Урок литературного чтения М.М. Зощенко Великие путешественники


Учитель: Апрелова Оксана Александровна учитель высшего уровня квалификации высшей категории , стаж 13 лет, учитель первого (продвинутого) уровня.
Место работы: ГУ «Средняя школа №4 отдела образования акимата города Костаная»
Предмет: литературное чтение
Класс: 3 «А»
Направление: начальные классы
Тема урока: М. М. Зощенко «Великие путешественники». 24 декабря 2014 г.
Цель урока: ознакомление учащихся с понятием юмор, в мире приключений и фантастики Задачи урока: Выявить отличительные признаки приключений и фантастики, проанализировать произведение, основываясь на речь и действия героев, познакомить детей с автобиографическими данными писателя. Развивать у детей навыки анализа юмористического произведения; выразительного чтения и развивать навыки составления характеристики героев.Воспитывать в детях чувство любви, уважения друг другу.
Ключевая идея: путешествие, кругосветное, земля.
Результат обучения: понимание юмора, признаки фантазии и реальности. Ресурсы урока:Литературное чтение хрестоматия для 3 класса , 4 издание Алматы Атамура 2014 г.,, В.К. Павленко, Ж.А. Баянбаева, стр. 159-166.
Презентация учителя, презентация ученика, раздаточный материал , оценочные листы,, таблица «Инсерт», памятка «Роль в группе».
Ход урока.
Организационный момент. Деление на группы при помощи жетончиков разных цветов. Формирование 4 групп по 6 человек.Сообщение темы урока. Фаза «Вызов» Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, повернитесь к ним и подарите им ваши улыбки и хорошее настроение. Молодцы! Итак, мы с вами продолжаем работать над произведениями раздела «в мире приключений и фантастики», и изучение произведения Михаила Михайловича Зощенко. «Великие путешественники». Составление кластера «путешествие»
Путешествие – это странствование, ходьба или езда по чужим местам.
Проверка домашнего задания. Проверка в группе - план по произведению Рииса «Про Сарли черепаху с большого барьерного рифа» оценивание – бланк критериального оценивания (взаимоощенивание)
Знакомство с биографией автора М.М. Зощенко – дополнительная информация ученика (привлечение сильного ученика)
Выступление и портрет писателя. – презентация ученика о творчестве писателя
Первичное чтение произведения учителем (хрестоматия стр. 159-166) + словарная работа«Осмысление новой информации»
Давайте вспомним содержание. Кто желает? Кто здесь главные герои? главные герои – Стёпка, Минька и Леля. Что стало причиной путешествия детей? Минька узнал, что Земля круглая и, что ёё можно обойти, вернувшись в то же место. Кто из них вам наиболее симпатичен? Мне нравиться Стёпка, он храбрый, Смелый, не побоялся отправиться в путешествие. А мне понравился Минька, мне было его жалко, он такой маленький, Стёпка его обожает, он ничего не может сказать. - Процитируйте отрывки, когда вам было смешно. Дети могут прочитать следующие отрывки: «…Мы ели хлеб, посыпанный сахарным песком. Вдруг над нами стали кружиться осы. И одна из них, желая попробовать мой сахар, ужалила меня в щёку». «…Сухую ветку под головой Лёля вдруг приняла за змею и от ужаса закричала…» «…- Хороши бы мы были, если бы я лёг ногами куда попало. Вот мы бы и не знали, в какую сторону нам идти. А теперь благодаря моим ногам всем нам ясно, куда надо идти…» «…Мы с Лёлей ухватились за его ноги и в одно мгновение повернули их в обратную сторону, так что Стёпкина голова описала полкруга…» и т.д. - Автор нарочно заставляет героев попадать в смешные (комические) ситуации. Здесь мы смеемся просто над нелепостью или необычностью этих приключений. Такой прием относится к неязыковым приемам.
Физминутка – использование приема «верных и неверных утверждений». А сейчас мы отдохнем и заодно вспомним содержание рассказа . Я буду читать сроки из произведения. Если я верно читаю -хлопни  2 раза в ладоши, а неверно- топни ногой.
+Я подарил Стёпке перочинный ножик.
-Из моей копилки возьмём 7 рублей.
+Мы пойдем прямо, прямо, пересекая горы и пустыни.
-Стёпка принёс маленький мешок.
+Я свалился в канаву странным образом.
-Одна оса ужалила Лёлю.
+Упавшая шишка с дерева напугала Миньку.
+Тузик бежал за телегой целый час.- А почему ребята попадали в такие смешные истории? (Потому что они маленькие и наивные.) Прием «инсерт»- Найдите в тексте и прочитайте его, в котором встречаются устойчивые выражения, которые соответствуют описанию требований таблицы инсерт.
   " V "   поставьте "v"(да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;    " + "   поставьте "+"(плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;    " - "   поставьте " -"(минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;    " ? "   поставьте "?" на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.
Проверка работ групп, заслушивание и оценивание.
-Почему ребята отправились в кругосветное путешествие?
Они хотели убедиться в том, что, если пойти прямо, то можно обогнуть  всю землю и все равно придешь в то самое место, откуда вышел.
-Как закончилось путешествие?
Путешествие ребят закончилось благополучно. Юные путешественники поняли, что, отправляясь в путешествие, каждый должен быть готов к любым препятствиям.
-Как вы считаете, легким ли оказалось это путешествие  для ребят? Почему?
( все ваши ответы верны . Каждый из нас по разному может относиться к происходящим событиям в рассказе)
-Кто такие великие путешественники по вашему мнению?(те, кто в дальних и трудных путешествиях открывают новые земли)Рефлексия урока: «Ладошка»
-большой - Я был активным на всем уроке
- указательный - Я работал , но мог бы лучше себя проявить.
- средний - я доволен своей работой.
Безымянный – я не доволен своей работой
Мизинец - Я старался, но не все получилось на этом уроке.
Домашнее задание
Обязательный уровень: Выразительное чтение рассказа, стр. 159-166 хрестоматия 3 класс.Возможный уровень:. Написать мини-сочинение «Сон Степки»
Ссылки на материалы к уроку
https://cloud.mail.ru/public/755c0048f653/%D0%90%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%B0%20%D0%9E.%D0%90.%20%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20-%20%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81.docxконспект урока
https://cloud.mail.ru/public/2749fa2ff049/%D0%91%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%BA%20%20%D0%BA%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%BE%D1%86%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B0%20%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.docxбланк критериального оценивания
https://cloud.mail.ru/public/9b065791aea5/%D0%9C.%D0%9C.%20%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20-%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.pptxпрезентация ученика – биография писателя м.М.Зощенко
https://cloud.mail.ru/public/9b065791aea5/%D0%9C.%D0%9C.%20%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20-%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.pptxЗадание для групп таблица инсерт.
https://cloud.mail.ru/public/9b065791aea5/%D0%9C.%D0%9C.%20%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20-%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.pptxпамятка «Роль в группе»
https://cloud.mail.ru/public/9b065791aea5/%D0%9C.%D0%9C.%20%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20-%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.pptxРефлексивный отчет учителя начальных классов Апреловой О.А.
https://cloud.mail.ru/public/9b065791aea5/%D0%9C.%D0%9C.%20%D0%97%D0%BE%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE%20-%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F.pptxРефлексия урока - Ладошка
.