Разработка теоретического и практического занятия по теме Углеводы 1-курс II-семестр.


Содержание
Введение.
1.1 Пояснительная записка……………………………………………………....стр. – 2.
2. Методический блок……………………………………………………………..….стр. – 3.
2.1 Мотивация темы………………………………………………………………....стр. – 4-5.
2.2 Цели занятия………………………………………………………………………..стр. – 6.
2.3 Оснащение занятия………………………………………………………….….стр. – 7.
2.4 Хронокарта занятия……………………………………………………………..стр. – 8-9.
2.5 Схема междисциплинарных связей……………………………….….стр. – 10.
2.6 Схема внутридисциплинарных связей……………………………...стр. – 10.
2.7 Критерии оценок………………………………………………………………....стр. – 11-12.
3. Информационно-справочный блок………………………………………...стр. – 13.
3.1 Опорный конспект…………………………………………………………….….стр. – 14-17.
3.2 Основные выводы по теме………………………………………………….стр. – 18-19.
3.3 Словарь терминов………………………………………………………………...стр. – 20.
4. Блок самостоятельной аудиторной работы студентов…………стр. – 21.
4.1 Инструкция для студентов к самостоятельной работе…….…..стр. – 22.
4.2 Задания для самостоятельной работы………….………..………....стр. – 23.
4.3 Критерии оценки самостоятельной работы студентов………...стр. – 24.
5. Блок контроля знаний…………………………………………………………….…стр. – 26.
5.1 Вопросы для проверки исходного уровня знаний…………...стр. – 27.
5.2 Инструкция к выполнению тестовых заданий…………………..стр. – 28.
5.3 Тестовые задания № 1…………………………………………………………...стр. – 29-31.
5.4 Критерии оценки тестового контроля № 1………………………….стр. – 32.
5.5 Тестовые задания № 2…………………………………………………………...стр. – 33.
5.6 Критерии оценки тестового контроля № 2………………………....стр. – 34.
5.7 Задания для исследовательской работы студентов…………..стр. – 35.
5.8 Домашнее задание…………………………………………………………………стр. – 36.
6. Эталоны ответов………………………………………………………………………...стр. – 37.
6.1 Эталоны ответов на вопросы проверки исходного уровня
знаний……………………………………………………………………………………...стр. – 38-39.
6.2 Эталоны ответов на задания для самостоятельной работы..стр. – 40.
6.3 Эталоны ответов на тестовые задания № 1………………………….стр. – 41.
6.4 Эталоны ответов на тестовые задания № 2………………………….стр. – 42.
7. Литература…………………………………………………………………………………….стр. – 43.
Введение
Пояснительная записка
Подготовка квалифицированного медицинского работника требует глубокого овладения знаниями процессов жизнедеятельности организма человека, поэтому изучение органической химии – важный этап в формировании специалиста в этой области. Кроме того, овладение биохимическими знаниями является основой для изучения таких дисциплин, как физиология и анатомия человека, медицинская генетика, гигиена, микробиология и сестринское дело.
Помочь студентам овладеть знаниями биохимических процессов, происходящих в организме человека, а также сформировать умение творчески использовать их на занятиях и в своей дальнейшей медицинской практике – главная задача курса органической химии.
9690102730500Тема «Углеводы» по учебной программе изучается в конце II –семестра, так как, является сложной для понимания и требует хорошего знания предыдущих тем: «Одноатомные и многоатомные спирты», «Альдегиды и кетоны». Значение этой темы для понимания процессов, происходящих в организме человека, трудно переоценить, хотя бы потому, что углеводы являются основным компонентом пищи и поставляют большую часть энергии, необходимой для жизнедеятельности организма. Углеводы должны составлять 45% - 65% от дневной нормы питания. Минимум 130 грамм углеводов должно быть включено в диету каждый день, чтобы предотвратить кетоз (повышенное содержание кетоновых тел в тканях организма). Углеводы необходимы для регуляции нервных тканей и являются единственным источником энергии для мозга.
Начинается изучение темы: «Углеводы» с теоретического занятия, рассчитанного на 90 минут. Тема этого занятия: «Классификация углеводов. Моносахариды.».МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК
Содержание.
Мотивация темы…………………………………………..стр. – 4-5.
Цели занятия…………………………………………………стр. – 6.
Оснащение занятия………………………………………стр. – 7.
Хронокарта занятия……………………………………...стр. – 8-9.
Схема междисциплинарных и внутридисциплинарных связей……………….…стр. – 10.
Критерии оценок…………………………………………стр. – 11-12.
130746531115
МОТИВАЦИЯ
Углеводы – обширный класс природных соединений, играющих важную роль в жизни человека, животных и растений. Особенно широко они распространены в растительном мире: 80% сухой массы растений составляют углеводы.
Углеводы участвуют в обмене веществ и энергии в организме человека и животных. Являясь основным компонентом пищи, углеводы поставляют большую часть энергии, необходимой для жизнедеятельности (более половины энергии у человека образуется за счет углеводов). Некоторые углеводы входят в состав нуклеиновых кислот, осуществляющих биосинтез белка и передачу наследственных признаков.
К углеводам относят глюкозу, фруктозу, сахар (сахарозу), крахмал, целлюлозу (клетчатку) и др. Одни из них являются основными продуктами питания, другие (целлюлоза) используются для получения бумаги, пластмасс, волокон и т.д.В обмене веществ глюкоза занимает центральное место, являясь энергетическим «топливом» для многочисленных процессов, протекающих в клетках организма. Глюкоза – необходимый компонент крови, ее содержание составляет 80 – 120мг в 100мл крови человека. При содержании глюкозы выше 180мг нарушается углеводный обмен и развивается сахарный диабет. При этом заболевании глюкоза появляется в моче, иногда в больших количествах.
В связи с тем, что глюкоза легко и быстро усваивается организмом и дает ему необходимую энергию, ее широко используют в медицине при самых разнообразных заболеваниях, особенно при общем истощении организма. В микробиологической промышленности используется раствор глюкозы в качестве питательной среды для микроорганизмов при получении кормовых дрожжей.
Глюкоза применяется при изготовлении зеркал, елочных украшений, так как она – хороший восстановитель. Это же свойство глюкозы используется в текстильной промышленности при крашении и печатании узоров на тканях. Глюкоза широко используется в пищевой промышленности.
В промышленности глюкозу получают из более сложного углевода – крахмала.
Фруктоза – лучший вид сахара для больных атеросклерозом, при нарушениях жирового и холестеринового обмена; она наиболее приемлема при занятиях умственным трудом, а также в зрелом и пожилом возрасте.
Глюкоза – одна из тех простых молекул, производимых организмом и вырабатываемых при переваривании пищи, которую мы едим. Например, объединённые молекулы глюкозы и фруктозы образуют состав, называемый сахароза, который вам знаком под названием «столовый сахар», легко и быстро превращаемый в глюкозу. Большое «хранилище» глюкозы – это соединение, называемое гликоген, которое состоит из сотен единиц глюкозы, как длинный поезд, состоящий из ряда отдельных вагонов. Гликоген обеспечивает компактную форму для хранения энергии в печени и мышцах, которая может быть быстро высвобождена, если уровень глюкозы в крови становится слишком низким или у вас неожиданно появляется потребность в большей энергии, например, когда вы бежите.
Но существуют и другие сахара, например, такие, как фруктоза, которые производятся организмом или поглощаются из пищи, глюкоза – это простейшее и самое достаточное топливо для всех наших клеток. Глюкоза доставляется в кровь, и речь обычно идёт о ней, когда вы слышите термин «сахар в крови». В клетках глюкоза окисляется кислородом, чтобы создать энергию; она является важнейшим топливом, которое использует мозг для существования. Другие клетки организма, такие, как клетки мышц, могут использовать все простые молекулы, перечисленные выше, но мозгу необходим постоянный запас глюкозы для нормального функционирования. Когда уровень глюкозы слишком низкий, появляются неприятные, а иногда и пугающие симптомы, называемые «гипогликемия»; когда уровень глюкозы очень высокий в течение длительного периода времени, он вызывает сахарный диабет (гипергликемия).
42164017145
ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ
1. Дидактические.
Студенты должны знать:
классификацию углеводов;
*строение моносахаридов (глюкозы и фруктозы),
*строение молекул гексоз и пентоз (рибозы и дезоксирибозы),
*функции моносахаридов в организме;
*химические свойства глюкозы, фруктозы, рибозы и их
применение.
Студенты должны уметь:
*составлять уравнения реакций, характеризующих химические
свойства углеводов;
*˙устанавливать взаимосвязь между строением и свойствами
углеводов.
2. Развивающие:
*уметь самостоятельно добывать знания и умения;
*формировать развитие правильного химического мышления;
*самостоятельно решать существующие и потенциальные проблемы.
3. Воспитательные:
формирование моральных и нравственных качеств медицинского1458595931545 работника;
ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Методическое оснащение.
Для студентов:
«Химия» - учебное пособие для медицинских образовательных учреждений. Авторы: Г.М.Чернобельская, И.Н.Чертков. – М.:Дрофа, 2005г.
Учебно-методическое пособие для студентов.
Для преподавателя:
Учебно-методическая разработка для преподавателя.
«Биохимия» - учебное пособие для вузов. Автор – И.К.Проскурина.2004г.
Допущено Министерством образования и науки Р.Ф. в качестве учебного пособия для студентов.
2. Техническое оснащение.
Note book “Samsung”;
Интерактивная доска.
2704465210820
В).Раздаточный материал:
методические пособия (на каждый стол),
тестовые задания (на каждый стол)
ХРОНОКАРТА, МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЗАНЯТИЯ.
№ п/п Этапы занятия. Время в мин. Педагогические технологии. Деятельность преподавателя. Деятельность студентов
1. Организацион ный момент. 5. Проверка готовности студентов к занятию – дисциплинирует, воспитывает аккуратность и ответственность, создаёт рабочий настрой. Приветствует студентов, заполняет журнал, сообщает студентам тему, цели и план занятия. Приветствуют преподавателя вставая, записывают в тетрадях дату, тему и план занятия.
2. Вступительное слово преподавателя – мотивация, целеполагание. 10. Выделение значимости темы, побуждение кизучению, акцентирование на достижении цели. Создание целостного впечатления о структуре занятия. Преподаватель рассказывает студентам о большой значимости и сложности изучаемой темы и о целях её изучения. Студенты слушают преподавателя, вывод записывают в тетрадь.
3. Активизация базисных знаний. Блиц – опрос, контроль исходного уровня знаний. 10. Выявляется исходный уровень знаний и степень подготовки каждого студента. Преподаватель задаёт вопросы по пройден-ному материалу вызывая студен-тов, желающих ответить.
Студенты отвечают на вопросы преподавателя.
4. Самостоятельное изучение нового материала с использованием опорного конспекта. 20. Применяется объяснительно-иллюстративный и репродуктивный методы. Организует самостоятельную работу студентов по изучению опорного конспекта.
Студенты изучают опорный конспект, одновременно отвечая на вопросы самостоятельной работы.
5. Закрепление нового мате риала. Просмотр учебного фильма «Химические свойства глюкозы». 15. Применяется проблемный метод: необходимо самостоятельно сделать вывод о химических свойствах глюкозы. Инструктаж перед просмотром, организация
просмотра фильма.
Анализ увиденного, запись выводов в тетрадь. Студенты смотрят фильм, анализируют увиденное, записывают выводы в тетрадь.
6. Выполнение тестовых заданий для контроля усвоения материала. 20. Развитие способности у студентов самостоятельно добывать знания и умения. Организация самостоятельной работы студентов. Отработка навыков по решению тестовых заданий. Студенты выполняют тестовые задания.
7. Подведение итогов. Выставление оценок. 7. Определяется конечный уровень знаний, достижение поставленных целей. Суммирование оценок по всем выполненным заданиям. Осмысление допущенных ошибок и путей их устранения. Преподаватель предлагает студентам проверить работы сокурсников по эталонам ответов, представленным на интерактивной доске. Студенты проверяют работы друг друга и выставляют оценки.
8. Домашнее задание. 3. Закрепление полученных знаний. Дальнейшее пробуждение интереса к изучаемой теме. Разъясняет– что необходимо сделать дома, чтобы закрепить полученные на данном занятии знания, даёт задания для исследовательской работы. Студенты либо записывают, либо фотографируют задания для исследовательской работы дома, а так же, домашнее задание.
Всего на занятие отводится: 90ми нут. 125730092075
Междисциплинарные связи
Предыдущие интегральные связи по дисциплинам.
Биология. Тема: «Процесс фотосинтеза»; «Энергетический обмен».
Тема: «Химический состав животной клетки»
Внутридисциплинарные связи.
Углеводы.
1. Многоатомные 3. Простые и сложные спирты. эфиры.
2.Альдегиды и кетоны. 4. Карбоновые кислоты.
5. Оптическая изомерия. Таутомерия. 6. Реакции окисления, реакции насыщения, реакции полимеризации и реакции этерификации.
Параллельные и последующие связи.
Анатомия и физиология человека.
Тема: «Процессы гидролиза в организме человека».
Тема: «Функции печени в организме человека».
Основы микробиологии, вирусологии и иммунологии.
Тема: «Приготовление питательных сред».
Тема: «Химический состав микробной клетки».
Фармакология.
Тема: «Препараты для больных сахарным диабетом».
Гигиена и экология человека.
Тема: «Гигиеническая оценка суточного рациона питания».
Сестринское дело в терапии с курсом первичной медицинской помощи.
Тема: «Диетотерапия при сахарном диабете».
Тема: «Оказание неотложной помощи при гипогликемической коме»; «Оказание неотложной помощи при общем истощении организма».
Критерии оценки самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов оценивается по пятибалльной системе.
При проверке самостоятельной работы, сверьте ответы студентов с эталонами ответов. Если ответ студента совпал с ответом эталона, то поставьте плюс на полях рядом с ответом студента; если ответ студента не совпал – то поставьте на полях минус. Минус - это неправильный ответ.
Если в самостоятельной работе напротив каждого задания стоят только плюсы то работа выполнена на пять баллов « 5».
Если в работе есть один минус, то работа выполнена на четыре балла « 4»; если в работе два минуса –то это три балла « 3»; если в работе больше двух минусов, то работа заслуживает только два балла « 2». Такая работа должна быть переделана. Оценка – один балл « 1», не документируется.
-309880107315
Критерии оценки тестового контроля.
Количество правильно выполненных заданий. Оценка
10 5
8 - 9 4
6 - 7 3
5 - 4 2
3 и менее 1
-8786-2107783
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ БЛОК
Содержание.
Опорный конспект……………………………………………стр. – 14-17.
Основные выводы по теме……………………………..стр. – 18-19.
Словарь терминов……………………………………………..стр. – 20.
1357630151765
Опорный конспект.
Чтобы ответить на вопросы самостоятельной работы внимательно изучите данную информацию.
Тема: «Углеводы».
Углеводы составляют 80% массы сухого вещества растений и около 2% сухого вещества животных организмов.
4641215405130Животные и человек не способны синтезировать сахара и получают их с различными пищевыми продуктами растительного происхождения.
В растениях углеводы образуются из двуокиси углерода и воды в процессе сложной реакции фотосинтеза, осуществляемой за счёт солнечной энергии с участием зелёного пигмента растений – хлорофилла.
6CO2+ 6H2O → C6H12O6 + 6O2 ∆H = 2810 кДж.
Ежегодно в результате фотосинтеза на Земле образуется 150млрд. тонн органического вещества и выделяется около 200млн. тонн свободного кислорода.
Углеводы – кислородосодержащие органические вещества, в которых водород и кислород находятся, как правило, в соотношении 2:1 (как в молекуле воды). Общая формула большинства углеводов – Cn(H2O)m.
Классификация углеводов.
Углеводы по их способности гидролизоваться делятся на три основные группы: 1) моносахариды, 2) олигосахариды, 3) полисахариды.
Моносахариды (например, глюкоза) не гидролизуются, молекулы дисахаридов (например, сахароза) гидролизуются с образованием двух молекул моносахаридов, а молекулы полисахаридов (например, крахмал) гидролизуются с образованием множества молекул моносахаридов.-26225547625
Моносахариды. Олигосахариды. Полисахариды.
Глюкоза – C6H12O6. Сахароза (дисахарид)- C12H22O11. Крахмал (C6H10O5)n.
Фруктоза – C6H12O6.
(изомер глюкозы). Мальтоза (дисахарид - изомер сахарозы) C12H22 O11. Гликоген (C6H10O5)n. (изомер крахмала).
Галактоза – C6H12O6.
(изомер глюкозы). Лактоза (дисахарид)- молочный сахар, -изомер сахарозы C12H22O11. Целлюлоза (C6H10O5)n (изомер крахмала).
Рибоза – C5H10O5. и дезоксирибоза С5Н10О4. Декстрины – обрывки полимер- ных молекул. Некоторые важнейшие углеводы.

..
В молекулах олигосахаридов содержится от 2 до 10 моносахаридных остатков, в полисахаридах – от 10 до 3000-5000.
Моносахариды (монозы) – не способны гидролизоваться.
В зависимости от количества атомов углерода в цепи различают:
гексозы (глюкоза, фруктоза, галактоза) – содержат шесть атомов углерода;
378460296545пентозы (рибоза, дезоксирибоза) – содержат пять атомов углерода.

Глюкоза.
Физические свойства.
Глюкоза – бесцветное кристаллическое вещество, плавящееся при температуре 146⁰С, хорошо растворяющееся в воде, сладкое на вкус (от греч. glykys – сладкий ). По сладости глюкоза уступает в 2 раза сахарозе. Молекулярная формула глюкозы С6Н12О6.
Химические свойства.
Химические свойства глюкозы обусловлены наличием функциональных групп в молекуле, а также строением углеродной цепи. Экспериментальным путём было установлено, что глюкоза имеет строение альдегидоспирта: то есть, молекула глюкозы имеет несколько гидроксильных групп и альдегидную карбонильную группу. Однако, было установлено, что в растворе глюкозы находится не только её альдегидная форма, но и молекулы циклического строения. Превращение молекулы линейного строения в циклическую молекулу становится вполне объяснимым, если вспомнить, что атомы углерода могут вращаться вокруг σ-связей и углы 3460115114300между связями 109⁰28'.

131115109475

Линейная форма глюкозы.
Циклизация молекулы глюкозы.
Если присмотреться к циклической формуле, то можно заметить, что в ней появилась новая ОН-группа у первого атома углерода. В результате этот атом углерода становится асимметрическим, и ОН-группа может занять в пространстве два положения: над или под плоскостью кольца, то есть возможны две цикличе- ские формы глюкозы – α- и β-формы.
983615560070Обе циклические формы в растворе находятся в равновесии, превращение α-формы в β-форму и обратно происходит через промежуточное образование альдегидной формы.
В связи с тем, что цикличе-ские и аль-дегидная формы глюкозы находятся в равновесии, удаление одной из них в ходе реакции будет сдвигать равновесие в сторону реагирующей формы, то есть другие формы глюкозы превращаются в реагирующую.
Поэтому, например, взаимодействие альдегидной формы глюкозы, несмотря на её малое содержание, с аммиачным раствором оксида серебра или с гидроксидом меди (II) приводит к тому, что циклическая форма глюкозы будет полностью превращена в производное альдегидной формы.-96520270510Аналогичные процессы происходят и в растворе рибозы:
Рибоза является гомологом глюкозы и поэтому обладает сходными с ней химическими свойствами.
Являясь двуфункциональным соединением, глюкоза проявляет свойства многоатомного спирта и альдегида (в растворе) – качественная реакция.
Как многоатомный спирт при комнатной температуре реагирует с Cu(OH)2, образуя раствор синего цвета, если его нагреть, то он краснеет.
HOCH2—(CHOH)4—CHO + 2Cu(OH)2 HOCH2—(CHOH)4—COOH + Cu2O + 2H2O
красн.цв.
Как альдегид окисляется аммиачным раствором оксида серебра (реакция серебряного зеркала) или гидроксидом меди(II) (качественные реакции):
HOCH2—(CHOH)4—CHO + Ag2O HOCH2—(CHOH)4—COOH + 2Ag↓
глюкоза глюконовая кислота Как альдегид вступает в реакции присоединения (восстанавливается):
HOCH2—(CHOH)4—CHO + Н2 + H2 HOCH2—(CHOH)4—CH2OH
глюкоза сорбит (гексангексаол-1,2,3,4,5,6)
Важнейшим свойством моносахаридов является их ферментативное брожение, т.е. распад молекул на осколки под действием различных ферментов. Брожению подвергаются в основном гексозы в присутствии ферментов, выделяемых дрожжевыми грибками, бактериями или плесневыми грибками. В зависимости от природы действующего фермента различают реакции следующих видов:
а) спиртовое брожение C6H12O6 → 2C2H5OH + 2CO2
этиловый спирт
б) молочно-кислое брожение  C6H12O6 → 2CH3-CH(OH)-COOH молочная кислота в) масляно-кислое брожение C6H12O6 → C3H7COOH + 2CO2 + 2H2O масляная кислота
Основные выводы по теме.
Значение моносахаридов для живых организмов.
  Содержание глюкозы. в крови человека около 100 мг%, оно регулируется нейро-гуморальным путём (см. Углеводный обмен). Снижение содержания глюкозы (см. Гипогликемия) до 40 мг% вызывает резкое нарушение деятельности центральной нервной системы. Основные пути использования глюкозы в организме: анаэробные превращения, сопровождающиеся синтезом АТФ (см. Аденозинтрифосфорная кислота) и заканчивающиеся образованием молочной кислоты (см. Гликолиз); синтез гликогена; аэробное окисление до глюконовой кислоты под действием фермента глюкозооксидазы (процесс присущ некоторым микроорганизмам, использующим его для получения энергии, протекает с поглощением кислорода воздуха); превращения в пентозы и др. простые сахара (пентозофосфатный цикл). При полном ферментативном окислении глюкозы до CO2 и H2O выделяется энергия: C6H12O6 + 6O2  6CO2 + 6H2O + 686 ккал/моль, значительная часть которой аккумулируется макроэргическими соединениями типа АТФ. Синтез глюкозы из неорганических компонентов представляет обратный процесс и осуществляется растениями и некоторыми бактериями, использующими энергию солнечного света (фотосинтез) и химических окислительных реакций (хемосинтез).
1040765494030  В промышленности глюкозу получают гидролизом крахмала. Применяется она в кондитерском производстве и как лечебное средство — в медицине.
  Для медицинских целей употребляют глюкозу в порошках и таблетках, а также изотонический (4,5—5%) и гипертонический (10—40%) растворы глюкозы. Изотонические растворы применяют (вводят подкожно и в клизмах) для пополнения организма жидкостью; они являются также источником легко усваиваемого питательного материала. При введении гипертонических растворов (внутривенно) повышается осмотическое давление крови, улучшаются процессы обмена веществ, усиливается антитоксическая функция печени, сократительная деятельность сердечной мышцы, расширяются сосуды, увеличивается мочевыделение. Растворы глюкозы применяют при инфекционных заболеваниях, заболеваниях сердца, различных отравлениях и др., часто в сочетании с аскорбиновой кислотой.
Моносахариды играют роль промежуточных продуктов в процессах дыхания и фотосинтеза, участвуют в синтезе нуклеиновых кислот, коферментов, АТФ и полисахаридов, служат источниками энергии, высвобождаемой при окислении в процессе дыхания. Производные моносахаридов – сахарные спирты, сахарные кислоты, дезоксисахара и аминосахара – имеют важное значение в процессе дыхания, а также используются при синтезе липидов, ДНК и других макромолекул.
25590515875
Основные понятия и термины темы.
Альдозы – моносахариды, в состав которых входят несколько гидроксильных и одна альдегидная группа.
Анаболизм – процессы синтеза сложных молекул из более простых, сопровождающиеся потреблением энергии.Гексозы – моносахариды, в состав молекул которых входят шесть атомов углерода.
Гипогликемия – резкое снижение содержания глюкозы в крови.
Гликогенолиз – процесс распада гликогена.
Гликогеногенез – биосинтез гликогена.
Гликолиз – процесс распада глюкозы в анаэробных условиях, конечным продуктом которого является молочная кислота.
Глюконеогенез – синтез глюкозы из неуглеводных источников.
Глюконовая кислота – органическая кислота, получается в результате окисления альдегидной формы глюкозы.
Катаболизм – это процессы распада веществ, сопровождающиеся выделением энергии.
Кетозы – моносахариды, в состав которых входят несколько гидроксильных и одна кето-группа.
Метаболизм – это совокупность всех химических реакций в клетке.
Моносахариды – это простые углеводы, не подвергающиеся гидролизу.
Олигосахариды – сложные углеводы, в результате гидролиза которых образуются моносахариды.
Пентозы – моносахариды, в состав молекул которых входят пять атомов углерода.
Полисахариды – это сложные углеводы, биополимеры, мономерами которых служат моносахариды.
1300480195580Углеводы – это полигидроксикарбонильные соединения и их производные.
Блок самостоятельной аудиторной работы студентов.
Инструкция для студентов к самостоятельной работе……………..стр. – 22.
Задания для самостоятельной работы студентов……………………..стр. – 23.
Критерии оценки самостоятельной работы студентов……………..стр. – 24.
868045145415
Инструкция для студентов к самостоятельной работе.
Внимательно прочитайте задания для самостоятельной работы. Их всего пять. Постарайтесь запомнить.
Теперь внимательно читайте информацию представленную в опорном конспекте, осмыслите прочитанное.
Приступайте к выполнению заданий самостоятельной работы.
На каждое задание ответ должен быть представлен в письменном виде, также под номерами соответствующих заданий.
Ознакомьтесь с критериями оценки самостоятельной работы
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
86106076200
Задания для самостоятельной работы студентов.
Составьте уравнение реакции превращения альдегидной формы глюкозы в многоатомный спирт.
Составьте реакцию молочно-кислого брожения глюкозы. Приведите пример, где, конкретно, мы сталкиваемся с этим явлением.
Глюкоза реагирует с гидроксидом меди (II).Составьте уравнение реакции. Значит ли это, что все формы глюкозы вступают в реакцию или реагируют отдельные формы? Дайте пояснения.
Напишите формулу циклической формы фруктозы. Составьте схему динамического равновесия форм фруктозы, находящихся в растворе.
Составьте уравнение реакции окисления рибозы в одноосновную кислоту.
1278890137795
Критерии оценки самостоятельной работы студентов.
Самостоятельная работа студентов оценивается по пятибалльной системе.
При проверке самостоятельной работы, сверьте ответы студентов с эталонами ответов. Если ответ студента совпал с ответом эталона, то поставьте плюс на полях рядом с ответом студента; если ответ студента не совпал – то поставьте на полях минус. Минус - это неправильный ответ.
Если в самостоятельной работе напротив каждого задания стоят только плюсы то работа выполнена на пять баллов « 5».
Если в работе есть один минус, то работа выполнена на четыре балла « 4»; если в работе два минуса –то это три балла « 3»; если в работе больше двух минусов, то работа заслуживает только два балла « 2». Такая работа должна быть переделана. Оценка – один балл « 1», не документируется.
110553516510
Эталоны ответов на вопросы для самостоятельной работы.
Альдегидная группа глюкозы может быть восстановлена в спиртовую действием водорода в присутствии катализатора.
2430780-5715HOCH2—(CHOH)4—CHO + Н2 + H2 HOCH2—(CHOH)4—CH2OH
глюкоза сорбит (гексангексаол-1,2,3,4,5,6)
б) молочно-кислое брожение  C6H12O6 → 2CH3-CH(OH)-COOH молочная кислота
С этим явлением мы сталкиваемся при скисании молока, а также, при получении кефира, когда в молоко специально добавляют кефирные грибки и кефир является результатом их жизнедеятельности.
Реагирует альдегидная форма, циклические формы по мере протекания реакции превращаются в альдегидную.
HOCH2—(CHOH)4—CHO + 2Cu(OH)2 HOCH2—(CHOH)4—COOH + Cu2O + 2H2O
249315134035 Красн.цв.
3330575205105 Н


Н фруктоза
OH H H O
11971578420 | | | //
+Ag2O → CH2OH―C―C―C―C + 2Ag↓ | | | \
H OH OH OH
рибоновая кислота
1655445177800
БЛОК КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ
Содержание.
Вопросы для проверки исходного уровня знаний……………стр. – 27.
Инструкция к выполнению тестовых заданий…………..………стр. – 28.
Тестовые задания № 1…………………………………………………………..стр. – 29-31.
Критерии оценки тестового контроля №1…………………………стр. – 32.
Тестовые задания № 2…………………………………………………………..стр. – 33.
Критерии оценки тестового контроля №2…………………………стр. – 34.
Задание для исследовательской работы студентов………….стр. – 35.
Домашнее задание…………………………………………………………………стр. – 36.
98361549530
Вопросы для контроля исходного уровня знаний.
Дайте определение альдегидам.
Дайте определение кетонам.
Дайте определение спиртам.
Перечислите реакции, характерные для многоатомных спиртов.
Перечислите реакции, характерные для альдегидов.
Поясните разницу между гексаном и пентаном.
Дайте определение изомерии и изомерам.
Назовите все виды изомерии какие вы знаете.
Поясните значение глюкозы для живых организмов.
Расскажите всё, что знаете о рибозе и дезоксирибозе.
Поясните значение рибозы и дезоксирибозы для живых организмов.
12636526035
Тестовые задания.
ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ РАБОТЫ
На выполнение этой работы по химии отводится четверть часа (15мин.).
Внимательно прочитайте каждое задание: первые пять тестов – это так называемые, открытые тесты, в них вы должны дать правильный ответ выполнив определённую работу. Если ответ надо дать в таблице – быстро расчертите таблицу от руки. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответов.
Выполняйте задания в том порядке, в каком они даны. Для экономии времени пропускайте задание, которое не удаётся выполнить сразу, и переходите к следующему. К пропущенному заданию вы сможете вернуться после выполнения всей работы, если останется время.
Не забудьте подписать свой листок для ответов.
ЖЕЛАЕМ УСПЕХОВ!
9137655699125
Тестовые задания № 1.
Тема: «Классификация углеводов. Моносахаариды.».
№1. Тест – группирование.
Распределите по столбцам следующие углеводы: рибоза, фруктоза, лактоза, крахмал, мальтоза, целлюлоза, хитин, галактоза, глюкоза, гликоген, дезоксирибоза, сахароза.Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.
№2. Тест – дополнение.
Вставьте пропущенные слова в следующие определения:
«Глюкоза и фруктоза являются ……………… изомерами»,
«Д – глюкоза и L – глюкоза являются ……………….изомерами».
№3. Тест – напоминание.
Ответьте на следующие вопросы:
Как называется явление, когда вещества способны существовать в нескольких взаимопревращающихся изомерных формах?
Как называется углевод – биополимер, мономером которого является β-глюкоза?
Как называется сильное взрывчатое вещество, получаемое нитрованием целлюлозы?
№4. Альтернативный тест.
Ответьте на вопросы следующим образом: если считаете, что определение правильное, то поставьте плюс под номером определения в таблице; если считаете, что определение неправильное, то поставьте минус под номером определения.
Глюкоза – это моносахарид, имеющий шесть атомов углерода в цепи.
Фруктоза уступает по сладости глюкозе в два раза.
Сорбит – это структурный изомер глюкозы.
Молекулярная формула дезоксирибозы – C5H10O4.
Явление таутомерии связано с наличием структурных изомеров у моносахаридов.
№ п/п 1. 2. 3. 4. 5.
Пост.+/- №5. Тест – сличение.
Установите соответствие:
Класс соединений. Формулы соединений.
Многоатомный альдегидоспирт.
Многоатомный кетоноспирт.
Многоатомный спирт.
23419292149354867125242
1).
3).
48641069215


2).

2200910144780
354330108585 5).
4).

23177599060
6).
HOCH2—(CHOH)4—CH2OH
сорбит (гексангексаол-1,2,3,4,5,6)
7).
№6. Тесты – выборки.
Выберите один вариант правильного ответа.
Вопросы. Варианты ответов.
1).Общая формула углеводов – … 1). (С6Н12О6)n 3). CxHyOz2). Cn(H2O)m 4). (CH2O)n
2).Глюкоза и фруктоза – … 1). оптические изомеры.
2). структурные изомеры.
3). олигосахариды.
4). гомологи.
3).α-глюкоза и β-глюкоза – … 1). оптические изомеры.
2). структурные изомеры.
3). олигосахариды.
4). цис-транс-изомеры.
4).Оптическая изомерия углеводов связана с существованием в их молекулах … 1). нескольких гидроксильных групп.
2). асимметрических атомов углерода.
3). карбонильной группы.
4). хиральных центров.
5).На какие группы подразделяют углеводы по функциональным группам? 1). Альдозы и кетозы.
2). Моносахариды и дисахариды.
3). Глюкозы и фруктозы.
4). Пентозы и гептозы.
6).Какая функциональная группа не входит в состав углеводов? 1). Гидроксильная.
2). Карбонильная.
3). Альдегидная.
4). Сложноэфирная.
7).Какое уравнение описывает диссоциацию глюкозы в водном растворе? 1). α-глюкоза ↔ β-глюкоза.
2). С6Н12О6 ↔ 6С0 + 12Н+ + 6О2-.
3). Глюкоза ↔ фруктоза.
4). Глюкоза не диссоциирует на ионы в водном растворе.
8).Глюкоза в водном растворе представляет собой… 1). альдегидоспирт.
2). шестичленный (пиранозный) цикл, содержащий атом кислорода.
3). пятичленный (фуранозный) цикл, содержащий атом кислорода.
4). смесь перечисленных выше структур.
9).Альдозу от изомерной ей кетозы можно отличить по реакции с … 1). Н2
2). NaHSO3.
3). [Ag(NH3)2]OH.
4). фуксинсернистой кислотой.
10).Определите промежуточное вещество X в следующей схеме превращений: С6Н12О6→
X → 3CH3COOH.
1). CO2.
2). CH3CHO.
3). C2H5OH.
4). 2CH3CH(OH)COOH.
11).Какую молекулярную формулу имеет тетрасахарид, образованный остатками гексоз? 1). С24Н48О24.
2). С24Н46О23.
3). С24Н42О21.
4). С24Н40О20.
Критерии оценки тестового контроля.
Задание с выбором ответа считается выполненным правильно, если указан номер правильного ответа.
Задание считается невыполненным в следующих случаях:
а) указан номер неправильного ответа;
б) указаны номера двух и более ответов, даже если среди них указан и номер правильного ответа;
в) номер ответа не указан.
Оценка по пятибалльной системе может быть следующая:
«5» - если правильно выполнены все 16 тестовых заданий;
«4» - если правильно выполнены 15 – 14 тестовых заданий;
«3» - если правильно выполнены 13 – 11 тестовых заданий;
«2» - если правильно выполнены менее 11 тестовых заданий.
2476573025
Тестовые задания № 2.
Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.
Общая формула углеводов – 1) (С6Н12О6)n, 2) Сn(H2O)m
3) CxHyOz, 4) (CH2O)n
2. На какие группы подразделяют углеводы по функциональным группам?
1) Альдозы и кетозы;
2) моносахариды и дисахариды;
3) глюкозы и фруктозы;
4) пентозы и гептозы.
3. Какая функциональная группа не входит в состав углеводов?
1) Гидроксильная; 2) карбонильная;
3) альдегидная; 4) сложноэфирная.
4. Глюкоза и фруктоза – это: 1) оптические изомеры; 2) структурные изомеры;
3) олигосахариды; 4) гомологи.
5. α-глюкоза и β-глюкоза : 1)оптические изомеры;
2)структурные изомеры;
3)олигосахариды;
4)цис-транс-изомеры.
6. Оптическая изомерия углеводов связана с существованием в их молекулах⋯ 1) нескольких гидроксильных групп;
2) асимметрических атомов углерода;
3) карбонильной группы;
4) метиленовой группы.
7. Какое уравнение описывает диссоциацию глюкозы в водном растворе?
1) α-глюкоза β-глюкоза, 2) С6Н12О6 = 6С0 + 12Н+ + 6О2-,
3) глюкоза фруктоза,
4) глюкоза не диссоциирует на ионы.
8. Альдозу от изомерной ей кетозы можно отличить по реакции с⋯ 1) Н2SO4, 2) NaHSO3,
3) [Ag(NH3)2]OH, 4) фуксинсернистой кислотой.
9. Главное значение фотосинтеза заключается в ⋯ 1) выделении необходимого для дыхания кислорода;
2) преобразовании энергии излучения Солнца в химическую энергию,
запасённую в углеводах,
3) синтезе СО2 с использованием солнечной энергии,
4) преобразовании световой энергии в электрическую, запасённую в
свободных электронах.
10. Какой процесс с участием углеводов приводит к выделению наибольшего количества энергии?
1) Окисление кислородом воздуха, 2) восстановление,
3) брожение, 4) карбоксилирование.
Критерии оценки тестового контроля.
№ 2
Количество правильно выполненных заданий. Оценка
10 5
8 - 9 4
6 - 7 3
5 - 4 2
3 и менее 1
-8786-2107783
Задание для исследовательской работы студентов.
Предлагаю вам дома провести небольшой химический эксперимент.Приготовьте клейстер (0.5 чайной ложки крахмала развести в 0,25 стакана холодной воды, и вылить тонкой струей в кипящую воду 0,5 стакана, кипятите 3 минуты, чтобы распались крахмальные зерна). Клейстер остудите. Затем возьмите два кусочка бинта и окуните в клейстер. Высушите кусочки бинта.Возьмите кусочек ваты и намотайте ее на спичку или палочку. Смочите вату своей слюной и напишите ватой на одном кусочке бинта букву. Затем бинт кладут между ладонями, чтобы сохранилось тепло, и через 1- 2 минуты обрабатывают иодной водой (на 1/2 стакана 2-3 капли иода). На синем фоне получается белая буква.Возьмите второй кусочек бинта, другую спичку или палочку, намотайте на нее вату и смочите водой. После этого на втором куске бинта пишут ту же букву. Кусок бинта согревают также в ладонях. Затем помещают бинт в иодную воду. Появляется равномерная синяя окраска. Буквы нет, так как вода не расщепляет крахмал. Вывод: слюна содержит ферменты, расщепляющие крахмал.
258889514744704331335154622511201401546225-749301604010 Другой эксперимент называется «Обнаружение крахмала в пищевых продуктах». Для этого возьмите несколько зерен гречки, риса, пшена, овсянки, так же, возьмите немного вермишели и макарон, кусочек яблока, банана, колбасы вареной, сосисок, капусты и капните на все продукты 2-3 капли иодной воды (см. выш способ приготовления). Какие выводы о содержании крахмала вы можете сделать?
375793033655182562537465248920125095
4180205169545213550510160-77470205105
Домашнее задание.
Изучить по учебнику «Химия» для медицинских училищ авторы:Г.М.Чернобельская и И.Н.Чертков. параграф 22.1 – 22.3 «Моносахариды. Гексозы. Пентозы. Дисахариды.». Стр. 604 – 615.
666750198120
Экспериментальные задачи.
В двух пробирках содержится: в одной – раствор глицерина, в другой – раствор глюкозы. Определите, в какой пробирке какое вещество.
Докажите опытным путём, что в состав сахарозы входят углерод и водород.
Докажите опытным путём, что в спелых фруктах (например, в яблоках) содержится глюкоза.
Мёд состоит из глюкозы и фруктозы. Докажите их наличие в растворе мёда.
Как отличить опытным путём: а) сахарозу от глюкозы; б) фруктозу от молочного сахара?
Подумайте дома над решением этих задач, результаты запишите в тетрадях.
ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ
Содержание.
Эталоны ответов на вопросы проверки исходного уровня знаний….стр. – 38-39.
Эталоны ответов на задания для самостоятельной работы……….стр. – 40.
Эталоны ответов на тестовые задания № 1…………………………………...стр. – 41.
Эталоны ответов на тестовые задания № 2……………………………………стр. – 42.
Литература………………………………………………………………………………………....стр. – 43.
1314450138430
Эталоны ответов на вопросы контроля исходного уровня знаний.
Дайте определение альдегидам. – Альдегидами называются углеводороды, в состав молекул которых, входит карбонильная группа, расположенная либо в начале либо в конце молекулы. Если карбонильные группы находятся у обоих концов углеводородной цепи, то такие альдегиды называются двухосновными.
Дайте определение кетонам. – Кетонами называются углеводороды, в состав молекул которых, входит карбонильная группа, расположенная в середине углеводородной цепи, разделяя её на два углеводородных радикала.
Дайте определение спиртам. – Спиртами называются углеводороды, в состав молекул которых, входит гидроксильная группа, одна или несколько, если несколько, то спирты называются многоатомными.
Перечислите реакции, характерные для многоатомных спиртов. Для многоатомных спиртов, как и для одноатомных, характерны реакции замещения; например – замещение водорода гидроксильных групп на металл. Реакция с гидроксидом меди (II) – это качественная реакция на гидроксильные группы, при этом получается органическая соль. Для спиртов, также, характерны реакции этерификации с образованием простых и сложных эфиров.
Перечислите реакции, характерные для альдегидов. – Для альдегидов характерны реакции окисления, например – реакция «серебряного зеркала» - это качественная реакция на альдегидную группу, при этом получаются карбоновые кислоты, а серебро выпадает в осадок.
Поясните разницу между гексозами и пентозами. Гексозы содержат шесть атомов углерода в основной цепи, а пентозы содержат пять атомов углерода в основной цепи.
Назовите все виды изомерии какие вы знаете. 1).Изомерия углеродного скелета. 2). Изомерия положения кратной связи. 3).Структурная изомерия. 4).Пространственная изомерия (цис-,транс-изомерия). 5).Оптическая или зеркальная изомерия.
Поясните значение глюкозы для живых организмов. В обмене веществ у живых организмов глюкоза занимает центральное место, являясь энергетическим «топливом» для многочисленных процессов, протекающих в клетках организма. Глюкоза – необходимый компонент крови, её содержание составляет 80-120мг в 100мл крови человека. При содержании глюкозы выше 180мг нарушается углеводный обмен и развивается сахарный диабет. При этом заболевании глюкоза появляется в моче, иногда в больших количествах. Это заболевание очень тяжёлое.
Расскажите всё, что знаете о рибозе и дезоксирибозе. Рибоза и дезоксирибоза являются обязательными составными частями нуклеотидов, а нуклеотиды входят в состав всех нуклеиновых кислот. Рибоза входит в состав РНК, потому она так и называется – рибонуклеиновая кислота, а дезоксирибоза входит в состав ДНК (дезоксирибонуклеиновая кислота).
Дайте определение рибозы и дезоксирибозы. Рибоза и дезоксирибоза – это моносахариды, содержащие пять атомов углерода в основной цепи; поэтому они называются пентозами. Общая формула рибозы – C5H10O5, а дезоксирибозы – С5Н10О4, то есть – на один атом кислорода меньше, чем у рибозы; отсюда и её название (приставка дез- означает удаление чего-либо, окси- означает кислород) – дезоксирибоза.
Поясните значение рибозы и дезоксирибозы для живых организмов. Рибоза и дезоксирибоза входят в состав нуклеиновых кислот. Нуклеиновые кислоты являются носителями генетической информации. Нуклеиновые кислоты являются полимерными соединениями. Основной единицей этих полимеров является нуклеотид. В свою очередь нуклеотид включает в себя три основных части:1).Сахар, содержащий пять атомов углерода (дезоксирибозу в ДНК и рибозу в РНК).
2).Азотистое основание (их четыре вида).
3).Остаток фосфорной кислоты.
Эталоны ответов на вопросы для самостоятельной работы.
Альдегидная группа глюкозы может быть восстановлена в спиртовую действием водорода в присутствии катализатора.
2430780-5715HOCH2—(CHOH)4—CHO + Н2 + H2 HOCH2—(CHOH)4—CH2OH
глюкоза сорбит (гексангексаол-1,2,3,4,5,6)
11971561685
Реагирует альдегидная форма, циклические формы по мере протекания реакции превращаются в альдегидную.
HOCH2—(CHOH)4—CHO + 2Cu(OH)2 HOCH2—(CHOH)4—COOH + Cu2O + 2H2O
249315134035 Н
3330575205105 Н


Н фруктоза
OH H H O
11971578420 | | | //
+Ag2O → CH2OH―C―C―C―C + 2Ag↓ | | | \
H OH OH OH
рибоновая кислота
Тестовый контроль №1. Тема: «Классификация углеводов. Моносахариды.».Эталоны ответов.
№1. Тест – группирование.
Моносахариды. Дисахариды. Полисахариды.
Рибоза, фруктоза, галактоза, глюкоза, дезоксирибоза. Лактоза, мальтоза, сахароза. Крахмал, целлюлоза, хитин, гликоген.
№2. Тест – дополнение.
«Глюкоза и фруктоза являются структурными изомерами»,
«Д – глюкоза и L – глюкоза являются стереоизомерами».
№3. Тест – напоминание.
Таутомерия.
Целлюлоза.
Пироксилин.
№4. Альтернативный тест.
№ п/пПост.+/- + - - + -№5. Тест – сличение.
Класс соединений. Формулы соединений, принадлежащие к данному классу.
Многоатомный альдегидоспирт. 4)., 6).
Многоатомный кетоноспирт. 2)., 3).
Многоатомный спирт. 7).
№6. Тесты – выборки. (№1 - №11 )1.– 2). 2. – 2). 3. – 1). 4. – 2). 5. – 1). 6. – 4).
7. – 4). 8. – 4). 9. – 3). 10. – 3). 11. – 3).
Эталоны ответов на тестовые задания № 2.
– 2).
– 1).
– 4).
359727533655 – 2).
– 1).
– 2).
– 4).
– 3).
– 2).
– 1).
Литература.
Основная:
«Химия» Учебная литература для медицинских образовательных учреждений. Авторы – Г.М.Чернобельская, И.Н.Чертков. Рекомендовано Министерством образования и науки Р.Ф. в качестве учебного пособия для студентов. 2005г.
«Химия – 10» Органическая химия – учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. Автор – Габриелян О.С. Рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Р.Ф. 2011г
Дополнительная:
«Биохимия» Учебное пособие для вузов. Автор – И.К.Проскурина.
Допущено Министерством образования и науки Р.Ф. в качестве учебного пособия для студентов. 2004г.
«Женщина, вес, гормоны». Автор – практикующий врач – эндокринолог с двадцатилетним стажем. Издат. ООО «РИПОЛ классик» Москва 2007г.
«Диетология» Новейший справочник для врачей. Авторы – Смолянский Б.Л., Лифляндский В.Г. – М.: Эксмо, 2003г.
45085094615