Урок внеклассного чтения. М.Зощенко Великие путешественники

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
М.ЗОЩЕНКО «ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ»
Автор: Корнатовская В.В., учитель начальных классов ЧУ «ШСР «Альтер»

Аннотация. C целью создания условий для повышения интереса к чтению у учащихся, предлагаем урок внеклассного чтения М.Зощенко «Великие путешественники». Данная тема изучается в 3 классе в разделе «В мире приключений и фантастики». Урок  с  использованием  технологии  критического  мышления, с применением интерактивного оборудования, работа в программе ACTIVSTUDIO. Цель урока: создание условий для знакомства с произведением М.Зощенко «Великие путешественники». Использование  методики  критического  мышления  дало  возможность  каждому  ученику  почувствовать  свою  значимость  на  уроке, приобрести  уверенность  в  своих  действиях, научиться  межличностному  общению. Данный урок несёт большую воспитательную направленность: помогает жизненному самоопределению детей, осмыслению нравственных ценностей, учит смотреть на себя со стороны. Использование  межпредметных связей  с уроками окружающего мира оживляет  детей и делает урок интересным и увлекательным.  


В рамках обновления государственного общеобразовательного стандарта образования как ныне действующей 11-летней, так и 12-летней школы развитие функциональной грамотности школьников определяется как одна из приоритетных целей образования.
При этом результатом развития функциональной грамотности является овладение обучающимися системой ключевых компетенций, позволяющих применять усвоенные знания в практической ситуации и использовать в процессе социальной адаптации [1].
Предмет «Литературное чтение», входящий в образовательную область «Язык и литература» в начальной школе, формирует функциональную грамотность, нравственные качества личности ребенка, его эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру, положительную мотивацию к учебному процессу, развивает его индивидуальные способности и умения в познавательной деятельности. То есть помогает развитию ключевых компетенций. [2].
В настоящее время набирают обороты компьютерные технологии. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи личностно- ориентированного обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся, а главное, повысить качество образования [3].
В связи с этим возникла идея создания урока внеклассного чтения с применением интерактивного оборудования, работа в программе ACTIVSTUDIO[4]. Идея подкреплялась личным опытом учащихся и материалами произведения, взаимным проникновением личных эмоций, переживаний и чувств героев произведения во внутренний мир самих детей.
Урок внеклассного чтения проводится в 3 классе по учебнику «Хрестоматия. Литературное чтение», Павленко В.К, Баянбаева Ж.А., Алматы: «Атамaра», 2014г.[5]. Данная тема изучается в разделе «В мире приключений и фантастики» с.159- 166. Урок  с  использованием  технологии  критического  мышления.
При подготовке урока был использован обширный дополнительный материал и интернет ресурсы, рассказывающие о великих путешественниках, визуальные средства для решения проблемы урока: аудиозапись, интерактивное оборудование. Целью данного урока было создание условий для знакомства с произведением М.Зощенко «Великие путешественники». Задачи:
- расширение круга представлений, общего кругозора и эрудиции на основе дальнейшего развития учебно-познавательной мотивации ученика;
- развитие у школьников контроля и самоконтроля, оценки и самооценки как важнейших показателей сформированности учебной деятельности.
Были определены критерии ожидаемого результата:
- умение выражать свое отношение к поступкам и позиции героев;
- уровень самосознания и самооценки школьников;
- умение работать в коммуникации;
- толерантность в общении со множеством разных людей.
Ожидаемым результатом урока стали:
- яркое представление о мире, в котором живет ребенок;
- о взаимосвязи явлений и предметов;
- о существовании многообразного мира, материальной и художественной культуры;
Новизной учебных результатов, достигаемых в условиях данного урока, стало углубление интереса к чтению и литературе, осознанию учеником значения читательской деятельности как средства успешности обучения и развития человека-личности, формирование умений работать с произведением, использование элементов библиотеки ACTIVSTUDIO.
Ведущей технологией, которая использовалась на этом уроке, была технология критического мышления, поэтому в структуре урока прослеживаются следующие основные этапы:
Стадия вызова (вызов интереса к теме, актуализация имеющихся знаний, побуждение к активной работе);
Стадия осмысления (попытка систематизировать знания);
Стадия рефлексии (осмысление полученной информации, формирование у учащихся собственного отношения к изучаемому материалу) [6].
В настоящее время данная технология считается инновационной. Она представляет первый опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что ученик в процессе обучения сам контролирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
При  планировании  урока  были  учтены  особенности  развития  младших школьников. Урок опирается  на  конкретные  теоретические  знания  и  практические  умения  учащихся  работать  с  текстом, участвовать  в  беседе, делать  выводы. Образовательные, воспитательные  и  развивающие  задачи  решались  в  комплексе.  Использование  методики  критического  мышления  дало  возможность  каждому  ученику  почувствовать  свою  значимость  на  уроке, приобрести  уверенность  в  своих  действиях, научиться  межличностному  общению.
На первом этапе «Вызов» осуществлялось выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения. Учащимся предлагалось вспомнить великих путешественников и соотнести имя путешественника с географическим регионом. Затем из предложенных качеств нужно было взять те, которые пригодятся в путешествии, и поместить их в рюкзак. На этапе «Осмысления» использовался приём «Прогнозирование». Работая индивидуально, в паре, в группе, учащиеся предположили по названию, о чём будет произведение. При знакомстве с произведением М.Зощенко «Великие путешественники» использовался методический приём «Чтение с остановками». Кроме этого, использовался метод «Чтение с пометами». Во время прослушивания аудиозаписи 1 части учащиеся выделяли в тексте то, что взяли с собой главные герои. В процессе чтения 2 части текста учащиеся смогли оценить действия главных героев с позиции профессионального доктора, закрепили полученные знания по оказанию первой медицинской помощи при укусах насекомых.
Приём «Представление» помог учащимся представить ощущения героев, оказавшихся ночью в лесу. После работы над 3 частью текста каждый ученик придумал окончание рассказа и после обсуждения в группе лучший вариант был представлен на «Авторский стул». Возвратившись к проблеме, учащиеся смогли ответить на поставленный вопрос в начале урока: «Возможно ли стать великими путешественниками, имея маленький багаж знаний? Почему?
На этапе «Рефлексия» учащиеся обсудили в группе, получилось ли великое путешествие, написали об этом в своих пожеланиях, и свои пожелания выразили разными символами на «Поляне пожеланий» .
  Творческое домашнее задание, которое было предложено учащимся, предусматривало написание эссе на тему: «Рассказы о вчерашних путешествиях».
Рефлексия урока показала заинтересованность к теме и высокий уровень понимания проблемы, связанной с расширением кругозора и развитием эрудиции детей через чтение. Главная цель урока была достигнута, все задачи реализованы.
Список литературы
Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 г.г. // Постановление Правительства Республики Казахстан от 25.06.12г. №832
Об особенностях преподавания основ наук в общеобразовательных организациях (в том числе, реализующих инклюзивное образование) Республики Казахстан в 2014-2015 учебном году. Инструктивно-методическое письмо. // Астана: Национальная академия образования им. И. Алтынсарина, 2014. – с. 23-24.
А.И.Яковлев. Использование ИКТ в образовании. // emag.iis.ru/ARC/
Уроки ACTIVSTUDIO. // activstudio.do.am/index/uroki_activstudio/0-18
В.К. Павленко, Ж.А.Баянбаева. Учебник «Хрестоматия. Литературное чтение», Алматы: «Атамaра», 2014г, с.159-166.
Т.Ю.Мерзлякова. Критическое мышление. Что это? // festival.1september.ru/articles/415219/












План – конспект  урока внеклассного чтения

Ход урока
Действия учителя и обучающихся с ИАД

Тема: М.Зощенко. «Великие путешественники»
Страница 1: выполнение действия- демонстрация названия произведения и автора, по стрелке страница 2.

I. Ewek.
1. Психологический настрой.
Ты улыбкой, как солнышком брызни,
Выходя поутру из ворот,
Понимаешь, у каждого в жизни
Предостаточно будет забот.
Разве любы нам хмурые лица
Или чья-то сердитая речь?
Ты улыбкой сумей поделиться
И ответную искру зажечь.
-Я дарю свою улыбку всем вам, поделитесь и вы своими улыбками друг с другом, ощутите тепло и свет, радость и счастье. Ведь улыбка и хорошее настроение пригодятся нам в сегодняшнем путешествии.
Страница 2: выполнение действия- воспроизведение звукового файла. По стрелке страница 3.

2. Сообщение темы.
- Поднимите руки, кто любит путешествовать?
- А теперь поднимите руки, кто был в дальних путешествиях?
- Посмотрите на доску, тут географические регионы. За пол минуты каждой группе необходимо соотнести путешественника с регионом.
1группа- 1 путешественник
2группа-2 путешественник
3 группа- 3 путешественник
4 группа- проверяет с помощью «Лупы»
(группы обсуждают)
- А теперь давайте проверим.
Страница 3: выполнение действия- демонстрация географических карт (соотнесение путешественников с картами). Эффект «Волшебная лупа». По стрелке страница 4.

3. Определение качеств путешественника.
-Сегодня мы тоже отправляемся в путешествие, где пригодятся ваши знания, ум и дисциплинированность. Отправляясь в путешествие возьмём с собой этот рюкзак. И первая вещь, которую положим в рюкзак за ваши правильные ответы - это компас. Кроме этого, каждой группе необходимо собрать в рюкзак необходимые качества путешественника. В конверте №1 из предложенных качеств нужно взять только 4. (Приложение1)
(переносим в рюкзак)
- Условие, которое соблюдаем при ответах- не повторяться.
( рюкзак увеличивается)
-Посмотрите, каждая группа выбрала такие качества, как смелость, взаимовыручку, хорошее настроение. С такими качествами мы легко справимся с любыми трудностями.
Страница 4: выполнение действия- пополнение рюкзака (компас, необходимые качества), эффект « Пошаговое изменение размера объекта».
По стрелке страница 5.





4. Проблематизация.
- Изучая сегодня произведение М.Зощенко «Великие путешественники» мы попробуем решить проблему: возможно ли стать великими путешественниками, имея маленький багаж знаний. Почему?
Страница 5: выполнение действия- демонстрация названия произведения, проблемы.

II. Rеаl.
5. Прогнозирование.
- Посмотрите на название и в течении 5 секунд подумайте, о чём может быть это произведение?
(индивидуально, в паре, в группе)
- Давайте узнаем, оправдаются наши прогнозы или нет?
- Читать будем с остановками. Условие, которое должны соблюдать: читаем вместе, нельзя забегать вперёд и читать следующую часть.
Страница 5: выполнение действия- демонстрация портрета писателя и титульного листа книги, по стрелке страница 6.

6. Работа с текстом
Слушанье аудиозаписи 1 части.
-Когда мы будем слушать аудиозапись 1 части, вы будете в тексте, простым карандашом, подчеркивать, что взяли с собой главные герои.
Обсудите в группе, что они взяли с собой и каждая группа запишет только 3 вещи.
(запись на доске)
-Пригодятся эти вещи им в путешествии? Почему?
- Достаточно этих вещей, отправляясь в путешествие?
-Подумайте в группе, без каких ещё вещей нельзя обойтись в путешествии?
- Записываем на доску по 1 вещи. Я предлагаю следующий перечень предметов, необходимых в путешествии.
Вам интересно, как будут развиваться события дальше?
Страница 6: выполнение действия- воспроизведение звука. (слушание 1 части текста). По стрелке страница 7.
Страница 7: использование «инструмента пера»,
Выполнение действия- переход на страницу 4 нажатием значка «компас», эффект « пошаговое изменение размера объекта». Страница 4: выполнение действия- с помощью нажатия цифры 1 переход на страницу 8.

2 часть.
-Выберите чтеца от своей группы и будем читать по абзацам.
-Какие знания применяли во время путешествия и с какой целью?
-Вернёмся к тексту и прочитаем.
-Как бы оценил их действия профессиональный доктор?
-Возьмите конверт №2 (Приложение 2). За пол минуты составьте перечень предметов, которые предложил взять с собой путешественникам доктор Айболит. (рис.1. На рисунке изображён доктор Айболит)
(каждая группа зачитывает, в рюкзак помещаются медикаменты)
-Давайте узнаем, что будет дальше? Чтобы перейти к другой части нам нужно отдохнуть.
Страница 8: выполнение действия- демонстрация роя ос, воспроизведение звука.
По стрелке страница 9.
Страница 9: Выполнение действия- переход на страницу 4 нажатием значка «компас», пополнение рюкзака (медикаменты), эффект « пошаговое изменение размера объекта».
Страница 4: выполнение действия- с помощью нажатия цифры 2 переход на страницу 10.

7. Физ. минутка.
Мы шагаем по планете,
Любопытные мы дети.
Шар Земной мы обойдём,
Много нового найдём.
Страница 10: выполнение действия- демонстрация текста физминутки, воспроизведение звука.
По стрелке страница 11.

3часть. (чтение про себя)
8. Представление (звучит музыка)
- Закройте глазки. Представьте, что вы попали ночью в тёмный дремучий лес. Вы заблудились. Луна спряталась за макушки высоких деревьев. За кустами кто-то шевелится! Где-то крикнул филин:- Ух! То там, то там промелькнули тени.
Откройте глазки.
- Что почувствовали? Почему?
-Что могло помочь им преодолеть страх?
- Прочитайте 3 часть про себя.
Найдите в тексте, какая неудача постигла Стёпку? (зачитывают)
В течение 1 минуты обсудите в группе, чего он не предусмотрел?
(обсуждение в группе и пополнение рюкзака)
-Как поступили Лёля и Минька? С какой целью? Прочитайте.
- Как понимаете последнюю фразу?
Страница 11: выполнение действия- демонстрация картины дремучего леса, воспроизведение звука. Выполнение действия- переход на страницу 4 нажатием значка «компас», эффект « пошаговое изменение размера объекта».
Страница 4: выполнение действия- пополнение рюкзака (спички, зажигалка)
Страница 4: выполнение действия- с помощью нажатия цифры 3 переход на страницу 12.
По стрелке страница 13.

В течение 1 минуты обсудите в группе, чем закончится рассказ.
- Предположения представьте на авторский стул.
9. Авторский стул
- Давайте сравним ваши варианты с оригиналом.
4 часть
Жужжащее чтение вслед за учителем.
- Читать будем вслед за мной.
- Оправдались ли ваши прогнозы о содержании произведения, которые мы называли в начале урока?
- Как вы думаете, правильно ли поступили ребята со Стёпкой? Почему?
- Что чувствовали ребята, когда увидели родителей?
- Что чувствовали родители, когда увидели детей?
(Увеличение рюкзака)
-Что чувствовали читая 4 часть? Почему?
Страница 13: выполнение действия- демонстрация картинки и надписи «авторский стул», переход на страницу 4 нажатием значка «компас», эффект
« пошаговое изменение размера объекта».
Страница 4: выполнение действия- по стрелке страница 5.



10. Возврат к проблеме.
- Посмотрите, какой мы собрали рюкзак и каждый из вас может иметь такой рюкзак.
- Но этого достаточно чтобы стать Колумбом? Обоснуйте?
- С какой целью автор написал это произведение?
- Сейчас каждый попробует ответить на поставленный мною вопрос в начале урока:
« Возможно ли стать великими путешественниками, имея маленький багаж знаний? Почему?».
(индивидуально, в паре, в группе)

Вывод: Да, великим можно стать, но пока у вас очень маленький багаж знаний, но мы постоянно будем его пополнять и обязательно сделаем открытие.
Страница 5: выполнение действия- демонстрация рюкзака, переход на страницу 14 нажатием значка «компас».



III. R.
Возьмите конверт №3 (Приложение 3). В течение 1 минуты напишите пожелания путешественникам. Обсудите в группе, на доске на «Поляне желаний» свои пожелания выразите каким- нибудь символом.
(спикер группы записывает пожелания символом)
Страница 14: выполнение действия- использование «инструмента пера», по стрелке на страницу 15

11. Итог. Оценивание.
-Возьмите конверт №4 (Приложение4). За хорошую работу вам сегодня в подарок - календарики. (рис.2. На рисунке изображены дети, держащие земной шар. Имеется надпись М.Зощенко «Великие путешественники.)

Домашнее задание: выразительно читать текст, написать эссе на тему: «Рассказы о вчерашних путешествиях»
1 группа. От имени Лёли
2 группа. От имени Миньки
З группа. От имени Стёпки
4 группа. От имени родителей

Страница 15: выполнение действия- демонстрация домашнего задания.













13PAGE 15


13PAGE 14115




Заголовок 1 Заголовок 215