Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов по дисциплине ОП.07 Основы экономики специальности 21. 02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Югорский государственный университет»
ЛЯНТОРСКИЙ НЕФТЯНОЙ ТЕХНИКУМ (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования
«Югорский государственный университет»











Методические указания
по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы студентов
по дисциплине ОП.07 Основы экономики
специальности 21. 02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений















РАССМОТРЕНЫ
Предметной цикловой комиссией нефтяных и автотранспортных дисциплин
Протокол № ___
от____________2016 г.
Председатель _______/В.В.Авилкина
ПРИНЯТЫ
Методическим советом техникума
протокол №___ от___________ 2016 г.

УТВЕРЖДАЮ
Директор ЛНТ (филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
_________ О.А.Любецкая
«_______»_______2016 г.



Методические указания по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы для обучающихся разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 21. 02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 482.


Разработчик:
Авилкина В.В., преподаватель высшей квалификационной категории ЛНТ(филиала) ФГБОУ ВО «ЮГУ»
























Содержание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА...4
1. ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ .6
2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ... 8
3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 16
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 1...16
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 2...16
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 3...17
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 4 ..20
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 5...20
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 6...22
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА № 7...23
Список литературы.............25

































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по организации и выполнению внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для упорядочения работы обучающихся, разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21. 02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений.
Структура методических указаний определена последовательностью изучения дисциплины ОП.07 Основы экономики, которая входит в профессиональный цикл.
Программой дисциплины ОП.07 Основы экономики предусмотрено выполнение внеаудиторных самостоятельных работ в количестве 18 часов.
Цель внеаудиторных самостоятельных работ студентов: овладение фундаментальными знаниями, профессиональными умениями и навыками деятельности по профилю, опытом творческой, исследовательской деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
находить и использовать необходимую экономическую информацию;
определять организационно-правовые формы организаций;
определять состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации;
оформлять первичные документы по учету рабочего времени, выработки, заработной платы, простоев;
рассчитывать основные технико-экономические показатели деятельности подразделения (организации).

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- действующие законодательные и нормативные акты, регулирующие производственно-хозяйственную деятельность;
основные технико-экономические показатели деятельности организации;
методики расчёта основных технико-экономических показателей деятельности организации;
методы управления основными и оборотными средствами и оценки эффективности их использования;
механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
основные принципы построения экономической системы организации;
основы маркетинговой деятельности, менеджмента и принципы делового общения;
основы организации работы коллектива исполнителей;
основы планирования, финансирования и кредитования организации;
особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;
общую производственную и организационную структуру организации;
современное состояние и перспективы развития отрасли, организацию хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
состав материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, показатели их эффективного использования;
способы экономии ресурсов, основные энерго- и материалосберегающие технологии;
формы организации и оплаты труда.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен  обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:  
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен   обладать профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
ПК 1.1. Контролировать и соблюдать основные показатели разработки месторождений.
ПК 1.2. Контролировать и поддерживать оптимальные режимы разработки и эксплуатации скважин.
ПК 1.3. Предотвращать и ликвидировать последствия аварийных ситуаций на нефтяных и газовых месторождениях.
ПК 1.4. Проводить диагностику, текущий и капитальный ремонт скважин.
ПК 2.1. Выполнять основные технологические расчеты по выбору наземного и скважинного оборудования.
ПК 2.2. Производить техническое обслуживание нефтегазопромыслового оборудования.
ПК 2.3. Осуществлять контроль за работой наземного и скважинного оборудования на стадии эксплуатации.
ПК 2.4. Осуществлять текущий и плановый ремонт нефтегазопромыслового оборудования.
ПК 2.5. Оформлять технологическую и техническую документацию по эксплуатации нефтегазопромыслового оборудования.
ПК 3.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование и организацию производственных работ на нефтяных и газовых месторождениях.
ПК 3.2. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на нефтяных и газовых месторождениях.
ПК 3.3. Контролировать выполнение производственных работ по добыче нефти и газа, сбору и транспорту скважинной продукции.



















1 ПЕРЕЧЕНЬ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Раздел/ Тема
Наименование внеаудиторной самостоятельной работы
Форма
контроля
Кол-во
час.

Тема 1.1.
Организация в современных условиях хозяйствования
СР №1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Подготовка презентаций по заданным темам: «Акционерные общества открытого и закрытого типа», «Виды товариществ и особенности их функционирования», «Объединения предприятий в нефтегазодобывающей отрасли», «Некоммерческие организации»
Устный опрос. Оценка работы с нормативно-правовыми источниками. Оценка выполнения презентаций

2,5

Тема 1.2.
Основные фонды

СР№2. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Подготовка рефератов по заданным темам: «Эффективность воспроизводства и использования основных фондов, «Оценка, классификация и структура основных фондов», «Характеристика материальных активов (производственных фондов и другого имущества»)
Устный опрос. Оценка выполнения рефератов


2

Тема 1.3.
Оборотный капитал

СР№3. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Решение задач по заданным условиям: расчет показателей оборачиваемости оборотных средств нефтегазодобывающего предприятия
Тесты
Устный опрос. Оценка выполнения индивидуального задания. Тестирование


2,5

Тема 1.4.
Трудовые ресурсы организации. Организация и нормирование труда
СР№4. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Подготовка презентаций по заданным темам: «Повышение уровня производительности труда на нефтегазодобывающем предприятии», «Особенности кадрового состава нефтегазодобывающего предприятия»
Устный опрос. Оценка выполнения презентаций


2

Тема 1.5.
Оплата труда

СР№5. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Тесты. Подготовка рефератов по заданным темам: «Зарубежный опыт оплаты труда», «Формы и системы оплаты труда на предприятии», «Нормативно-правовая база, используемая при оплате труда в ОАО «Сургутнефтегаз»
Устный опрос. Тестирование.
Оценка выполнения рефератов


2,5

Тема 1.6.
Экономические показатели результатов деятельности организации

СР№6. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Решение задач по заданным условиям.
Подготовка презентаций по заданным темам: «Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности добычи нефти и газа (на примере НГДУ «Лянторнефть)», «Эффективность внедрения новой техники в условиях нефтегазодобывающей отрасли» (на примере НГДУ «Лянторнефть»), «Особенности организации ценообразования на нефтегазодобывающем предприятии»
Устный опрос. Оценка выполнения индивидуального задания. Оценка выполнения презентаций


4,5

Тема 1.7.
Основы планирования, финансирования и кредитования организации.
Маркетинговая деятельность организации. Менеджмент и принципы делового общения
СР№7. Подготовка к текущему занятию. Решение задач по заданным условиям
Устный опрос. Оценка выполнения индивидуального задания


2

ИТОГО


18







































2 РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ ЗАДАНИЙ

2.1. Методические рекомендации по решению задач
При решении задач необходимо использовать рекомендованные справочники, основную и дополнительную литературу, а также интернет - источники. Решение задач рекомендуется осуществлять в следующей последовательности:
Начинайте изучение условия задачи с тщательно выполненных наглядных рисунков, чертежей, таблиц или иллюстрированных схем, помогающих осмыслить задачу. Помните, что правильное графическое представление условия задачи означает чткое, ясное и конкретное представление.
Ясно представьте все величины, обстоятельно выясните, какие из них заданы, известны, какие из них являются искомыми, неизвестными.
Вдумайтесь в смысл каждого слова в тексте задачи, постарайся выявить существенные элементы задачи, выделите на рисунке данные и искомые наглядными условными обозначениями. Постарайся видоизменить расположение элементов задачи на рисунке или схеме (возможно, это поможет выявить существенное в задаче).
Попытайтесь охватить условие задачи в целом, отметить все особенности, вспомнить, не встречались ли вы раньше с задачей, в чем-либо аналогичной данной.
Продумайте, однозначно ли сформулирована задача, не содержит ли условие задачи избыточных, недостающих, противоречащих друг другу данных.
Внимательно изучите цель, поставленную задачей. Выявите, какие теоретические методы лежат в основе решения задачи, постарайся выразить элементы задачи на языке соответствующего метода (запишите формулу, составьте уравнение).
Критерии оценки:
- оценка «5» (отлично) выставляется за задание, выполненное на 90 – 100 % при условии методически и арифметически верного решения, четкого и аккуратного оформления работы;
- оценка «4» (хорошо) выставляется за задание, выполненное на 80 – 89,9 %, при условии методически верного решения, при наличии незначительных ошибок;
- оценка «3» (удовлетворительно) выставляется за задание, выполненное на 70 – 79,9 %, при наличии незначительных ошибок в методике расчетов, которые, однако, искажают результат работы;
- оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется за выполнение задания с существенными ошибками в методике расчетов. Либо при неполном (менее 69,9 %) решении, не дающим представления о системности знаний студента по данному вопросу.

2.2. Методические рекомендации по составлению рефератов
Подготовка реферата. Согласно словарю реферат – это краткое изложение какой-либо научной работы, книги; доклад, основанный на обозрении литературных и других источников. В любом случае речь идет об изложении чужих трудов и чужих мыслей. Поэтому рекомендуется придерживаться следующих правил:
1.В реферате обязательно должно иметься в наличии введение, в котором автор объясняет следующее:
-почему он выбрал данную тему;
-чем эта тема важна;
-какие историки работали над этой темой, чем различаются их позиции;
-какие источники информации использованы, их краткая характеристика.
2.Основная  часть  реферата  должна быть поделена на пункты или разделы.
3.В реферате  перечисляются источники информации, обязательно оформляются ссылки на них в тексте.
4.В реферате обязательно должно быть заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата.
5. В конце оформляется список использованной литературы.
6. Объём реферата – 10 -15 листов (формат А 4).

Критерии оценки реферата
Общие положения

Изложенное понимание реферата как целостного авторского текста определяет критерии его оценки: новизна текста; обоснованность выбора источника; степень раскрытия сущности вопроса; соблюдения требований к оформлению.
Новизна текста: а) актуальность темы исследования; б) новизна и самостоятельность в постановке проблемы, формулирование нового аспекта известной проблемы в установлении новых связей (межпредметных, внутрипредметных, интеграционных); в) умение работать с исследованиями, критической литературой, систематизировать и структурировать материал; г) очевидность авторской позиции, самостоятельность оценок и суждений; д) стилевое единство текста, единство жанровых черт.
Степень раскрытия сущности вопроса: а) соответствие плана теме реферата; б) соответствие содержания теме и плану реферата; в) полнота и глубина знаний по теме; г) обоснованность способов и методов работы с материалом; е) умение обобщать, делать выводы, сопоставлять различные точки зрения по одному вопросу (проблеме).
Обоснованность выбора источников: а) оценка использованной литературы: привлечены ли наиболее известные работы по теме исследования (в т.ч. журнальные публикации последних лет, последние статистические данные, сводки, справки и т.д.).
Соблюдение требований к оформлению, действующих в образовательном учреждении: а) насколько верно оформлены ссылки на используемую литературу, список литературы; б) оценка грамотности и культуры изложения (в т.ч. орфографической, пунктуационной, стилистической культуры), владение терминологией; в) соблюдение требований к объёму реферата.

Оценка
Критерии оценки

Отлично
Выполнены все требования к написанию и защите реферата: обозначена проблема и обоснована её актуальность, сделан краткий анализ различных точек зрения на рассматриваемую проблему и логично изложена собственная позиция, сформулированы выводы, тема раскрыта полностью, выдержан объём, соблюдены требования к внешнему оформлению, даны правильные ответы на дополнительные вопросы.

Хорошо
Основные требования к реферату и его защите выполнены, но при этом допущены недочёты. В частности, имеются неточности в изложении материала; отсутствует логическая последовательность в суждениях; не выдержан объём реферата; имеются упущения в оформлении; на дополнительные вопросы при защите даны неполные ответы.

Удовлетворительно
Имеются существенные отступления от требований к реферированию. В частности: тема освещена лишь частично; допущены фактические ошибки в содержании реферата или при ответе на дополнительные вопросы; во время защиты отсутствует вывод.

Неудовлетворительно
Тема реферата не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы.


2.3. Методические рекомендации по подготовке презентаций
В настоящее время бурное развитие компьютерных технологий охватило практически все сферы человеческой жизни. Сегодня для успешного выступления не достаточно просто рассказать о своей идее. Слушатели непременно хотят увидеть сопроводительные фотографии, четко выполненные схемы, грамотные чертежи. Поэтому одним из видов самостоятельной работы студентов является подготовка презентации.
Включенная в состав офисного пакета Microsoft Office, программа Microsoft Office Power Point является простым в освоении и очень мощным инструментом создания презентаций (с программой создания презентаций студенты знакомятся на уроках «Информатики»).
Вся работа по созданию презентаций организуется в несколько этапов.
Сбор и изучение информации по теме.
Выделение ключевых понятий.
Структурирование текста на отдельные смысловые части.
Объём презентации ограничивается 20 слайдами. Составление сценария презентации предполагает обдумывание содержания каждого слайда, его дизайна. Создание слайдов предполагает внесение текстовой информации, а затем поиск и размещение необходимых иллюстраций, схем, фотографий, графических элементов. Важно обращать внимание на особенности визуального восприятия расположенных на слайде объектов. Размер букв, цифр, знаков, их контрастность определяются необходимостью их четкого рассмотрения с любого места аудитории, предпочтение отдавать спокойным, не «ядовитым», цветам фона. Иллюстрационные материалы располагают так, чтобы они максимально равномерно заполняли все экранное поле. Текстовой информации должно быть очень немного, желательно использовать приемы выделения значимых терминов, понятий. Анимация не должна быть слишком активной. Лучше совсем отказаться от таких эффектов как побуквенное появление текста, вылеты, вращения, наложения и т.п. Звуковое сопровождение эффектов обычно неуместно. К использованию аудио- и видеофайлов следует относиться достаточно разумно, чтобы не «перегрузить» презентацию излишней информацией и не отвлечься от заявленной темы.
Процедура защиты презентаций организуется в виде конференции. После каждой демонстрации презентации преподаватель предлагает высказать всем желающим свое мнение по содержанию, оформлению, защите мультимедийной работы. Приветствуются вопросы и рассуждения, проясняющие и уточняющие суть представленной проблемы.
Анализируя качество мультимедийных презентаций, можно выделить следующие типичные ошибки, допускаемые студентами:
ошибки в оформлении титульного слайда;
много текста на слайде;
грамматические ошибки в тексте;
выбран нечеткий шрифт;
неудачное сочетание цвета шрифта и фона;
несоответствие названия слайда его содержанию;
несоответствие содержанию текста используемых иллюстраций;
текст закрывает рисунок;
рисунки нечеткие, искажены;
неудачные эффекты анимации;
излишнее звуковое сопровождение слайдов;
тест приведен без изменений (скопирован из Интернет с ссылками);
недостоверность информации;
ошибки в завершении презентации.
Требования к оформлению презентации
При разработке презентации важно учитывать, что материал на слайде можно разделить на главный и дополнительный. Главный необходимо выделить, чтобы при демонстрации слайда он нёс основную смысловую нагрузку: размером текста или объекта, цветом, спецэффектами, порядком появления на экране. Дополнительный материал предназначен для подчёркивания основной мысли слайда. Уделите особое внимание такому моменту, как «читаемость» слайда. Для разных видов объектов рекомендуются разные размеры шрифта. Заголовок слайда лучше писать размером шрифта 2228, подзаголовок и подписи данных в диаграммах – 2024, текст, подписи и заголовки осей в диаграммах, информацию в таблицах – 1822.
Для выделения заголовка, ключевых слов используйте полужирный или подчёркнутый шрифт. Для оформления второстепенной информации и комментариев – курсив.
Чтобы повысить эффективность восприятия материала слушателями, помните о «принципе шести»: в строке – шесть слов, в слайде – шесть строк.
Используйте шрифт одного названия на всех слайдах презентации.
Для хорошей читаемости презентации с любого расстояния в зале текст лучше набирать понятным шрифтом.
Это могут быть шрифты Arial, Bookman Old Style, Calibri, Tahoma, Times New Roman, Verdana.
Не выносите на слайд излишне много текстового материала. Из-за этого восприятие слушателей перегружается, нарушая концентрацию внимания.

Критерии оценки выступления с использованием электронной презентации

Группа ______________________________________________

Тема исследования _______________________________________________________________________________________

Баллы:
0 - позиция отсутствует
1 – слабо
2 – хорошо
3 - отлично
Самооценка обучающегося (микрогруппы)
Средняя оценка учебной группы
Оценка преподавателя
Итоговая оценка


Требования





Структура (до 9 баллов)

количество слайдов соответствует содержанию и продолжительности выступления (для 7-минутного выступления рекомендуется использовать не более 10 слайдов)





наличие титульного слайда





оформлены ссылки на все использованные источники





Текст на слайдах (до 6 баллов)

текст на слайде представляет собой опорный конспект (ключевые слова, маркированный или нумерованный список), без полных предложений





наиболее важная информация выделяется с помощью цвета, размера, эффектов анимации и т.д.





Наглядность (до 9 баллов)

иллюстрации помогают наиболее полно раскрыть тему, не отвлекают от содержания





иллюстрации хорошего качества, с четким изображением





используются средства наглядности информации (таблицы, схемы, графики и т. д.)





Дизайн и настройка (до 12 баллов)

оформление слайдов соответствует теме, не препятствует восприятию содержания





для всех слайдов презентации используется один и тот же шаблон оформления





текст легко читается





презентация не перегружена эффектами





Содержание (до 9 баллов)

презентация отражает основные этапы исследования (проблема, цель, гипотеза, ход работы, выводы, ресурсы)





содержит ценную, полную, понятную информацию по теме проекта





ошибки и опечатки отсутствуют





Требования к выступлению (до 18 баллов)

выступающий свободно владеет содержанием, ясно излагает идеи





выступающий свободно и корректно отвечает на вопросы и замечания аудитории





электронная презентация служит иллюстрацией к выступлению, но не заменяет его





выступающий обращается к аудитории, поддерживает контакт с ней





при необходимости выступающий может легко перейти к любому слайду своей презентации





если работ групповая, то в выступлении отражен вклад каждого участника в работу группы (по возможности)





Общее количество баллов





Оценка






Границы выставления отметок

Количество баллов
Оценка уровня подготовки


балл (отметка)
вербальный аналог

51 - 63
5
отлично

36 - 50
4
хорошо

21 - 35
3
удовлетворительно

менее 20
2
неудовлетворительно



2.4. Методические рекомендации по оцениванию устных ответов студентов
С целью контроля и подготовки студентов к изучению новой темы вначале каждого занятия преподавателем проводится индивидуальный или фронтальный устный опрос по выполненным заданиям предыдущей темы. Критерии оценки:
правильность ответа по содержанию задания (учитывается количество и характер ошибок при ответе);
полнота и глубина ответа (учитывается количество усвоенных фактов, понятий и т.п.);
сознательность ответа (учитывается понимание излагаемого материала);
логика изложения материала (учитывается умение строить целостный, последовательный рассказ, грамотно пользоваться специальной терминологией);
рациональность использованных приемов и способов решения поставленной учебной задачи (учитывается умение использовать наиболее прогрессивные и эффективные способы достижения цели);
своевременность и эффективность использования наглядных пособий при ответе (учитывается грамотность и с пользой применять наглядность и демонстрационный опыт при устном ответе);
использование дополнительного материала (обязательное условие);
рациональность использования времени, отведенного на задание (не одобряется затянутость выполнения задания, устного ответа во времени, с учетом индивидуальных особенностей студентов).
Критерии оценки устных ответов студентов
Оценка «отлично» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.
Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

2.5. Методические рекомендации по работе с нормативно-правовыми документами
Нормативные акты изучаются либо отдельно, либо по ходу изучения конкретных тем. Нормы права всегда лучше осваиваются совместно с комментариями к ним. Поэтому. Когда в тексте лекции или учебника упоминается тот или иной нормативный акт, с ним нужно ознакомиться, сопоставить его содержание с имеющимися в лекции (учебнике) изложениями и объяснениями. Но во всех случаях они должны теоретически осмысливаться. После изучения нормативно-правового акта его необходимо законспектировать. Для этого необходимо записать вид нормативного акта (закон, декрет, указ, постановление и т.д.), год его издания, название, номер, кем издан, его основное содержание, закрепить для себя номера статей, пунктов с тем, чтобы их процитировать их в ходе выступления на лекции.

Критерии оценки устных ответов студентов
Оценка «отлично» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.
Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.
Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.
Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

2.6. Методические рекомендации по работе с ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСАМ (для подготовки сообщений, рефератов)
Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых студентами в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Для эффективного поиска в WWW студент должен уметь и знать:
чётко определять свои информационные потребности, необходимую ретроспективу
информации, круг поисковых серверов, более качественно индексирующих нужную информацию,
правильно формулировать критерии поиска;
определять и разделять размещённую в сети Интернет информацию на три основные
группы: справочная (электронные библиотеки и энциклопедии), научная (тексты книг, материалы газет и журналов) и учебная (методические разработки, рефераты);
давать оценку качества представленной информации, отделить действительно важные
сведения от информационного шума;
давать оценки достоверности информации на основе различных признаков, по
внешнему виду сайта, характеру подачи информации, её организации;
студентам необходимо уметь её анализировать, определять её внутреннюю
непротиворечивость.
Запрещена передача другим пользователям информации, представляющей коммерческую или государственную тайну, распространять информацию, порочащую честь и достоинство граждан. Правовые отношения регулируются Законом «Об информации, информатизации и защите информации», Законом «О государственной тайне», Законом «Об авторском праве и смежных правах», статьями Конституции об охране личной тайны, статьями Гражданского кодекса и статьями Уголовного кодекса о преступлениях в сфере компьютерной информации.
     При работе с Интернет-ресурсами обращайте внимание на источник: оригинальный авторский материал, реферативное сообщение по материалам других публикаций, студенческая учебная работа (реферат, курсовая, дипломная и др.). Оригинальные авторские материалы, как правило, публикуются на специализированных тематических сайтах или в библиотеках, у них указывается автор, его данные. Выполнены такие работы последовательно в научном или научно-популярном стиле. Это могут быть научные статьи, тезисы, учебники, монографии, диссертации, тексты лекций. На основе таких работ на некоторых сайтах размещаются рефераты или обзоры. Обычно они не имеют автора, редко указываются источники реферирования. Сами сайты посвящены разнообразной тематике. К таким работам стоит относиться критически, как и к сайтам, где размещаются учебные студенческие работы. Качество этих работ очень низкое, поэтому сначала подумайте, оцените ресурс, а уже потом им пользуйтесь. В остальном с интернет - источниками можно работать как с обычной печатной литературой. Интернет – это ещё и огромная библиотека, где вы можете найти практически любой художественный текст. В интернете огромное количество словарей и энциклопедий, использование которых приветствуется.









































3 ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Ознакомление с нормативно-правовыми документами. Подготовка презентаций по заданным темам: «Акционерные общества открытого и закрытого типа», «Виды товариществ и особенности их функционирования», «Объединения предприятий в нефтегазодобывающей отрасли», «Некоммерческие организации»
ЦЕЛЬ: сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности; приобрести опыт и развить умения поиска и получения актуальных знаний, в том числе посредством использования информационных технологий.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
1. Опишите современное состояние и перспективы развития нефтегазовой отрасли, организация хозяйствующих субъектов в рыночной экономике.
2. Какие стороны деятельности организации регулируются нормативно-правовыми актами?
3. Каковы основные организационно-правовые формы организаций?
4. Каковы основные принципы построения экономической системы организации?
5. Дайте характеристику организации работы коллектива исполнителей.
6. Что представляют собой производственная и организационная структуры организации?
Задание 2. Ознакомление с нормативно-правовыми документами.
1. Изучить Гражданский Кодекс Российской Федерации. Часть I. Глава 4, §2-6. 
Задание 3. Подготовить презентации по заданным темам: «Акционерные общества открытого и закрытого типа», «Виды товариществ и особенности их функционирования», «Объединения предприятий в нефтегазодобывающей отрасли», «Некоммерческие организации»
Рекомендуемая литература:
О1, с.541
О2, с.3759

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА 2. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Подготовка рефератов по заданным темам: «Эффективность воспроизводства и использования основных фондов, «Оценка, классификация и структура основных фондов», «Характеристика материальных активов (производственных фондов и другого имущества)»
ЦЕЛЬ: расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
В чём состоит сущность основных фондов предприятия? Каковы закономерности и показатели их воспроизводства?
Как характеризуется состав и структура основных фондов?
В чём состоит назначение классификации основных фондов?
Какие существуют виды оценки основных фондов?
Какие существуют методы начисления амортизации?
Какие существуют показатели использования основных производственных фондов предприятия?
Каковы резервы повышения эффективности использования основных фондов предприятия?
Задание 2. Подготовить рефераты по заданным темам: «Эффективность воспроизводства и использования основных фондов, «Оценка, классификация и структура основных фондов», «Характеристика материальных активов (производственных фондов и другого имущества»)
Рекомендуемая литература:
О1, с.5080
О2, с.6177

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №3. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Решение задач по заданным условиям: расчет показателей оборачиваемости оборотных средств нефтегазодобывающего предприятия. Тесты
ЦЕЛЬ: расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности. ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
Дайте определение оборотных средств предприятия.
Раскройте сущность классификации оборотных фондов и фондов обращения.
Каковы основные показатели использования оборотных средств предприятия?
Чем объясняется необходимость нормирования оборотных средств на предприятии?
Какие способы повышения эффективности использования оборотных средств имеют особое значение в современных условиях?
Задание 2. Решить задачи по теме: «Оборотный капитал»,
Задача 3.1.  Оборотные средства организации представлены следующими элементами.

Таблица 3.1 - Исходные данные
Элементы оборотных средств
на начало года
на конец года


тыс. руб.
тыс. руб.

Готовая продукция
266
277

Незавершенное производство
99
108

Средства на счетах
100
104

Средства в кассе
9
1

Сырье и материалы
35
38

ИТОГО:



Определить величину коэффициента оборачиваемости и продолжительность одного оборота оборотных средств, если предприятие за отчетный год произвело работ на сумму 9880 тыс. руб. (продолжительность отчетного года принять за 360 дней).
Задача 3.2. Предприятие за отчетный год осуществило перевозок на сумму 82200 руб., при этом средний остаток оборотных средств составил 20400 руб. Определить, сколько оборотов совершили оборотные средства за период, и сколько дней в среднем длился один оборот. Рассчитать, как изменится оборачиваемость оборотных средств, если длительность одного оборота увеличится на 8 дней.





Задание 3. Решить тесты.
№ п/п
Содержание
вопроса
Варианты ответа

1.
Понятие «оборотные фонды предприятия» включает:







1)
основные и вспомогательные материалы, полуфабрикаты собственного производства, покупные полуфабрикаты, комплектующие изделия



2)
часть средств производства, которые участвуют в производственном цикле один раз и полностью переносят свою стоимость на себестоимость изготовляемой продукции



3)
средства производства, многократно участвующие в процессе производства и переносящие свою стоимость на себестоимость выпускаемой продукции



4)
орудия труда, многократно участвующие в производственном цикле и переносящие свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции не сразу, а по частям по мере изнашивания



5)
предметы труда, необходимые для изготовления продукции

2.
В состав оборотных фондов входят материально-вещественные элементы:
1)
производственные запасы сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных изделий, запасных частей, топлива, незавершенное производство, расходы будущих периодов



2)
станки, агрегаты, приспособления, тара, стеллажи



3)
готовая продукция, денежные средства в кассе и на счетах предприятия



4)
прибыль предприятия, задолженность поставщикам

3.
К фондам обращения относятся:
1)
материальные ресурсы предприятия



2)
готовые изделия на складе предприятия, продукция отгруженная, находящаяся в пути, денежные средства и средства в незаконченных расчетах (денежные средства в кассе, на расчетном счете, в аккредитивах, все виды задолженности)



3)
транспортные средства предприятия, производственные здания, сооружения



4)
прибыль

4.
Коэффициент оборачиваемости оборотных средств показывает:
1)
размер реализованной продукции, приходящейся на 1 руб. производственных фондов



2)
среднюю длительность одного оборота оборотных средств



3)
количество оборотов, совершенных оборотными средствами за соответствующий отчетный период



4)
уровень технической оснащенности труда



5)
затраты производственных фондов на 1 руб. товарной продукции

5.
Снижение продолжительности одного оборота оборотных средств:



1)
имеет положительное значение



2)
имеет отрицательное значение



3)
не имеет значения при анализе эффективности использования оборотных средств



4)
свидетельствует о сокращении объемов реализации продукции



5)
свидетельствует об улучшении  использования  оборотных  средств

6.
Для расчета количества оборотов, совершенных оборотными средствами необходимы данные о величине
1)
продолжительности периода в днях и среднем остатке оборотных средств



2)
среднего остатка оборотных средств



3)
продолжительности периода в днях и продолжительности одного оборота



4)
объема реализации и среднего остатка оборотных средств



5)
продолжительности периода в днях

7.
Расходы будущих периодов включают затраты:

1)
 текущий ремонт основных средств всуммах, превышаю-щих ранее образованный резерв предстоящих расходов



2)
амортизация основных средств



3)
приобретение подвижного состава



4)
научно-исследовательские, проектно-изыскательские и прочие виды работ, в данном периоде



5)
все виды работ по реконструкции и расширению предприятия

8.
Оборотные средства бывают:

1)
собственные



2)
заемные



3)
нормируемые и ненормируемые



4)
собственные и ненормируемые



5)
заемные и нормируемые

9.
Оборачиваемость оборотных средств характеризует:

1)
прибыль и рентабельность предприятия



2)
количество оборотов и производительность одного оборота



3)
фондоотдача и фондоемкость



4)
фондовооруженность и фондооснащенность



5)
производительность труда

10.
Норма расхода в зависимости от целевого назначения и характера использования классифицируются по следующим признакам:
1)
по степени агрегирования



2)
периоду взаимодействия



3)
периоду планирования материально-технического снабжения



4)
степени укрупнения номенклатуры сырья и материалов



5)
все ответы верны


Ответы занесите в таблицу
 номер вопроса
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

вариант ответа












Рекомендуемая литература:
О1, с.8198
О2, с.7891

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №4. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Подготовка презентаций по заданным темам: «Повышение уровня производительности труда на нефтегазодобывающем предприятии», «Особенности кадрового состава нефтегазодобывающего предприятия»
ЦЕЛЬ: расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности;
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
Дайте определения понятия «рабочая сила». Почему она является главным фактором производства?
Сформулируйте понятие производительности труда.
Каким образом определяются показатели трудоёмкость и выработка?
В чём состоят особенности организации труда работников основного и вспомогательного производства?
Какие виды нормативов и норм Вы знаете?
Как определяются норма выработки и норма обслуживания?
Какие требования предъявляются к нормам?
Раскройте сущность методов нормирования труда. Какой из методов даёт наиболее объективные результаты?
Задание 2. Подготовить презентации по заданным темам: «Повышение уровня производительности труда на нефтегазодобывающем предприятии», «Особенности кадрового состава нефтегазодобывающего предприятия»
Рекомендуемая литература:
О1, с.99108
О2, с.124134

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №5. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Тесты. Подготовка рефератов по заданным темам: «Зарубежный опыт оплаты труда», «Формы и системы оплаты труда на предприятии», «Нормативно-правовая база, используемая при оплате труда в ОАО «Сургутнефтегаз»
ЦЕЛЬ: сформировать практические умения использовать нормативную, правовую, справочную документацию и специальную литературу в учебной, профессиональной и социальной деятельности.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
Чем определяется дифференциация в оплате труда?
Какие формы и методы оплаты труда применяются на практике?
В чём состоит государственное регулирование уровня оплаты труда и занятости?
В чём состоят особенности повременной и сдельной форм оплаты труда?
Какую информацию содержит ЕТКС?
Каков порядок установления разряда работы?

Задание 2. Решить тесты.
№п/п
Наименование вопроса
Варианты ответа


Тарифная система оплаты труда включает:
1)
тарифные ставки, тарифные сетки



2)
тарифные ставки, тарифно-квалификационный справочник



3)
тарифные сетки, тарифные ставки, надбавки и доплаты к тарифным ставкам, схемы должностных окладов и тарифно-квалификационные характеристики (справочники)



4)
тарифные ставки, тарифные сетки, должностные оклады



5)
должностные оклады, премиальные положения, тарифно-квалификационный справочник


Для повременной формы оплаты труда характерна оплата в соответствии с:
1)
количеством изготовленной (обработанной) продукции



2)
количеством отработанного времени



3)
количеством оказанных услуг



4)
верно 1) и 3)



5)
верно 2) и 3)


Для сдельной формы оплаты труда характерна оплата в соответствии с:
1)
количеством изготовленной (обработанной) продукции



2)
количеством отработанного времени



3)
количеством оказанных услуг



4)
должностным окладом



5)
верно 2) и 4)


Тарифная ставка
1)
это сдельная расценка на единицу продукции



2)
это норматив производимой (обрабатываемой) продукции



3)
это величина оплаты труда работника за час



4)
зависит от уровня квалификации (разряда) работника



5)
верно 1) и 4)



6)
верно 3) и 4)


При формировании эффективного фонда рабочего времени к целодневным невыходам на работу не относятся:
1)
выполнение государственных и общественных обязанностей



2)
отпуска учащимся, студентам и аспирантам на время сессии



3)
очередные и дополнительные отпуска



4)
нет верного ответа


Ответы занесите в таблицу
 номер вопроса
1
2
3
4
5

вариант ответа







Задание 3. Подготовить рефераты по заданным темам: «Зарубежный опыт оплаты труда», «Формы и системы оплаты труда на предприятии», «Нормативно-правовая база, используемая при оплате труда в ОАО «Сургутнефтегаз»
Рекомендуемая литература:
О1, с.108114
О2, с.139145

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №6. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию. Решение задач по заданным условиям.
Подготовка презентаций по заданным темам: «Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности добычи нефти и газа (на примере НГДУ «Лянторнефть»), «Эффективность внедрения новой техники в условиях нефтегазодобывающей отрасли» (на примере НГДУ «Лянторнефть»), «Особенности организации ценообразования на нефтегазодобывающем предприятии»
ЦЕЛЬ: приобрести опыт и развить умения поиска и получения актуальных знаний, в том числе посредством использования информационных технологий.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию, к практическому занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
В чём состоит отличие затрат на производство и реализацию продукции от других видов затрат предприятия?
Что входит в состав затрат, включаемых в себестоимость продукции? Каковы их классификации?
В чём состоит назначение группировки затрат по экономическим элементам?
В чём экономическое назначение классификации затрат по статьям калькуляции?
Объясните необходимость сметного разреза затрат.
Дайте определение прибыли до налогообложения.
Назовите группы факторов, воздействующих на прибыль.
Перечислите источники формирования прибыли.
Какие факторы оказывают существенное влияние на процесс формирования прибыли предприятия? Какова взаимосвязь прибыли с издержками предприятия?
Дайте понятие рентабельности, напишите формулы отдельных показателей рентабельности. Раскройте значимость данных показателей для предприятия.
Задание 2. Решить задачи по теме: «Экономические показатели результатов деятельности организации»
Задача 6.1. Определить полную себестоимость изделий А и Б. Выпуск изделий А - 500 ед., затраты на материалы на ед.изд.-120 руб., основная заработная плата на годовой выпуск - 130000 руб., дополнительная зарплата - 10%, начисления на заработную плату - 30%. Выпуск изделий Б - 250 ед., затраты на материалы - 380 руб., основная заработная плата - 80000 руб.
Общехозяйственные расходы по изделию А -50%, по изделию Б - 35% от прямых затрат. Внепроизводственные затраты по изделию А-5%, по изделию Б-7% от производственной себестоимости.
Задача 6.2. На предприятии за счёт совершенствования технологии производительность труда планируется повысить на 10%, а заработную плату - на 3%. Удельный вес заработной платы в структуре себестоимости продукции составляет 30%. Рассчитать как это отразится на себестоимости продукции.
Задача 6.3. В I квартале организация реализовала продукции 5 000 ед. по цене 80 руб. Общие постоянные расходы составляют 70 000 руб., удельные переменные расходы - 60 руб.
Во II квартале изготовлено на 100 ед. больше, а постоянные расходы удалось сократить на 20%
Определить величину прибыли (убытка) от реализации продукции в I и II кварталах, а также ее прирост в абсолютном и относительном выражении.
Задача 6.4. Сравнить рентабельность продукции за три квартала и указать наиболее рентабельный квартал деятельности на основе следующих данных:

Таблица 6.1 - Исходные данные

Показатель
Кварталы года


I
II
III

Кол-во выпущенной продукции, шт.
1 500
2 000
1 800

Цена 1 изделия, руб.
60
60
60

Себестоимость 1 изделия, руб.
50
52
48


Задание 3. Подготовить презентации по заданным темам: «Пути снижения себестоимости и повышения рентабельности добычи нефти и газа (на примере НГДУ «Лянторнефть»), «Эффективность внедрения новой техники в условиях нефтегазодобывающей отрасли» (на примере НГДУ «Лянторнефть»), «Особенности организации ценообразования на нефтегазодобывающем предприятии»
Рекомендуемая литература:
О1, с.119175
О2, с.150158

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА №7. Подготовка к текущему занятию. Решение задач по заданным условиям
ЦЕЛЬ: расширить, систематизировать и закрепить полученные теоретические знания и практические умения, необходимые для будущей профессиональной деятельности.
ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ.
Задание 1. Подготовка к текущему занятию.
Предварительно просмотреть материал, проанализировать его, обозначить основные мысли текста, выписать основные понятия и определения.
Ответить на следующие вопросы:
Перечислите основные виды планирования. Каково значение процесса планирования в современных условиях развития экономической системы?
Какие требования предъявляются к качественному уровню каждого этапа планирования?
Что такое маркетинг?
Раскройте сущность финансирования и кредитования организации.
Что представляет собой менеджмент?

Задание 2. Решить ситуационные задачи по теме: «Основы планирования, финансирования и кредитования организации. Маркетинговая деятельность организации. Менеджмент и принципы делового общения»
Задача 7.1. Вы утверждены в должности руководителя группы в момент, когда там сложилась критическая ситуация. Коллектив с вами не знаком. После работы должно пройти собрание отдела. Подготовьте тезисы своего выступления, придерживаясь следующего плана: Что вы можете рассказать о себе как о человеке и специалисте (ваше прошлое, настоящее, планы на будущее)? Какие мотивы побудили вас прийти именно в эту организацию и занять должность руководителя группы? Ваше отношение к своим обязанностям, правам, полномочиям. Какие задачи вы бы хотели решать? Что вы ожидаете от коллектива, в чем хотите найти поддержку и понимание? Как вы представляете себе будущее коллектива, его деятельность и перспективы роста? Если учесть, что члены коллектива будут по-разному прогнозировать ваши действия, ожидая подтверждений своим предположениям, ваше выступление должно быть кратким, четким, аргументированным, убедительным, эмоционально ярким.
Задача 7. 2. Определите тип организационной структуры управления организацией и опишите её особенности через достоинства и недостатки.



Д- директор;
ФН - функциональный начальники;
ФП – функциональные подразделения;
ОП - подразделения основного производства.



Достоинства
Недостатки

1.
1.

n
n


Рекомендуемая литература:
О1, с.222235
О2, с.113123










Список литературы

Основные источники:
Гуреева, М.А. Экономика нефтяной и газовой промышленности [Текст]: учеб./М.А. Гуреева.-2-е издание стер.-М.: ИЦ «Академия», 2012. - 240с.
Сафронов, Н.А. Экономика организации (предприятия) [Электронный ресурс]:учеб. пособ. для ССУЗов/ Н.А. Сафронов. - 2-e изд., с изм. - М.: Магистр: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 256 с.- (ЭБС Znanium.com). Режим доступа: http:// znanium.com/ bookread2.php?book=429975
Чечевицына, Л.Н. Экономика организации [Текст]:учеб. пособ. /Л.Н.Чечевицына, Е.В. Хачадурова. – 2-е изд. испр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.- 382 с.

Дополнительные источники:
Виханский , А.И. Менеджмент [Электронный ресурс]: учеб. / О.С. Виханский, А.И. Наумов. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: Магистр, 2011. - 288 с. (ЭБС Znanium.com). Режим доступа: http:// znanium. com/ bookread2.php?book=251416
Лукина, А.В. Маркетинг [Электронный ресурс]: учеб.пособ./А. В. Лукина. – 3-e изд., исп. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2013. - 240 с. (ЭБС Znanium.com). Режим доступа: http:// znanium. com/ bookread2.php?book=412829
Чечевицына, Л.Н. Экономика организации: практикум [Текст]:учеб.пособ. /Л.Н.Чечевицына, О.Н.Терещенко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014.- 254 с.

Интернет-ресурсы:
Электронный ресурс «Новый менеджмент». Режим доступа: http://www.new-management.info
Электронный ресурс «Маркетолог». Режим доступа: http://www.marketolog.ru





















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14315




Заголовок 1ѓђ Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 4 Заголовок 5 Заголовок 6 Заголовок 7 Заголовок 8 Заголовок 915