Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия: «Верим! 150-летие со дня рождения К.С. Станиславского»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЗЮКАЙСКИЙ АГРАРНЫЙ ТЕХНИКУМ»



Методическая разработка открытого внеклассного мероприятия:
«Верим! 150-летие со дня рождения К.С. Станиславского»



Разработала: Курилова Л. А.
высшая квалификационная категория











Зюкайка 2013


Дидактическая цель: раскрыть исторические моменты становления русского театра, познакомить с творчеством великого реформатора театра К. С. Станиславского, с принципами его системы деления актерской игры на «ремесло», «представление» и «переживание»;
Воспитательная цель: силой воздействия театрального искусства формировать духовный мир студента, его нравственность, эстетическую восприимчивость;
Развивающая цель: развивать активное стремление утверждать красоту человеческих отношений в повседневной жизни, в трудовой деятельности и нетерпимость к безобразному во всех проявлениях жизни;
развивать у студентов воображение и творческие способности.
Задачи:
сформировать опыт эмоций, воображения, впечатлений с целью разбудить в них потребность в художественно – эстетической деятельности; сформировать эмоционально – ценностное отношение к окружающему миру.
План мероприятия:
1.Биография К. С. Станиславского;
2.С 1888 – 1898 гг. – работа К. С. в Обществе искусства и литературы;
3. С 1898 г.- открытие Московского Художественного театра, успех К.С. Станиславского как актера и режиссера;
4.Поездка труппы Московского театра за рубеж, грандиозный успех;
5.Система Станиславского в актерской игре – ремесло, представление, переживание, особенности;
6 Система Станиславского в педагогике, в кино, балете;
7. Итог жизни – мировая память о великом реформаторе театра.
Оборудование:
- компьютер
- проектор
--экран
- газета, посвященная Станиславскому
- художественное выступление студента.
Средства создания коммуникативной среды: высказывания К. С. Станиславского, фотографии деятелей русского театра начала ХХ века: К.С.Станиславского, В.И.Немировича-Данченко, фотографии из пьес вышеназванных режиссеров; презентация, три видео фильма на слайдах презентации




Сценарий мероприятия:
Верим! 150-летие со дня рождения К.С. Станиславского
17 января 2013

«Познавая искусство в себе, познаешь природу,
жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу – талант!
Выше этого счастья нет»
«Что такое талант? Душа!»
Станиславский
Русский театральный режиссёр, актёр и педагог, реформатор театра. Создатель знаменитой актёрской системы, которая на протяжении более 100 лет имеет огромную популярность в России и в мире. Народный артист СССР. Основатель Московского Художественного театра.
17 января 1863, Москва 7 августа 1938,Москва (наст. фам. Алексеев)
Родился в богатой семье предпринимателя. Учился дома, в гимназии, в Лазаревском институте восточных языков. Станиславский был высокообразованным человеком, прежде всего за счет постоянного самообразования, прекрасно знал литературу, историю, искусство, свободно говорил по-французски и по-немецки. Сорок лет прожил он в доме родителей у Красных ворот. Алексеевы были потомственными фабрикантами и промышленниками, специалистами по изготовлению канители тончайшей золотой и серебряной проволоки, из которой ткалась парча.
Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы маленьким, но новым для вас куском знания считайте бесплодно и невозвратно для себя погибшим.
Станиславский
К театру имела отношение лишь бабушка Станиславского, известная в свое время парижская актриса Мари Варлей, приехавшая в Петербург на гастроли. Она вышла замуж за богатого купца Яковлева. От этого брака родилась будущая мать Станиславского, Елизавета Васильевна. Костя был слабым ребенком. Страдал рахитом, часто болел. До десяти лет не выговаривал «р» и «л». Но благодаря заботам матери он окреп и стал среди сверстников заводилой.
В большой семье Алексеевых (детей было девять человек) не жалели денег на образование. Помимо обычных предметов, дети изучали иностранные языки, учились танцам, фехтованию. Под домашний театр в доме Алексеевых отвели большой зал.
Любите искусство в себе, а не себя в искусстве. Константин Станиславский
Летом отдыхали в Любимовке, на берегу Клязьмы. Устраивались праздники с фейерверками и, разумеется, любительские спектакли в специально построенном домашнем театре, так называемом Алексеевском кружке (1877-1888). Инициатором театральных затей был молодой Константин Алексеев.
Чувство зафиксировать нельзя. Константин Станиславский
Много лет проработал Константин на фабрике отца, стал одним из директоров. Для изучения усовершенствованных машин он не раз ездил во Францию. Занимаясь днем семейным делом, вечерами он играл в Алексеевском театральном кружке. Константина признавали лучшим актером-любителем.
В январе 1885 года он принял театральный псевдоним Станиславский в честь талантливого артиста-любителя доктора Маркова, выступавшего под этой фамилией
Москва заговорила о нем как о превосходном актере и необыкновенном режиссере, умеющем создавать спектакли, полные жизненной правды.
Рядом с ним на сцене блистает Мария Петровна Перевощикова, взявшая сценический псевдоним Лилина. Внучка московского профессора, дочь почтенного нотариуса, окончившая Екатерининский институт благородных девиц с большой золотой медалью, решила посвятить себя театру. 5 июля 1889 года Станиславский венчается с ней в любимовской церкви.
Жить это значит действовать. Константин Станиславский
Еще в 1884 году Станиславский высказывал идею создании совершенно нового театрального кружка или общества, где любители смогут «испытывать и научно развивать свои силы». В 1888 году Константин Сергеевич вырабатывает устав Московского общества искусства и литературы и становится одним из его руководителей.
Целое десятилетие (1888-1898) посвятил Станиславский деятельности в Обществе. Такие спектакли, как «Отелло» Шекспира, «Плоды просвещения» Льва Толстого, «Уриэль Акоста» К. Гуцкова, «Горькая судьбина» А. Писемского и его же «Самоуправцы», «Бесприданница» А. Островского, «Потонувший колокол» Г. Гауптмана, «Польский еврей» Эркмана-Шатриана, постановки «Маленьких трагедий» Пушкина и комедий Мольера, подкупали цельностью режиссерского замысла, слаженной игрой ансамбля актеров, правдивым исполнением ролей, великолепной группировкой массовых сцен, тщательностью оформления. Их ставили в пример даже Малому театру. Имя молодого режиссера Станиславского стало широко известным.

Цель стремления к творчеству по Станиславскому:
« Вызвать из самых глубин души и аффективной памяти самые сокровенные, непосредственные, неожиданные, бурные, глубоко жизненные аффективные чувства и ощущения, наиболее щепетильные, пугливые и капризные дорогие, важные для творчества, которые выходят из души только тогда, когда человек забывает решительно все, кроме цели своего стремления, которая становится всепоглощающей».
(Из записной книжки)


Дом кладут по кирпичу, а роль складывают по маленьким действиям. Константин Станиславский

Постановки Общества искусства и литературы привлекли внимание В.И. Немировича-Данченко, популярного драматурга, театрального критика и педагога. Он также мечтал о новом театре, правдиво отображающем жизнь. 21 июня 1897 года Станиславский и Немирович-Данченко встретились в отдельном кабинете московского ресторана «Славянский базар». «Знаменательная встреча» так назовет Станиславский главу своей книги, посвященную этой беседе: «Мировая конференция народов не обсуждает своих важных государственных вопросов с такой точностью, с какой мы обсуждали тогда основы будущего дела, вопросы чистого искусства, наши художественные идеалы; сценическую этику, технику, организационные планы, проекты будущего репертуара, наши взаимоотношения».

Когда играешь злого - ищи, где он добрый!
Константин Станиславский
Ресторан закрылся, и Станиславский предложил собеседнику поехать к нему на дачу в Любимовку. Там на следующий день закончилась их восемнадцатичасовая беседа. Договорились о создании «русского образцового театра» больших мыслей и чувств.
Труппу будущего театра составили члены Общества искусства и литературы и выпускники по классу Немировича-Данченко из училища филармонии. Пригласили, кроме того, нескольких профессиональных актеров со стороны, но со строжайшим отбором.
Труппа собралась в Пушкине в конце июня 1898 года. Перед началом репетиционной работы Константин Сергеевич сказал: «Мы приняли на себя дело, имеющее не простой, частный, а общественный характер. Мы стремимся создать первый разумный, нравственный общедоступный театр, и этой высокой цели мы посвящаем свою жизнь»

Нет маленьких ролей, есть маленькие актеры. Константин Станиславский

14 октября 1898 года знаменательная дата в истории мирового сценического искусства день открытия Московского Художественного театра. Спектакль «Царь Федор Иоаннович» А.К. Толстого встретил восторженный прием зрителей. В первый сезон он идет 57 раз!
17 декабря состоялась премьера «Чайки», пьесы Чехова, уже потерпевшей скандальный провал в Александринском театре. Эта премьера стала подлинным рождением МХТ. Впервые в современном театре режиссер стал идейным руководителем и истолкователем художественного произведения. В спектакле была обретена неповторимая атмосфера чеховской пьесы. Особенность ее была не в сюжете, ведь Чехов изображает вроде бы самую обычную жизнь, но «в том, что не передается словами, а скрыто под ними в паузах, или во взглядах актеров, в излучении их внутреннего чувства», - писал Станиславский. Театр говорил о самом важном: о жизни человеческого духа. Премьера «Чайки» стала театральной легендой, а силуэт летящей чайки эмблемой МХТа.
В 1902 году Станиславский работает над спектаклями «Мещане» и «На дне» Горького. Его привлекает драматургия Горького, в которой он видит художественное осмысление общественно-политических реалий своего времени.

Понимать - значит чувствовать.
Константин Станиславский
Станиславский создает свою систему психологического реализма, направленную на воспроизведение «жизни человеческого духа». Станиславский признал, что «главным начинателем и создателем общественно-политической жизни» их театра был Максим Горький.
В спектаклях его пьес «Трое», «Мещане», «На дне» была показана тяжелая доля рабочих и «низов общества», их права, призыв к революционной перестройке.

Тот, кто умеет парить над землей, тот не упадет на нее Константин Станиславский
Станиславский продолжает ставить перед собой все новые и новые задачи в актёрской профессии. Он требует от себя создания системы, которая могла бы дать артисту возможность публичного творчества по законам «искусства переживания» во всякую минуту пребывания на сцене, возможность, которая открывается гениям в минуты высочайшего вдохновения. Свои искания в области театральной теории и педагогики Станиславский перенес в созданную им первую студию.
Театр начинается с вешалки. Константин Станиславский
В январе 1906 года руководство МХТа решило отправить труппу в зарубежные гастроли. Мелькают города Дюссельдорф, Висбаден, Франкфурт, Кёльн, потом Варшава; театральный сезон многих городов проходит под знаком Художественного театра. Молодая, дружная, талантливая труппа имела большой успех. Удивление вызывала высокая культура труда, прекрасное искусство, высота этики, великолепная дисциплина.
Станиславский был выдающимся актером, он поражал тончайшей органикой своего искусства и удивительным совершенством внешнего перевоплощения. Его любимыми ролями были: Астров («Дядя Ваня»), Вершинин («Три сестры»), Штокман («Доктор Штокман»), Ростанев («Село Степанчиково»)...
За рубежом Станиславского называют «гениальным актером», его несут на руках горожане Лейпцига. В Праге гостей встречает весь город «все снимают шляпы и кланяются, как царям», удивленно описывает Станиславский. Газеты заполнены статьями и фотографиями, в честь гастролеров даются приемы, спектакли. По всей Средней Европе театр прошел триумфально.
Мысль, прежде чем стать мыслью, была чувством. Константин Станиславский
Говоря словами Станиславского, у каждого подлинного артиста должна быть своя сверх-сверхзадача, та конечная цель, к которой устремлено его искусство. «Если у актера нет своей собственной сверхзадачи, учил Станиславский, он не настоящий художник. Сверхзадача роли может быть по-разному понимаема, и это зависит от сверхзадачи самого актера человека».
Очень часто, добиваясь верного исполнения, Константин Сергеевич приостанавливал репетицию и начинал разбирать кусок. Исполнитель рассказывал, как и почему он пришел к тому состоянию, в котором заставало его действие... Участвовавшие подсказывали режиссеру или спорили с ним. На репетициях Станиславского несколько человек всегда записывали его примеры, высказывания, результаты. Но бывало иначе. Только начинали сцену, как Константин Сергеевич уже останавливал исполнителей: «Не верю!»...

Не верю!!!
«Не верю!»  фраза, ставшая легендарной в мире кино, театра и в бытовой сфере, после того, как её стал употреблять в качестве режиссёрского приёма Станиславский.
Основа всей жизни человека - ритм, данный каждому его природным дыханием.
Константин Станиславский

Станиславский четко делил актерскую игру на три метода – ремесло, представление и переживание. Ремесло – это то, что мы видим в сериалах: набор штампованных реакций, картонных движений, упрощенных до предела эмоций, вроде звонкого вопля «Ты мерзавка, Лаура!» – и не менее звонкой пощечины следом. Подлинность воплощения и правду жизни, а уж тем более качество этого «искусства» оставим на совести клепальщиков мыльных опер с одного дубля.
 Представление – метод значительно более профессиональный, искусство демонстрации чувств, которые актер, возможно, вполне тонко понимает, но в момент игры не испытывает.
 Но вершиной актерского мастерства по Станиславскому является переживание, когда образ на сцене рождается из подлинных чувств актера, поверившего в то, что в данный момент он и есть – Гамлет, Тристан или Сид... Где-то это попахивает священным безумием – возможно, но в подлинном творчестве всегда есть доля безумия.
Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь. Константин Станиславский
Типизация актера и учителя
Первый и главный принцип системы Станиславского – жизненная правда. Нельзя допустить ничего приблизительного, ложного, нарочитого, фальшивого.
2 принцип – сверхзадача.
Сверхзадача есть то, ради чего художник хочет внедрить свою идею в сознание людей, то, к чему он стремится в конечном итоге.
Сверхзадача – самое дорогое, заветное желание художника, она – выражение всей его идеи
Помня о ней, художник не ошибется ни при выборе целей, материала, технических приемов и выразительных средств.
  3 принцип – принцип активности и действия.
  Нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли. Действие волевой акт человеческого поведения, направленный к определенной цели.

Гении родятся веками, большие таланты - десятилетиями, таланты - годами, посредственности - днями и бездарности – часами. Константин Станиславский


Система Станиславского в кино
 
Система Станиславского в кино - понятие, включающее в себя сценическую теорию, метод и технику актёра, разработанные великим деятелем русского и советского театра К. С. Станиславским на основе его творческого опыта, реалистических традиций русского и мирового театрального искусства. Система формировалась и развивалась в тесной связи с творческой практикой Московского Художественного театра и его Студий, постепенно становясь не только творческим кредо МХАТа, но и основой реалистического театрального искусства. Система является научным выражением сценического направления, названного Станиславским "искусством переживания". Это направление требует от актёра подлинности переживания, умения "жить в образе".

Джон НОЙМАЙЕР
Этот хореограф, кого называют живым классиком и кому отводят место лидера мирового балетного процесса, отличается фантастической трудоспособностью. Фанатизм Джона НОЙМАЙЕРА довелось почувствовать всему коллективу Музыкального театра имени К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, который несколько дней назад показал премьеру балета "Чайка". Руководитель Гамбургского балета Джон Ноймайер, возглавляет который с 1973 года (40 лет, США).
Что ценно в системе Станиславского для меня сейчас? Наверное, правда на сцене. В наши дни балетом движут два желания: освоить технику и постичь традицию. Что все чаще становится самоцелью. А то, что надобно сказать, о чем наше искусство, какие мысли следует передать зрителю - становится второстепенным. Не о том же ли писал Станиславский? Для меня важно понятие "эмоциональной памяти", которая не имеет временных и национальных границ. Если один герой прикасается к другому, я, как зритель, должен понимать, что это вызвано подлинной эмоцией, должно быть правдиво и обусловлено отношениями, их развитием. Значит, когда танцовщик выходит на сцену, от него ждут определенных намерений, а не показа того, как он здорово двигается.
Играть при полном и сочувствующем вам зрительном зале - то же, что петь в помещении с хорошей акустикой. Константин Станиславский
В октябре-декабре 1918 года[1] в Московском художественном театре и Большом театре обсуждался вопрос об участии МХТ в оперных и балетных постановках Большого театра, в результате решено было организовать Оперную студию под руководством К. С. Станиславского с формулировкой «для оказания помощи в поднятии сценической культуры оперного спектакля».
В 1919 году возникла Оперная студия Большого театра под руководством Станиславского, в этом же году начала работать Музыкальная студия МХТ, где начал свои эксперименты по синтезу жанров В. И. Немирович-Данченко.
В 1924 году Оперной студии Большого театра был официально присвоен статус государственной, а также имя К. С. Станиславского. В 1926 она стала «студией-театром», а в 1928 Государственным оперным театром имени Народного артиста Республики К. С. Станиславского.
Итог своей жизни Станиславский подвел сам: "Долго жил. Много видел. Имел хорошую семью, детей. Жизнь раскидала всех по миру. Искал славы. Нашел. Видел почести, был молод. Состарился. Скоро надо умирать. Теперь спросите меня: в чем счастье на земле? В познавании. В искусстве и в работе, в постигновении его. Познавая искусство в себе, познаешь природу, жизнь мира, смысл жизни, познаешь душу - талант! Выше этого счастья нет".
Память
Улицы в Липецке, Москве, Челябинске, Уфе, Туле, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Сочи, Адлере, Казани  и в других населённых пунктах названы его именем.
10 января 2010 года в Караганде перед входом в русский драматический театр был установлен памятник Константину Станиславскому. Памятник изготовлен из бронзы и представляет собой фигуру режиссёра, сидящего в кресле; общая высота памятника вместе с постаментом составляет 2,8 метра.
В СССР имя было присвоено Государственному русскому драматическому театру в Ереване.
Международная премия Станиславского  для награждения творческих людей, внесших значительный вклад в развитие театрального искусства, а также представителей делового мира за активную поддержку театра. Учреждена Международным фондом Станиславского в 1994 году. Вручается на Международном театральном фестивале.
«Верю. Константин Станиславский»  почетный приз ММКФ.
















Рисунок 1Рисунок 2Рисунок 115