Построение моделей мира в славянской, библейской, тюркской и античной мифологии


Министерство образования и науки Республики Казахстан
Управления образования Павлодарской области
Региональный научно-практический центр «Ертіс дарыны»
СОШ № 10
Осетров Дмитрий
7 класс
Тема. Построение моделей мира в славянской, библейской, тюркской и античной мифологии
Секция : русский язык и литература;
Научный руководитель: Семащенко Александра Николаевна, учитель русского языка и литературы
Экибастуз
2016 – 2017 учебный год
Содержание
Введение…………………………………………………………….…...5
1.2Сходства и различия славянской и античной мифологии….….6
1.2 Библейская мифология…………………………………….………7
1.3. Тюркская мифология…………………………………………...8
Часть 2. Мифологическая магия чисел 3, 7, 9, 12………………….12
3. Заключение……………………………………………………………15
Список литературы…………………………………………………….16

ANNOTATION
The theme: Semahtic features of verbs phraseological units of Russion, Kazakh and English languages
The aim: studing semantic features of verbs phraseo logical units and their ciassification of russion, kazakh and engish languages
Hypothesis: likeness and diffirents of Kazakh, Russian and English of phraseological
Stages of studies
1. Studing general theoretic of basis about phraseological units
2. Stadind results of test between pupils about using in speech of phraseological units by pupils
3.Comparison of Rassion, Kazakh, English of phraseological units determination their likeness and diffirents.
4. Making of russian, kazakh, english dictionary verb`s phraseological units and exercises for pupils
Metods
Descriptire
Method of choice
Analysis
Scientific novelty. This work is studing of. kazakh, russian and english of phraseological units.
Actuality. Studing of thee languages are education are personality and possibility for human.
Аннотация
Цель научной работы: построение и сопоставление моделей мира в античной, тюркской, библейской и славянской мифологии.
. Работали над осуществлением следующих задач:
изучить мифологии: античной, славянской, тюркской, библейской Чтение мифов.
изучить и сопоставить богов высшего пантеона.
сравнить высших богов этих мифологий.
Построить модели мира
Составить кроссворды «Мифология мира»
Методы исследования:
сопоставление и анализ
анкетирование
Этапы процедуры исследования:
1) Изучение мифологий разных народов в энциклопедиях и литературных произведениях.
2) Работа с интернет -источниками.
4 Анализ собранных материалов и сравнение мифов о сотворении мира и Древе Жизни.
5) Составление моделей мира
Объект исследования: “Загадки мифологии».
Методы: исследования поисково-теоретические.
Новизна исследования: попытка системного и комплексного изучения миф и её происхождения.
Актуальность данной темы определяется повышенным интересом к изучению мифологии как словесного достояния. В наше время, время технологий, инноваций и продвижения в плане развития - мифология становится актуальнее, чем когда-либо. В особенности жанр фэнтези, который сейчас очень популярен среди молодёжи, в основе которого и лежит определённый миф. Также очень интересен жанр городской легенды, который, по сути, является современным мифотворчеством.
Основным результатом исследовательской работы стали материалы учебника русской словесности для 6 класса, исследовательская работа на уроках русской словесности, ознакомление с мифологией различных народов, также в возможности проявить себя, как на уроках и викторинах, так и во внеурочное время.
Введение
Общее понятие мифа и мифологии
Интерес к мифологии, а шире - к духовной культуре прошедших эпох, в наши дни заметно усилился. Каков был внутренний мир человека того времени, его мировоззрение? Здесь еще много неясного и неизученного. Ядром большинства мифологических систем являются мифы о происхождении и устройстве вселенной. Космогоническим воззрениям людей от древности и до современных дней древности посвящено это исследование. На историко-культурном материале показана их универсальность и закономерность возникновения. В центре внимания - важные проблемы духовного мира древнего человека, его попытка обобщить доступные ему знания об окружающей действительности, свести их в целостную гармоничную систему.
Важно отметить, что концепция построения мира одинакова для любой мифологической системы и нашла отражение в науке и искусстве.
На примере мифологии древних щумеров (миф о Гильгамеше), египетских мифах о смене времен года ( культ бога солнца Осириса), скандинавской, славянской, тюркской, казахской мифологии можно проследить взаимосвязь единого образа мироздания от 4 тысячелетий назад и до наших дней.
Слово «миф» греческое и буквально означает предание, сказание. Обычно подразумеваются сказания о богах, духах, обожествлённых или связанных с богами своим происхождением героях, о первопредках, действовавших в начале времени и участвовавших прямо или косвенно в создании самого мира, его элементов как природных, так и культурных. Мифология есть совокупность подобных сказаний о богах и героях и, в то же время, система фантастических представлений о мире. Мифологией называют и науку о мифах. Мифотворчество рассматривается как важнейшее явление в культурной истории человечества. В первобытном обществе мифология представляла основной способ понимания мира, а миф выражал мироощущение и миропонимание эпохи его создания. «Миф как первоначальная форма духовной культуры человечества представляет природу и сами общественные формы, уже переработанные бессознательно-художественным образом народной фантазией».[1]
1.1 Сходства и различия славянской и античной мифологии
Славянская мифология
1. До того, как все начало быть, была одна лишь Великая Темь.
2. В лоне Великой Тьмы родилось Золотое Яйцо.
3. Из Яйца вышел Род, и стал Свет.
4.Когда раскололось Золотое Яйцо и воссиял Свет Рода, Темь приняла обличие Океан – моря - бездонного, безбрежного, безымянного. Из верхней части Яйца стала твердь Вышняя - Сварга Златая, и родился огонь и воздух. Из нижней части Яйца стала твердь Нижняя, и родились земля и вода. Нижней тверди не на что было опереться, и она скрылась под водами Океан - моря.
3. А когда окончился их срок, ушли они в Неведомые Чертоги Родовы, освободив место для младших братьев своих – людей. И был дан людям от Рода урок: свято чтить Родных Богов и предков своих, жить по совести и в ладу с Природой. А для тех, кто ищет Высшей Мудрости – особый урок: познать себя. И стало так, по Воле Рода. И верви родов земных плели узор рода небесного, и день сменяла ночь, и ночь сменял новый день, и век сменял век. И неустанным Дыханием Самого Рода жило Всемирье
Различия между славянской и греческой мифологиями
1. Воля Рода творить породила Сварога – Коваля Небесного. Воля Рода любить породила Ладу – Богиню Любви и Лада. Воля Рода ведать породила Велеса – Вещего Бога. Воля Рода жить породила Земун – Корову Небесную, мать Вещего Бога. Сварог и Лада породили Светлых Сварожичей – детей Небесного Огня.
2. Затем также мирным путем появляются другие боги.
Античная мифология
1. Вначале существовал безграничный Хаос - источник жизни.
2. Из хаоса появилась Земля-Гея, и Тартар - бездна тьмы и мрака.
3. Хаос также породил Мрак и Ночь.
4. От Мрака и Ночи произошли Свет и День.
Гея – земля порождает титанов и циклопов.
Уран возненавидел своих детей - великанов и низверг их Тартар. Земле было жаль своих детей, и она призывала их восстать. Ее послушался Крон. Крон боялся, что его тоже свергнет кто-нибудь из детей, и поэтому проглатывал их, как только они родятся. Его жена Рея приходила в ужас, когда видела судьбу своих детей. Рея не хотела потерять последнего ребёнка, и спрятала его на острове Крит в глубокой пещере. Она назвала его Зевсом, а вместо него дала Крону камень, завёрнутый в пелёнки.
Когда Зевс возмужал, он сверг Крона и заставил его изрыгнуть проглоченных детей. Они начали борьбу с Кроном и титанами за власть и победили. Но Гея решила отомстить за своих детей, произвела на свет чудовищ гигантов и Тифона. Но и их Зевс победил.
После этого боги поселились на горе Олимп, и воцарился мир на всей земле.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что в обеих мифологиях мир возник из Хаоса – Тьмы, затем появляются свет и тьма, ночь и день, небо и земля, подземный мир. Затем рождаются боги. Но в славянской мифологии боги рождаются от Рода, от его воли творить, любить, ведать. Все боги живут мирно и уходят затем на небо, оставив Землю людям с пожеланием жить по совести и в ладу (то есть в согласии). В греческой мифологии старшие боги постоянно свергают и убивают младших и наоборот, то есть мира и любви здесь нет. Мир появляется после того, как Зевс всех побеждает.
1.2 Библейская мифология
В течение двух тысячелетий весь мир воспитывается на сказках и преданиях, песнях и притчах, взятых из Библии.
Первый библейский миф – о сотворении мира. Его смысл известен каждому, даже малышу, потому для того, чтобы все упорядочить, просто перечислим дни, которые стали решающими для дальнейшей жизни на Земле:
День первый – из мрака и пустоты Бог сотворил небо и землю. Ничего не было, лишь вода, над которой летал Дух Божий. Именно поэтому Творец отделил тьму от света и назвал их ночью и днем.
center301625 День второй – разделил Бог море некой твердью. Одна часть воды
осталась под ней, а вторая - над ней. Эта твердь и получила название неба. На третий день Господь собрал всю воду в одном месте, так что образовалась суша. На ее просторах он вырастил кустарники, цветы и деревья.
Четвертый день Творец посвятил созданию светил. Днем землю освещало яркое Солнце, а ночью – более тусклая Луна.
На пятый день Бог создавал живых существ: рептилий, млекопитающих, бабочек и букашек. Одним словом, всех, кто населил бы мир.
И на шестой день Господь по своему образу и подобию создал человека. Первым оказался мужчина, а после него появилась и женщина. На седьмой день Творец ничего не делал.
1.3 Тюркская мифология
Пантеон Тенгри
В мировоздании тюрков Тенгри является верховным божеством, устроителем мира вместе с богиней Умай и Эрликом (Р. И. Эльхан). Тенгри — божество верхней зоны мира — представляет судьбы людей, распределяет срок жизни, дарует верховную власть в обществе, воздействует на нее. Орхонские тюрки Центральной Азии считали, что Умай является женой Тенгри (харун) (Традиционное мировоззрение 1990, с. 66, 67). Умай регулирует рождение детей, охранят их души, женщин и очаг дома (Ядыкин 1993, с. 53). Эрлик владеет нижней зоной мира, т. е. духами предков, является опорой Древа Жизни, придает ему импульс вечности. (Формирует круговорот жизни в мире.
Символы и семантика персонажей пантеона Тенгри
Тенгри имеет следующие символы: круг(солнце), орла (иногда лошадь), цвет — голубой, обозначающий восток.
Умай обозначается символом треугольника. Он олицетворяет животворную, производящую функцию женскую силу, обладает охранной, защитной функцией женщин и детей, очага, посредством стрелы из лука поражает злых духов.

Она изображается символиками луны, гребня, ножниц и стрелы. Присутствие богини Умай выражается цветами белым (серебряным). Считается, что плодовитость женщин оберегается наличием красного цвета на элементах их одежды, ношением сережек, вышивкой символа рога козла или же барана на груди одежды женщин (оберегает грудь). Символ стрелы на нарукавниках платья (эль къапагъы) оберегает руки и тело женщин.
Эрлик имеет символ звезды. Воплощает души умерших (на древнетюркском языке — кут), которые функционируют в зоне Тенгри. Присутствие божества Эрлик обозначается черным цветом.
В тюркской мифологии Мировое древо воплощало собой вертикаль – небо – земля, у саков, по К. Акишеву, - упорядоченность и организацию, шаманскую дорогу, связывающую все миры. Его концепция в этнографическое время соотносится с преемственной связью поколений - генеалогическое (родословное) древо, образ которого на современном этапе часто используется в графическом дизайне, как декоративный элемент - в «бумажной архитектуре» - проектах региональных Этнографических парков. В начале ХХ в. И. Костанье фиксирует (святое дерево предков) на вершине курганов, выявив их четко выраженную трехъярусность. Б. Ибраев, цитируя народную память, констатирует священность элементов ландшафта: «Первозданный Кок-Тобе (синяя-небесная-священная Гора)», «Великий Байтерек (букв. Могучий Тополь)» - Древо жизни.
В настоящее время в разных районах Казахстана, у священных мест (родников, мемориальных комплексов) сохранилась народная традиция сакрализации деревьев в символе – Родовое священное дерево, как символ источника сил и «жизненной энергии рода», средство общения с небесными силами. При этом в подобный статус «вводятся» как произрастающие деревья (как бы животворящие), так и мемориальные-сухие, «заснувшие» деревья (своеобразный дендронекрополь), как символ вечной жизни - духовной связи с потомками. (ПРИЛОЖЕНИЕ )


В казахском фольклоре птица Самрук ежегодно приносит одно яйцо (Солнце), которое губит дракон айдархан, поднимаясь из подземного мира вверх по стволу Мирового дерева Байтерек. Прилетев обратно в гнездо, Самрук видит погубленного птенца, горюет, и на земле воцаряется холод, стужа и ночь (сравнить с культом Осириса у древних египтян). Человек — батыр Ер-Тостик спасает птенцов птицы Самрук от айдархана и на земле на смену зиме приходит весна, возрождение. (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

« Каим - батыр сильно устал, отпустил лошадь и лег под деревом Бай-Терек; тут он увидел на вершине дерева детенышей птицы Самрук, которые плакали. Каим - батыр спрашивает их, почему они плачут. Те отвечают, что в эту ночь съест их дракон (айдахар). Дракон приближается с писком; Каим - батыр рассек его саблей пополам. Дракон умер, детеныши обрадовались. Они сказали, что скоро прилетит их мать и что перед ее прилетом бывает страшная буря. Прилетела птица Самрук и начала кормить детей по очереди . Сидя в гнезде, птица говорит детям, что она слышит человеческий запах. Тогда детеныши велели ей посмотреть вниз. Она взглянула и увидела убитого дракона. Потом они показали ей батыра. Она проглотила его и снова отрыгнула. Потом спрашивает его, кто он такой. Он рассказал ей все и просил ее вынести его на поверхность земли. По ее требованию, Каим – батыр выставил ей девяносто жаворонков (тонаша) и девяносто сосудов (саба) воды. Они полетели. Когда стали приближаться к поверхности земли, у него корму для птиц не хватило. Он вырезал мясо со своих ног и дал ей. Наконец, они вышли на землю, и Каим-батыр обрадовался. Птица спросила его: «Что зто было за мясо, которое ты дал мне в лоследний раз?» Каим-батыр сказал, что это мясо он отрезал от своих ног. Птица выплюнула мясо назад, и ноги снова сделались целыми».(4; 144-145)
Часть 2. Мифологическая магия чисел 3, 7, 9, 12
Вообще Прадрево отделяет Космос от Хаоса, оно как бы символ Культуры. Отсюда и значение определенных чисел, без которых не обходится жизнь человека. Проследим смысл и важность в разных сферах жизни мифологических чисел:
Три: а) Бог-Отец – Бог-Дух Святой – Бог-Сын; б) Бог – Природа – Человек; в) Небо – Земля – Подземный мир; г) три измерения нашего пространства; д) Тело – Дух – Душа; е) Жизнь – Свет – Слово (Логос); ё) тезис – антитезис – синтез; ж) прошлое – настоящее – будущее; з) он – она – оно (дитя); и) три героя, три действия в сказках; к) решение конфликта, поставленного дуализмом. Тринитарность мира графически воплощена в треугольнике.

Четыре: а) в христианстве Святая Троица и Матерь Божья; б) стороны света; г) поры года; д) части суток; е) природные стихии – огонь, вода, земля, воздух; ё) человеческие темпераменты – холерик, сангвиник, меланхолик, флегматик; ж) стороны креста; з) количество ног у животных. Графически четверка обозначается через квадрат, в вышивках и орнаментах чрезвычайно часто – через ромб.

Семь как сумма трех и четырех: а) мифологические небеса («чувствовать себя на седьмом небе»); б) цвета радуги; в) основные ноты в октаве; г) дни в неделе; д) семь видов классического искусства, семь основных наук е) семь грехов человеческих, ё) семь мудрецов античного мира; ж) семь чудес света; з) среднее количество восприятия единиц информации за одно мгновение. Графически семерка представлена в семисвечнике, который одновременно символизирует Мировое Древо.

Двенадцать как результат умножения 3х4, потому что из простых чисел делится на максимальное их количество: 1, 2, 3, 4, 6, 12:

а) знаки зодиака; б) месяцы года; в) двенадцать скандинавских богов-асов; г) двенадцать олимпийских богов; д) двенадцать апостолов Христа; е) двенадцать колен Израилевых; ё) двенадцатилетний цикл китайского народного календаря; ж) двенадцать подвигов ГЕРАКЛА; з) разделение юрты на зоны.

Графически двенадцать воплощено через круг, как самую совершенную из геометрических фигур, поделенный на двенадцать секторов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изучая мифы народов мира мы выявили закономерность в построении моделей мира. Сравнительное изучение славянской, тюркской, библейской и античной мифологии и мифов о сотворении мира позволило установить, что при чрезвычайном их многообразии - целый ряд основных тем и мотивов повторяется, что может свидетельствовать о едином источнике мифотворчества народов.
Изучив мифы древних греков, славян, тюрков мы нашли подтверждение этому.
Во всех мифологических системах разных народов мира наблюдается обязательный образ, связанный с Мировым Древом, оппозиция: на вершине ОРЕЛ, или ВОРОН, ФЕНИКС, Самрук, под корнями – ЗМЕЯ, ДРАКОН, айдархан или иное хтоническое существо («хтон» по греч. – недра земли). Центральной мифологемой у многих народов является бой между птицей и змеей.
Наши предки осознали, что пространство – это не только «вперед» и «назад», «влево» или «вправо», но это еще и «вверх» и «вниз», т. е., когда произошла вертикальная структуризация пространства. Вполне возможно, что это произошло еще в каменном веке. Наиболее древние из свидетельств, оставленных нам древними в виде наскальных рисунков и т. п., уже несут в себе структурированные образы объемной вселенной или определенного центра.
Внутренний Тянь-Шань, Ферганский хребет
 
Общим также является древнейший символ образа мирового дерева. Образ Мирового древа присутствует в различных текстах: в сказках, баснях и поговорках, в поэзии и мифах. Например: образ дуба в русских народных сказках, на котором висит сундук с Кащеевой смертью. Образ дерева Байтерек в казахской народной сказке.
Мировое древо, так или иначе, отражено в культуре и искусстве: в играх и хореографии, в живописи, орнаменте, скульптуре и памятниках, планировке поселений и архитектурных сооружениях (прежде всего культового характера); а также в обрядах и ритуалах, в философии и науке, так как позволяет разделить пространство на две части, два полюса.
Образ мирового древа нашел отражение в концепции архитектурного монумента Байтерек в Астане. Байтерек является не только символом государства Республики Казахстан, но явлением более древним и значительным в культурном наследии казахстанской нации и всего мира в целом.
-17780236855
Все это позволило создать модели мира в картинках, выполненных на компьютере в программе МW, которые представлены в самой работе, а также составить кроссворды и викторины к урокам словесности в 6 классе. (см. приложения).
Список использованной литературы
Н.Кун «Легенды и мифы Древней Греции». 2000г. Из-во «Кристалл», 464 стр.
Гомер «Одиссея», 2011г. Из-во «АСТ», 768 стр.
Гомер «Илиада», 2014г. Из-во «Азбука», 576 стр.
Р.Риордан «Перси Джексон», 2009г. «Эксмо», 154стр.
Зира НАУРЗБАЕВА Общие мифологические мотивы в казахском и огузском эпическом наследии: Мировое Дерево
Р. И. Куртиев Тюркские символы в традиционной культуре крымских татар Сагалаев А. М. Урало-алтайская мифология. Новосибирск, 1991
Козбагарова Н.Ж. «Развитие ландшафтной архитектуры Казахстана ХХ века" автореферат
«Казахские народные сказки» - А-А: Жазушы, 1983.
«Мифы народов мира» энциклопедия под ред Топорова, том 1
«Мифы народов мира» том 2
Таланчук Елена д.ф.н. «100 самых известных образов украинской мифологии», под общ. редакцией
Santillana, Giorgo de / Dechend, Hertha von: Hamlet’s Mill. Gambit, Boston 1969
Олард Диксон / Символы сибирского шаманства / Издательство: Велигор, 2007 г. / 128 стр. / ISBN 5-800-504-83-8 / Тираж: 1100 экз.

Интернет- источники
http://greekroman.ru/greek.htmhttp://www.godsbay.ru/antique/3https://ru.wikipedia.org/wiki/МифГ.Белякова «Славянская мифология» http://ifolder.ru/7284485