Программа элективного курса Химия в нашей жизни

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1 с.Кызыл-Мажалык Барун-Хемчикского кожууна»



«Утверждено»
протоколом педсовета
от «__»____________2016г



«Утверждаю»
Директор школы:
_________/ Ондар В.Ш./
«__» ______________ 2016г









ПРОГРАММА
по элективному курсу для 9-х классов
«Химия в нашей жизни»
на 2016-2017 учебный год



Программа составлена на основе программы Никитиной Натальи Владимировны
Составила:
Учитель химии 1кв кат.
Ооржак Сайлык Петровна.


Кызыл-Мажалык2016 год
Содержание программы


Пояснительную записку.3стр
Содержание изучаемого курса..5стр
Учебно-тематическое планирование.7стр
Требования к уровню подготовки учащихся8стр
Литература и средства обучения...9стр
Календарно-тематическое планирование.10стр






























Пояснительная записка

Опыт показывает, что учащиеся с интересом занимаются предпрофильной работой, когда она связана с жизнью. Именно поэтому я выбрала тему курса «Химия в нашей жизни». Данный элективный курс предназначен для развития познавательно интереса школьников, а так же для реализации полученных знаний на практике и в жизни.
При проведении курса будут использованы материалы о химических производствах нашей страны.
При изучении курса осуществляется связь с такими предметами как биология, физика, история.
Химия – наука экспериментальная, поэтому химический эксперимент органично вплетается в ткань элективного курса. Хорошо подобранные опыты позволяют отразить связь теории и эксперимента. Химический эксперимент должен быть нацелен на приобретение навыков, которые можно использовать в реальной жизни.
Большое внимание уделяется практическим работам, которые позволяют привить не только важные практические умения, но и развить самостоятельность учащихся, их познавательную деятельность. Часть работ носит исследовательский характер (например, исследование нитратов в продуктах питания).
Для поддержания интереса к занятиям спецкурса и обеспечения доступности изучаемого материала предусмотрены домашние практические работы.
При изучении данного курса учащиеся должны понять, каким образом общество может решить те многочисленные проблемы, которые связаны с ростом загрязнения окружающей среды и все большим развитием хозяйственной деятельности человека. Изучение данного курса обогатит учеников новыми знаниями о себе, сверстниках и окружающем мире, поможет стать здоровыми и счастливыми людьми, которые превосходно приспособлены к жизни.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю в течении 3-ей четверти всего 20 часов (в том числе 2 часа резерва).
В конце курса для закрепления знаний предполагается защита рефератов.






Цель элективного курса:
возбуждение интереса к химии и другим предметам естественного цикла;
подготовка к восприятию нового, достаточно сложного химического образования в старших классах.
знакомство учащихся с основами валеологических знаний;
научить применять полученные знания в повседневной жизни;
Задачи:

сформулировать и углубить знания учащихся по химическому составу пищевых продуктов, СМС;
продолжать формирование на конкретном учебном материале умений:
связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
самостоятельно применять, пополнять и систематизировать знания.
развивать интеллектуальные творческие способности учащихся;
развивать интерес к изучению химии для осознанного выбора профессии.



Методы:
1.Рассказ, беседа;
2.Реферативные и экспериментальные исследования;
3.Методы поискового характера, стимулирующие познавательную активность учащихся;
4.Самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.


Формы организации познавательной деятельности учащихся:

индивидуальные
групповые









Содержание изучаемого курса

«Химия в жизни человека»- 2 часа
2. « Что содержится в твоих продуктах питания» -2 часа. Основные цели: познакомить учащихся с химическим составом и свойствами пищевых продуктов, их действии на организм; что такое пища с точки зрения химика, о режиме питания и сохранении здоровья человека
3. «Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой »-2 час. Основные цели: ознакомить учащихся с лекарственными средствами, используемыми человеком.
4.« Правильно ли я читаю этикетки на одежде»-2 часа


«Домашняя химчистка»-2 часа. Основные цели: познакомить учащихся с веществами для выведения пятен и способами выведения пятен.

7. «Химия и косметика» - 2 часа. Основные цели: познакомить учащихся с веществами-носителями запаха, как с помощью химии можно изменить цвет волос, придать им определенную форму, действием и функциями пудры и аэрозолей.


8 «Химия и здоровье» - 2 часа. Основные цели: в борьбе за здоровье химические препараты играют не последнюю роль, с ними приходится сталкиваться на каждом шагу, в каждой квартире. Множество эффективных препаратов защищают нас от недугов, помогают преодолеть последствие заболеваний. Однако многие лекарства оказываются крайне опасными для организма, и даже жизни, если неправильно ими пользоваться. В этой теме знакомимся с содержанием домашней аптечки, рассказ о том, что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм, какие химические процессы помогают бороться с болезнями.

9. «Химия и экология»-2 часа. Основные цели: ознакомить учащихся с последствиями влияния химических веществ на окружающую среду.

10. Защита рефератов


Дополнительно:

«Моющие средства в быту»
Вопросы для обсуждения:
Из истории моющих средств;
Как определить вид волокон ткани;
Чем и как стирать, белить;
Научить учащихся самостоятельно производить чистку изделий при их загрязнениях:
Выведение пятен от жира.
Удаление пятен от лаков и масляной краски.
Удаление пятен ржавчины на белье.
Чистка ювелирных украшений.
Определение натуральности волокон.

«Химия и косметика»
При изучении темы даётся задание подготовить сообщения, рефераты о косметических средствах. Учащиеся узнают, какие вещества являются носителями запаха; что использовали в древности люди в качестве косметических средств; какие волшебные превращения могут происходить с прическами при использовании различных красителей, гелей, лаков, шампуней и т. д.

«Химия и здоровье»
Учитель совместно с учащимися проводит «экскурсию» по домашней аптечке, рассматриваем её содержимое.
Какие лекарства находятся в аптечке для лечения сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, инфекционных заболеваний? Допустимо ли самолечение? Научить учащихся готовить растворы перманганата калия, борной кислоты, нашатырного спирта, перекиси водорода для оказания первой медицинской помощи.











Учебно-тематическое планирование
№ п/п
Наименование курса
Всего часов
В том числе




Теор.ч
Проект.часть
Защита рефератов

1
«Химия в жизни человека»-
2
2



2
Что содержится в твоих продуктах питания
2
2



3
Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой
2
2



4
Правильно ли я читаю этикетки на одежде
2
1
1


5
Домашняя химчистка»-
2
2



6
Химия и косметика»
2
2



7
Химия и здоровье
2
1
1


8
Химия и экология Защита рефератов
2
1

1









Итого
16
13
2
1




















Требования к уровню подготовки учащихся


Учащиеся должны знать:
о свойствах некоторых веществ, входящих в состав пищевых продуктов;
о режиме питания и сохранении здоровья;
какие вещества являются носителями запаха;
почему одни чистящие средства чистят лучше, другие хуже;
как в домашних условиях можно почистить различные изделия;
вывести пятно;
что происходит с различными веществами, когда они попадают в наш организм (лекарства );
как влияют химические вещества на окружающую среду.

Учащиеся должны уметь:
смотреть на вещества в доме с химической точки зрения;
правильно пользоваться лекарствами в домашней аптечке;
применять полученные знания в процессе приготовления пищи для максимального сохранения питательных веществ;
грамотно подбирать пищевые продукты для употребления, изучив состав продукта;
вывести различные загрязнения с вещей в домашних условиях;
грамотно использовать СМС, чистящие средства в бытовых условиях.

Форма контроля: защита рефератов
















Литература и средства обучения
для учителя

1.     Величковский Б.Т. Суравегина И.Т. Цыпленкова Т.Т. Здоровье  и окружающая среда. Учебное пособие для  учащихся 9 классов.- М.:1992.

2.     Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.

3.      Макаров К.А. Химия и медицина. М.: Просвещение, 1981.

4.      Рукк Н.С., Аликберова Л.Ю. Полезная химия. Задачи на каждый день // Химия: приложение к газете «1 сентября». – 2001. - №16-17.

5.      Северюхина Т.В.,Сентемов В.В. Исследование пищевых продуктов.// Химия в школе. – 2000.-№5. – с. 72-79.

6. Суханов Н.Ю., Чернобельская Г.М. Практикум с валеологической направленностью. //Химия в  школе. – 2002. - №2.- с. 71-72.

7.О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова «Химия.11кл» Москва, 2004.



Литература и средства обучения
для ученика


1.     Кукушкин Ю.Н. Химия вокруг нас. М.: Высшая школа,1992.

2. Большая детская энциклопедия Химия.М. РЭТ, 2000.

3. Степин Б.Д., Алиакберова Л.Ю. «Книга по химии для домашнего чтения» М. Химия. 1994.


Интернет- ресурсы:

1.http://www.hij.ru
2.http://him.1september.ru
3.http://school-sector.relarn.ru/nsm/
4.http://chemistry.narod.ru
5.http://school-collection.edu.ru

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
на 2016 – 2017 учебный год
по элективному курсу «Химия в нашей жизни»
 Класс (классы): 9
 Учитель: Ооржак Сайлык Петровна
 Количество часов: всего: 20 часов.; в неделю: 2 часа.
резерв времени______2__часа.
 Плановых контрольных работ:  защита рефератов - 2, лабораторных
работ_____-____, проектных работ_____2____
Вид программы: типовая; скорректированная; авторская (нужное подчеркнуть)
Уровень изучения: углубленный; расширенный; базовый (нужное подчеркнуть)


Тема занятий
Количество часов
Дата проведения урока
Виды и формы
контроля




Планируемая
фактическая


1-2

Химия в жизни человека
2

13.09/13.09




3-4


Что содержится в твоих продуктах питания
2


20.09/20.09





5-6


Умеешь ли ты пользоваться домашней аптечкой
2


27.09/27.09





7-9


Правильно ли я читаю этикетки на одежде
2


04.10/04.10





10


Домашняя химчистка

2


11.10/11.10




11-12

Химия и косметика



2


18.10/18.10





13-14

Химия и здоровье



2

25.10/25.10




15-16

Химия и экология

Защита рефератов




2



01.11/01.11



Лекция


Защита зачет




 


















Приложение

Темы рефератов


Химия и пища
Водаоснова жизни
Моющие средства
Использование моющих средств для чистки ювелирных и др. изделий
Вещества – носители запаха
Лучшее косметическое средство
Домашняя аптечка и здоровье человека
Путешествие по домашней аптечке
Домашняя химчистка
Химия и экология











13PAGE \* MERGEFORMAT14215







15