Литературно-музыкальная гостиная «Роль слова в татарских народных песнях»


Роль слова в татарских народных песнях.
Слайд 1
Песня - один из наиболее популярных жанров искусства, неизменный спутник в истории и жизни каждого народа, каждого человека. Есть выражение «песня спета», и это значит, что чья-нибудь жизнь, успех, деятельность завершены. В представлении татар дружная, счастливая жизнь образно передается через выражение «сандугач кебек сайрашырга» - «петь словно соловьи». Чтобы найти ключ к сердцу народа, достаточно спеть его песню. Она является отражением национального менталитета, передает духовное самочувствие народа, его историю и культуру.
Включить музыку. Слайд 2
Каждым звуком, каждым словом
Дорог мне язык родной.
С колыбели мир огромный
Он открыл передо мной.
Не на нем ли мать над зыбкой
Пела песни в тишине?
Не на нем ли чудо - сказки
Бабка сказывала мне?
Слайд 3
Вот как писал о народной песне великий татарский поэт Габдулла Тукай: «Народные песни – это самое дорогое и ценное наследие наших предков. Это чистое, вечно живое, немеркнущее зеркало души народа. Народные песни дороже жемчугов и рубинов – и поэтому их надо беречь, знать».
Слайд 4
Песня «Туган тел» ( « Родной язык») -Гимн татарского народа в исполнении Ибрагимовой Гузэль Някибовны
В песнях отражаются вековые ожидания и сокровенные мечты народа. В музыке издавна народ видел источник здоровья, радости и счастья, поэтому относился к ней как к предмету, достойному уважения и внимания человека.
Песни являются хранителями национальных традиций, которые передаются из поколения в поколение. Очень важно знать и понимать национальные традиции своего и других народов, и сегодня мы познакомим вас с некоторыми популярными татарскими песнями
Слайд 5
В татарском музыкальном фольклоре существуют такие жанры :
колыбельные
баиты (бэетлер) – неторопливый рассказ от первого лица;
мунаджаты (монэжэтлер) – монолог-размышление, монолог-жалоба;
протяжные песни (озын кой) – выражающие различные оттенки человеческих чувств;
похожие на частушки (кыска койлер) – короткие напевы, использующиеся для сопровождения пляски – такмаки (такмаклар)

Слайд 6
Колыбельные песни являются одними из важнейших элементов народной культуры, т.к. еще в колыбели начинается воспитание детей, в тоже время колыбельные песни отражают и социальные проблемы, надежды и мечты народа. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу, прежде всего материнской любви. Детям, лежащим в колыбели, слова песни еще непонятны, но нежность, вложенная в мелодию и слова, пробуждают их душу и сердце, как бы готовит почву, создает благоприятные условия для последующих воспитательных воздействий. Колыбельные песни открывали ребенку мир доброты, окружающих его людей и предметов. Их народ в свободной непринужденной обстановке использовал в своей воспитательной практике, поэтому эффект от такого воспитания был огромным.
Колыбельная песня на татарском языке в исполнении Ибрагимовой Гузэль НякибовныСлайд 7
Есть у татарского народа жанр, которого нет у других народов . Это старинные песни-сказы “Бәеты” рассказывающие о трагических событиях семейно-бытового плана. В баитах отражаются и чувства человека (ведется от лица покойного, описываются его чувства или горе близких), и определенное эмоциональное отношение к важным историческим событиям.
Слайд 8
К наиболее ранним образцам жанра примыкает исключительно своеобразный и выразительный Баит «Сак-Сок», повествующий о трагической судьбе двух семилетних детей, которые за какую-то шалость в отсутствие отца были прокляты матерью и, тотчас превратившись в мифических птиц Сак и Сок, улетели. Отныне они вынуждены жить одинокими в дремучем лесу до тех пор, пока над ними тяготеет проклятие матери.
Прослушать Баит «Сак-Сок»
Слайды 9-10
Мунаджат всегда считался почитаемым жанром и носителем религиозных идей. Слово мунаджат произходит от арабо-персидского нэжу (беседа) – в этом случае он трактуется как разговор с самим собой, своего рода вокальный монолог. Истоки жанра восходят к утренней молитве мунаджат дуа, произносимой на родном языке. В татарской древне-исламской музыкальной традиции старинный народный напев мунаджат считался наиболее сокровенной и личной молитвой, непосредственным обращением к Богу.
«Пройдут года, словно ветром их унесёт, мы все рабы твои – лишь путешественники. Наступает время, и алые цветы в один день живут, а в другой увядают…».
Прослушать мунаджат.
Слайд 11
Одним из протяжных песен является « Ай былбылым»
Это песня о человеке, который разлучен с любимой девушкой. Былбылым в переводе на русский-соловей.
Эх, соловей мой!
Встают рассветы, тоскует сердце мое.
От твоих песен, соловей, мне хочется петь и плакать.
Все тайны, что храню в сердце о любимой
Я расскажу тебе, мой соловей.
Песня « Ай былбылым » в исполнении Ибрагимовой Гузэль НякибовныСлайд 12
Частушки по-татарски называются «такмак». Их можно назвать импровизированной поэмой, выражающей иносказательным языком значение свадьбы, настроение и мечты людей, помогающей сблизиться и породниться родственникам жениха и невесты. В частушках отражаются элементы трудовых дел в хозяйстве, успехи культуры и обычаи народа.
Примером являются свадебные частушки “Әй, икегез, икегез!”(Эх, вы пара!).В них описываются достоинства жениха и невесты, даются напутствия молодой паре.

Татарские частушки исполняет Ибрагимова Гузэль НякибовнаСлайд 13
Жительница нашего села, Фахуртдинова Гельсиря Махмутовна, собирала и сочинила сама четверостишия. Мы предлагаем вашему вниманию ее вторую книгу- сборник четверостишй, вышедший в свет в 2013 году.
Предлагаем вам послушать некоторые из них.
Слайд14
Примером плясовых песен Кыска кой является песня “Әпипә”(“Апипа”). Эта песня о девушке, которую под разными предлогами уговаривают выйти сплясать для сватов.
Песню « Апипа» исплняет Ибрагимова Гузэль Някибовна Слайд15
Песни, как уже было сказано выше, – эффективное средство эстетического воздействия на подрастающее поколение, причем дело не, только в красоте поэтических форм песен, но и в красоте их содержания: они призывали к труду, к красивым поступкам, нравственному поведению . Включить спокойную музыку
Каюм Насыйри пишет: «В основе человеческой жизни лежат три вещи: первое и главное то, что для того, чтобы жить, он должен питаться, ибо без питания вообще невозможна жизнь. Второе – необходимо одеваться, ибо без одежды человек тоже не может жить. Третье – это музыка, ибо слушание хорошей музыки и песни с хорошими голосами приятно действует на органы чувств и является духовной пищей для организма».
Слайд16