Методическая разработка урока Великие географические открытия (5 класс)


География 5 класс
Учитель географии МКОУ Черчетской СОШ Огородникова Г.И.
Тема: Великие географические открытия
Цель урока: Создание условий для формирования представления о великих географических открытиях 15-17 веков.
Тип урока: усвоение новых знаний с элементами практической деятельности (комбинированный)
Планируемые результаты:
Личностные:
- проявление учебно-познавательного интереса к географической науке, формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками.
- осознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
Предметные:
- знать великих путешественников и называть географические объекты, показывать маршруты их путешествий их маршруты по карте.
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
Метапредметные:
Личностные УУД
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность
Познавательные УУД:
- уметь выявлять различия двух частей географии.
- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.
Регулятивные УУД:
- формировать и развивать компетентность в области использования ИКТ.
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;
- умения управлять своей познавательной деятельностью;
- умение организовывать свою деятельность;
- определять её цели и задачи;
- выбирать средства и применять их на практике;
- оценивать достигнутые результаты.
Коммуникативные УУД:
- выделять главную мысль в тексте параграфа ( смысловое чтение)
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)
Оборудование: физическая карта полушарий, карта «Великие географические открытия», презентация, географические атласы 5-6 классы с комплектом контурных карт. нутбуки, медиопроектор.
Реализуемые аспекты
Образовательный аспект: Проверить степень усвоения материала, выявить проблемы, наметить пути их ликвидации;
Развивающий аспект: Способствовать формированию и развитию УУД как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
Воспитательный аспект: способствовать повышению уровню познавательного интереса к предмету, развитию кругозора, воспитывать качества толерантной личности, чувство товарищества, коллективизма.
Организация пространства: работа фронтальная, работа с картой, работа с контурной картой, работа с видеоматериалом, индивидуальная, в группах.
Виды контроля: фронтальный опрос, решение ситуационных задач, практический контроль.
Ход урока:
Этап урока,
формы организации работы. Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный этап. Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку;
Добрый день, дорогие ребята! Улыбнитесь друг другу, пожелайте хорошего настроения!
Приветствуют друг друга
2.Определение темы урока.
Постановка цели и задач урока. В древности знания о Земле были ограничены.Но уже античные учёные предполагали шарообразность планеты и высчитали её размеры.
Великие географические открытия европейских путешественников конца XV- середины XVII вв. явились следствием бурного развития производительных сил в Европе, роста торговли со странами Востока, нехватки драгоценных металлов в связи с развитием торговли и денежного обращения.
А сегодня мы продолжим разговор о путешественниках Отвечают на вопрос:
О путешественниках.
Записывают в тетрадь.
Предполагают: кто и какие путешествия совершил, пути следования.
3.Мотивация учебной деятельности учащихся. Мы совершим путешествие.
Для этого у вас есть путевой журнал. Работа с путевым журналом.
Ребята просматриваю слайды, работают с учебником и делают записи в тетради кто и какие путешествия совершил, пути их следования
4. Первичное усвоение новых знаний.
Первичная проверка понимания.
Беседа и работа с картой.
Организация работы в группах.
Первичная проверка понимания.
Беседа и работа с картой. Какое значение имели экспедиции Х. Колумба и Ф. Магеллана.
Проследите по карте маршруты важнейших путешествий(идет демонстрация слайдов)
Задание:
1.Когда началось первое кругосветное путешествие?
2.Кем было организовано?
3.Какой океан был назван? Почему – предположите?
4.Когда закончилось?
5.Организатору путешествия удалось ли завершить его?
Проследите путь следования по карте стр. 5 атласа.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
На разминку – становись! Вправо – влево покрутись, Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за столики.)  

3.Открытие Австралии.
Группа №1.
Используя учебник, карту атласа «Великие географические открытия», энциклопедию, слайд, ответьте на вопросы:
1.Что предполагали об Австралии до её открытия?
2.Кем и когда был открыт о. Новая Гвинея.
3.Был ли открыт материк Австралия вместе с о. Новая Гвинея.
4.Кто и когда открыл материк Австралия и дал ему название?
4.Открытие Антарктиды.
Используя учебник, карту атласа «Великие географические открытия», энциклопедию, слайд ответьте на вопросы:
Группа №2.
1.Кто и когда открыл Антарктиду?
2.Как назывались корабли?
3.Скакими сложностями столкнулись?
4.Кто первым ступил на землю Антарктиды?
Вспомните имена путешественников, ученых. Что вы знаете о них?
Заполните электронную таблицу, используя учебник, энциклопедию, справочники, слайды.(№8 с. 15)
Показывают путь следования и отвечают на вопросы.
Делают краткие записи.
Работа с контурными картами: обозначить пути путешественников разным цветом, ориентируясь по градусной сетке по контурам материков.
.
Работают в группах и выполняют задания.
Отчитываются о проделанной работе.
5.Вторичное закрепление. Удалось ли нам достичь поставленных целей.
Высказывают своё мнение.
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению Подготовить сообщение или презентацию об одном из путешественников.
Задание по краеведению: Что вам известно из истории освоения вашей местности. Какие исторические и географические памятники вам особенно интересны.
Изучить § 2
Делают записи в дневнике.
7.Рефлексия (подведение итогов занятия) Выставление оценок. Анализируют свою работу на уроке и оценивают себя.
  Физминутки на уроках в стихах
Физминутки для глаз
***
Раз –налево, два – направо,Три –наверх, четыре — вниз.А теперь по кругу смотрим,Чтобы лучше видеть мир.Взгляд  направим ближе, дальше,Тренируя мышцу глаз.Видеть скоро будем лучше,Убедитесь вы сейчас!А теперь нажмем немногоТочки возле своих глаз.Сил дадим им много-много,Чтоб усилить в тыщу раз!
***
«Дождик»
Капля первая упала – кап! ( Сверху пальцем показывают траекторию И вторая прибежала – кап! движения капли, глазами вверх.)Мы на небо посмотрели (Смотрят вверх.)Капельки «кап-кап» запели,Намочили лица,Мы их вытирали. (Вытирают» лицо руками.)Туфли – посмотрите –Мокрыми стали. (Показывают руками вниз и смотрят глазами вниз.)Плечами дружно поведемИ все капельки стряхнем. (Движения плечами.)От дождя убежим,Под кусточком посидим. (Приседают, поморгать глазами.)
***
«Овощи»
Ослик ходит, выбирает,Что сначала съесть не знает. (Обвести глазами круг.)Наверху созрела слива,А внизу растет крапива,Слева – свекла, справа – брюква,Слева – тыква, справа – клюква,Снизу – свежая трава,Сверху – сочная ботва.Выбрать ничего не смогИ без сил на землю слег. (Зажмурить  глаза, потом поморгать 10 раз)
***
«Варвара»
Любопытная ВарвараСмотрит влево…Смотрит вправо…А потом опять вперёд.Тут немного отдохнёт;Шея не напряженаИ расслаблена…
А Варвара смотрит вверх!Выше всех, дальше всех!Возвращается обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ расслаблена…
А теперь посмотрим вниз –Мышцы шеи напряглись!Возвращаемся обратно –Расслабление приятно!Шея не напряженаИ расслаблена…
***
Глазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)
***
Долго тянется урокМного вы читали.Не поможет тут звонок,Раз глаза устали.Глазкам нужно отдыхать,Знай об этом каждый.Упражнений ровно пять,Все запомнить важно.Упражнение один -На край парты книги сдвинь.
Упражнение второеПовтори легко за мною.Зажмурь и открывать нельзя,Тренируй свои глаза.
Занимаемся все сразу,Повторить четыре раза.Упражненье номер три.Делай с нами и смотри.
(Сидя, положить руки на пояс, повернуть голову направо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову налево, посмотреть на локоть левой руки, потом снова сесть ровно)
Повторите пять раз,Расслабляя мышцы глаз.Упражнение четыреНет сложнее в целом мире.С вниманьем начинаемИ четко выполняем(Сидя, смотреть перед собой, посмотреть на классную доску 2—3 секунды. Вытянуть палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Перевести взгляд на конец пальца и посмотреть на него 3—5 секунд, после чего руку опустить.)
Повторите 5—6 раз,Все получится у вас.Упражненье номер пятьНужно четко выполнять.(Сидя, вытянуть руки вперед, посмотреть на кончики пальцев. Поднять руки вверх — вдох, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить — выдох.)
***
«Радуга»
Ах, как долго мы писали,Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.)Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево-вправо.)Ах, как солнце высоко. (Посмотреть вверх.)Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.)В классе радугу построим,Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх-вправо и вверх-влево.)Вправо, влево повернем,А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.)Жмурься сильно, но держись. (Зажмурить глаза, открыть и поморгать ими.)
***
«Бабочка»
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
***
«Волшебный сон»
Реснички опускаются…Глазки закрываются…Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…Дышится легко…Ровно… глубоко…Наши руки отдыхают…Отдыхают… Засыпают…Шея не напряженаИ расслаблена…Губы чуть приоткрываются…Все чудесно расслабляется…Дышится легко… ровно… глубоко…(Пауза.)Мы спокойно отдыхаем…Сном волшебным засыпаем…(Громче, быстрей, энергичней.)Хорошо нам отдыхать!Но пора уже вставать!Крепче кулачки сжимаем.Их повыше поднимаем.Потянулись! Улыбнулись!Всем открыть глаза и встать!
***
«Весёлая неделька»
Всю неделю по порядку,Глазки делают зарядку.В понедельник, как проснутся,Глазки солнцу улыбнутся,Вниз посмотрят на травуИ обратно в высоту.(Поднять глаза вверх; опустить их вниз, голова неподвижна)
Во вторник часики-глаза,Водят взгляд туда – сюда,Ходят влево, ходят вправоНе устанут никогда.(Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна)
В среду в жмурки мы играем,Крепко глазки закрываем.Раз, два, три, четыре, пять,Будем глазки открывать.Жмуримся и открываемТак игру мы продолжаем.(Плотно закрыть глаза, досчитать до пяти и широко открыть глазки)
По четвергам мы смотрим вдаль,На это времени не жаль,Что вблизи и что вдалиГлазки рассмотреть должны.(Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку)
В пятницу мы не зевалиГлаза по кругу побежали.Остановка, и опятьВ другую сторону бежать.(Поднять глаза вверх, вправо, вниз,  влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх )
Хоть в субботу выходной,Мы не ленимся с тобой.Ищем взглядом уголки,Чтобы бегали зрачки.(Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем — в нижний  левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый )
В воскресенье будем спать,А потом пойдём гулять,Чтобы глазки закалялисьНужно воздухом дышать.(Закрыть веки, массировать их с  помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот)
***
«Мостик»Закрываем мы глаза, вот какие чудеса (Закрывают оба глаза)Наши глазки отдыхают, упражненья выполняют (Продолжают стоять с закрытыми глазами)А теперь мы их откроем, через речку мост построим. (Открывают глаза, взглядом рисуют мост)Нарисуем букву «О», получается легко (Глазами рисуют букву «О»)Вверх поднимем, глянем вниз (Глаза поднимают вверх, опускают вниз)Вправо, влево повернем (Глазами двигают вправо-влево)Заниматься вновь начнем. (Глазами смотрят вверх-вниз)
***
«Стрекоза»Вот какая стрекоза- как горошины глаза. (Пальцами делают очки.)Влево- вправо, назад- вперед- (Глазами смотрят вправо- влево.)Ну, совсем как вертолет. (Круговые движения глаз)Мы летаем высоко. (Смотрят вверх.)Мы летаем низко. (Смотрят вниз.)Мы летаем далеко. (Смотрят вперед.)Мы летаем близко. (Смотрят вниз.)
***
«Заяц»Вверх морковку подними, на нее ты посмотри. (Смотрят вверх.)Только глазками смотри: вверх-вниз, вправо-влево. (Глазами смотрят вверх-вниз, вправо-влево.)Ай-да заинька, умелый! Глазками моргает. (Моргают глазками.)Глазки закрывает. (Глазки закрывают.)Зайчики морковки взяли, с ними весело плясали. (Прыгаем, как зайчики ).
***
«Кошка»Вот окошко распахнулось, (Разводят руки в стороны.)Кошка вышла на карниз. (Имитируют мягкую, грациозную походку кошки.)Посмотрела кошка вверх. (Смотрят вверх.)Посмотрела кошка вниз. (Смотрят вниз.)Вот налево повернулась. (Смотрят влево.)Проводила взглядом мух. (Взглядом проводят «муху» от левого плеча к правому.)Потянулась, улыбнуласьИ уселась на карниз. (Дети приседают.)Глаза вправо отвела,Посмотрела на кота. (Смотрят прямо.)И закрыла их в мурчаньи. (Закрывают глаза руками.)
***
«Качели»Есть качели на лугу:Вверх-вниз, вверх-вниз (Посмотреть глазами вверх, вниз)Я качаться побегуВверх-вниз, вверх-вниз (Посмотреть вверх, вниз)
***
«В лесу»Ходит солнышко по кругу, (Вращательные движения глаз)Дремлет олениха. (Глаза закрыты)Мы идём с тобой по лугу тихо, тихо. (Открыть глаза)Мы походим по опушке и найдем тропинку. (Посмотреть вниз)Вот сорока на верхушке (Посмотреть вверх)Клювом чистит спинку.
***
«Утренние часы»Утром капельки росы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)Словно звонкие часы: кап, кап, кап. (Моргать три раза)Стало сухо и тепло: кап, кап, кап. (Моргать три раза)Значит утро истекло: кап! (Моргнуть один раз)
***
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали. (Поморгать глазами.) Посмотрите все в окно, (Посмотреть влево - вправо.) Ах, как солнце высоко.(Посмотреть вверх.) Мы глаза сейчас закроем, (Закрыть глаза ладошками.) В классе радугу построим, Вверх по радуге пойдем, (Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.) Вправо, влево повернем, А потом скатимся вниз, (Посмотреть вниз.) Жмурься сильно, но держись. {Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)

***
Руки за спину, головки назад. (Закрыть глаза, расслабиться.) Глазки пускай в потолок поглядят. (Открыть глаза, посмотреть вверх.) Головки опустим - на парту гляди. (Вниз.) И снова наверх - где там муха летит? (Вверх.) Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.) И снова читаем. Немного еще.
***
«Художники»
Мы глазами поколдуем. Круг огромный нарисуем! Нарисуем мы окно И большущее бревно. Нарисуем лифта бег:Глазки вниз, глазки вверх! Все зажмурились: раз-два!Закружилась голова.Мы глазами поморгали, Вмиг гирлянды засверкали.Смотрим прямо и вперёд – Это мчится самолёт… Раз моргнули, два моргнули – Наши глазки отдохнули!
Выполняется сидя за партами дети “рисуют” глазами круг, не поворачивая головы“рисуют” окно“рисуют” бревно
опустить глаза вниз, поднять глаза вверх
крепко зажмурить глаза (3-5 сек.)
поморгать глазами 3-5 сек.
смотреть прямо перед собой
поморгать глазами 3-5 сек.
 Физминутки для пальчиков. Пальцевая моторика
***
  «Мои друзья»
В нашем классе все друзья. (Ритмично  стучат  кулачками  друг  о друга)
Самый  младший – это  я.  (Разжимают  пальчики,  начиная с мизинчика)
Это  Маша,                                         
 Это  Саша,
 Это  Юра,
 Это  Даша.
***
«У Матрешиной сестрицы...» 
У Матрешиной сестрицы
    ( Ритмичные удары пальцами правой руки,  начиная с указательного, по левой ладони.)
По деревне небылицы:
       Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке,
             На каждое название животного загибают пальцы на руках, начиная с больших
В теплом полушубке,
     Курочка — в жилете,
Петушок — в берете,
Коза — в сарафане,
Заинька — в кафтане,
А всех их пригоже
          Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками.
Корова в рогоже.
**
«Капуста»
Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнем-мнем, («мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмем-жмем. (сгибания и разгибания кистей рук)
***
«В сад за сливами»
(Загибаем поочерёдно пальцы)
 Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,
Указательный с порога указал ему дорогу.
Средний палец —самый меткий, он сбивает сливы с ветки.
Безымянный — собирает, а мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает.
***
«Дождик»
Дождик, дождик     (Стучат пальчиками поочерёдно)Целый деньБарабанит в стекла.Вся земля,                 (Сжимают и разжимают кулачки)Вся земляОт воды размокла...
***
«Грибы»
(Поочерёдно разжимают пальцы кулака)
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
***
"Моя семья"
(Руку сжать в кулак, поочередно разжимать пальцы, начиная с большого.)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я.
Вот и вся моя семья
(Энергично сжать руку в кулак несколько раз.)
**
Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.Этот – указательный, пальчик замечательный.Этот пальчик – вот какой, называется большой.
***Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём.Раз, два, три, четыре, пятьМы начнём опять писать.
***Чтоб красиво написатьНадо пальчики размятьРаз, два, три, четыре, пятьЗа письмо получим пять! 
***
«Дружба»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
***
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца. Руки вниз, встряхнуть кистями.
 «Домик»
 Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять.
 Разжимаем пальцы из кулака по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем по очереди широко расставленные пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.
 ***
Мы ладошкой потрясём, Каждый пальчик разомнём.Раз, два, три, четыре, пятьМы начнём опять писать.Чтоб красиво написатьНадо пальчики размятьРаз, два, три, четыре, пятьЗа письмо получим пять.
  Физминутки для формирования правильной осанки
У меня спина прямая
У меня спина прямая, (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я наклонов не боюсь: (Наклон вперед.)
Выпрямляюсь, прогибаюсь, (Наклон назад, выпрямиться.) Поворачиваюсь. (Повороты туловища.)
Раз, два. три. четыре.
Три. четыре, раз. два. (Наклон вперед и выпрямиться.)
Я хожу с осанкой гордой. (Повороты туловища.)
Прямо голову держу, (Наклон вперед и выпрямиться.)
Никуда я не спешу. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Раз. два. три. четыре, (Повороты туловища.)
Три. четыре, раз, два. (Ходьба на месте, руки за спину.)
Я могу и поклониться. (Поклон и выпрямиться.)
И присесть, и наклониться, (Присед, наклон вперед.)
Повернись туда - сюда! (Повороты туловища направо -налево.) Ох, прямешенька спина! (Наклон вперед и выпрямиться.)
***
Раз. два. три. четыре
(Повороты туловища.)
Три. четыре, раз. два.
 Наклоняемся с хлопком.
Наклоняемся с хлопком.
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх.
Ну-ка. хлопни громче всех!
(Наклониться и хлопнуть в ладоши внизу, распрямиться - хлопнуть над головой.)
На одной ноге мы скачем.
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже.
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ножке.)
Головой вращаем плавно.
Смотрим влево, смотрим вправо
(Поворот головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного.
{Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Дети садятся за парты.)
***
Мы старались, мы учились.
Мы старались, мы учились
И немного утомились.
Сделать мы теперь должны
Упражненье для спины.
(Вращение корпусом вправо и влево.)
Мы работаем руками.
Мы летим под облаками.
Руки вниз и руки вверх.
Кто летит быстрее всех'?
(Дети имитируют движения крыльев.)
Чтобы ноги не болели.
Раз - присели, два - присели.
Три. Четыре. Пять и шесть.
Семь и восемь. Девять, десять.
(Приседания.)
Рядом с партою идем,
(Ходьба на месте.)
И садимся мы потом.
(Дети садятся за парты.)
***
Все ребята дружно встали
(Выпрямиться)
И на месте зашагали.
(Ходьба на месте.)
На носочках потянулись.
(Прогнуться назад, руки положить за голову.)
Как пружинки мы присели
(Присесть.)
И тихонько разом сели.
(Выпрямиться и сесть.)
 Для начала мы с тобой
Крутим только головой.
(Вращения головой.)
Корпусом вращаем тоже.
Это мы, конечно, сможем.
(Повороты вправо и влево.)
Напоследок потянулись
Вверх и в стороны.
Прогнулись.
(Потягивания вверх и в стороны.)
От разминки раскраснелись
И за парты снова сели.
(Дети садятся за парты.)
     Физминутки для всех мышц тела
 Русский язык, литературное чтение
***
Мы покажем букву А, (улыбнулись все сперва!)Ноги в стороны прыжком, Руки кверху шалашом… Перед нами буква А: Раз присели, встали – два!
**
улыбнуться друг другу
“ноги на ширине плеч” прыжкомподнять руки вверх и соединить ладонивыполнить приседания (2 раза)
Я привстану на носочки,Хорошенько потянусь. Раз – наклон, два – наклон, Словно буква “О” свернусь. И попрыгаю немножко, И руками покручу, Постою на правой ножке И головкой поверчу… Тихо сяду, улыбнусь И работою займусь!
встать на носочки, потянуться
выполнить 2 наклона вперёддостать руками носки ног (2-3 раза)прыжки на двух ногах 3-4 разавыполнить вращение руками 3-4 разастойка на правой ноге (2-3 сек.)наклоны головы вправо-влево (4-6 раз)сесть на место
. ***
Ударяем молоточком По словам, по словам.Гласный О сейчас ударный, Или А, или а!Ударением ударимПо словам, по словам…
дети сжимают руки в кулаки,ударяют кулаком о кулак,попеременно меняя руки
***
Ходит Суффикс по дорожке И играет на гармошке… Вот домишко. Это домик. Это дом. Живет здесь гномик. Вот домище великана, Великана Истукана… Побежали от него, чтоб не тронул никого!!!
ходьба на месте 3-4 сек.руки перед грудью, рывки рукамиприсесть, приподнятьсявстатьподняться на носочки, руки вверх,потянутьсябег на месте 2-3 сек.
Математика
БЫСТРО все ребята встали Руки БЫСТРО вверх подняли. БЫСТРО хлопнули 5 раз. А теперь морганье глаз:БЫСТРО-БЫСТРО поморгали И… ногами постучали. БЫСТРО влево наклонились И сейчас же распрямились! Вправо-влево 10 раз – Отдохнул уставший класс… Как пингвины полетели И за парты тихо сели!
встать, руки на поясеподнять руки вверх5 хлопков руками
поморгать глазами 3-4 сек.потопать ногами 3-4 сек.наклон влевовстать прямонаклоны влево-вправо по 5 разв каждую сторонубег на месте, махая рукамисесть за парты
***
Столько раз, друзья, присели, Сколько дней у нас в неделе!Мы подпрыгнем столько раз, Сколько у Трёхглазки глаз. Столько сделаем наклонов, Сколько ёлочек зелёных.А притопнем столько раз, Сколько девочек у нас; А прихлопнем столько раз, Сколько мальчиков у нас!..
присесть 7 раз
прыжки на двух ногах 3 раза
наклоны вправо-влево 4 раза
топать ногами столько раз,сколько в классе девочекхлопать в ладоши столько раз,
сколько в классе мальчиков
Руки замкнуты в замок: Раз – прыжок, два – прыжок! Это круглый мистер Ноль – Добродушный наш король!
руки сложили в замок – это “живот”Нуля; прыжки на двух ногах (6-8 раз)
Раз - присели, два – поднялись, Потянулись, покачались…
выполнить приседанияруки вверх, потянуться, наклоны вправо и влево 4-6 раз
Мистер Ноль пошёл в поход: Раз – назад, два – вперёд!..
ходьба на месте (3-5 сек)
Окружающий мир
«Полёт на Луну»
Полетели на Луну – Руку в сторону одну. А вторую вверх подняли, Словно крылья замахали. Подскочили высоко – Вот Луна, недалеко! Потянулись – вот она На ладонях вся ЛУНА!
встать возле партыправую руку поднять в сторонулевую руку - вверхобе руки – в стороны, махи руками 6-8 разпрыгнуть как можно выше вверхвстать на местеруки вверх, потянутьсявстать на месте, сложить ладони в форме чаши
***
Утром на лесной опушке Собираются зверушки. Все приучены к порядку:Дружно делают зарядку!
ходьба на месте на протяжении
чтения первых четырёх строк
Скачут белочки и зайки – 1-2-3, 1-2-3… Скачут, скачут на лужайке – Посмотри, посмотри!Встали – сели, встали – сели, Вправо-влево поглядели.
прыжки : 3 раза на одной ноге,3 раза на другой ногепрыжки на двух ногах (6 раз)приседания 2 разасмотреть вправо – влево, головой
Дружно делают наклоны Чернобровые вороны.А зубастые бобры Взяли в лапки топоры.Привыкайте все к порядку: Начинайте день с зарядки!
наклоны вперёд и назад 4-6 разупражнение “топор” 6-8 раз
***
Приподняли плечики – Прыгают кузнечики! 10 раз на двух ногах В разноцветных сапогах!А теперь на правой ножке Поскакали по дорожке!А теперь на левой ножке Поскакали по дорожке!
поднять вверх плечи
10 прыжков на двух ногах
10 прыжков на правой ноге
10 прыжков на левой ноге
Мы сейчас покажем точку: Раз, два, три – надули щёчки! Дружно прыгнули на строчки – Вот и показали точку!
сделать глубокий вдох, задержать дыхание на счёт 1-2-3прыжки на двух ногах 5-6 раз
Спинку все согнули так, Знак вопроса – нужный знак!Он идёт, как старый дед Ста пятидесяти лет!
наклоны вперёд 4-5 размедленная ходьба, высоко поднимая ноги
Физминутки на любом этапе урока
На разминку – становись! Вправо – влево покрутись, Повороты посчитай, Раз-два-три, не отставай. (Вращение туловищем вправо и влево.) Начинаем приседать – Раз, два, три, четыре, пять. Тот, кто делает зарядку, Может нам сплясать вприсядку. (Приседания.) А теперь поднимем ручки И опустим их рывком. Будто прыгаем мы с кручи Летним солнечным деньком. (Дети поднимают прямые руки над головой, потом резким движением опускают их и отводят назад, потом резким движением снова вверх и т. д.) А теперь ходьба на месте, Левой-правой, стой, раз-два. (Ходьба на месте.) Мы за парты сядем, вместе Вновь возьмемся за дела. (Дети садятся за парты или столики.)  
***
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз – вперед наклонимся, Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать? (Приседания.)На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие вновь начнем. (Дети садятся за столики.)  
***
Поднимаем ручки выше, Опускаем ручки вниз. Ты достань сначала крышу, Пола ты потом коснись.   (Потянуть руки вверх, потом присесть и коснуться руками пола.) Выполняем три наклона, Наклоняемся до пола, (Наклоны вперед.) А потом прогнемся сразу Глубоко назад три раза. (Наклоны назад.) Выполним рывки руками – Раз, два, три, четыре, пять. (Рывки руками.) А теперь мы приседаем, Чтоб сильней и крепче стать.
***
Для начала мы с тобой Крутим только головой. (Вращения головой.) Корпусом вращаем тоже. Это мы, конечно, сможем. (Повороты вправо и влево.) Напоследок потянулись Вверх и в стороны. Прогнулись. (Потягивания вверх и в стороны.) От разминки раскраснелись И за парты вновь уселись.
***
Приступаем. Для начала Только корпусом вращаем. Повторяем упражненье, Все знакомые движенья. (Вращение туловищем вправо и влево.) Разминаем наши плечи, Руки двигаем навстречу: Вверх летит одна рука, А другая вниз пока. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.) Раз, два, три, Корпус влево поверни. И руками помогай, Поясницу разминай. (Повороты туловища в стороны.) А теперь прыжки у нас. За прыжком – еще прыжок, П рыг да скок,прыг да скок. (Прыжки.) Поработаем руками, И локтями, и плечами. (Руки перед грудью, рывки руками.) Остановимся и снова Мы к занятиям готовы
, ***
Зайчик беленький сидит И ушами шевелит.Вот так, вот так Он ушами шевелит.
***Утром встал гусак на лапкиПриготовился к зарядкеПовернулся влево, вправо,Приседанья сделал справноКлювиком почистил пухИ опять за парту - плюх!
***
В огороде рос подсолнухВот такой, вот такой!В огороде рос подсолнух С ярко-жёлтой головой.Головою он вертел,Всё увидеть сам хотел.Что подсолнух видел тамОн сейчас расскажет нам.
***
- А теперь все тихо встали…- А сейчас мы в лес пойдём… - А теперь все тихо встали,Дружно руки вверх подняли,В стороны, вперёд, назад,Повернулись вправо, влевоТихо сели, вновь за дело.Мы маленькие зайкиСкакали на полянке.Прыгали, скакали, В школу прибежали.За парты тихо скокИ продолжим наш урок.
***
По дорожке шли, шли,Много камешков нашли.Присели, собралиИ дальше пошли.
***
Мы ногами топ-топ,Мы руками хлоп-хлоп,А потом прыг-скокИ ещё разок.,А потом вприсядку,И снова - по порядку.Побежим мы по дорожкеРаз, два, три!И похлопаем в ладошкиРаз, два, три!И покрутим головамиРаз, два, три!Все танцуйте вместе с намиРаз, два, три!
***
Ча, ча, ча (3 хлопка по бедрам)Печка очень горяча (4 прыжка на двух ногах)Чи, чи, чи (3 хлопка над головой)Печет печка калачи (4 приседания)Чу, чу, чу (3 хлопка за спиной)
***
Руки кверху поднимаем, А потом их отпускаем.А потом их развернемИ к себе скорей прижмем.А потом быстрей, быстрейХлопай, хлопай веселей.
***
Мы топаем ногами,Мы хлопаем руками,Киваем головой.Мы руки поднимаем,Мы руки опускаемИ вновь писать начнем.
***
Вот помощники мои,Их как хочешь поверни.Раз, два, три, четыре, пять.Постучали, повернулиИ работать захотели.Тихо все на место сели.
***
Раз - подняться, потянуться,Два - нагнуть, разогнуться,Три - в ладоши, три хлопка,Головою три кивка.На четыре - руки шире,Пять - руками помахать,Шесть - на место тихо сесть.
. ***
Вышли уточки на лугКря, кря, кря.Полетел зеленый жукЖ - ж - ж.Гуси шеи выгибалиКлювом перья расправляли.Зашумел в пруду камышШ - ш - шИ опять настала тишь.
***
Раз, два - встать пора,Три, четыре - руки шире,Пять, шесть - тихо сесть,Семь, восемь - лень отбросим.
***
Раз, два, три, четыре, пятьВышел зайка поигратьПрыгать серенький гараздОн подпрыгнул 300 раз.
***
«Буратино»
Буратино - потянулся,
Раз - нагнулся,
Два - нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
 Надо на носочки встать.
***
«Деревцо»
Ветер дует нам в лицо, (движения руками к себе)
Закачалось деревцо, (покачивания поднятыми руками)
Ветерок все тише-тише - (постепенное приседание)
Деревцо все выше-выше, (встать, потянуться на носочках)
***
"Мы к лесной лужайке вышли"
Мы к лесной лужайке вышли,          (ходьба на месте)Поднимая ноги выше,Через кустики и кочки,                     (прыжки на месте)Через ветви и пенёчки.Кто высоко так шагал ─                    (хлопки в ладоши)Не споткнулся, не упал.
***
«Зимой»
Мы погреемся немножко,        ( Натираем  плечи)
Мы похлопаем в ладошки,       (Хлопаем в ладоши)
Ножками потопаем                        (Топаем на месте)
И себя похлопаем.                     ( Хлопаем по коленям)
Использованная литература:1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Нетрадиционные уроки в начальной школе.- Ростов-на/Д., ТЦ «Учитель», 2002.2. Цвынтарный В.В. Играем пальцами и развиваем речь. – С-Пб., 19973. www.dou50-krsk.uco