: конспект урока по литературе по повести А С Пушкина «Метель»


Название работы: конспект урока по литературе по повести А С Пушкина «Метель»
Тема урока:
“Стихия, которая ворвалась в судьбы людей”(по повести А.С. Пушкина «Метель»)
Год выполнения:
Цель урока:
Образовательная:
Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина.
Совершенствовать умение анализировать тексты.
Развивающая:
Актуализировать личностный интерес учащихся к изучению
творчества А С Пушкина.
Развивать умение систематизировать материал.
Развивать мышление, устную и письменную речь учащихся.
Воспитательная:
Воспитывать у учащихся самостоятельность, коммуникабельность.
Пояснение: Занятие проводится по технологии развития критического мышления через чтение и письмо. В ходе урока с помощью стратегии РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо)“Шесть шляп мышления” будут обобщены сведения, полученные в процессе обсуждения повести, проанализированы сюжет повести и проблемная ситуация, лежащая в его основе, ; сформирована коммуникативная компетенция учащихся, умение работать в группах, развитие критического мышления
Оборудование: Цветные шляпы (6 – белая, черная, желтая, красная, зеленая, синяя), имеющие символическое значение, , иллюстрации к повести, портрет Пушкина, карточки с вопросами .
Ход урока
I. I Стадия вхождения в атмосферу, создание позитивного настроя
1 Игра «Имена-качества»
-Ребята, давайте перед началом урока создадим добрую, позитивную обстановку . Назовите свое имя и положительное качество на первую букву вашего имени.
(ребята по заданию учителя называют свое имя и положительное качество на первую букву имени)
- А теперь выразите пожелания друг другу.
2 Сообщение учителем темы урока и краткой истории написания повести.
Учитель: Итак, сегодня мы  познакомимся с повестью А С Пушкина «Метель» .Осень 1830 года АС Пушкин провел в селе Болдино Нижегородской губернии. Отрезанный карантином из-за вспыхнувшей холеры, Пушкин был вынужден задержаться здесь. Осень всегда вызывала у Пушкина прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется , как осенью в деревне»,- говорил он часто. А С Пушкину пришлось прожить в Болдине три месяца .В это время он написал повесть «Метель».

II. Особенности шести разных способов мышления представлены путем выразительного чтения по ролям “Притчи о старом Шляпнике и его сыновьях” (автор перевода с английского психолог Т. Зинкевич-Евстигнеев.(Выразительное чтение притчи о старом Шляпнике по ролям.)
Герои: 6 мальчиков и автор.
Автор: Жил-был старый мудрый Шляпник. Имел он золотые руки и прекрасную душу. Мастер дарил людям нечто большее, чем головные уборы. Просветленными и веселыми решительными и твердыми духом выходили из мастерской люди, унося свой заказ. Очень благодарны были люди Мастеру за чудесные шляпы, в которых таился Великий Секрет Великого Мастера. Шли годы; умер старик, оставив в наследство своим сыновьям шесть шляп.
1-й сын: “Я возьму себе шляпу белого цвета. Она так изящна, я буду в ней красоваться на балах”.
2-й сын: “А я выбираю черную шляпу. Она не менее изящна и подойдет к любому костюму”.
3-й сын: “Мне нравится желтая шляпа. Это цвет солнца, радости, богатства, а это мне так необходимо”.
4-й сын: “Пусть моей шляпой станет красная. Я всегда буду заметен в толпе”.
5-й сын: “Зеленая шляпа напоминает мне весенний луг и поле, деревья и цветы. Может быть, она поможет осуществиться моей мечте”.
6-й сын: “Мне достается синяя шляпа, и я очень рад этому, синий цвет – цвет глаз нашего отца, бескрайних морских и небесных просторов. Постичь их глубину и высоту – вот мое призвание.
Автор: Разобрали сыновья шляпы и отправились в разные стороны. Спустя много лет они встретились под крышей отцовской мастерской и рассказали друг другу о том, как сложились их судьбы.
1-й сын (белая шляпа): Я стал уважаемым человеком благодаря своей беспристрастности. Факты, цифры, хроника событий стали для меня важнее всего на свете.
2-й сын (черная шляпа): Я же все происходящее вокруг стал видеть в черном свете. Все подвергал сомнению и критике. И от этого стал угрюмым и недовольным.
3-й сын (красная шляпа): Я человек чувствительный и живу во власти эмоций, иногда это мне очень мешает, потому что чувства заглушают голос разума.
4-й сын (желтая шляпа): Я иду по жизни, радуясь каждому дню. Ничто не пугает меня. Я верю в красоту, добро, справедливость, свет.
5-й сын (зеленая шляпа): Я могу все, что вижу, слышу, чувствую, превращать в поэзию и музыку, картины и скульптуры, романы и повести.
6-й сын (синяя шляпа): Мне суждено было стать мыслителем, исследователем. Я всегда добиваюсь своей цели, никогда не отступаю перед трудностями. Для меня нет ничего недосягаемого.
III. Распределение заданий по группам. Учащиеся каждой группы получают задание , обсуждают предложенный вопрос и записывают ответ , опорные слова, тезисы.
1. Белая шляпа .- Какие события произошли в этой повести? Назовите имена героев .Как автор относится к своим героям? Из чего это видно? ( докажите цитатами текста)
2. Черная шляпа .Прочитайте сцену метели .Подумайте, какую роль сыграл этот эпизод в жизни героев?
Почему все так случилось? Что оказалось для вас неясным, непонятным до конца во всей этой истории?
3. Желтая шляпа .Какие исторические события заслоняют собой историю Марьи Гавриловны и Владимира?
Как эти события отразились в судьбах героев?
-Есть ли положительные стороны в том, что случилось с Марьей Гавриловной и Владимиром? Аргументируйте свой ответ.
4. Красная шляпа .- Какие чувства испытывали вы, читая разные эпизоды повести. Аргументируйте.
Как вы понимаете значение слова ирония ? В чем вы видите авторскую иронию по отношению к Марье Гавриловне и Владимиру?
5. Зеленая шляпа .-Как вы думаете, будет ли счастлива Марья Гавриловна? Аргументируйте свой ответ. Вообще, в этой ситуации от нее что-то могло зависеть?
6. Синяя шляпа .- Виноваты ли герои повести друг перед другом? И если да, то в чем? Аргументируйте свой ответ.
IV. Работа учащихся (коллективная по группам) над предложенным вопросом, составление ответа (7-10 мин.).
V. Выступление представителей каждой группы. (Учащиеся других групп могут после выступления задавать вопросы, делать добавления).
VI. Заключительное задание для всех учащихся.
Учитель:
-Как вы считаете, эта повесть правдоподобна?
- Какие бы вы вопросы задали Марье Гавриловне и Бурмину в сложившейся ситуации?
-Можно ли считать ,что повесть «Метель» закончилась «просто и счастливо» ? Почему?
-Как вы думаете, в чем достоинство развязки этой повести?
-Может быть, было бы лучше, если бы автор закончил повесть как –нибудь загадочно?
VII. Итог урока.
Учитель;Выходит , что стихия(метель ) распорядилась жизнью героев ,наказала их за легкомыслие, заставила пройти через страдания, но все-таки вознаградила за все переживания, которые пришлись на их долю.
Домашнее задание:
Написать мини-сочинение на тему «Как сложится судьба главных героев?»