Пособие для студента Краткий словарь педагогических терминов


Краткий словарь педагогических терминов.
А
Авторитет - (от лат.autoritas - достоинство, сила, власть), та или иная степень признания коллективом, группой личных и деловых качеств кого-либо из своих членов.
Адаптация - Приспособление организма к изменяющимся внешним условиям.
Акселерация - (от лат « аkstlerasio» - ускорение) - это ускоренное физическое и отчасти психическое развитие в детском и подростковом возрасте.
Актив - 1. Наиболее деятельная часть организации коллектива. 2. Стоимость наличного и долгового имущества, принадлежащего предприятию.
Акмеология – наука, исследующая закономерности и факторы достижения вершин профессионализма, творческого долголетия человека.
Актуальный - 1. Очень важный для настоящего момента (например, актуальная тема). 2.Существующий, проявляющийся в действительности.
Анализ - 1. Метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь.2. Всесторонний разбор, рассмотрение. 3. Определение состава вещества.
Анкетирование - 1.(только «анкета» - сбор сведений путем получения ответов на определенные вопросы – провести анкету; прилагательное анкетный). 2. Метод массового сбора материала с помощью разработанных опросников, называемых анкетами.
Антология - Сборник художественных произведений разных авторов.
Аттестация- 1. Отзыв, характеристика, рекомендация. 2. Присвоение звания. 3. Оценка знаний, поставив отметку.
Б
Беседа- 1.Разговор, обмен мнениями (оживленная беседа). 2. Общедоступный доклад, обычно с участием слушателей в обмене мнениями, собеседование (провести беседу).
Бихевиоризм - (от англ. Behavios – поведение) Психолого- педагогическая концепция технократического воспитания, под которым понимается воспитание, базирующиеся на новейших достижениях науки о человеке, использовании современных методов исследования его интересов, потребностей, способностей.
В
Возможность – 1. Средство, условие, необходимое для осуществления чего-либо; возможное обстоятельство, (большие возможности, упущенная возможность)
Воспитание - 1) Вырастить, дать образование, обучив правилам поведения. 2) Путем систематического воздействия, влияния сформировать чей-нибудь характер. 3)Навыки, поведения, привитые семьей, школой, средой и проявляющиеся в общественной жизни.
Восприятие - Непосредственное чувственное отражение действительности в сознании, способность воспринимать, различать и усваивать явления внешнего мира.
Г
Гимназия - общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением учебных предметов, призванное обеспечивать вариативность образования в зависимости от направления учебного заведения, изучение образовательных дисциплин и курсов основ наук.
Гуманизм - (от латинского Humanus - человеческий, человечный) – целостная концепция человека как наивысшая ценность в мире. Защита достоинства личности, признание её прав на свободу счастье.
Д
Дедукция - Способ рассуждения, при котором новое положение выводится чисто логическим путем от общих положений к частным выводом.
Дидактика - Отдел педагогики, излагающий общие методы обучения («дидактический» - наставительный поучительный)
Дикция - Произношение, степень отчетливости в произношение слов и слогов в речи, пении, рекламации.
Дискуссия - Спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании в беседе.
Диспут - Публичный спор на научную или общественно важную тему.
Дисциплина - 1. Обязательное для всех членов к-л. коллектива подчинение установленному порядку, правилам. 2. Самостоятельная отрасль к-л. науки.
Доклад - 1. Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение на определенную тему. 2. Устное или письменное сообщение руководителю о служебном деле. 3. Устное сообщение секретаря, швейцара и т.п. о приходе посетителя.
Документация -1 Деловая бумага, подтверждающая какой-нибудь факт или право на что-нибудь. 2. То, что официально удостоверяет личность предъявителя.
ЗЗадача - 1.Упражнение, которое выполняется, решается посредством умозаключения, вычисления и т.д. 2. То, что требует исполнения, разрешения (боевая задача)
Закон - 1. Связь и взаимозависимость каких-нибудь явлений объективной действительности. (Законы природы). 2. Постановление государственной власти.
Знание - 1. Постижение действительности сознанием; наука (тяга к знанию). 2.Совокупность сведений, познаний в какой-нибудь области, (со знанием дела).
И
Идеал - это, что составляет высшую цель деятельности, стремлений. Совершенное воплощение чего-нибудь.
Идеология - система взглядов, идей, характеризующих какую-нибудь социальную группу, класс, политпартию, общество.
Идея - 1. понятие, представление, отражающее действительность в сознании человека, выражающее его отношение к ней и являющееся основным принципом мировоззрения. 2. Основная, главная мысль, замысел, определяющий содержание чего-нибудь. 3. Мысль, намерение, план.
Индукция - 1. Способ рассуждение от частных фактов, положений к общим выводам. 2. Возбуждение электрического тока.
Институт - 1. название некоторых высших учебных заведений и научных учреждений. 2. Совокупность норм права в какой-нибудь области общественных отношений. Та или иная форма общественного устройства.
Интеллект - мыслительная способность, умственное начало у человека.
Интенсифицировать - сделать (делать) более интенсивным.
Исследование - научный труд.
Инновация - (от англ. innovation- нововведения, новация) - это изменения внутри системы, нововведение, которое осуществляется в системе за счет ее собственных ресурсов.
Инновационная деятельность учителя – социально-педагогический феномен, отражающий его творческий потенциал, выход за пределы нормативной деятельности.
К
Категория - 1. Научное понятие, выражающее наиболее важные общие свойства и связи явлений действительности. 2. Группа лиц, предметов, явлений, объединенных общностью каких-нибудь признаков.
Квалификация - степень годности к какому-нибудь виду труда, уровень подготовленности.
Классификация - система, по которой что-нибудь классифицирована.
Коллектив - группа лиц, объединенных общей работой, общими интересами.
Коммуникация - путь сообщения. Сообщение, общение.
Компонент - составная часть чего-нибудь.
Контроль - проверка, а также наблюдение с целью проверки.
Конференция - сообщение, совещание представителей каких-нибудь государств, организаций, групп.
Концепция - система взглядов на что-нибудь, составная мысль.
Кружок - группа лиц, с общими интересами, объединившихся для совместных занятий чем-нибудь.
Л
Лаборатория - помещение для научных и технических опытов, исследований, а также учреждение, где занимаются такими опытами.
Лекция - устное изложение учебного предмета какой-нибудь темы, а также запись этого изложения.
Лицей – 1.общеобразовательное учебное заведение с углубленным изучением дисциплин по определенному профилю, например лицей технико-математический, биолого-химический, юридический и т.д. 2. В Царской России: мужское привилегированное учебное заведение. 3. Среднее учебное заведение во Франции и некоторых других странах.
М
Мастерство - это педагогическое высокое и постоянное совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей. Педагог мастер своего дела - это специалист высокой культуры, глубокознающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями науки и искусства, практически разбирающийся в вопросах общей и особенно детской психологии, в совершенстве владеющий методикой обучения и воспитания.
Менеджмент - (от англ. Management- руководство, управление), обозначающее общее искусство управления процессами , протекающими в различных системах.
Метод - способ теоретического исследования или практического осуществления чего-нибудь.
Методика - совокупность методов обучения чему-нибудь, практического выполнения чего-нибудь, а также наука о методах обучения.
Мировоззрение - это система взглядов человека на природу, общество, труд, познание.
Мнение - суждение, выражающее оценку чего-нибудь, отношение к кому-нибудь, взгляд на что-нибудь.
Мотив - 1. Побудительная причина, повод к какому-нибудь действию. 2. Довод в пользу чего-нибудь. 2. Простейшая составная часть сюжета, тема в произведениях искусства. 3. Мелодия, напев.
Мотивация - совокупность устойчивых методов, побуждений, определяющих задачи, содержание и характер деятельности
Н
Наблюдение - 1. Внимательно следить глазами за кем-чем-нибудь. 2. Изучать, исследовать. 3. Иметь надзор над кем-нибудь, чем-нибудь
Навык - умение, созданное упражнениями, привычкой, умения, доведённые до автоматизма.
Наглядность - 1. Убедительный, совершенно очевидный из непосредственного наблюдения. 2. Основанный на показе, служит для показа.
Наказание - Мера воздействия против совершившего преступление, проступок.
Новизна - нечто новое в чем-нибудь.
Нрав - 1. Характер, совокупность душевных свойств. 2. Обычай, уклад общественной жизни.
Нравственность - правила, определяющие поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил, поведение.
О
Обобщение - Общий вывод.
Образование - 1. Получение систематизированных знаний и навыков, обучение, просвещение. 2. Совокупность знаний, полученных в результате обучения.
Обучение - Совокупность теоретических положений о какой-нибудь области явлений действительности. Обучение имеет теорему.
Общение - Взаимные сношения, деловая или дружеская связь. Тесное дружеское общение с людьми.
Общество - Совокупность людей, объединенных исторически обусловленных социальными формами совместной жизни и деятельности.
Обычай - традиционно установившиеся правила общественного поведения.
Олимпиада - олимпийские игры, соревнования или состязания, спортивные или художественные или в области каких-нибудь знаний.
Опрос - Метод сбора первичной информации со слов опрашиваемого.
Организация - 1.Организованность, планомерное, продуманное устройство, внутренняя дисциплина. 2. Общественное объединение или государственное учреждение.
Ответственность - Необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчет в своих действиях, поступках. Чувство ответственности.
Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в баллах или цифрах.
Оценка - определение степени усвоенности знаний, умений и навыков.
Отношение - 1. Связь разных величин, предметов, действий. 2 .Связь между кем-нибудь при общении, контактов, возникающих при общении.
ППатриотизм - преданность и любовью к своему отечеству, к своему народу.
Парадигма – теория, принятая в качестве образца решения исследовательских задач.
Педагогика - наука о воспитании и обучении, воспитательные приемы, воздействие.
Педагогический процесс - (от лат. «процессус» - движение вперед, «изменение»)- развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели, и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Педагогическая техника - это комплекс знаний, умений и навыков, необходимых педагогу для того, чтобы эффективно применять на практике выбираемые им методы педагогического воздействия на отдельных воспитанников, так и на детский коллектив в целом.
Педагогическая квалиметрия - («квалиметрия» - от лат cval-качество и metros-измерить) означает направление педагогических исследований, главным содержанием которого является измеренья и оценки педагогических параметров и характеристика.
План - заранее намеченная система деятельности предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ.
Планирование - Составлять план: включать в план каких-нибудь предполагать устройство чего-нибудь: предполагать, рассчитывать, иметь свои планы.
Поведение - образ жизни и действий.
Подход – совокупность приемов, способов (в воздействии на кого-нибудь, что-нибудь) изучение чего-нибудь.
Познавательность - способствующий познанию, расширению знаний.
Поисковой метод - действия ищущего, розыски кого-чего- нибудь, способ разведки - скрытных подходов к противнику и внезапное нападение на него.
Понятие - логически оформленная общая мысль о классе предметов, явлений идея чего-нибудь: представление, сведения о чем-нибудь, способ, уровень понимания чего-нибудь.
Поощрение - поощрить, вознаграждение, награда:
Порицание - выражение неодобрения, осуждения: выговор:
Поручение - поручить, порученное кому-нибудь дело:
Пособие - помощь, преимущество денежная учебная книга, а также предмет необходимый при обучении чему-нибудь:
Практика - деятельность людей, деятельность по применению чего-нибудь в жизни опыт: приемы, навыки, обычные способы какой-нибудь работы: работа как занятие как основа опыта, умения в какой-нибудь области.
Прагматизм - (от греч. « прагма» - дело) – философско-педагогическое направление, выступающее за сближение воспитания с жизнью, достижение целей воспитания в практической деятельности.
Преподавание - обучая, сообщать, передавать систематические сведения по какому-нибудь учебному предмету.
Принцип - основное исходное положение какой-нибудь теории, учения, мировоззрения теоретической программы: убеждения, взгляд на вещи: основная особенность в устройстве чего-нибудь.
Приучение - заставить привыкнуть к кому-чему-нибудь научить чему-нибудь, выработать навык.
Проблемность - сложный вопрос, задача, требующее разрешения, исследования:
Программа - план деятельности, работ: краткое изложение содержания учебного предмета.
Профессиональный потенциал - (от лат protensia-обобщенная способность, возможность, сила) - главная характеристика - педагогического это совокупность объединенных в систему естественных и приобретенных качеств, определяющих способность педагога выполнять свои обязанности на заданном уровне.
РРазвитие - 1) процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более совершенное; переход от старого качественного состояния к новому, от краткого к сложному, от низшего к высшему. 2) степень сознательности, просвещенности, культурности.Рассказ - 1) малая форма эпической прозы, повествовательное произведение небольшого размера. 2) словесное изложение каких-нибудь событий.
Результат - 1) то, что получено в завершение какой-нибудь деятельности, культурности, работы, итог. 2) показатель мастерства (обычно спортивного).
Реферат - краткое изложение содержания книги, статьи, исследования, а также доклад с таким изложением.
Рефлексия – обращение назад, отражение; анализ собственных действий и состояний.
Руководство – 1)То, чем следует руководствоваться в работе, в деятельности. 2) Учебное пособие по какому-нибудь предмету, специальности и руководители; 3) Руководить.
С
Самовоспитание - воспитание самого себя.
Самодеятельность- 1. Проявление личного почина в каком-нибудь общественном деле. 2. Непрофессиональная театральная, исполнительская, художественная деятельность.
Самообразование - приобретение знаний, путем самостоятельных занятий, без помощи преподавателя.
Ситуация - совокупность обстоятельств, положение, обстановка.
Содержание - 1. Единство всех основных элементов целого, его свойств и связей, существующее и выражаемое в форме и неотделимое от нее. 2. Основная суть изложения; фабула. 3. Перечень разделов в начале или в конце книги, оглавление. 4. Количество чего-нибудь, находящегося в чем-нибудь другом . 5. Заработная плата, жалованье (офиц.) 6. Средства, которые даются кому-нибудь для обеспечения существования, иждивение (устар.)
Сознательность - Умение, способность правильно разбираться в окружающей действительности, определять свое поведение.
Соревнование - форма деятельности (работы, игры), при которой участвующие стремятся превзойти друг друга.
Социализация – усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу.
Социология – наука об обществе как целостной системе и об отдельных социальных институтах, процессах, общественных группах.
Способ - действие или система действий, применяемое при исполнении какого-нибудь действия, какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь.
Способность - 1. Природная одаренность, талантливость. 2. Умение, а также возможность производить какие-нибудь действия.
Стимул - побудительная причина, толчок; заинтересованность в совершении чего-нибудь.
Стандарт образования – система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, учитывающий возможности каждой личности.
Сущность - в философии: внутреннее содержание предмета, обнаруживающееся во внешних формах его существования. 2.То же, что суть.
Субъект - 1. В философии познающий и действующий человек, существо, противостоящее внешнему миру как объекту познания. 2. Человек как носитель каких-нибудь свойств. 3. Вообще о человеке (обычно отрицательно характеризуемом) 4. В логике: предмет суждения. 5. В грамматике: семантическое состояние.
Т
Творчество - создание новых по замыслу культурных, материальных ценностей.
Теория - 1.Учение система научных принципов, идей, обобщающих практический опыт и отражающих закономерности природы общества мышления. Теория познания. Теория относительности. 2. Совокупность обобщенных положений, образующих науку или раздел какой-нибудь науки, а так же совокупность правил в области какого-нибудь мастерства. 3. Сложившееся у кого-нибудь мнение суждение, взгляд на что-нибудь. У него на этот счет своя теория. В оправдание своего поведения придумал целую теорию.
Тест, тестирование - (анг-задача, испытание). Целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, условиях, позволяющие объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса.
Техника - 1.совокупность средств труда, знаний и деятельности, служащих для создания материальных ценностей. Передовая т. Овладеть т. 2. Совокупность приемов, применяемых в каком-нибудь деле, мастерстве. Музыкальная т.
Технология - Совокупность производственных процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.
Традиция - 1.То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр., идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычай и т.п.) Воинские традиции. 2.Обычай, установившийся порядок в поведении, в быту традиции встреч нового года. Войти в традицию стать традиционным.
Х
Характеристика - 1. Описание характерных отличительных качеств, свойств, черт кого-чего-нибудь. Дать блестящую характеристику ученику, характеристика эпохи. 2. Официальный документ с отзывом о служебной, общественной деятельности кого-нибудь. Характеристика с места работы.
ЦЦель - 1. Место, в которое надо попасть при стрельбе или метании. Попасть в цель самолеты вышли на цель. 2. То, к чему стремится, что нужно осуществить, ставить себе что-нибудь целью. Благородная цель, Достичь цели. Иметь целью что-нибудь. В целях 1) Чего И с неопр., предлог то же, что с целью. Ударил в целях самозащиты. 2) Имея целью что-н. В каких-то непонятных целях всем быть на местах.
ШШкола - 1.Учебное заведение (преимущ. о низшем и среднем). Здание школы: Сельская ш., ш рабочей молодежи, музыкальная Ш., ш-интернат. Высшая школа (о высших учебных заведениях). 2. Перен. выучка, достигнутый в чем-нибудь, опыт. Пройти хорошую школу в армии. Школа жизни. 3. Направление в области науки, искусства и т.п. Создать свою школу в науке.
Э
Экскурсия - 1.Поездка (коллективная или индивидуальная) куда-нибудь, посещение чего-нибудь с образовательной или увеселительной целью, э. в музей, поехать на экскурсию куда-нибудь. 2. Группа участников такой поездки, посещение.
Эксперимент - 1.Научный опыт. Химический э. 2. Вообще-опыт, попытка сделать, предпринять что-н. смелый э., рискованный эксперимент.
Эстетика - 1.Философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идейной сущности и форм прекрасного в худ творчестве, в природе и в жизни. 2.Система каких-нибудь взглядов на искусство э. Чернышевского 3.Красота, художественность в оформлении, организации чего-нибудь э. быта, э. производства, э. одежды.