Урок развития речи: Сочиняем сказку сами


Тема. Сочиняем сказки сами.
Цели: развивать устную и письменную речь учащихся, обогащать активный словарный запас учащихся, развивать умение мыслить критически; воспитывать, развивать чувство прекрасного, создание мотивации на совместную работу; развитие творческих способностей, воображения у детей, коммуникативной культуры; знакомство с групповыми формами.
Оборудование: репродукции картин с изображением снега, снегопада, стихотворение Н. Брауна «Снег», песня «В гостях у сказки», П.И. Чайковский «Вальс снежинок».
Ход урока.
Мотивация. Психологическая установка на урок.
Звучит песня «В гостях у сказки»
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что сегодня наш урок мы начинаем с хорошего настроения. Радостное настроение – почему? Разумом не поняли, а уже заулыбались. Наверное, потому, что звучит чудесная музыка.
Создадим друг другу хорошее рабочее настроение. Как вы это сделали?
- Улыбнулись друг другу.
- Сказали добрые слова.
- Пожелали успехов своим одноклассникам.
Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по-доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное. Не зря народная мудрость гласит: «Где красота, там доброта»
2. Эмоциональное вхождение в урок.
- Послушайте, что там за окном.
Дети. Скрипит снег под ногами, каркают вороны, завывает ветер, гудят машины, разговаривают люди, треснула веточка на дереве.
- Постарайтесь найти самое яркое, точное слово для описания сегодняшнего утра.
Дети. Утро пасмурное, ненастное, холодное, серое, морозное, хмурое, неприветливое.
- Закройте глаза и шепотом произнесите: «Зима…» Какое чувство возникло?
Дети. Стало холодно и грустно… А мне стало радостно, я люблю зиму, потому что холодными зимними вечерами в теплой комнате у печки можно почитать , послушать сказки, по фантазировать.
Постановка цели урока.
Признайтесь: вам давно хотелось придумать что-то необычное? Заняться чем-то интересным, небывалым, проявить все свои способности? Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке мы будем сочинять сказки. При этом вы сможете наблюдать, насколько шире становятся ваши творческие возможности, богаче фантазия.
Звучит песня «В гостях у сказки».
О чем- то скрипит половица,
А спице опять не сидится,
Присев на кровати, подушки
Уже навострили ушки….
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят…. Сказки
Актуализация знаний, сообщение необходимой информации.
Сказка – литературное произведение, обычно народно- поэтическое, о вымышленных лицах событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил. Сказочный жанр – это быт и обычаи народа, образное слово и чувства.
- Как называются сказки, которые сочинил народ? (народные). А писатель или поэт? (литературные) А если сказку сочинил кто-то из детей? (авторская)
Наш класс разделен на группы. Повторим правила работы в группах.
1.Внимательно слушай того, кто говорит.
2.Не унижай! Не критикуй!
3.Уважай других.
4.Следи за временем.
Предлагаю вам конкурсы. Правила нашей игры просты. За правильный ответ участник получает звездочку, которую кладёт в копилку.
Конкурс 1. УЗНАЙ СКАЗКУ.
Учитель произносит группу слов и просит ребят вспомнить сказки.
Курочка, яичко, мышка.
Царь, три сына, стрела, болото, лягушка, Кощей Бессмертный, яйцо с иглой.Посадил, вырастил, стал тянуть, тянет-потянет, вытянуть не может, позвал, позвала, вытянули.Маша, бабушка, дедушка, медведь.
Мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь.
Лиса, кот, волк, медведь, заяц.
Бабушка, внучка, курочка, мышка, заяц.
2. Конкурс «Любимые сказки»
Какую птичку спасла от гибели Дюймовочка?
а) Жаворонка;
б) ласточку;
в) синичку.
2.Что несла Красная Шапочка бабушке?
а) Пирог и конфеты;
б)пирог и яблоки;
в) пирог и горшочек масла.
3.Через сколько перин и пуховиков принцессе мешала спать горошина?
А)112 перин и 20 пуховиков;
б) 12 перин и пуховиков;
в)20 перин и 20 пуховиков.
4.Кого старик предложил зарезать к празднику в сказке «Зимовье зверей»?
а)Петуха;
б)свинью;
в)индюка.
5. Кто раздавил теремок?
а) Волк;
б медведь;
в) мышка.
6. Сколько лет было принцессе из сказки «Спящая красавица», когда она уснула?
а) Шестнадцать;
б) восемнадцать;
в) двадцать.
Конкурс 3: «Имя литературного героя».
- Назовите недостающее имя литературного героя?
№ п/пВопрос Ответ
1 Домовенок... Кузя
2 Папа... Карло
3 Старик... Хоттабыч4 Дядя Степа
5 Оружейник... Просперо6 Почтальон... Печкин
7 Гимнаст... Тибул8 Доктор... Айболит
9 Барон... Мюнхгаузен
10 Принц... Лимон
11 Князь... Гвидон12 Синьор... Помидор
Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему сегодняшнего урока.(Методика предвидения) Звучит «Вальс снежинок» П.И.Чайковского.
На кудряшках моих пушистых
Много блесток золотистых,
Много серебра…
Эти локоны седые,
Крупно в кольца завитые, бьются о плечо.
На губах – зари багрянец,
На щеках - живой румянец, Пышет горячо.
Рукавичкою взмахнула,
Раз! Куда бы не взглянула,
Застлан был ковер.
По вершинам ходят взоры,
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Это белая шубейка,
Всем знакома чародейка –
Матушка – Зима!
Часто Зима досаждает природе и людям. За это недолюбливают ее и сестры Весна и Осень. Они называют ее злюкой. Когда настает время Зимы, особенно грустит Осень: заливается слезами, рвет на себе волосы.
И только отец Солнце знает, как Зима любит Землю. Как согревает ее белым, теплым покрывалом, украшает все вокруг. И решил отец Солнце подарить художникам, поэтам и композиторам «волшебные очки», через которые они могут увидеть красоту Зимы. И посмотрел поэт сквозь «волшебные очки» и сказал.
Приходилось вам ходить в зимнее время,
Когда звездочки- снежинки сыпятся на вас,
Так приятно окутываться в снежную вуаль
Мир волшебным смотрит из-под пушистых ресниц
- Назовите главную примету зимы. (Снег)
- Из чего состоит снег? (Снежинок)
- Какие слова у нас возникают услышав слово ЗИМА,СНЕГ,СНЕЖИНКА?
Наш класс разделен на группы. Каждая группа получила задание найти стихи, загадки про зиму, снег, снежинки. Предоставляю слово первой группе.
В лесную чащу тихо
Вошла зима-портниха.
Берёзки очень рады:
— Спасибо за наряды!
Пушистые и белые
Зима наряды сделала
И для лесов, и для полей
Пускай им будет потеплей!
Деревьям всем в лесочке
Зима дала платочки:
А в шубы их одела —
Сама повеселела!
— А вот какой бывает снег? Послушаем стихи второй группы.
Разве снег, с высоты летящий
На поля, на холмы, на чащи,
Под лучами взор слепящий,
Под полозьями скрипящий,
Разве он, как мертвый мел,
Только бел, бел, бел?
Весь игольчатый с мороза,
На заре он нежно-розов,
Он вдали — в тени, в низине —
Голубой и даже синий.
А когда закат огнями
Запылает, он и сам,
Как раскинутое знамя,
Пламенеет по холмам.
А луна взойдет — и разом
Мириадами алмазов
Поле все запорошит,
Цветом радуг задрожит.
Поле все запорошит,
Цветом радуг задрожит.
Свои стихи прочитает третья группа.

Светло-пушистая
Снежинка белая
Какая чистая,
Какая смелая!
Дорогой бурною
Легко проносится,
Не ввысь лазурную —
На землю просится.
Лазурь чудесную
Она покинула,
Себя в безвестную
Страну низринула.
В лучах блистающих
Скользит умелая,
Средь хлопьев тающих
Сохранно-белая.
Под ветром веющим Под ветром веющим
И роскошные узоры
Вытканы кругом!
Дрожит, взметается,
На небе млеющим
Светло качается.
Его качелями
Она утешена,
С её метелями
Кружится бешено.
Но вот кончается
Дорога дальняя,
Земли касается
Звезда хрустальная
Лежит пушистаяСнежинка смелая
Какая чистая,
Какая белая!
Когда хозяйничает Зима, невозможно перечислить, что она вытворяет на земле. Какие кругом разные сказочно-узорчатые ковры, скатерти покрывают поля, кусты, деревья, дома. Давайте и мы сплетем ажурные зимние кружева. Составим паутинку к слову зима, снег, снежинка. Напишите слова, которые у вас возникают, когда произносите слова зима, снег, снежинка.
Придерживайтесь правил:
1.Записывайте все, что пришло на ум.
2.Не останавливайтесь, пока есть время.
Время выполнения задания 3мин.Время пошло.
Теплый снежные Новый год
Зимний шапки Рождество
Ковер шубы
Подарила
Сплела
Украсила
разрисовала Мороз
Сугробы
сосульки
грусть
радость
веселье ЗИМА развлечения
платье из коньки снеговик лыжи
серебра санки снежки снежная
крепость

Падает блестит лепит
Кружится играет сечет
вьется
танцует
легкий сияющий
нежный белый
пушистый Снег мягкий
прозрачный
холодный

Белая летит танцует
Нежная холодная
легкая Снежинка прозрачная
кружится хрупкая
Следующее задание для всех групп. Напишите «Сенкан» за 3 минуты. Выберите одного ученика, который будет записывать и презентовать вашу работу.
Написание «Сенкана»
Кто? Что?
Какой? Какая? Какое?
Что делает? Что делало? Что сделает?
Отношение, чувства по поводу обговариваемого
Обобщение, итог.
Проверка задания.
- Прослушаем стихотворение каждой группы
Сказочная релаксация «Звездочка»
«Сядьте удобнее и закройте глаза. Сделайте три легких вдоха и выдоха и расслабьтесь. Ты знаешь о том, что в самой-самой глубине каждого из нас скрывается неповторимая и чудесная звезда? Эта звезда отличает тебя от всех остальных людей. Ведь у каждого из нас звезда своя собственная. Некоторые звезды отличаются друг от друга по цвету, некоторые - по величине. Но каждый из нас несет в своей душе эту звезду, которая и делает его уникальным неповторимым человеком. Давай разыщем твою собствен ную звезду.
Может быть, эта особенная звезда находится в твоей голове. Возможно, она скрывается в твоем сердце, в животике или где-то еще. Как только ты обнаружишь эту чудесную звезду, подними руку (Подождите, пока дети подадут сигнал о том, что нашли свою чудесную звезду).
Прекрасно! Ты нашел свою звезду. Посмотри на нее внимательнее. Какого она цвета? Какого размера? А теперь представь себе, какое счастливое и довольное лицо у звезды. Ты видишь широкую улыбку на всем ее лице может быть, ты видишь тихую и маленькую улыбку? Когда ты разглядишь улыбку на лице твоей звезды, снова подними руку.
Твоя звезда смеется или улыбается, потому что знает одну большую и важную тайну. Осторожно-осторожно возьми свою звезду на руки, поднеси ее к уху и внимательно послушай, что она хочет тебе сказать. Пусть она расскажет тебе, благодаря чему ты такой уникальный и неповторимый человек. Теперь ты знаешь, почему ты такой уникальный и неповторимый человек. Аккуратно погрузи свою звезду глубоко-глубоко на дно твоей души, туда, где ты разыскал ее. Теперь она всегда будет напоминать тебе о твоей неповторимости и особенности. Тихо-тихо скажи самому себе: «Я уникальный и неповторимый человек!»
А теперь мы можем потянуться, поочередно напрягая и расслабляя все мышцы своего тела. Попрощайся со своей звездой и постепенно открой глаза. Посмотри на всех окружающих тебя детей в классе и возвращайся к нам». (Можно предложить детям нарисовать свою звезду).
.
Усвоение изучаемого материала.
Тут собрались все те, кто любит сказку, кто желает подарить людям свою, пусть самую маленькую, но прекрасную сказку. Сказка – это текст.
- Из каких частей состоит текст?
Значит, в сказке должны быть зачин, основная часть и концовка. - -- Какими словами чаще всего начинается сказка я надеюсь вы помните.
В основной части вы должны раскрыть тему. и не забудьте оригинально закончить свою сказку.
Учитель. Попробуем сейчас сочинить сказку о снеге, зиме, снежинке. В каждой группе вы должны выбрать ученика , который будет записывать сказку, а все остальные будут ему помогать. Время выполнения этого задания 8 мин.
2. Коллективная творческая работа в группах
Презентация работы группами и обсуждение получившихся сказок.
IV. Итог урока
За активность, готовность к совместной работе, способ общения, принятие решений, выполнение правил обмена мыслями вы получаете следующие баллы.
— Что в сегодняшнем уроке вам понравилось больше всего? Почему?
Продолжите предложения:
- Этот урок меня научил………………
Учитель: Я вижу, вам понравился урок. Всем вам хорошо, вы счастливы. А что такое счастье? (Ответы детей).
- А можно сказать, что счастье - это когда всем хорошо!
-Да.
Учитель: Значит, наш урок - счастье. Покажем движением рук, что нам всем хорошо, мы счастливы. Нарисуем при помощи звездочек счастье.
Образец сказок.
Пришла в гости к людям зима – волшебница.
Все кругом покрыла белым одеялом. Деревьям подарила теплые шубы, домам – шапки, маленьким кустикам рукавицы. И все стало белым – бело. А когда выглянет солнышко, больно смотреть на серебристые искринки снега.
Зима очень милая. Пушистая.
Жила – была Зима.
Пригласила Зима Месяц на день рождения. Принес он ей в подарок серебряные нити и веретено.
Очень понравился Зиме подарок. Целыми вечерами ткала она снежинки, украшала ими землю.
Светит Месяц и любуется узорами Зимы.