Географическая викторина Великие русские путешественники

Географическая викторина
«Великие русские путешественники»
Данная работа представляет собой разработку географической викторины для 7,8-х классов на тему “Великие русские путешественники ”. Материал может быть использован в качестве внеклассного мероприятия по географии в рамках предметной недели. Вопросы разного уровня сложности позволяют учителю оценить знания учащихся в рамках данного раздела. Игровая форма работы позволяет снять напряжение и улучшить эмоциональный климат.
Форма организации работы учащихся - групповая.
Цели внеклассного мероприятия:
Образовательная:  повторение, закрепление, обобщение и систематизация знаний о путешествиях, исследователях и мореплавателях.
Развивающая: продолжить формирование навыков работы в группе, стимулирование познавательного интереса к предмету, расширение кругозора учащихся.
Воспитательная:  развитие чувства ответственности перед командой, воспитание умения аргументировать и отстаивать свою точку зрения, а также прислушиваться к мнению других.
Задачи мероприятия:
Актуализировать знания о русских исследователях, полученные при изучении курса географии 6,7,8 класса.
Расширить знания учащихся о путешественниках России, и их исследованиях, внёсших свой вклад в развитие географической науки, в освоение и изучение новых земель.
Оценить уровень знаний полученных в рамках тем данного раздела.
Развивать чувство патриотизма, понимания вклада российских ученых в географическую науку.
Формируемые УУД
Личностные УУД:
- самообразование,
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим, школе.
Регулятивные УУД:
- принятие и сохранение задачи,
- умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях,
- адекватное восприятие и понимание оценки,
- выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.
Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- умение контролировать действия партнера,
- умение формулировать и задавать вопросы.

Познавательные УУД:
- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,
- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,
- установление аналогий,
- использование знаково-символических средств.
Оборудование:  компьютер, интерактивная доска, оформленная выставка печатной литературы с географической информацией, портреты исследователей, путешественников, карты, атласы, глобусы.
Предварительная подготовка.
Формирование команд (в команде по 3 представителя от каждой параллели).
«Ты мне, я тебе» команды заранее подготавливают вопросы по теме.
Предоставление обучающимся примерных вопросов и заданий по тематике внеклассного материала.
Ход мероприятия
Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по миру. Это путешествие не совсем обычное. Итак, свистать всех наверх!
Высказывание о путешествиях:
« Путешествия учат больше,
Чем, что бы то ни было.
Иногда один день, проведенный
В других местах, дает больше,
Чем десять лет жизни дома»
(А. Франс).
Разминка (2 балла).
Одно из морей Северного Ледовитого океана носит имя двоюродных братьев. Назовите их. (Море Лаптевых).
У каких двух русских мореходов были одинаковые имена и отчества? Их именами названы крайние материковые северная и восточная точки России. (Семён Иванович Челюскин и Семён Иванович Дежнёв).
Назовите русских путешественников, у которых двойные фамилии. (Н.Н. Миклухо-Маклай, П.П. Семенов-Тян-Шанский).
«Угадай путешественника» (4 балла)
Русский путешественник, тверской купец и писатель. Совершил путешествие из Твери в Персию и Индию (1468-1474). На обратном пути посетил африканский берег (Сомали), Маскат и Турцию.
( Афанасий Никитин).
Он возглавил первую русскую экспедицию на Северный полюс.
(Георгий Яковлевич Седов).
Первый русский путешественник, достигший берега Охотского моря и открывший Сахалинский залив. (И. Москвитин).
«Ты мне, я тебе» вопросы команд (3 балла)
Вопрос 1-ой команды
Вопрос 2-ой команды
Вопрос 3-ей команды.
«Портрет» (7 баллов)
Обучающимся предлагается узнать портрет путешественника.

Н.Н. Миклухо-Маклай И.Ф. Крузенштерн
Пржевальский Н. М. Михаил Лазарев

«Имена русских путешественников на карте мира» (4 балла)
На подготовку дается время (3 минуты).
Какие географические объекты названы в честь М. П. Лазарева. Покажите эти объекты на карте (море Лазарева, шельфовый ледник Лазарева, горы Лазарева, мыс Лазарева).
Русские имена в названии географических объектов Северного Ледовитого океана, покажите их на карте (хр. Ломоносова, хр. Менделеева, котловина Макарова, Подводникова.)
Русские имена в названии островов, покажите эти объекты на карте. (о. Лисянского, о. Врангеля, о. Ратманова, о. Анненкова, о. Лескова, о. Михайлова, о. Петра I)
Русские имена в названии мысов. Назвать и показать на карте
(мыс. Челюскина, мыс. Дежнева, мыс. Старостина).
«Анаграммы» (2 балла)

КУЧЕВДОА
ДОКУЧАЕВ

МОСОЛОНОВ
ЛОМОНОСОВ

ОВРБАХА
ХАБАРОВ

ВИВАОВЛ
ВАВИЛОВ

ИНБЕРГ
БЕРИНГ

ЛАОВСАТ
АТЛАСОВ



Подведение итогов
После проведения викторины, подводятся общие итоги, команды награждаются грамотами.

Литература
Великие люди о путешествиях. Высказывания знаменитых путешественников. В.А. Жуковский «ПУТЕШЕСТВЕННИК».
Воронина Т.П. 100 головоломок, игр, занимательных задач, викторин. – М.: Аквариум, 2001.
Мукитанов Н. К. От Страбона до наших дней: (Эволюция географических представлений и идей). М.: Мысль, 1985. 240 с
Русские люди в Арктике и Антарктике. Проф. Н. Н. Зубов, М. Б. Черненко. – М.: Военное издательство Военного Министерства Союза ССР, 1981.
Интернет ресурсы
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]



Рисунок 1Рисунок 2Kruzenshtern I F.jpgРисунок 315