Факторы организации и методики физического воспитания студенческой молодежи

Факторы организации и методики физического воспитания
студенческой молодежи

Н.Л. Прудникова
Смоленский строительный колледж

Анализ научно-методической литературы последних лет свидетельствует, что в последние годы отмечается рост количества студентов, имеющих серьёзные отклонения в состоянии здоровья. Значительная часть абитуриентов, поступающих в учебные заведения, уже имеет различные отклонения в состоянии здоровья и физическом развитии. В свою очередь рост объёма научной информации, повышение требований к подготовке специалистов неизбежно ведут к интенсификации процесса обучения. Это отрицательно сказывается на здоровье студентов: все чаще обнаруживается недостаточная физическая, функциональная и психологическая готовность студентов к поддержанию высокого уровня учебно-трудовой активности.
Система физического воспитания в учебных заведениях не физкультурного профиля, в связи с действием ряда объективных и субъективных факторов (возрастающая гипокинезия, недостаточное количество занятий, слабая материально-техническая база, снижение у студентов интереса к занятиям), не отвечает современным требованиям. Некоторые авторы (В.Н. Белкина, В.Н. Козлов и др.) отмечают отсутствие должного оздоровительного эффекта типовой государственной программы. В этой ситуации на первый план выдвигается проблема методической оснащённости учебного процесса. В специальной литературе без внимания остаются вопросы, связанные с использованием различных форм и методов физического воспитания студентов во внеучебное время. В связи с этим проблема разработки и реализации индивидуальных программ занятий для студентов, с учётом возраста, уровня физического состояния, а также отклонений в состоянии здоровья, являются актуальным.
В теории и практике физического воспитания студентов многие специалисты (Е.В Гусельникова, К.С. Дунаев, С.С. Огородников и др.) обращают внимание на необходимость оптимизации учебного процесса на основе индивидуализации обучения. Объективная потребность реализации такого подхода содержится в разрешении противоречий между разными уровнями двигательной подготовленности студентов и уровнем, который необходим для усвоения материала учебной программы и выполнения нормативов.
В теории физической культуры разработаны основные виды физической культуры: физическое воспитание (в последнее время чаще именуемое как неспециальное физкультурное образование), спорт, физическая рекреация и двигательная реабилитация.
Понятие “неспециальное” или “непрофессиональное” физкультурное образование введено в научный оборот в конце 1980 г. и означает его отличие от того, которое дается в высших и средних специальных физкультурных учебных заведениях. Его проблемы определяются прежде всего тем, что в общеобразовательной школе и высших учебных заведениях занятия физической культурой сориентированы в основном на телесное, физическое развитие, а не на восприятие и понимание ценностей физической культуры. Известно, что под образованием понимают процесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков, формирование мировоззрений .
Решение образовательных задач предусматривает вооружение занимающихся знаниями в области физической культуры и смежных научных дисциплинах (анатомии, физиологии и т.д.), формирование жизненно важных двигательных умений и навыков.
На необходимость образовательной направленности занятий физического воспитания в учебных заведениях и обеспечение физкультурной грамотности молодёжи указывают многие известные специалисты (В.К. Бальсевич, В.М. Выдрин, Л.И. Лубышева и др.).
Повышение образовательной направленности физкультурной деятельности молодёжи означает процесс не только их телесного развития, но и, главное, духовно обогащает их знаниями, которые способствуют осознанному творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношений к физической культуре, как ценности. Наряду с неспециальным физкультурным образованием основными видами физической культуры являются физическая рекреация и двигательная реабилитация.
Физическая рекреация понимается как деятельность, направленная на удовлетворение субъективных потребностей личности в использовании физических упражнений и естественных сил природы в целях активного отдыха, переключений с одного вида деятельности на другой, получение удовольствия, развлечения, восстановление умственной и физической работоспособности .
Двигательная реабилитация – это процесс использования физических упражнений и других средств профилактики и лечения травм и их последствий, а также других патологических отклонений в состоянии здоровья.
Достаточно высокое распространение в студенческой среде различных заболеваний, часто развивающихся на фоне низкого уровня их общей физической подготовленности, закаливания, обуславливает необходимость дифференцированного подхода в осуществлении процесса физического воспитания. В этой связи проблема совершенствования неспециального физкультурного образования студентов колледжа, в основе которого положен индивидуальный подход в обеспечении требуемого уровня их физического состояния, представляется весьма актуальной.
В основу определения нами уровня физического состояния студентов Смоленского строительного колледжа, была положена методика разработанная С.Я. Душаниным, Е.А. Пироговой, Л.Я. Иващенко , Ю.П. Галкиным (1995г.), которые разработали систему тестового контроля уровня физического состояния, позволяющую получать необходимую информацию о методике составления индивидуальной недельной программы самостоятельных занятий физическими упражнениями не только для здоровых людей, но и для лиц имеющих отклонения в состоянии здоровья.
Нами было обследовано 213 студенток I-IV курсов в возрасте от 15 до 21 года. Измерялись показатели функционального состояния сердечно - сосудистой системы (пульс в покое и после стандартной нагрузки), артериальное давление (систолическое и диастолическое), показатели физического развития (вес, рост). Так же измерялись показатели, отражающие уровень физической подготовленности студентов (быстроты, гибкости, динамической силы, скоростной и скоростно-силовой выносливости).
В результате проведенного исследования было установлено (см.табл. ) , что у студенток I курса низкий уровень физического состояния (УФС) составил 8,5%, УФС ниже среднего 68,2%, а средний УФС 23% от числа обследованных. На II курсе низкий УФС имеют 13,7%, УФC ниже среднего 49,%, средний УФC 37%. Более высокие показатели были отмечены у студенток III курса. Здесь низкий УФС имеют 10% студенток, УФС ниже среднего 42%, средний УФС имеют 48% обследованных. На IV курсе мы получили следующие результаты обследования: низкий УФС составил 5,8% студенток, УФС ниже среднего 5,1% и средний УФС 42,4%.
Итоговые результаты обследования студенток
группы
n
x

·
m

t
p

1 курс
60
64,5
21,3
2,8
33,0
t1-2 =0,73
t 1-3=2,16
t 1-4=2,05
t 2-3=1,36
t 2-4=1,09
t 3-4=0,45
>0,05
<0,05
<0,05
>0,05
>0,05
>0,05

2 курс
51
67,8
25,4
3,6
37,4



3 курс
50
75,2
29,2
4,2
39,8



4 курс
52
72,9
21,7
3,0
29,8





Таким образом, основная масса обследованных студенток имеет уровень физического состояния ниже среднего. Как видно из представленной таблицы, у студенток III и IV курсов уровень физического состояния статистически значимо выше по сравнению со студентками I курса. Во всех остальных случаях у студенток разных курсов статистически достоверных различий не обнаружено.
Кроме того нами установлено, что у 16% от числа обследованных студенток отмечается искривление позвоночника (сколиоз), - 8,5% студенток страдают заболеванием нервной системы и органов чувств, 6,1% обследованных страдают различными заболеваниями сердечно - сосудистой системы. Также, в 6,1% случаев от общего количества обследованных были отмечены заболевания эндокринной системы. В меньшей, мере студенты страдают от заболевания органов дыхания (гайморит, тонзиллит, хр. бронхит, фарингит)- 5,2%, заболевания желудочно-кишечного тракта- 4,7%, патологии желчевыводящих путей- 2,8%, заболевания мочеполовой системы_ 2,4%, и заболевания опорно-двигательного аппарата- 1,9%. И только менее половины всех обследованных студенток(46,3%) не имеют каких-либо жалоб и не состоят на учете у врача.
Все это указывает на необходимость принятия оперативных мер по оздоровлению студенческой молодежи, показывает важность разработки и внедрения, как в учебный процесс, так и в повседневную жизнь индивидуальных программ использования средств физической рекреации, двигательной реабилитации, с учетом уровня физического состояния студентов и имеющихся у них заболеваний.