Статья, посвящённая 305-летию М.В.Ломоносова

Гордость Русской науки.
К 305-летию Михайло Ломоносова посвящается.
На экране 1 слайд: «Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества, для приращения наук и для славы Академии» -таковы предсмертные слова М.В.Ломоносова.
Вед.: О каких же несовершённых делах сожалел этот российский Геракл, ведь список его открытий и подвигов столь велик, что современный человек с трудом может вместить их в пределы одной короткой – 54 года – жизни, из которых отдано науке всего-то около тридцати.
На экране 2 слайд: Фотография М.В.Ломоносова, на фоне которой звучат стихи Н.А.Некрасова:
Ну, пошел же, ради бога!
Небо, ельник и песок -
Невеселая дорога...
- Эй, садись ко мне, дружок!

Ноги босы, грязно тело,
И едва прикрыта грудь...
Не стыдися! что за дело?
Это многих славный путь.

Вижу я в котомке книжку.
Так учиться ты идешь...
Знаю: батька на сынишку
Издержал последний грош.

Знаю: старая дьячиха
Отдала четвертачок,
Что проезжая купчиха
Подарила на чаек.

Или, может, ты дворовый
Из отпущенных?.. Ну, что ж!
Случай тоже уж не новый -
Не робей, не пропадешь!

Скоро сам узнаешь в школе,
Как архангельский мужик
По своей и божьей воле
Стал разумен и велик.

Не без добрых душ на свете -
Кто-нибудь свезет в Москву,
Будешь в университете -
Сон свершится наяву!

Там уж поприще широко:
Знай работай, да не трусь...
Вот за что тебя глубоко
Я люблю, родная Русь!

Не бездарна та природа,
Не погиб еще тот край,
Что выводит из народа
Столько славных то и знай, -

Столько добрых, благородных,
Сильных любящих душой,
Посреди тупых, холодных
И напыщенных собой!

На экране 3 слайд, иллюстрирующий текст.
Вед.: Славный муж Российской Императорской Академии наук, химии профессор, господин Михайло Васильевич Ломоносов родился 8(19) ноября 1711 года в Архангельской губернии Куростровской волости в деревне Мишанинской в семье помора. Его уму, острому, живому, пытливому, всё вокруг казалось чудным и дивным. Сколько спит, столько молчит.

Выступление 5 класса.
- Татка, у солнца свет самородный?
- На солнце риза царская и корона. То и светит.
- А звёзды? Маменька сказывала: лампады ангельские
- Ну да! Звезда бы на Холмогоры пала, весь бы город покрыла!
- А молния?
- Это бог тянет лук крепко и стреляет метко. Где увидишь дерево или камень грозой обожжённые, там в песках стрелу ищи.
- А край земли близко ли? А пошто немцы говорят несходно с нами?
- Ужо в грамоту тебя отдам учиться. Там и толкуй, что откуль. Порато ты у меня любопытен.
- Ну и сын у тебя, Василий Дорофеевич! – дивился сельский дьячок. –Сколько учится, столько меня учит. Неладно-де называть «собака», надо – «солбака». Бог-де человека создал, и не понравилось, что лоб велик Лишек от лба отнял и в том собаку сделал. Потому собака и умна, что со лба Филолог!

Вед.: Шли годы. Михайло перечитал все церковные книги, что были под рукой
На экране 4 слайд, иллюстрирующий текст.
Ломоносов: У мужиков разговор: «Почём хлеб, да почём рыба?» У баб: «Кто где женился, богату ли взял?». А книга моя беседует мне: «Разумей читать книги природы, живую грамоту. Подивися , как из малого семени вырастает великий дуб. Поразмысли чудное устройство тела твоего: глаз, орган тончайший хрупкого стекла, безопасно прибран в чашку костяную. И ресницами от пыли загорожен; и бровями от поту со лба защищён».

Вед.: Новые мысли, новые вопросы рождались в молодом уме. Михайло начал пытать у многограмотных людей, нет ли таких книг, где бы протолковано было о дубах и семенах, о звёздах и о теле человека. Городские грамотеи отвечали, что о звёздах и о небе трактует наука астрология. А человеческим телом ведает антропология купно с медициною.

На экране 5 слайд, иллюстрирующий текст.
Вед.: Михайлушко любил природу, его интересовало всё, он уже знал, что материна самопрялка крутится не так просто, а по законам науки – механики и физики. Он пристрастился делать модели кораблей и мельниц, смастерил стенные часы с боем. Михайле исполнилось 19 лет. Осенью 1730 года он упал отцу в ноги.

Выступление 8 класса:
- Государь мой, татенька, Василий Дорофеевич, пусти в Москву учиться!
-Люди меня давно ума доводили и мне говорили: сын взгляду отцова должен бояться, от взгляда с ног падать. А у вас-де с сыном дружба-приятство Добра-де не жди. Так и вышло: думал с сыном век вековать, а приходит: век горевать.
- Татенька! Ужели ты произволяешь детищу своему лучше быть враг, нежели друг?
- Как это враг? А для кого я потом кровавым дом и всё богатство наживал? Для тебя! Кому оставлю? Тебе! Миша, погляди-ко, руки-те отцовы как крюки! Сколько я на веку работы снёс! Ужели отцовы труды людям под ноги бросишь?
- Татенька, Василий Дорофеевич, государь, благослови в Москву учиться.
- Ну, сын, воля твоя Люди-те, люди-те что скажут: «У Василия Дорофеевича сын по миру пошёл скитаться»
- Татенька не плачь! Воля твоя
- Нет, сын, ты с отца волю снял!

На экране 6 слайд, иллюстрирующий текст.
Вед.: Той же зимой Михайло ушёл из дома с рыбным обозом. Снёс на себе шубу да кафтан, да три рубля денег. В Москве он отыскал земляка холмогорца. Тот и привёл его в славяно-греко-латинскую Академию. Впоследствии отец архимандрит, ректор академии удивлялся:

На экране 7 слайд, иллюстрирующий текст
Ректор: Преудивительно! У нас ребята от учения как от заразы бегают. Дубьём не можем приневолить, а этот ради наук с Белого моря прибежал!

Вед.: Михайло ног под собой не чуял от радости. Низшие классы он прошёл в один год. Через год умел уже сочинять латинские верши – стихи. Михайло быстро одолевал класс за классом. Был первым в богословии и в философии, в красноречии и в поэзии. Но в Москве не оказалось тех наук, ради которых он сюда прибежал. Ни физика, ни механика, ни астрономия, ни иные науки, объясняющие природу и её явления в школе не преподавались.
Дальше последовала Петербургская Академия Наук. Уже несколько лет правительство отыскивало подходящих, знающих людей для научно-приисковой экспедиции в Сибирь. Не хватало химика, знающего горное дело.

На экране 8 слайд, иллюстрирующий текст.
Единственный знаток горного дела профессор Генкель во Фрейберге, в Германии посоветовал: «Пошлите ко мне студента посмышлёнее. Я обучу его горному делу и металлургии». Ломоносов поплыл за границу. Это случилось в 1736 году.
Иногда наш прокурат вспоминал отца, Родину. Тогда шёл в тихий домик ротмана Цильха. Старик, ежели не заседал в ратуши, клевал носом над Библией. Дочка Лизхен вязала, шила, гладила, крахмалила Михайлушко помолчит и спросит:

Выступление 6 класса.
- Для чего гладите Вы это белое, столь нарядное платье?
- Я глажу это нарядное платье для того, чтобы надеть в воскресенье, если к нам придёт в гости господин Ломоносов. Но я выгладила ещё много маленьких белых платочков.
- Для чего гладите многие белые платочки?
- Я утираю ими слёзы радости, когда слышу об успехах господина Ломоносова в науках.

Вед.: В феврале 1739 года М.В.Ломоносов женился на Елизавете-Христине Цильх. Весной был получен вызов из России, и на первых кораблях, по распуте, поплыл счастливец в Россию.

На экране 9 слайд, иллюстрирующий текст.
Вед.: При Академии Ломоносов устроил физическую и химическую лабораторию. Не было приборов, не было посуды для опытов.

Выступление 10 класса.
Лаборатория Ломоносова. Прохор – слуга, земляк Ломоносова – вытирает стол.
- Кажись всё в порядке, Михайло Васильевич – человек простой и по натуре добрый, но беспорядка не прощает.
Входит Ломоносов.
- Жив ещё Прхор Иванович?
- А что со мной могло поделаться, Михайло Васильевич?
- Я вот думаю над причинами нашей последней неудачи по окраске стекла и составил новый рецепт.
- Но ведь мы с Вами сделали уже более трёх тысяч опытов.
- Что же поделаешь, возможно, и ещё три тысячи сделать придётся
- Зачем же мы тратим на них столько времени, денег и энергии, когда можно поехать в Германию и купить там готовые рецепты.
- Нет, дорогой мой, покупать рецепты в чужих землях было бы чистым безумием. К тому же не только об окраске стекла идёт речь в сём случае. Наши опыты должны раскрыть науке тайну образования окрасок вообще.

На экране 10,11,12 слайды, иллюстрирующие текст, на их фоне слова ведущего: Изготовляя цветное стекло на заводе, Ломоносов вспоминал виденные им на стенах древних киевских церквей прекрасные мозаичные иконы.

Вед.: А сейчас давайте заглянем на одну научную конференцию, посвящённую наследию ломоносова.

На сцене участники конференции, перед каждым табличка, возле председателя – графин и стакан с водой. Общий гул.

Председатель: Внимание. Послушаем выступления участников конференции.
Астроном (на экране 13 слайд):
Я утверждаю, что Ломоносов был астрономом. Он навсегда утвердил своё имя в нашей науке, открыв атмосферу на Венере. Он сконструировал однозеркальный телескоп нового типа и так называемую ночезрительную трубу для видения в темноте.
Художник (на экране 14 слайд):
Ломоносов создал не только великолепное панно «Полтавская баталия», но и один из наиболее выразительных портретов Петра 1. Смотрите сами.
Лингвист(на экране 15 слайд):
Разрешите две цитаты: «Языка нашего небесна красота» и о русском языке: «В нём великолепие испанского, живость фламандского, крепость немецкого, нежность итальянского, краткость греческого и латинского». Ломоносов составил «Российскую грамматику», выдержавшую 14 изданий и не потерявшую своего значения и сейчас. Итак, заявляю, Ломоносов – лингвист!
Металлург (на экране 16 слайд):
Позвольте, а как же металлургия без Ломоносова?! Посмотрите, вот обложка его знаменитой книги «Первые основания металлургии, или рудных дел». Сколько поколений отечественных металлургов учились по этой книге!
Демограф (на экране 17 слайд):
Минуточку! Не меньшей известностью пользовалось вышедшее в 1760 году сочинение «Краткая Российская летопись с родословием». Кстати, здесь большое внимание обращено на борьбу с детской смертностью и расширением медицинской помощи населению.
Географ (на экране 18 слайд):
Однако, прошу вас не забывать, что официально с 1758 года Михаил Васильевич Ломоносов возглавлял именно Географический департамент Академии наук, в котором готовили русских картографов и геодезистов.
Поэт (на экране 19 слайд):
Разрешите мне. Послушайте:
в средине жаждущего лета.
Когда томит протяжный день,
От знойной теплоты и света
Прохладна покрывает тень
Даже научные труды он часто излагал стихами. Белинский называл Ломоносова «Отцом русской поэзии»
Вед.: Поверьте, каждому из них есть что сказать. Но сам Ломоносов, когда речь заходила о его профессии, отвечал, не задумываясь: «Химик». До Ломоносова химию считали не наукой, а лишь химическим искусством. После же его работ искусством её не называл никто.
История этой науки открывается золотой страницей, имя которой – ЛОМОНОСОВ.
Ломоносов – это гений, талант, энциклопедист.
Пётр Великий говорил: «Я предчувствую, что россияне когда-нибудь пристыдят самые просвещённые народы успехами своими в науках, неутомимостью в трудах и величеством твёрдой и громкой славы».

На экране 20 слайд:
Звучит голос Ломоносова:
О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовет от стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать.














15