Методическая разработка внеклассного мероприятия Кто хочет стать отличником по информатике






Методическая разработка внеклассного мероприятия
для 9 класса

Интеллектуальная игра












Автор:
Агапова Марина Николаевна учитель информатики и ИКТ МОУ СОШ пгт Шемышейка


Разделы программы: «Информация и информационные процессы», «История развития информатики», «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Цели:
Обучающая:. Повторение и закрепление знаний и умений учащихся по темам «Информация и информационные процессы», «История развития информатики», «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
Развивающая: Развитие кругозора, умения вести грамотный диалог с компьютером, развитие познавательного интереса, развитие логического мышления, речи и внимания.
Воспитательная:
Воспитание общей и информационной культуры, трудолюбия, усидчивости, терпения, привитие учащимся навыков самостоятельности в работе.
Задачи мероприятия:
развитие у школьников творческого мышления, памяти (лучше всего запоминается то, что связано с преодолением препятствий), формирование операционного мышления направленного на выбор оптимальных решений, творческой активности.
Стимулирование познавательный интерес учащихся к предмету «Информатика».
Тип мероприятия:  внеклассное мероприятие обобщения и систематизации знаний, умений и навыков.
Форма проведения: интеллектуальная игра.
Технология: личностно – ориентированная, основанная на применении возможностей компьютерной техники.
Оборудование:
Компьютеры с ОС Windows XP и пакетом программ Microsoft Office.(10 компьютеров для игроков, 1 компьютер для ведущего)
Проектор, экран.
3. Мультимедийный проект «Кто хочет стать отличником» с демонстрационным материалом. (Приложение 1)
4.Правила работы с проектом «Прочти внимательно!»(Приложение 2)
5 .Текстовые файлы с отборочными вопросами для учеников. (Приложение 3)

Сценарий игры
Организационный момент.
Выполнение отборочных туров на персональных компьютерах.
Игра «Кто хочет стать отличником»
Рекламные паузы.
Подведение итогов .
1. Организационный момент.
Учитель. Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать всех собравшихся в нашем классе. Я приглашаю вас на игру, во время которой вы продемонстрируете не только знания устройств ПК, но и свои интеллектуальные способности, и уважение к соперникам, стойкость, волю к победе.
Сегодня наше мероприятие пройдет в виде очень хорошо знакомой вам игры «Как стать миллионером», только у нас она будет называться «Кто хочет стать отличником».
Каждый из вас имеет шанс сразиться с компьютером и показать свои знания.
В классах прошли отборочные туры и 10 победителей сразятся с компьютером в финале.
Прошу финалистов занять свои места за компьютерами. Как всегда в игре
вам предлагается пройти отборочный тур. Тот кто быстрее всех и правильно ответить на вопрос тот и будет участником поединка.
Вам необходимо в строке ответ правильно расставить цифры через пробел. Тот кто выполнит задание должен быстро поднять руку.
Внимание! Начали!
Приложение 1

Первый отборочный тур
Расположите в порядке увеличения единицы измерения информации.
1. 1килобит.
2. 1байт.
3. 1 мегабайт.
4. 1килобайт.
Ответ:
Правильный ответ первого тура: 2,1,4,3
Победитель приглашается для игры .
Представься пожалуйста- Фамилия ,имя
Кого ты выбираешь себе в качестве друга- Фамилия ,имя
Итак, основные правила игры. Вы должны правильно ответить на 15 вопросов. По мере увеличения количества правильных ответов на вопросы растет ваша отметка за игру.
Правильно ответили на 5-7 вопросов- оценка «3» и небольшой приз.
Правильно ответили на 8-13 вопросов- оценка «4» и тоже приз.
Правильно ответили на 14-15 вопросов- оценка «5» и подарок за очень хорошую игру.
Вы имеете право на три подсказки (висят на доске):
-Помощь зала.
-50Х50
-Звонок другу


Вопросы представлены в виде слайдов презентации
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415
13 EMBED PowerPoint.Slide.8 1415


Вопросы первой игры:

1. Какое «аппетитное» устройство есть у ПК?
А: Пищеблок С: Полевая кухня
Б: Блок питания Д: Интернет –кафе
2. .Какая система счисления применяется в ЭВМ?
А: Двоичная С: Десятичная
Б: Пятеричная Д: Шестидесятеричная
3. Без кристаллов какого удивительного химического элемента не было бы персональных компьютеров?
А: Кремний С: Медь
Б: Железо Д: Кальций
4. Как Беббидж в словесном описании своего компьютера называл запоминающее устройство, способное хранить исходные данные и промежуточные результаты?
А: «Базар» С: «Мельница»
Б: «Склад» Д: «Шахта»
5. Как называется специальная электронная схема, через которую внешнее устройство подключается к компьютеру?
А: Стример С: Драйвер
Б: Блок питания Д: Контоллер
6. Какого вида выравнивания при форматировании страницы документа не существует?
А: По левому краю С: По центру
Б: По диагонали Д: По правому краю
7. Каких скобок не найти на клавиатуре компьютера?
А: Круглых С: Угловых
Б: Квадратных Д: Фигуральных
8. Для чего память ЭВМ не предназначена?
А: Запись информации С: Выдача информации
Б: Хранение информации Д: Преобразование информации
9. Какое устройство, использовавшееся вплоть до середины XX века, явилось предшественником современного калькулятора?
А: Счеты С: Арифмометр
Б: Логарифмическая линейка Д: Абак
10. Как еще называют внешние устройства компьютера?
А: Провинция С: Галерка
Б: Периферия Д: Камчатка
11. Как называется наука о защите информации?
А: Криптология С: Нумерология
Б: Семиотика Д: Криминология
12. Что такое оперативная память компьютера?
А:RAM С:BIOS
Б: ROM Д:SETUP
13. Какой рабочий инструмент существует?
А: Процессорный топор С: Дисковая пила
Б: Модемный молоток Д: Экранные клещи
14. В каких файлах используется самый эффективный способ сжатия графической информации(цветное фото)?
А:Bmp С:Tiff
Б:Gif Д:Jpeg
15.В работе какого ученого были впервые заложены основы теории алгоритмов?
А: Чарльза Беббиджа С: Блеза Паскаля
Б: С.А. Лебедева Д: Алана Тьюринга
Поблагодарить участника за игру


Второй отборочный тур

Запишите в порядке возрастания информационной емкости носители информации:
1. Гибкий диск «3,5»
Винчестер
СД компакт-диск
4. DVD диск

ОТВЕТ: 1 3 4 2





Вопросы второй игры:
1 Каким русским глаголом пользуются при описании процесса переноса информации с одного носителя на другой?
А: Сыпать С: Сливать
Б: Качать Д: Мотать
2. Когда появилась первая ЭВМ?
А: в 1946 г С: в 1949г
Б: в 1823г Д: в1951г
3. Какой из этих файлов не содержит текста
А: .WAV С: .RTF
Б: .DOC Д: .HTM
4. Что из перечисленного является носителем информации?
А: Клавиатура С: Мышь
Б: Магнитный диск Д: Принтер
5. Какая латинская буква не используется в качестве цифры в шестнадцатеричной системе счисления?
А: B С: F
Б: E Д: L
6. Элементную базу какого поколения ЭВМ составляют полупроводниковые элементы, транзисторы?
А: I С: III
Б: II Д: IV
7. Какое число является наибольшим среди ниже перечисленных в различных системах счисления?
А:234 С:2310
Б: 238 Д:2316
8. Какое из этих устройств не относится к внешним?
А: Клавиатура С: Принтер
Б: Монитор Д: Дисковод
9. Как называется наименьший размер точки , которую можно отобразить на данном мониторе?
А: Пыльца С: Зерно
Б: Спора Д: Ядро
10. Какая из этих клавиш никогда не используется сама по себе?
А: ESC С:Num lock
Б:ALT Д: Caps Lock
11. Кем была написана первая программа?
А: Адой Лавлейс С: Говардом Айкеном
Б: Чарльзом Беббиджем Д: Полоном Алленом
12. Какая из операционных систем была разработана раньше других?
А:Windows 3.1 С: Windows Millenium
Б: WindowsXP Д: Windows 98
13. Как называют программу, упрощающую и облегчающую работу другой программы?
А: Скорлупа С: Оболочка
Б: Кожура Д: Кора
14. Как называют системную программу вспомогательного назначения?
А: улита С: архиватор
Б: драйвер Д: утилита
15. Длинные файлы компьютер записывает дольше, чем короткие. А как компьютер их удаляет?
А: Длинные дольше, чем короткие С: Короткие дольше
Б: Одинаково медленно Д: Одинаково быстро

Третий отборочный тур
Запишите в порядке появления носители информации:

1. Оптический диск CD-ROM
Перфокарта
Магнитная лента
4. Магнитный диск

ОТВЕТ: 2 3 4 1

Вопросы третьей игры:
1. Что вам пригодится для ускорения просмотра больших документов в текстовом редакторе Word?
А: Распашонки С: Пинетки
Б: Ползунки Д: Чепчики
2. Сколько бит в слове «байт»?
А: 32 С:16
Б:4 Д:8
3. Как называется самая большая микросхема компьютера, управляющая всеми вычислениями?
А: Процессор С: Сервер
Б: Модем Д: Адаптер
4. Какое устройство ПК охлаждается вентиляторами
А: Клавиатура С: Материнская плата
Б: Процессор Д: Принтер
5. Какое из предложенных слов является синонимом имени файла?
А: Параметр С: Опция
Б: Атрибут Д: Идентификатор
6. Какая из этих величин- из области информатики?
А: Киловатт С: Килобар
Б: Килобайт Д: Киловольт
7. Что из перечисленного не является системой кодирования информации?
А: ISO С: ASCII
Б: КОИ8 Д: OSI
8. Сколько символов можно закодировать с помощью одного байта ?
А: 16 С: 512
Б: 64 Д: 256
9. Кто в 1642 году создал первую действующую модель механической счетной суммирующей машины, которая могла выполнять операции сложения и вычитания?
А: Вильгельм Лейбниц С: Блез Паскаль
Б: П.Л.Чебышев Д: Т.В. Однер
10. Какое количество информации является наибольшим?
А: 106 бит С: 1024 байта
Б: 106 килобайт Д: 8 000 000 бит
11. Какой компьютерный термин английского происхождения при дословном переводе означает «междумордие»?
А: Интерфейс С: Пробел
Б: Windows Д: Enter
12. Как называют устройство, обеспечивающее запись и (или) считывание информации?
А: Накопитель С: Коллектор
Б: Аккумулятор Д: Арсенал
13. Как называется единица емкости магнитного диска?
А: Радиус С: Сектор
Б: Диаметр Д: Хорда
14. Все модели компьютеров, совместимые между собой , называют?
А: Причалом С: Перроном
Б: Портом Д: Платформой
15. Основной характеристикой какого внешнего устройства является мощность ?
А: Сканер С: Модем
Б: Принтер Д: Колонки

Если игроки не ответили на очень многие вопросы и осталось время , можно вместе со всеми провести фронтальную работу и ответить на них.

7. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Учитель дает содержательную оценку результатов работы класса в целом и отдельных учащихся, акцентируя внимание на положительных достижениях.
Ученики делятся своими впечатлениями о проведенном уроке: что понравилось, что не понравилось, что изменить, что ввести новое









Первая рекламная пауза

А знаете ли вы , что:
Билл Гейтс, основатель фирмы Microsoft, является одним из богатейших людей планеты. А в 60-х годах, клуб матерей школы, где он учился , провел благотворительный базар, чтобы купить компьютер школьникам.

Любой нынешний домашний компьютер обладает мощностью и «сообразительностью» во много раз больше, чем компьютер, управлявший полетом космического корабля «Аполлон» к Луне.


В ноябре 1962 года из-за дефиса, пропущенного в компьютерной программе, пришлось взорвать ракету, стартовавшую с мыса Канаверал к Венере.

На изготовление этого микроустройства весом в 2г необходимо затратить 1,6 кг горючих ископаемых, 72 г различных химикатов, 32литра воды. И это устройство называется микропроцессор.

Вторая рекламная пауза

А знаете ли вы , что:
Почти каждая программа, с которой вам приходится иметь дело в наши дни, разработана в компании Microsoft? Это крупная компания по разработке программного обеспечения для компьютеров PC и Mаcintosh, со штаб квартирой в Редмонде, штат Вашингтон.
Согласно книге рекордов Гиннеса -2000, в Германии действуют самые строгие правила для создателей компьютерных игр. Например, персонажи, которых по ходу игры убивают, обязаны иметь «максимально отвратительный облик», а кровь должна быть только зеленого цвета.
Знаете ли вы чему равно число ПИ.
А в Японии Пять лет разрабатывали программу для суперкомпьютера Токийского университета. По ней он за 400 часов вычислил почти полтора триллиона цифр числа Пи, после запятой.

Каждой его новой победы ждали с нетерпением, ведь он утверждал, что создал лекарство против «чумы XX века».Кто же он? Это Дмитрий Лозинский, известный разработчик антивирусных программ для компьютера.



Задание для отборочного тура в классах.
Конкурс 1. «Анаграммы»
В каждом предложенном слове переставьте буквы таким образом, чтобы получилось слово связанное с информатикой. Кто за 5 минут соберет больше всех слов.
Слово:
Ответ:
Слово:
Ответ:

ретьюпомк
компьютер
чесвентир
винчестер

вредайр
драйвер
красен
сканер

демом
модем
локитайб
килобайт

лайф
файл
схеромикма
микросхема

ротином
монитор
аниш
шина

атексид
дискета
пямьта
память

нирперт
принтер
уншаикни
наушники



Литература:

Агеева И.Д.
Занимательные материалы по информатике и математике. Методическое пособие.- М.:ТЦ Сфера, 2006.
Заголовок 115