Урок. Литература. (5 класс) Тема: Поэзия и проза

МБОУ «Пудостьская СОШ»
Открытый урок по литературе в 5 классе
по теме: «Поэзия и проза. Основы стихосложения».
Учитель: Ярцева Е.В.
Цели:
- проверить ЗУН, которые должны обеспечить преемственность обучения в начальной и средней школе;
- формирование системы универсальных учебных действий;
-познакомить с различием стихотворной и прозаической речи;
-дать определение рифме, ритму, формировать представление о белом стихе.
Итоговая цель: Развитие детского интеллекта, его читательских пристрастий. Влияние через произведение на чувства, на умение красиво и свободно держаться, на выработку правильной ясной и богато-интонированной речи, на формирование чувства ответственности.
Тип урока: урок объяснения нового материала.
Оборудование: компьютер, проектор
- несколько карточек с фрагментами орнамента (рисунок 1,2),
- раздаточный материал (Приложение 2).




1. Организационный момент.
Меня зовут Елена Владимировна Ярцева. Мы с вами будем встречаться на уроках русского языка и литературы. А вам интересны эти предметы или вы их не очень любите?
1ряд – кто любит уроки по русскому языку (постараться писать без ошибок)
2ряд – кто любит уроки литературного чтения (будут моими основными помощниками)
3ряд – кто ничего не любит (верите ли вы, что в конце урока вы займёте места во 2 ряду?)

В 5 классе предмет литературное чтение будет называться – Литература. За 1 мин напишите ассоциации (всё, что приходит в голову, когда вы слышите это слово), когда вы слышите это слово.

Литература – слово многозначное.
Литература Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В. Дмитриев. 2003
1. Литература это совокупность прозаических, поэтических и драматических произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества, вместе с культурно-историческим фоном, способствовавшим созданию этих произведений.
2. Литература это один из видов искусства, в котором средством создания художественного образа является слово, язык.
3. Литература это совокупность печатных произведений, посвящённых проблемам какой-либо науки, отрасли знаний, тем или иным специальным вопросам.
4. Литература это один из предметов, входящих в школьную программу.

2. Создание эмоционального настроя.
В литературе художественный образ можно описать либо стихотворным языком, либо языком прозы. А вы, что больше любите читать стихи или прозу?
3. Объяснение нового материала
1. Проза и стихи.
А вы знаете, чем отличается проза от стиха?
Сейчас мы проверим:
Прочитайте отрывки и сделайте выбор.

1. Ветер упал, повсюду стало тихо, но тяжелая рожь более не поднялась. Антошка поглядел туда, где живет бабушка, и он увидел ее.
А. П. Платонов
2. Нелюдимо наше море, день и ночь шумит оно; в роковом его просторе много бед погребено.
Н. М. Языков
3. Последний день июля месяца. На тысячи верст кругом Россия, родной край. Безветрие, теплынь. Воздух - молоко парное!
И. С. Тургенев

2. Рифма.
Что такое рифма?
Ри
·фма созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Прозу я писал сам, а стихи - так мне всегда казалось - под чью-то диктовку.
Владимир Алексеевич Солоухин (русский писатель, поэт).

Проверьте свой слух, объедините слова парами, в которых они рифмуются: Запишите пары

А) Водой, огонь, носки, тронь, близки, от пыли, молодой, не вы ли.
Б) Перчатка, игла, сладко, стержень, была, язык, те же, привык.

А теперь попробуем подобрать рифмы в стихотворении Д.Хармса “ Очень-очень вкусный пирог”.
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе .
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый .
Пирог, ножи и вилки тут –
Но что-то гости ..
Я ждал, пока хватало сил,
Потом кусочек .
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту .
Когда же гости подошли,
То даже крошек ..

Вывод: что важно для стихотворения?
-Рифмующиеся слова на конце строчек.

3. Белый стих.
- А теперь посмотрите на следующий отрывок текста.
-Прочитайте самостоятельно и скажите – стихи это или проза.

Под большим шатром голубых небес вижу - даль степей зеленеется. И на гранях их, выше темных туч, цепи гор стоят великанами. По степям в моря реки катятся, и лежат пути во все стороны.
И.С. Никитин
Задумались? А знаете почему?

Проза занимает место в литературе только благодаря содержащейся в ней поэзии.
Акутагава Рюноскэ (японский писатель)

Посмотрите, как записал свое произведение автор:
Под большим шатром
Голубых небес
Вижу - даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
И.С. Никитин

-Послушайте, как я его прочитаю. Похоже на стихи?
-Рифма есть? Сравните слова, заканчивающие строчки.
-Здесь нет рифмы.
- Но нет и обмана. Это действительно стихи, но только без рифмы. Такие стихи называются белыми.
-Значит, должно быть что-то ещё, кроме рифмы. Что же это?

4. Ритм.
-Действительно, стихи от прозы отличает не только рифма, а что-то более важное. Чтобы понять это, посмотрите на этот орнамент.
Красота этого узора заключена в повторении отдельной части. Глазу приятно такое равномерное повторение.

И у стихов, ребята, есть такой узор. Он называется ритмом. Ритм – это и биение нашего сердца, и смена дня и ночи, и в шуме дождя, и в шорохе опавшей листвы его тоже можно услышать. Везде: внутри нас и вокруг нас.

У подлинной прозы всегда есть свой ритм.
Константин Георгиевич Паустовский

А вот по каким законам он строится, мы узнаем с вами на уроках по стихосложению в 5 классе.

Запомните! Стихи создает не рифма (хотя в большинстве стихов она есть), а ритм. Ритм в стихах создает и настроение, и образ. Чтобы хорошо прочитать и понять стихи, надо прислушаться к биению ритма, при чтении подчиниться ему.

5. Рефлексия.
Составьте стихотворения по рифмам.
1. ..океан
. .уши
. ураган
. суши

2. огонь - ладонь - конь - гармонь
3. стакан - банан - карман - обман
4. сок - молоток - Наташка - чебурашка

зђ Заголовок 115