Разработка урока на тему Великие географические открытия ( 5 класс)


Предмет География
Класс 5
Учитель Аверина Анастасия Николаевна
Тема урока Эпоха Великих географических открытий
Тип урока Урок усвоения новых знаний.
Цели деятельности учителя Познакомить учащихся с Великими географическими открытиями и их роль в развитии географии.
учебная: сформировать у учащихся представление об Великих географических открытий и показать её роль в развитии географии. воспитательная: привитие учащимся уважительного отношения к культуре, традициям других народов; воспитывать стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.развивающая: способствовать развитию умения работать с текстом, картой, дополнительной литературой, развивать навыки как самостоятельной работы так и в группах. деятельностная: приобретение умений анализировать положительные и отрицательные последствия Великих географических открытий. 
План урока Выявить причины, побудившие европейцев искать новые пути на восток
Узнать, кто на самом деле открыл морской путь в Индию
Выявить значение плаваний Васко да Гама и БартоломеуДиашаУзнать, кто совершил первое и второе кругосветное плавания
Выяснить значение Великих географических открытий
Методы и формы обучения Методы: Беседа, частично-поисковый, наглядный, практический, контроля.
Формы: коллективная, индивидуальная, групповая
Основные понятия - великие географические открытия
Планируемые результаты
Предметные МетапредметныеУУДЛичностные УУД
формирование представлений о географических открытиях, знакомство с выдающимися мореплавателями древности и средневековья, формирование умения работать с контурной картой.
Регулятивные :Самостоятельно определять цель своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат
Познавательные: Создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой ( текст в таблицу). Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные: Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций.
Коммуникативные. Осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей. Отстаивать свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. Уметь взглянуть на ситуацию с другой точки зрения и договариваться с людьми иных позиций
готовность и способность к саморазвитию; воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в группах
Будут сформированы: ответственное отношение к учебе, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками; гражданский патриотизм, любовь к Родине; умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.
Технологическая карта урока Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы организации взаимодействия
на уроке Формы контроля
1 2 3 4 5 6
Мотивация к учебной деятельности Подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Здравствуйте! Давайте проверим все ли у вас на партах(дневник, учебник, тетрадь, пенал, атлас). Все готовы присаживаетесь.
Первым делом гоним лень. Путешествуй, начинай и активно отвечай.
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку Фронтальная работа II. Актуализация знаний Беседа Скажите, ребята вы любите путешествовать? Так вот сегодня мы отправимся с вами в очень далёкое заочное путешествие. Дети, когда вы отправляетесь в поездку, путешествие, что вы берёте с собой? (Багаж) Так и нам понадобится сегодня необычный багаж, который нельзя взять в руки, пощупать, поместить в багажник. Что же это за багаж? (Это багаж наших знаний). Ребята, а сейчас вам в парах нужно обсудить 2 вопроса. 1)Вспомните, как люди в древности представляли себе Землю? 2)Какие открытия совершены в эпоху Средневековья?(если все сделали не забываем ставить на полях «+» или «-») делаем самооценку
Молодцы! У вас достаточный багаж знаний и мы можем смело отправиться в путь. Ученики готовят ответы на вопросы в парах
Индивидуальная и фронтальная работа, работа в парах Устные ответы
III. Изучение нового материала
Работа с электронным приложением Каковы были причины поиска новых земель? Представитель какой страны открыл Америку? Кто соперничал с Испанией в поиске новых путей? Как вы думаете, что предприняли властители этой страны? Как другие страны отреагировали бы на эти плавания?
Что мы сегодня с вами хотим узнать? Знакомятся с новой информацией, задают уточняющие вопросы, обсуждают новую информацию, фиксируют материал в тетрадь Фронтальная работа Устные ответы
Физкультминутка Организация комплекса упражнений для снятия нагрузки. Выполняют движения под руководством учителя:
Буратино подтянулся раз согнулся, два согнулся руки в стороны развел видно ключик не нашел(повороты головой влево и вправо), чтобы ключик нам достать надо на носочки встать. Фронтальная работа Беседа
Частично-поисковый метод. Организует и направляет работу учащихся, акцентирует внимание на ключевых моментах темы. Помогает формулировать ответы на вопросы.
Работая с текстом и картами атласа, определить основные направления Великих географических открытий. Уяснить значение Великих географических открытий и почему эту эпоху так назвали? Работают с учебником, электронным приложением к учебнику Индивидуальная и фронтальная и групповая работа Устные ответы
Работа учебником, контурной картой и атласом Организует работу с таблицей. Контурной картой, на которую необходимо нанести маршруты путешественников Работают с учебником, атласом, контурной картой Работа в парах Письменные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученногоЗакрепить полученные знания
А сейчас предлагаю вам выполнить тестовую работу. Раздаточный материал лежит на парте. На выполнение работы 5 минуты. Проверка с помощью ключа на доске.
1.Началом эпохи Великих географических открытий считают плавание
А) Васко да Гамы
Б) Христофора Колумба
В) Фернана Магеллана
Г) Афанасия Никитина
2.Первое кругосветное плавание совершила (английская, испанская, португальская) экспедиция во главе с (В. Да Гамой; Х. Колумбом; Ф. Магелланом) нужно выбрать.
3.Когда проходила первая экспедиция, возглавляемая Христофором Колумбом?
А) в 1492-1493 гг.
Б) в 1493-1496 гг.
В) в 1497-1499 гг.
Г) в 1519-1522 гг.
4.Первым европейцем, достигшим берегов Индии морским путем, считается
А) Васко да Гама
Б) Христофор Колумб
В) Фернан Магеллан
Г) Афанасий Никитин
5.По каким морям проходило «хождение за три моря» Афанасия Никитина в 1471-1474 гг?
А) Азовское
Б) Аравийское
В) Каспийское (море-озеро)
Г) Красное
Д) Средиземное
Е) Черное
Ответ:1)Б2)испанская; Ф. Магелланом. 3)А4)А5)Б, В, Е. делаем самооцен Решают тест Индивидуальная работа Проверка выполнения заданий
V. Итоги урока. Рефлексия Обобщение полученных на уроке сведений Итак, ребята, какая у нас тема урока? Какую цель мы поставили с вами вначале урока? Как вы считаете, достигли, ли мы поставленной цели?
Анализируют свою деятельность на уроке Индивидуальная работа Оценивание работы учащихся на уроке
Домашнее задание д/з разного уровня
слабым: §14, ответить на вопросы с №1 по №3
сильным : §14, Составить кроссворд по теме «Великих географических открытий» и ответить на вопросы с№1 по №6 на стр.70 Конкретизирует домашнее задание Записывают домашнее задание Индивидуальная работа