Использование дидактической игры «Восхождение на пик знаний» на обобщающем уроке по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (алгебра, 9 класс)

Использование дидактической игры «Восхождение на пик знаний» на обобщающем уроке по теме «Арифметическая и геометрическая прогрессии» (алгебра, 9 класс)

Тихая Наталья Анатольевна, учитель математики МБОУ СОШ № 5,
Николина Елена Анатольевна, учитель физики МБОУ лицей № 1 имени семи Героев Советского Союза, выпускников школы, г.Славянск-на-Кубани МО Славянский район, Краснодарского края

Уроки повторения, обобщения и систематизации знаний призваны подготовить учащихся к контрольной работе по изучаемой теме. В этом заключается их значимость в процессе обучения.
Рассмотрим один из таких уроков при изучении темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии», который проводится с использованием дидактической игры «Восхождение на пик Знаний», описанной доцентом Кубанского государственного университета А.И.Архиповой для учителей физики в средней школе в книге «Урок физики в современной школе».
Особенностью игры является её многоцелевой характер, поскольку в ней реализуется комплекс дидактических задач, и постоянно присутствует дух соревнования – ведь никому не хочется в глазах одноклассников оказаться несостоятельным и показать им своё незнание или неумение. Организуя подобные уроки, учителю необходимо стремиться полнее учитывать возрастные особенности школьников и, в частности, удовлетворять их естественную тягу к играм и разнообразить виды учебной деятельности, так как известно, что подростки любят играть и занимаются этим с большим желанием и удовольствием. Игра – это вид деятельности, которому можно придать обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
При проведении подобного урока ставятся следующие задачи:
повторить учебный материал темы;
отработать умения решать задачи по данной теме и показать практическую значимость приобретённых умений;
прививать учащимся интерес к решению задач, используя при этом нестандартные формы и методы;
воспитывать у школьников чувства коллективизма, личной ответственности перед товарищами по команде и перед общим делом;
способствовать формированию эстетических вкусов школьников, развивать их творческую деятельность.
Для организации работы необходимо обеспечить следующее оборудование:
планшет с изображением горного пейзажа и нанесенными на него маршрутом восхождения и пронумерованными десятью привалами, по сторонам которого размещено десять пронумерованных карманов для заданий к привалам (рис. 1);
два съёмных флажка: жёлтый и синий;
игровой кубик, на шести гранях которого расположено шесть заданий, получающиеся ответы к ним представляют собой ряд чисел от 1 до 6 .
Ребят необходимо заранее разделить на две команды, примерно равные по силам, стараясь полнее учесть пожелания учеников. Каждая команда выбирает себе название и капитана. Кроме того, вместе с ребятами учитель выбирает жюри из двух человек. На их плечи возлагается подготовительная работа и непосредственное участие и контроль за правильностью выполнения учебных заданий в ходе урока.
В начале урока ребятам необходимо сообщить правила игры и то, что во время игры будет учитываться активность каждого участника и всей команды в целом.


Рис. 1

Капитан команды, которому по жребию выпало начинать игру, бросает игровой кубик (далее капитаны бросают кубик по очереди). Команда выполняет задание, оказавшееся на верхней грани кубика, и получает число, указывающее номер привала, на который может перейти команда в случае правильного выполнения задания. Задание команда берет из соответствующего кармана (или под соответствующим номером) (например, на привале 3 – из кармана 3). Дождавшись вновь своей очереди, команда имеет право на следующий бросок кубика.
Выигрывает та команда, которая раньше другой достигает пика Знаний и устанавливает на нём свой флажок (цветные флажки в ходе игры отмечают продвижение команды по маршруту).
Привалы могут быть организованы следующим образом.
Привал №1 – «Математические определения»
Здесь проверяют знание формулировок темы «Арифметическая и геометрическая прогрессии» и умение грамотно их произносить.
Привал №2 – «Составь формулу»
Команде вручают пакет, в котором на плотных листах написаны обозначения математических величин из данной темы и арифметические знаки. Используя этот набор, ребята должны составить формулы.
Привал №3 – «Кроссворд»
Команде выдают лист с сеткой кроссворда и вопросами, в которых зашифрованы понятия темы и имена людей, связанных с историей развития прогрессий.
Привал №4 – «Третий лишний»
Здесь проверяются умения учащихся составлять аналогии, выделять признаки, по которым можно судить о принадлежности данного числа к тому или иному ряду чисел, образующему арифметическую или геометрическую прогрессию.
Привал №5 – «История прогрессий»
На этом привале у команды отдых, умственная разрядка, снятие усталости. В то же время ребята могут проявить свои творческие способности для интересного представления истории развития темы.
Привал №6 – «Капитаны, вперёд!»
На этом привале капитанам команд предоставляется возможность подтвердить своё высокое звание. Для этого им предлагается решить задачу достаточно высокого уровня по теме.
Привал №7 – «Математическая эстафета»
Эстафета посвящена основным формулам темы (пример такой эстафеты и методика работы с ней описаны в работе «Использование методического приема «Эстафета формул» в преподавании математики и физики»), но здесь учащиеся поочерёдно записывают пропущенные величины в формулы, связанные в общую цепочку. Пример эстафеты:






Привал №8 – «Ромашка»
Здесь ученикам предлагается решить несколько задач по теме, записанных на обратной стороне лепестков ромашки. Каждый член команды отрывает лепесток и решает задачу.
Привал № 9 – «Узнай меня!»
Учащимся предлагается несколько последовательностей, среди которых необходимо выбрать либо арифметическую, либо геометрическую прогрессию.
Привал №10 – «Составьте прогрессию»
На данном привале проверяются умения учащихся самостоятельно составлять арифметическую и геометрическую прогрессии.

После того как выявился победитель игры, ребята отдыхают. В это время учитель может предложить учащимся отгадать несколько ребусов, в которых зашифрованы математические понятия.
В конце урока учитель должен отметить особо активных учащихся, оценить их старания, выставляя отметки в классный журнал и дневники.
Рисунок 70Рисунок 7315