Методическая разработка урока по истории на тему Великие географические открытия

12. Великие географические открытия.
1 СТРАНИЦА
Здравствуй, дорогой друг!
Сегодня ты преступаешь к изучению Новой истории.
Она откроет для тебя основные вехи мирового развития с 1500 по 1800 гг.
Великие географические открытия, Реформация в Европе, Английская и Великая французская революции, война английских колоний в Северной Америке за независимость – вот не полный список тем, который тебе предстоит изучить.
Значительное внимание будет уделено культуре, быту и нравам
эпохи нового времени.
Желаю успехов в изучении новой учебной книги!

Сегодня тебе предстоит изучить следующие вопросы:
Понятие Нового времени и его хронологические рамки.
Черты человека нового времени.
Изобретения, подготовившие Великие географические открытия.
Причины Великих географических открытий.
Великие географические открытия и их последствия.

Понятие Нового Времени и его хронологические рамки.
Внимательно рассмотри историческую ленту.
На ней указаны названия исторических периодов и их хронологические рамки.
Ответь устно на вопрос, данный ниже ленты Истории.








Думаю, ты правильно ответил на вопрос!
Прочитай ответ современного историка.
Мнение современного историка:
Изучение истории с позиций науки началось в к. XVI - н.XVII вв. Тогдашние историки назвали свою эпоху Новым временем, а период между ним и античностью - Средними веками.
Термин «новое время» появился впервые в Италии в XV веке, тем самым люди хотели противопоставить себя средневековью, подчеркнуть, что началась совершенно новая эпоха.
Что же дало им повод для такого противопоставления? Вчерашние люди средневековья обратились к достижениям древней античной культуры, их стали интересовать человеческие, земные радости. Появилось другое видение мира, возникли попытки осмыслить новые явления, происходящие в жизни, усилился интерес к человеку. Люди стали чаще покидать родные места из одного только любопытства, интереса к неизведанному.
У ученых существуют различные точки зрения на начало нового времени, одна из них – это рубеж XV – XVI вв., время позднего итальянского Возрождения, Великих географических открытий и Реформации. Завершается новое время на рубеже XIX – XX вв.
В свою очередь Новое время подразделяется на два периода – Раннее Новое время (XV – XVIII вв.) и Новое время (рубеж XIX – XX вв.).
Уже в эпоху Средневековья в Европе стал складываться новый тип личности – человек Нового времени.
Мой друг! Узнай, какими чертами был наделен человек Нового времени.
Используя материал учебника стр. 4 выполни задание №1.
Желаю успехов!
Задание №1.
Вставь пропущенные слова в текст.
«Человек нового времени почувствовал в себе силы для (1) деятельности, способность принимать(2) и нести за них(3). Чаще всего эти люди происходили из .(4)слоев общества – из среды разбогатевших крестьян, ремесленников, купцов. Были среди них и представители городской верхушки. Всех их, столь разных по происхождению, объединяло одно – желание (5). Для достижения этой цели следовало проявлять (6), научиться ставить цели, принимать решения и добиваться их осуществления. Такие люди обладали (7) духом».
Самостоятельной
Решения
Ответственность
Незнатных
Разбогатеть
Активность
Предпринимательским
Введи свой ответ в поле "Ответ" одним словом.
Внимательно следи за орфографией - правильностью написания!
2 СТРАНИЦА
Умница! Я рада, что у меня такой прекрасный ученик!
Переходим к изучению третьего вопроса нашего плана.

Изобретения, подготовившие Великие географические открытия.
Мой друг, внимательно прочитай материал, обращая внимание на рисунки.
Твоя внимательность – залог успешного выполнения задания №2.

Ты уже знаешь, мой друг, что Великие географические открытия стали одним из событий, от которого ведет свой отчет новое время. Но, для того, чтобы они стали возможны, потребовались большие изменения: должен был появиться новый человек и новые технические возможности.
В любую эпоху главным показателем технического уровня служат источники энергии.
В XVI – XVII веках одним из основных двигателей по-прежнему оставалась мускульная сила людей.
Но все чаще, в Европе стали появляться водяные мельницы, которые были усовершенствованы с появлением верхнебойного колеса.
Непременной деталью европейского пейзажа становились ветряные мельницы, заимствованные у арабов после крестовых походов.
Впервые в истории человек оказался перед проблемой истощения природных ресурсов в результате его деятельности. Выход нашла Англия в XVII в. Там стали использовать каменный уголь вместо древесного.
Успехи европейцев не определились принципиально новыми изобретениями двигателей. В этой области не произошло ничего революционного. Технический прогресс обеспечивали постепенные усовершенствования и накопленные людьми навыки и опыт. Но, в XVI –XVII вв. прогресс становится особенно заметен - в горном деле, металлургии, оружейном производстве, кораблестроении.

В XIV веке на смену небольшим плавильным горнам в Германии, Нидерландах и Восточной Франции пришла доменная печь – огромное сооружение, снабженное кожаными мехами, которые приводились в движение мощным водяным колесом.
В XVI в. Европа не знала себе равных в производстве металлов и их различных сплавов.
Львиную долю металла поглощало оружейное производство, в котором возросла роль огнестрельного оружия. В средние века европейцы заимствовали порох у китайцев, в новое время он уже использовался в боевой артиллерии.
Распространение чугуна привело к тому, что и стволы пушек, и ядра стали изготовлять из него.
Первым ручным стрелковым оружием была аркебуза. На смену аркебузе пришел позже более легкий мушкет.
Пули, выпущенные из стрелкового оружия, пробивали рыцарские доспехи. Войско, состоящее из тяжеловооруженной конницы рыцарей, утратило свое значение. Все больше короли Европы нанимали себе в войско наемников. Распространение огнестрельного оружия обеспечило европейцам военное превосходство над другими народами в эпоху Великих географических открытий.
Технические изобретения не обошли стороной и сферу кораблестроения и мореплавания.
Моряки все чаще пользуются компасом, астролябией и квадрантом – приборами для определения широты и долготы. Появились подробные карты – портуланы. На них четко прорисовывалась береговая линия, что давало возможность капитанам свободно и уверенно вести корабли вблизи берегов. Но главное, были сконструированы новые системы парусов и типы кораблей.
Длительные плавания стали возможны благодаря каравеллам. Эти суда достигали в ширину 8 метров и имели трехметровую высоту. Кроме квадратного паруса, который обеспечивал высокую скорость при попутном ветре, каравеллы оснащались и косыми парусами. Они давали кораблям возможность легко маневрировать, а также передвигаться при встречном ветре. На борту судна располагались просторные помещения для экипажа и запасов пищи и воды. Позже появился еще более совершенные корабли – галеоны. Они превосходили каравеллы размерами и были приспособлены к особо долгим путешествиям.
Я надеюсь, мой друг, ты был внимателен!
Для закрепления знаний прочти &1, стр.6-11 и выполни задание №2.
Задание №2.
Новые изобретения и усовершенствования позволили европейцам расширить свои знания о Земле, совершить Великие географические открытия.
Какие изобретения, на ваш взгляд, подготовили географические открытия? Дайте полный, развернутый ответ.



3 СТРАНИЦА
Мой друг, я выражаю тебе свою признательность.
Ты успешно справляешься с заданиями.
Но, надо спешить!
Итак, тебе удалось выяснить, что способствовало Великим географическим открытиям.
А теперь необходимо выяснить причины Великих географических открытий.
Внимательно рассмотри видео файл «Великие географические открытия».
Обрати внимание на расположение стрелок.
Подумай, какие подписи будут ответом на вопрос о причинах открытий.

УРОК №12. ВЕЛИКИЕ ГЕОГР.ОТКРЫТИЯ [IS10VI_8-26]_[CX_01].swf

Познакомься с текстом учебника & 1, стр. 11-12.
Дополни к уже известным тебе из видеофайла причинам,
те, которые ты обнаружил в тексте учебника.
Только после этого преступай к выполнению задания №3.
Задание №3.
Выдели три причины Великих географических открытий, которые на твой взгляд, являются самыми значимыми. Ответ обоснуй.
Причины Великих географических открытий:
Мечта об Индии.
Нужда в золоте, драгоценностях, пряностях.
Падение Византии.
Завершение Реконкисты и идея конкисты.
Рост духа предпринимательства.
Вера в возможности человека.
Стремление к обогащению.
Известно, что первыми странами, вставшими на путь исследования новых земель, стали Испания и Португалия. Как ты думаешь, почему?
Рассмотри карту. Выясни расположение этих стран.
Прочти материал и выполни задание №4.
УРОК №12. ВЕЛИКИЕ ГЕОГР.ОТКРЫТИЯ [IS10VI_8-26]_[KR_02].swf
Обладателями самого мощного и хорошо оснащенного флота в Европе к XV веку были две морские державы - Португалия и Испания. Именно эти государства сыграли главную роль в открытии и освоении новых земель.
В Испании в это время крупным центром судостроения, торговли и мореплавания стал город Севилья. Из её гавани Палос уходили в далекие плавания многочисленные корабли купцов и путешественников.
Про Португалию говорили, что каждый ее “крестьянин был рыбаком, а каждый дворянин – капитаном”. Западные границы этой страны омывались Атлантическим океаном, а вдоль берегов проходил путь из Средиземного моря в Балтийское и Северные моря. Издавна португальские мореплаватели совершали путешествия вдоль северного африканского побережья. Португальцы мечтали о сокровищах Африки, им удалось завоевать одну из африканских крепостей, но дальше проникнуть они не смогли – на пути лежала непроходимая пустыня. На Восток португальцев влекли также легенды об оставшихся там со времен Крестовых походов христианских государствах.
Задание №4.
Выбери только одно утверждение.
Почему пионерами великих географических открытий стали Испания и Португалия?
Это были самые быстроразвивающиеся государства Европы.
В них эмигрировали мореходы из Англии и Франции.
Государства имели очень удобное географическое положение.
Католическая церковь стремилась распространять христианство среди американцев.


4 СТРАНИЦА
Мой друг! Я рада нашей встрече!
Тебе предстоит узнать много нового и интересного на этой странице.
Предлагаю совершить совместное путешествие по морским дорогам первых путешественников.
Какой же путешественник без корабля!?
Предлагаю тебе выбрать корабль. Нажми левой кнопкой мыши на презентацию.
Интересного выбора!
УРОК №12. ВЕЛИКИЕ ГЕОГР.ОТКРЫТИЯ. Корабли эпохи Великих географических открытий.pptx

13 EMBED PowerPoint.Show.12 1415

Мореплаватель не мог обойтись и без карты!
Смело карту открывай, путешествия совершай!
Проследи по карте маршруты известных первых путешественников.
УРОК №12. ВЕЛИКИЕ ГЕОГР.ОТКРЫТИЯ [IS10VI_8-26]_[KR_02].swf

Мой друг! В твоих руках карта и корабль!
В добрый путь!
Великие географические открытия – это события, которые изменили представление человека о мире, повлияли на экономику многих стран, определили дальнейшую судьбу целых народов. Со второй половины XV и до середины XVII веков европейцами были открыты и исследованы неизвестные ранее моря и океаны, острова и материки, совершены кругосветные путешествия, в корне изменившие представления об обитаемых землях и о планете Земля.
Вместе с открытием новых территорий, жители Европы и Азии открыли для себя новый, непохожий на привычный для них, мир.

Теперь обо все по порядку!








Начало географических открытий.
Вокруг Африки.

Генрих Мореплаватель, принц Энрике

Португальцам принадлежит честь первых исследователей Африки.
С именем Генриха Мореплавателя, принца Энрике (1394 - 1460), младшего сына португальского короля, связана организованная эпоха географических открытий. Замысел Энрике на первый взгляд был прост: по океану доплыть туда, куда невозможно добраться по суше. Но простота была лишь кажущейся, на пути имелись препятствия: страх моряков, неточность карт и навигационных инструментов, несовершенство судов. Обладая блестящими организаторскими способностями Энрике собрал вокруг себя самых разных людей, из разных социальных слоев, ставших его единомышленниками.
Посланные Энрике моряки, исследуя Атлантический океан, открыли в 1445 году остров Мадейру, часть Азорских островов, острова Зеленого мыса и Канарские, побережье Гвинейского залива.
Сам Энрике лишь один раз в жизни пересек на корабле Гибралтарский пролив и больше в море не выходил. Почетное же звание Мореплаватель он получил за то, что всю свою жизнь он посвятил организации морских экспедиций.
Мой друг!
Проследи путь мореплавателей под руководством Генриха, принца Энрике по карте
и выполни задание № 5.
Задание №5.
Какая часть Африки была исследована моряками принца Энрике Генриха Мореплавателя?
Западная часть.
Восточная часть.
Южная часть.
Северная часть.
Морские экспедиции продолжил вслед за принцем Энрике португальский мореплаватель Бартоломеу Диаш (1450 - 1500).

Бартоломеу (Бартоломео) Диаш ди Новаиш.

В 1480-х гг. моряки открыли устье реки Конго и исследовали побережье Юго-западной Африки.
В 1488 г. экспедиция Бартоломеу Диаш во время бури была отнесена далеко к югу в океан. После бури Диаш направил корабли на восток, но берега все не было. Корабли еще раз поменяли курс – теперь уже на север: так они достигли восточного побережья Африки в Индийском океане. Диаш хотел продолжить экспедицию и достичь Индии, но матросы, измученные полугодовым плаванием, взбунтовавшись, отказались плыть дальше.
Далеко выступавший в море мыс на юге Африки Диаш назвал мысом бурь, но позднее португальцы переименовали его в мыс Доброй
Надежды.
Васко да Гама
Одиннадцать лет спустя другой португалец - Васко да Гама (1469 - 1524), снарядив четыре корабля, вышел из лиссабонского порта 8 июля 1497 г. После 8-месячного плавания вдоль берегов Африки корабли зашли в индийский порт Каликут. Нагрузили корабли пряностями и отправились в обратный путь. За время экспедиции погибло два корабля и более половины экипажа. Однако доставленный груз пряностей в 60 раз превышал количество денег, затраченных на организацию экспедиции. Это путешествие доказало, что путь на Восток через Индийский океан существует.
Мой друг, я думаю, ты следишь по карте за открытиями первых мореплавателей?!
Молодец!
Европейцы вышли в мировой океан, но это были только первые шаги!
Самые большие открытия еще предстояли.
Идея найти путь в Индию через Атлантический океан («море Мрака») давно будоражила умы всех, кто ощущал на себе предпринимательский дух.
Человеком, который яростно добивался осуществления этого проекта, был
Христофор Колумб (1451 - 1506).
Три четверти жизни Христофор Колумб провел в плавании.
По происхождению он генуэзец, с 1465 г. на генуэзском флоте. До 1485 плавал на португальских судах, жил в Лиссабоне и на островах Мадейра и Порту-Санту. Занимался торговлей, составлением карт и самообразованием. Ему принадлежит проект западного, по его мнению, кратчайшего морского пути из Европы в Индию; проект был основан на античном учении о шарообразности Земли.
В 1485 после отказа португальского короля поддержать этот проект Колумб перебрался в Кастилию, где с помощью купцов и банкиров добился организации под своей командой правительственной морской экспедиции.
Первая экспедиция (1492-1493) в составе 90 человек на 3-х судах «Санта-Мария», «Пинта» и «Нинья» вышла из Палоса 3 августа 1492. Экспедиция от Канарских островов повернула на запад, пересекла Атлантический океан, открыв Саргассово море, остров Сан-Сальвадор, где Колумб высадился 12 октября 1492 (официальная дата открытия Америки). 14-24 октября Колумб подходил еще к нескольким Багамским островам, а 28 октября 5 декабря открыл часть северо-восточного побережья Кубы. 6 декабря достиг острова Гаити. В ночь на 25 декабря флагман «Санта-Мария» сел на риф, но экипаж спасся. Впервые в истории мореходства по приказу Колумба под матросские койки были приспособлены индейские гамаки. Колумб на «Нинье» 15 марта 1499 вернулся в Кастилию.
Вторая экспедиция (1493-1496) состояла из 17 судов с экипажем 1,5-2,5 тыс. человек. 3-15 ноября 1493 Колумб открыл острова Доминика, Гваделупа, Малые Антильские острова и остров Пуэрто-Рико. В марте 1494 в поисках золота совершил военный поход вглубь острова Гаити, летом открыл юго-восточный и южный берега Кубы, острова Хувентуд и Ямайку. В течение 40 дней Колумб обследовал южное побережье Гаити, завоевание которого продолжил в 1495. Но весной 1496 отплыл домой, завершив второе плавание 11 июня в Кастилии. Колумб известил об открытии нового пути в Азию. Начавшаяся вскоре колонизация новых земель вольными поселенцами обходилась испанской короне очень дорого, и Колумб предложил заселять острова уголовниками, вдвое сократив им срок наказания. С огнем и мечом, грабя и разрушая страну древней культуры, по земле ацтеков Мексике прошли военные отряды Кортеса, по земле инков Перу отряды Писарро.
Третья экспедиция (1498-1500) состояла из шести судов, три из которых сам Колумб повел через Атлантику. 31 июля 1498 открыл остров Тринидад, вошел в залив Пария, обнаружил устье западного рукава дельты Ориноко и полуостров Пария, положив начало открытию Южной Америки. 31 августа прибыл на Гаити. В 1500 по доносу Колумб арестован и, закованный в кандалы, был отправлен в Кастилию, где его ждало освобождение.


Четвертая экспедиция (1502 - 1504).
Добившись разрешения продолжать поиски западного пути в Индию, Колумб на четырех судах достиг 15 июня 1502 острова Мартиника, 30 июля Гондурасского залива, где впервые встретил представителей древней цивилизации майя, но не придал этому значения. С 1 августа 1502 по 1 мая 1503 открыл 2000 км карибских берегов Центральной Америки. Не найдя прохода к западу, он повернул на север и 25 июня 1503 потерпел крушение у берегов Ямайки. Помощь из Санто-Доминго пришла только через год. В Кастилию Колумб вернулся 7 ноября 1504 уже тяжело больным.
Последние годы жизни и значение открытий
Болезнь, бесплодные и тягостные переговоры с королем Испании о восстановлении прав, безденежье подорвали последние силы Колумба. 20 мая 1506 он умер. Его открытия сопровождались колонизацией земель, основанием испанских поселений, жестоким порабощением и массовым истреблением отрядами конкистадоров коренного населения, названного «индейцами». Колумб не был первооткрывателем Америки: острова и побережье Северной Америки посещались норманнами за сотни лет до него. Однако только открытия Колумба имели всемирно-историческое значение.
То, что он нашел новую часть света, было окончательно доказано плаванием Фернана Магеллана. Признание заслуг Колумба пришло к мореплавателю через несколько десятилетий после его смерти.
Мой друг, карта твой верный помощник!
Обращайся к ней, как можно чаще!
Итак, подведем первые итоги Великих географических открытий.
Первыми, кто открыл морской путь в Индию были португальцы,
но на рубеже XV – XVI вв. эстафету перехватили – испанцы.
Новый материк, открытый Колумбом, сначала стали называть Вест-Индией, то есть Западной Индией. Лишь позднее его назвали Америкой!
Почему так получилось?
Ответ современного историка: «Флорентинец Америго Веспуччии, моряк на испанской службе, совершил туда путешествие. В 1503 году он написал своему знакомому: «Эти страны следует называть Новым Светом». С 1505 года письмо Веспуччи принесло ему популярность. Из его писем образованные люди Западной Европы узнали об открытиях Колумба. Позднее эти земли все чаще стали связывать с именем Веспуччии и называть Америкой».

Магальяйнш Фернан Магеллан (1480-1521)

Небогатый, но знатный дворянин Магеллан в 1492-1504 служил пажом в свите португальской королевы. Изучал астрономию, навигацию и космографию.
В 1505-1513 участвовал в морских сражениях с арабами, индийцами и маврами, показал себя храбрым воином, за что получил чин морского капитана. Из-за ложного обвинения ему отказали в дальнейшем повышении по службе и, подав в отставку, Магеллан в 1517 переехал в Испанию.
Перейдя на службу к королю Карлу I, он предложил проект кругосветного плавания, принятый после долгого торга.
Его экспедиция совершила первое кругосветное плавание.
В 1519–1521 гг. руководил испанской экспедицией по поиску западного пути к Молуккским островам. Открыл всё побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, обогнул континент с юга, открыл пролив, названный его именем – Магелланов пролив, и Патагонскую Кордильеру; первым пересёк Тихий океан в 1520 г., достиг Филиппинских о-вов, где был убит в схватке с местными жителями.
Доказал наличие единого Мирового океана и представил практическое свидетельство, что Земля имеет форму шара.
Мой друг, предлагаю тебе окунуться в морские пучины
и насладиться географическими открытиями прошлого.
Просмотри видеофильм «Кругосветное путешествие».

УРОК №12. ВЕЛИКИЕ ГЕОГР.ОТКРЫТИЯ file-327515549.flv

Настало время проверки знаний!

Повтори имена известных путешественников и их открытия.
Просмотри еще раз внимательнее карту!
Если ты уверен в своих знаниях, тогда выполни задание №6.
Желаю успехов!


Задание №6.
Соотнеси имя известного путешественника с его открытием.

Путешественник
Открытия

Генрих Мореплаватель
Остров Зеленый мыс

Бартоломеу Диаш
Мыс Доброй Надежды

Васко да Гама
Доказал, что путь на Восток через Индийский океан существует.

Христофор Колумб
В 1492 году «открыл» Америку.

Фернан Магеллан
В 1519-1521 гг. совершил кругосветное путешествие и доказал, что Земля имеет форму шара.




5 СТРАНИЦА
А мы продолжаем дальше!
Мой друг, у тебя не возникало вопроса – как вели себя европейцы на завоеванных землях?
Пришло время ответить на этот вопрос!
После открытия испанцами и португальцами «новых» земель началось их завоевание,
получившее название конкиста.
Кто стремился принять участие в этих завоеваниях?









Прочти в учебнике &2, стр. 19-20 и выполни задание №7.
Задание №7.
Перечисли категории населения, которые стали завоевывать земли Нового Света?

Золото – вот могущественный металл, заставивший испанских и португальских конкистадоров покорить огромный континент Нового Света, население которого значительно превышало население Пиренейского полуострова. Завоеванные страны они превратили в свои колонии. Начался процесс колонизации.
6 СТРАНИЦА

Мой друг, мы завершаем тему урока!
Осталось выяснить последствия Великих географических открытий.
Просмотри презентацию «Последствия Великих географических открытий».
Обязательно, порассуждай!

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415



Для закрепления знаний прочти текст ученика &2, стр. 21-22.
Выполни задание№8.
Задание №8.
Объясни, как ты понимаешь выражение.
«Великие географические открытия нарушили изоляцию двух миров, сблизили два общества – зарождающееся индустриальное и традиционное».
Ответ поясни.

Мой друг, при переходе на следующую страницу, я настоятельно рекомендую просмотреть материал всего урока и прочитать текст учебника &1 -2.








7 СТРАНИЦА

Мой друг!
Я рада нашей встрече на страничке проверки знаний
по теме «Великие географические открытия».
Ты полон сил и оптимизма!
Молодец!
Желаю удачного путешествия в мир своих знаний!

Задание №9.
1.Какой период в истории человечества называют эпохой Великих географических открытий?
А) Х-XI века; Б) XV- XVI века; В) XVI-XVII века; Г) XIX-XX века.
2. Что из перечисленного не является причиной Великих географических открытий?
А) поиск золота и серебра из-за их недостатка в Европе;
Б) поиск новых путей в страны востока в первую очередь в Индию;
В) желание познакомиться с другими народами;
Г) желание избавиться от посредников в торговле с Востоком (арабы, турки).
3. Какое из изобретений больше всего повлияло на возможность совершать дальние морские путешествия?
А) порох;
Б) каравелла;
В) астролябия;
Г) водяное колесо.
4.Генрих Мореплаватель открыл
А) мыс Доброй Надежды;
Б) Зеленый мыс;
В) Гондурасский залив;
Г) остров Ямайку.
5. Первое кругосветное путешествие было совершено экспедицией:
А) Христофора Колумба;
Б) Бартоломеу Диаша;
В) Френсиса Дрейка;
Г) Фернана Магеллана.
6. В каком году Христофор Колумб открыл западный путь в Индию?
А) 1492;
Б) 1498;
В) 1519;
Г) нет правильного ответа.
7. Америка получила название в честь мореплавателя
А) Христофора Колумба;
Б) Бартоломеу Диаша;
В) Френсиса Дрейка;
Г) Америго Веспуччи.
8. Назови количество экспедиций совершенных Христофором Колумбом.
А) 4;
Б) 3;
В) 2;
Г) 1.
9. Какое поведение по отношению к народам Америки, Африки и Азии было характерно для европейцев?
А) захват и грабёж территории, населения
Б) приобщение к культурным ценностям этих народов
В) принятие местной религии;
Г) заключение договоров на взаимовыгодных условиях.
10. Что из перечисленного не явилось последствием Великих географических открытий?
А) развитие атлантической торговли;
Б) завоз новых колониальных продуктов;
В) обнищание европейцев;
Г) рост ремесленного производства.
11. Соотнеси верно.
1) Христофора Колумба
2) Бартоломеу Диаша
3) Америго Веспуччи
4) Фернан Магеллана
5) Васка да Гамма
А) Родился в Генуе. В 1492–1493 гг. руководил испанской экспедицией для поиска кратчайшего морского пути в Индию.
Б) Португальский мореплаватель. Первым обогнул южную оконечность Африки и открыл мыс Доброй Надежды.
В) Родился 9 марта 1454 года в Флоренции, итальянский мореплаватель. По происхождению флорентиец. Участник нескольких испанских и португальских экспедиций (1499-1504) к берегам Южной Америке, названной им Новым светом.
Г) Португальский мореплаватель открывший все побережье Южной Америки к югу от Ла-Платы, пролив, названный его именем, Патагонскую Кордильеру, первым обогнул Америку с юга, пересек Тихий океан, обнаружив острова Гуам и Рот. Доказал наличие единого Мирового океана и предоставил практическое доказательство шарообразности Земли.
Д) Португальский мореплаватель, завершивший поиски морского пути из Европы в Индию.
Задание №10.
Прочтите исторический документ «Капитуляцию (договор, соглашение) Христофору Колумбу».
17 апреля 1492 года король Фердинанд и королева Изабелла скрепили высочайшими подписями исторический договор.
«Условия... которые их высочества предоставили дону Кристовалю Колону (Христофора Колумба) в вознаграждение за то, что будет открыто в морях-океанах и в плавании, каковое предстоит ему с помощью Божией совершить на службе их высочеств.
Во-первых. Их высочества жалуют отныне названного дона Кристоваля Колона в свои адмиралы всех островов и материков, которые он лично и благодаря своему искусству откроет или приобретет в этих морях-океанах, а после его смерти его наследникам и потомкам жалуют навечно этот титул со всеми привилегиями.
Далее. Их высочества назначают названного дона Кристоваля Колона своим вице-королем и главным правителем на всех названных островах и материках, которые он, как уже упоминалось, откроет или приобретет в названных морях.
Далее. Со всех и со всяческих товаров, будь то жемчуг или драгоценные камни, золото или серебро, пряности и другие вещи и товары любого рода, вида и наименования, которые будут куплены,
обменены, найдены или приобретены в пределах названного адмиральства... да будет он иметь и да оставит за собой десятую часть всего приобретенного... Угодно их высочествам.
Составлен договор в селении Санта-Фе (Святая Вера) в долине Гранады,
17-го апреля года от рождения нашего Спасителя Иисуса Христа 1492».
С какой целью король Фердинанд и королева Изабелла подписали договор с Христофором Колумбом?
Какие черты королевских господ (короля и королевы) выделяет данный договор?
Вырази свое отношение к договору. Какое отношение к договору было у Х.Колумба? Вспомни, как завершил свою жизнь великий мореплаватель.

Задание №11. Предлагаю сыграть в игру «О, счастливчик».

Какой предмет является лишним в представленном ряду?
А) Каравелла,
Б) Глобус
В) Компас
Г) Часы
2. До конца ХV века европейцы знали только три части света. Какая часть света была не известна?
А) Европа,
Б)Азия,
В)Африка
Г) Америка
3. Какой город считается родиной Колумба?
А) Генуя
Б) Лиссобон
В) Вена
Г) Мадрид
5. Что в переводе означает название острова Сан-Сальвадор?
А) Святой Спаситель
Б) Святой провидец
В) Святой Петр
Г) Лик Святого
6. Матрос, какого корабля заметил первым землю во время первой экспедиции Колумба?
А) «Санта-Мария»;
Б) «Нинья»;
В) «Пинта»;
Г) «Черепаха».
7. Кто скрывается под маской?
«Море манило меня с детства. В 14 лет я уже стал матросом. Побывал в Португалии, Ирландии, Англии, Испании. Из этой страны началось мое самое длительное путешествие из всех предыдущих к берегам Индии. К ним я доплыл, но золота не нашел».
А) Христофор Колумб;
Б) Бартоломеу Диаш;
В) Френсис Дрейк;
Г) Америго Веспуччи.
8. Кто скрывается под маской?
«Мне довелось встречаться с великим Колумбом, который пытался доказать, что если плыть от восхода к западу из Испании, то можно достичь берегов Индии быстрее, чем плавая вокруг Африки. При этом он пользовался моими вычислениями окружности земного шара».
А) Паоло Тосканелли;
Б) Бартоломеу Диаш;
В) Френсис Дрейк;
Г) Америго Веспуччи.

Спасибо за работу!
До встречи!
Домашнее задание: & 1-2, подготовить рассказ «Великие географические открытия» (причины, открытия, последствия).

















ГЛОССАРИЙ.
Астролябия – угломерный прибор, служивший для определения широт и долгот в астрономии.Астролябия (позднелат. astrolabium, от греч. astron звезда и labe схватывание), угломерный прибор, служивший до 18 в. для определения широт и долгот в астрономии
Портулан или портолан - компасные карты, морские навигационные карты.
Галеоны - большое многопалубное парусное судно XVIXVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое.
Реконкиста - отвоевание народами Пиренейского полуострова в VIII XV вв. территорий, захваченных арабами.
Конкиста – завоевание.
Конкистадоры – завоеватели.
Колония – территория, попавшая под власть завоевателей.
Колонизация – захват и заселение, какой-либо территории, сопровождавшееся ограблением, истреблением местного населения.























?????????????7
глоссарий
глоссарий
глоссарий
глоссарий
соотношение верно.
глоссарий
глоссарий
глоссарий
соотношение дано верно

13 EMBED PowerPoint.Slide.12 1415

Водяная мельница

Ветряная мельница

Доменная печь

Артиллерийское оружие

Аркебузир

Аркебузы

Первый компас

Астролябия

Каравелла

Портолана

Генрих Мореплаватель

Бартоломеу Диаш

Васко да Гама

Христофор Колумб

Фернан Магеллан



Root Entry