европы, изменения после Первой и Второй мировых воин Карта политическая Европы Тема 3. §2 Стр.89 19 Современная политическая карта Европы ПрактЗнать современную политическую карту Европы; уметь ориентироваться на политической карте Европы № 3 «Современная политическая карта Европы», картографический практикум Карта политическая Европы, атласы: География 10 кл, контурные карты Тема 3 Оформление картосхемы
(зад. 5, стр. 21)
20 Формирование политической карты Азии КомбЗнать этапы формирование политической карты Азии, изменения после Первой и Второй мировых воин Карта политическая Азии Тема 3. §3 Стр. 102 21 Современная политическая карта Азии ПрактЗнать современную политическую карту Азии; уметь ориентироваться на политической карте Азии № 4 «Современная политическая карта Азии», картографический практикум Карта политическая Азии, атласы: География 10 кл, контурные карты Тема 3 Оформление картосхемы
(зад. 6, стр.21)
22 Формирование политической карты Африки КомбЗнать этапы формирование политической карты Африки, изменения после Первой и Второй мировых воин Карта политическая Африки Тема 3. §4 Стр. 118 23 Современная политическая карта Африки ПрактЗнать современную политическую карту Африки; уметь ориентироваться на политической карте Африки № 5 «Современная политическая карта Африки», картографический практикум Карта политическая Африки, атласы: География 10 кл, контурные карты Тема 3 Оформление картосхемы
(зад.7, стр. 21)
24 Формирование политической карты Америки КомбЗнать этапы формирование политической карты Америки Карта политическая Америки Тема 3. §5 Стр. 131 25 Современная политическая карта Америки ПрактЗнать современную политическую карту Америки; уметь ориентироваться на политической карте Америки № 6 «Современная политическая карта Америки», картографический практикум Карта политическая Америки, атласы: География 10 кл, контурные карты Тема 3 Оформление картосхемы
(зад. 8, стр.25)
26 Современная политическая карта Австралии и Океании ПрактЗнать особенности и этапы формирование политической карты Океании № 7 «Современная политическая карта Австралии и Океании», картографический практикум Карта Океании Тема 3. §6 Стр. 142 Оформление картосхемы
(зад.9, стр.25)
27 Политическая карта мира ЗачетнЗнать современную политическую карту мира; уметь характеризовать страну по плану, достаточно легко ориентироваться на политической карте мира Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 3 Тестовая работа
(стр. 35-43)
28 Политическая география и геополитика КомбЗнать определения геополитики и политической географии, суть германской школы геополитики Тема 4. §1 Стр. 155 29 Геополитические модели КомбЗнать суть геополитической модели С. Коэна, Концепции мирового порядка Тема 4. §2 Стр. 167 30 Геополитическое положение России и РБ КомбЗнать особенности и тенденции развития геополитики (в том числе России и РБ); уметь быстро и достаточно легко ориентироваться на политической карте мира Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 3,4 задание 10
(стр. 29)
31 Уровни развития и типы стран: подходы к оценке КомбЗнать подходы к оценке уровня социально-экономического развития стран (показатели: экономические, демографические, качества жизни) Раздел 3
Тема 1. §1 задание 1
(стр.46)
32 Экономические показатели уровня развития стран КомбЗнать экономические показатели уровня развития стран (ВВП, ВНД, ППС), анаморфированное картографическое изображение Тема 1. Стр. 175-180 задание 2
(стр. 49)
33 Демографические показатели и показатели качества жизни населения стран КомбЗнать демографические и статистические показатели уровня и качества жизни населения стран Тема 1. Стр. 180- 183 34 Составление многопризнаковой классификации стран ПрактЗнать этапы работы; уметь рассчитывать показатели и формулировать выводы на основе их анализа № 8 «Составление многопризнаковой классификации стран», оформление таблицы, формулирование выводов Тема 1. §4 Стр. 189 задание 3
(стр. 50)
35 Роль экономически развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой КомбЗнать различия более развитых и менее развитых стран, роль экономически развитых, развивающихся стран и стран с переходной экономикой Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. §1,2 Стр. 194-203 задание 4
(стр.53)
36 Характеристика экономически развивающихся стран КомбЗнать характеристику, состав групп экономически развивающихся стран, различия между ними Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. Стр. 208-213 37 Характеристика стран с переходной экономикой КомбЗнать характеристику, состав стран с переходной экономикой, различия между ними Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. Стр. 208 38 Характеристика экономически развитых страны КомбЗнать характеристику, состав групп экономически развитые стран, различия между ними Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. Стр. 204-208 39 Размещение стран различных типов ПрактЗнать современные типы стран мира; уметь характеризовать страны мира № 9 «Размещение стран различных типов», картографический практикум Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. §1-3 задание 9
(стр.69-72)
40 Модель колониальной структуры экономики Обоб.
повтЗнать понятия колонизация, колониальный период, диверсификация территориальной структуры; уметь приводить примеры стран с колониальным прошлым Тема 2. §4 Стр. 214 задание 10
(стр.73)
41 Богатство и бедность: типы стран ЗачетнЗнать типы стран современного мира, их особенности, классификации Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Вопросы на с. 224 Тестовая работа
(стр. 77-78)
42 Появление первых людей. Динамика численности населения КомбЗнать район появления вида Homo sapiens, распространение древних людей, динамику численности населения Земли, гипотезу Томаса Мальтуса Раздел 4
Тема 1. §1 Стр. 227 43 Методы определяющие численность населения КомбЗнать о переписи населения как методе определяющим численность населения, вклад У. ПеттиТема 1. §2 Стр. 228 44 Расселение населения КомбЗнать факторы, определяющие расселение населения Тема 1. §3 Стр. 232 45 Закономерности размещения КомбЗнать изменение плотности населения по регионам мира Карта плотности населения Тема 1
§3 Стр.
233 задание 1
(стр. 79)
46 Миграции населения. Виды миграций в РБ КомбЗнать понятие и виды миграций населения, причины их вызывающие Тема 1. §4 Стр. 237 задание 2
(стр.82)
47 Изучение абсолютных демографических показателей КомбЗнать абсолютные демографические показатели (естественный и механический прирост); уметь рассчитывать их по формулам Тема 1. §5 Стр. 241-244 48 Изучение относительных демографических показателей КомбЗнать относительные демографические показатели; уметь рассчитывать их по формулам Тема 1. §5 Стр. 245-248 задание 3
стр. 85
49 Изменение численности населения по регионам мира КомбЗнать изменение численности населения по регионам мира Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §6 Стр. 250 50 Графическое изображение распределения населения ПрактЗнать особенности распределения населения по возрастам в странах различных типов; уметь анализировать демографические пирамиды № 10 «Соответствие между страной и половозрастной структурой ее населения», географический анализ Тема 1. §5 Стр. 249 задание 4
стр.86
51 Экономически активное население КомбЗнать границы группы экономически активного населения, его значение в хозяйственном развитии страны Анализ рис. 142, 143, 158 52 Демографическая проблема ПрактЗнать количественные и качественные показатели населения отдельных стран мира; уметь называть и показывать страны с минимальными и максимальными показателями рождаемости и смертности № 11 «Страны экстремальными значениями коэффициентами рождаемости и смертности», картографический практикум Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1 задание 6
стр.91
53 Теория демографического перехода Ф. Ноутстайна КомбЗнать динамику численности населения мира, суть теории демографического перехода Френка Ноутстайна Тема 1. §7 Стр. 256-260 задание 7
стр.96
54 Демографическая политика КомбЗнать определение демографической политики и ее виды Тема 1. §8 Стр. 260 55 Демографическая политика в экономически развитых и развивающихся странах КонфЗнать особенности демографической политики в экономически развитых и развивающихся странах Карта политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 1. §8 56 Размещение населения Обоб.
повтЗнать основной материал по теме Тема 1 стр.104-106
вопросы 1-15
57 Культура и ее элементы. География культуры КомбЗнать понятие «культура населения» и ее элементы, теорию этногенеза Л.Н. Гумилева Презентация «Культура населения» Тема 2. §1 Стр. 267-269 58 Расовый и этнический состав населения мира ПрактЗнать о процессе формирования этносов, этнический состав населения мира № 12 «Определение страны по этническому составу», географический анализ Тема 2. §2 Стр. 268 задание 8
стр. 97-99
59 Языковой состав населения мира КомбЗнать состав языковых семей, языковой состав населения мира Тема 2. §3 Стр. 275 Защита презентаций
60 Религии народов мира. Влияние религий на общественную и политическую жизнь КомбЗнать религиозный состав населения мира, влияние религий на общественную и политическую жизнь, о национальных меньшинствах и этнической дискриминации Тема 2. §4, заполнить таблицу задание 10
стр.101
61 Ареалы происхождения и современного распространения мировых религий. Религиозные и социальные конфликты КомбЗнать этнический, языковой и религиозный состав населения мира; уметь составлять характеристику населения отдельных регионов мира Карты Народы и Политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2
§4 62 География христианства КомбЗнать географию христианства: район возникновения, особенности распространения Атласы: География 10 кл, карта Религии Стр. 297-303 63 География ислама КомбЗнать географию ислама: район возникновения, особенности распространения в мире и республике Башкортостан Атласы: География 10 кл, карта Религии Стр. 303-307 64 География буддизма КомбЗнать географию буддизма: район возникновения, особенности распространения Атласы: География 10 кл, карта Религии Стр. 295-297 65 Влияние религии на культуру и хозяйство ПрактЗнать о влиянии религии на культуру и хозяйство регионов мира и отдельных стран № 13 «Страны с преобладанием последователей ислама, христианства и буддизма среди верующего населения», географический анализ Карты Народы и Политическая мира, атласы: География 10 кл Тема 2. §4 задание 11
стр. 102-103
66 Историко-культурные районы мира КомбЗнать расположение историко-культурных районов мира, особенности этнографической концепции районирования Карта Цивилизационные миры Тема 2. §5 Стр. 308 Защита презентаций
67 Культурный синтез народов мира и России Обоб.
повтЗнать о культурном синтезе народов мира (и России в т.ч.) Карта Народы России Конс-вание материала 68 Население и культура Зачетн Знать основной материал по теме Тема 2 Тестовая работа
стр. 106-109
Материально-техническое обеспечение
Книгопечатная продукция
Атлас мира. География (профильный уровень): М., 2010
Атлас. Экономическая и социальная география мира: 10 кл. – М.: Роскартография, 2010
География. 6-10 классы. Активные формы обучение/ авт.-сост. Н.Н. Зинченко, Л.А. Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011
География. Профильный уровень. В.Н. Холина. Учебник для общеобразовательных учреждений. Кн. 1 . - М.: Дрофа, 2013
География. Профильный уровень. В.Н. Холина. Учебник для общеобразовательных учреждений. Кн. 2 . - М.: Дрофа, 2013
География. 10-11 классы: тесты, викторины/ авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2010
География в таблицах. 6-10 классы. Справочное пособие. В.В. Климанов, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2010
Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Учебник географии. 10 кл.
Иллюстрированный атлас школьника: М, 2010
Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М.: Интелект-Центр, 2010
Справочное пособие «Социально-экономическая география мира» авторов Холиной В. Н., Наумова А. С, Родионовой И. А. – М.: Дрофа-Дик, 2011
Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.П. Максаковского. – М.: Просвещение, 2010
Энциклопедический справочник школьника. И.И. Баринова и др. – М.: Дрофа, 2011
Ю.Г. Липсец, В.А. Пуляркин, С.Б. Шлихтер. География мирового хозяйства. М.: ВЛАДОС, 2011
Печатные пособия
Портреты выдающихся людей
Методические пособия
Бунакова Т.М., Родионова И.А. Пособие по географии
География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост. А.Б. Моргунова
География. 10 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Холиной «География. Профильный уровень. 10 кл.»/ В.Н. Холина
География. 11 класс: рабочая тетрадь к учебнику В.Н. Холиной «География. Профильный уровень. 11 кл.»
Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе
Картель Л.Н. Дидактические материалы по физической географии. Пособие для учителей
Летягин А.А. Современный кабинет географии: методическое пособие
Максаковский В.П. Учебно-методическое пособие для 10 класса
Социально-экономическая география мира: справочное пособие авторов Холиной В. Н., Наумова А. С, Родионовой И.
Юрков П.М. Географические диктанты как форма фронтальной проверки знаний и умений учащихся. Книга для учителя
Программа курса «География. Профильный уровень». Автор – В.Н.Холина. Журнал «География в школе», №5, 2010г.
Холина В.Н. География. Профильный уровень. 10-11 классы: книга для учителя /В.Н. Холина. – М.: Дрофа, 2008г.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Ноутбук
Мультимедийный (цифровой) проектор
Электронный учебник для учащихся. 5-11 класса.
Выход в Интернет.
Электронная карта мира (физическая, политическая, климатические пояса и области, природные зоны)
Электронное учебное пособие для 6-11 классов (тестирование)
Технические средства обучения
Персональный компьютер
Мультимедиа-проектор
Экран экспозиционный
Телевизор
Магнитная доска
Экранно-звуковые пособия
Видеофильмы 6-11 кл
Учебно-практическое оборудование
Теллурий, глобусы, компасы, визирные линейки,
Наборы минералов и горных пород, почв, гербарии растений,
Коллекции металлов и сплавов,
Термометры,
Лупа увеличительная 60 mm,
Модель холма
Натуральные объекты
1. Приборы, инструменты, приспособления Метеостанция. Цифровая лаборатория 1
Компас жидкостный 8
Психрометр 1
2. Модели Глобус физический 8
Теллурий 1
3. Натуральные объекты Гербарий древесных пород 1
Гербарий культурных растений 1
Коллекция минералов 3
Коллекция «Топливо» 1
Оборудование класса
Ученические столы
Стол учительский с тумбой
Шкафы для хранения литературы, дидактических материалов, пособий
Перечень рабочих программ:
География «Земля – планета людей» (Образовательная система «Школа 2100») 7 кл
География России. Природа, население. Хозяйство (2 ч в неделю) 8 кл
География России. (Образовательная система «Школа 2100») (2 ч в неделю) 8 кл
География России. Хозяйство и географические районы (2 ч в неделю) 9 кл
География (Образовательная система «Школа 2100») (2 ч в неделю) 9 кл
География мира (базовый уровень) (1 ч в неделю) 10 кл
География (профильный уровень) (2 ч в неделю) 10-11 кл
Географические карты, таблицы:
Карты по физической географии: физическая карта мира,  физическая карта полушарий, физическая карта России, физическая карта Восточно-Европейская равнина,  физическая карта Кавказ, физическая карта Урал, физическая карта Западная Сибирь и Дальний Восток, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Арктика, Антарктика, почвенная карта мира, великие географические открытия и экологически проблемы мира.Экономические карты: Европейский Север и Северо-Запад, Европейский Юг, Центральная Россия, Западная Сибирь, Восточная Сибирь и Дальний Восток, Поволжье, Уральский экономический район.
Политическая карта мира, политическая карта полушарий.
Климатическая карта России, Африки, Северной Америки, южной Америки, Австралии, Евразии, климатические пояса и области  мира, природные зоны мира, плотности населения  России, народы России, карта строения земной коры, тектоническая карта России, геологическая карта России, качество жизни населения России,  часовые пояса, водные ресурсы России, почвенная карта России,   Агропромышленный комплекс, топливная промышленность России, электроэнергетика России,  Черная и цветная металлургия России, химическая промышленность России, машиностроительный комплекс России,  Животноводство России, зерновые культуры России, транспорт России, экономическая карта России, Экологические проблемы России,
Таблицы: происхождение горных пород и минералов, землетрясение, вулканизм,  образование теплого фронта, образование холодного фронта,  карта прогноза погоды, природные ресурсы, постоянные ветры, мир звезд. Строение Вселенной.
Перечень WEB-сайтов для дополнительного образования по предмету
1. Сайт географического общества - http://www.geografia.ru/Географический образовательный портал - http://mygeog.ru/Единая Коллекция Цифровых Образовательных ресурсов - http://school-collection.edu.ru/Образовательная система «Школа 2100» - http://www.school2100.ruМетодическое обеспечение
Для учителя
В.Н. Холина. География. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2х книгах. М.: Дрофа, 2013
Географический атлас. Москва, 2010.
Ю.Г. Липсец, В.А. Пуляркин, С.Б. Шлихтер. География мирового хозяйства. М.: Владос, 2011
Летягин А.А. Современный кабинет географии. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2012
География. 6-10 классы. Активные формы обучение/ авт.-сост. Н.Н. Зинченко, Л.А. Звонцова. – Волгоград: Учитель, 2011
География. 6-11 классы: уроки учительского мастерства/ авт.-сост. А.Б. Моргунова. – Волгоград: Учитель, 2011
География. 10-11 классы: тесты, викторины/ авт.-сост. Т.К. Торопова. – Волгоград: Учитель, 2010
Отличник ЕГЭ. География. Решение сложных заданий/ФИПИ. – М.: Интелект-Центр, 2010
Справочное пособие «Социально-экономическая география мира» авторов Холиной В. Н., Наумова А. С, Родионовой И. А. – М.: Дрофа-Дик, 2010
Для обучающегося
Атлас. Экономическая и социальная география мира: 10 кл. – М.: Роскартография, 2010
В.Н. Холина. География. Профильный уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. Кн. 2 . - М.: Дрофа, 2013
Экономическая и социальная география мира. Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Под ред. В.П. Максаковского. – М.: Просвещение, 2009
Дополнительно
География в таблицах. 6-10 классы. Справочное пособие. В.В. Климанов, О.А. Климанова. – М.: Дрофа, 2010
Популярный экологический словарь. Миркин Б.М. Наумова Л.Г. – Уфа: Китап, 1997
География. Большой справочник для школьников. И.И. Баринова и др. – М.: Дрофа, 1999
Душина И.В., Таможняя Е.А., Пятунин В.Б. Методика и технология обучения географии в школе. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2004
Электронные ресурсы
Электронный учебник (без подключения к Интернету) - на диске имеются все базовые документы, обширная статистика на русском (частично на английском) языке, карты, интерактивные задания.
http://yandex.ru
http://www.rambler.ruhttp://www.drofa.ruhttp://www.aport.ru
http://www.multimedia drofa.ru