Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса система Занкова. (по ФГОС)

Окружающий мир.
Календарно - тематическое планирование 3 класс.


Учебно-тематическое планирование по Окружающему миру для 3 класса на 2015-2016 у. год составлено на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Окружающий мир», утвержденной МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2011) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования (Москва, 2011)
Курс рассчитан на 68 часов (2 часа в неделю).

Учебно - тематический план


Тема
Количество часов





1
Природные условия Земли
10

2
Человек в далеком прошлом
15

3
Земли восточных славян
14

4
Образование древнерусского государства
7

5
Объединение русских земель вокруг Москвы
10

6
Какая она, Азия?
5

7
Россия в XII веке
7













Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир» для 3 класса на 2015-2016 учебный год

№ п.п.
Тема урока
Кол-во часов
Тип урока
Результаты






Метапредметные, личностные
Предметные
Основные виды деятельности учащихся

Природные условия Земли (10 часов)

1
Приглашение к путешествию.
С. 3–5, б) № 2
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной
учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей
деятельности на основе предложенных критериев.
Метапредметные УУД:
контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов
по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании
и без указания количества групп;
Обучающийся научится:
Особенности планеты Земля (обобщение знаний предыдущих лет обучения). Погода. Показатели погоды: температура воздуха, направление и сила ветра, атмосферные осадки, наличие облаков. Народные приметы погоды. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Наблюдение за погодой своего края. Представление о климате, климат родного края. Почва. Состав почвы. Значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Свойства почвы (плодородие). Охрана почв. Природная зона как взаимосвязь живых организмов с неживой природой. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды.


Практические работы: Нахождение на физической карте мира материков, океанов, тепловых поясов. Фиксация показателей погоды и ее изменений в своей местности, сравнение с другими территориями России. Определение состава почвы. Ознакомление с картой природных зон.
Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Использование доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт).
Решение различных проектных задач в рамках изучаемой темы.
Индивидуальная практическая работа с картами, схемами, таблицами.
Экскурсии, учебные прогулки.

2
Промежуточные географические направления. Карты. С. 6–7.
б) № 1, 6, 8
ДО
Урок изучения нового материала




3
Что такое погода. С. 8–11.
б) № 12
1
Комбинированный




4
Народные приметы погоды.
С. 11–13. б) № 13
ДО
Урок изучения нового материала




5
Климат. С. 13–14, б) № 15
1
Урок изучения нового материала




6
Представление о климатических
поясах. С. 15–18
ДО
Урок изучения нового материала




7
Почва. Состав почвы. С.18-20
1
Комбинированный




8
Образование почв. С. 20–22. б) № 19, 22
ДО
Урок изучения нового материала




9
Плодородие почв. С. 22-24.
б) № 23, 25
1
Урок изучения нового материала




10
Природные зоны суши Земли. с. 25–28, б) № 28
Самостоятельная работа по теме: Природные условия Земли.
ДО
Урок контроля знаний и коррекции знаний




Человек в далеком прошлом (15 ч)



11
Где зародилось человечество.
С. 29–31
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения.
Метапредметные УУД:
отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы
решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять
информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с
учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Обучающийся научится:
Определять и называть природные условия, в которых появился Человек. Представления о природных зонах Африки. Особенности жизни древних людей. Наследие Древнего мира. Лента времени (год, век, тысячелетие).
Обучающийся научится:
– различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
Обучающийся узнает важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.


Работа в группах, парах с наглядным пособием: Глобус Земли большой (320мм), карта полушарий для начальной школы 2 листа.
Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Индивидуальная практическая работа с картами, схемами, таблицами.
Практические работы: Ориентирование на физической карте и карте природных зон. Соотнесение: год и век, век и тысячелетие.
Исследовательская работа. Роль живописи (музыки, танца, скульптуры, литературы и т. д.) в жизни человека.
Экскурсии в зоопарк, ботанический сад, краеведческий музей (с учетом возможностей).


12
Климат и природные зоны
Африки. Экваториальный лес.С. 31–34
ДО
Урок изучения нового материала




13
Животные экваториального леса С. 35–36, Б) №33
1
Комбинированный




14
Африканская степь. Саванна. С.37-40
ДО
Урок изучения нового материала




15
Пустыни с.41-44
1
Урок изучения нового материала




16
Средиземноморская природная зона с.44-45
ДО
Комбинированный




17
Родина человечества. Как
Появился человек. С. 46–48.
б) № 34
1
Урок изучения нового материала




18
Жизнь древних людей. С. 48–54, б) № 37, 38
ДО
Урок изучения нового материала




19
Самые древние государства.
С. 54–58
1
Урок изучения нового материала




20
Античность с. 58-64
ДО
Урок изучения нового материала




21
Лента времени. Материки и
части света С. 64–67.
б) № 41, 42
1
Комбинированный




22
Что там за горизонтом?
С. 67–69, б) № 44
ДО
Комбинированный




23
Александр Македонский идёт на восток. Китай открывает путь на запад с. 70-74
1
Урок изучения нового материала




24
Первые шаги в изучении
природы. С. 74–78, б) № 46
ДО
Урок изучения нового материала




25
Духовная жизнь древнего человека. С. 78–86. б) № 47. Самостоятельная работа по теме: Человек в далеком прошлом.

1
Урок контроля знаний и коррекции знаний




Земли восточных славян (14 часов)

26
Географическое положение Европы. С. 87–89
ДО
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
понимание красоты природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром,
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни.
Метапредметные УУД:
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок – действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.

Обучающийся научится:
Находить, определять, называть природную зону степей. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в природе степей. Охрана почв, растительности и животного мира. Природная зона лесов. Единство почв, растительности и животного мира. Сезонные изменения в зоне лесов Европейской части России. Листопад. Распространение плодов и семян в природе. Перелетные и зимующие птицы. Сравнение природных условий лесной и степной зон. Меры по сохранению леса.
Обучающийся научится: различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты,
относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков;
на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;


Работа с наглядным пособием: Птицы зимой (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями).
Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Индивидуальная практическая работа с картами, схемами, таблицами.
Решение различных проектных задач в рамках изучаемой темы.
Тематические экскурсии: в исторический, краеведческий музеи, в заповедник или заказник (с учетом возможностей).
Решение различных проектных и исследовательских задач в рамках изучаемой темы.
Подготовка презентаций.


27
Первые люди на нашей Земле. С. 89–91
1
Урок изучения нового материала




28
Восточно-Европейская равнина. С. 91–92
ДО
Комбинированный




29
Степи. Растительный мир.
С. 92–96, б) № 51
1
Урок изучения нового материала




30
Степи. Животный мир.
С. 96–102, б) № 53
ДО
Урок изучения нового материала




31
Люди в степи. С. 102–107.
б) № 55, 56
1
Урок коррекции и контроля знаний




32
Лесостепь. С. 107–109
ДО





33
Лесная зона. С. 109–114.
б) № 59, 61
Контрольная работа за 1 полугодие.
1
Комбинированный. Урок коррекции и контроля знаний.




34
Смешанные леса с. 114-124
ДО
Комплексное применение знаний и умений




35
Сезонные изменения в лесу.
С. 124–130, б) № 62, 63
1
Комбинированный




·
36
Сезонные изменения
в лесу (продолжение). С.131-138, б) № 64, 65
ДО
Урок изучения нового материала




37
Как жили наши далекие
предки. С. 139–140.
б) № 69
1
Урок изучения нового материала




38
Расселение славян.
«Путь из варяг в греки». С. 141–147, б) № 71
ДО
Урок изучения нового материала




39
Обожествление природы. Защита славянами своих земель. С. 148–151, б) № 72
Проверочная работа по теме: Земли восточных славян.
1
Урок коррекции и контроля знаний.




Образование древнерусского государства (7 часов)

40
Первые русские князья.
С. 3–8 (2-я часть учебника)
ДО
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сфолрмированы:
учебно-познавательный интересс к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные УУД:
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что
партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных
коммуникативных задач;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о
свойствах изучаемых природных объектов.
Обучающийся научится:
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных
группах (семья, общество сверстников, этнос), в т.ч. с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им; устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его
жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.

Работа в парах по физической карте России 2 листа для начальной школы.
Решение различных проектных задач в рамках изучаемой темы.
Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Индивидуальная практическая работа с картами, схемами, таблицами
Практические работы: Ориентирование на карте природных зон России. Работа с натуральными объектами, коллекциями, гербарными экземплярами растений степной зоны и зоны лесов. Составление цепей питания. Подбор загадок, пословиц и поговорок на темы о природе, дружбе и труде народа. Коллективное создание макетов славянских поселений в зоне степи и в зоне лесов. Составление кроссвордов по темам.


41
Принятие Русью христианства. С. 8–11
1
Урок изучения нового материала




42
Расцвет Древнерусского государства. С. 11–14
ДО
Урок изучения нового материала




43
Древнерусская культура.
С. 14–18, б) № 75, 91
1
Урок изучения нового материала




44
Древнерусская культура с.19-24 Ослабление Древнерусского государства. С. 24–25
ДО
Урок изучения нового материала




45
Ордынское нашествие.
С. 26–29
1
Урок изучения нового материала




46
Угроза с запада. С. 29–33
Проверочная работа по теме: Образование древнерусского государства.
ДО
Комбинированный.




Объединение русских земель вокруг Москвы (10 часов)

47
Залесская земля. С. 34–36
Что такое природное сообщество. С. 36–37
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
Метапредметные УУД:
пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями,
схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы
решения учебной задачи.
- адекватно использовать средства устной речи для решения различных
коммуникативных задач,
- допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч.
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

Обучающийся научится:
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно-нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.

Фронтальная работа с использованием наглядных пособий по теме: Природное сообщество леса (магнитный плакат с набором карточек и методическими указаниями).
Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Индивидуальная практическая работа с картами, схемами, таблицами.
Решение различных проектных задач в рамках изучаемой темы.
Тематические экскурсии.
Практические работы. Ориентирование на физической карте России и мира, на исторических картах. Составление цепей питания. Узнавание ядовитых растений и грибов. Моделирование вариантов вмешательства человека в природные сообщества и их последствий. Применение правил поведения в лесу и у водоемов.


48
Законы лесной жизни. С. 38–45, б) № 79
ДО
Урок изучения нового материала




49
Природное сообщество луг.
С. 45–49
1
Урок изучения нового материала




50
Природное сообщество озеро.
С. 49–56, б) № 82, 83
ДО
Урок изучения нового материала




51
Природное сообщество поле.
С. 56–59
1
Урок изучения нового материала




52
Возвышение Москвы.
С. 60–63
ДО
Комбинированный




53
Куликовская битва.
С. 63–66
1
Урок изучения нового материала




54
Стояние на реке Угре.
С. 66–68
ДО
Урок изучения нового материала




55
Создание Московского государства. С. 68–69 Грозный царь. С. 69–71.
б) № 89
1
Комбинированный




56
Развитие русской культуры.
С. 72–80
Самостоятельная работа по теме: Объединение русских земель.
ДО
Обобщение и систематизация знаний и умений.




Какая она, Азия? (5 часов)

57
Русские первопроходцы.
С. 80–83, б) № 93
1
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы: предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей
деятельности на основе предложенных критериев;
–осознание своей этнической принадлежности;
Метапредметные УУД:
на основе результатов решения практических задач делать выводы о
свойствах изучаемых природных объектов.

Обучающийся получит возможность узнать:
О расширение пределов страны. Русские первопроходцы. Освоение Сибири. Природа Сибири. Тайга. Тундра. Арктика. Коренное население Сибири. Путешествие Афанасия Никитина. Ознакомление с природой Индии.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.
Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Использование доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт).
Работа в группах, парах с наглядным пособием: глобус Земли большой (320мм),
карта полушарий для начальной школы 2 листа, природные зоны России, карта 2 листа,

58
Географическое положение
Азии. Сибирь. С. 83–87.
б) № 94
ДО
Урок изучения нового материала




59
Тайга. С. 88–92, б) № 96
1
Комбинированный




60
Природное сообщество
болото. С. 93–97.
б) № 100, 101
ДО
Урок изучения нового материала




61
«Хождение за три моря». С. 98–103, б) № 102
1
Комбинированный




Россия в XII веке (7часов)

62
Смутное время. Спасители
Земли Русской. С. 104–109.
б) № 105
ДО
Урок изучения нового материала
Личностные УУД:
У обучающегося будут сформированы:
основы гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
Метапредметные УУД:
- ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в
группе, в паре);

Обучающийся получит возможность узнать о:
Походе Семена Дежнева. Начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в начале XVII века. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Активная роль человека в обществе.
Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края.

Поиск нужной информации в справочниках, энциклопедиях, словарях, сети Интернет.
Использование доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись,
измерение, опыт).
Работа в группах, парах с наглядным пособием: глобус Земли большой (320мм),
карта полушарий для начальной школы 2 листа, природные зоны России.
Индивидуальная практическая работа с картами, схемами, таблицами.
Исследовательская работа. Жизнь людей в тайге (тундре) в настоящее время.
Экскурсии в краеведческий музей, художественную галерею, в музей прикладного искусства (с учетом возможностей).


63
Расширение пределов страны.
С. 109–111, б) № 107
1
Комбинированный




64
Природа тундры. С. 112–118, б) № 11
ДО
Урок изучения нового материала




65
Природа тундры. С. 118–122
б) 109
Контрольная работа за год.
1
Комбинированный.




66
Арктическая пустыня. С. 122–127, б) № 112
ДО
Урок изучения нового материала




67
Народы Сибири. Рудознатцы. Послы.
С. 128–133
Проверочная работа по теме: Россия в XII веке.
1
Обобщение и систематизация знаний и умений.




68
Россия накануне реформ.
С. 134–136, б) № 115

ДО
Обобщение и систематизация знаний и умений.




Итого: 68 часов












13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515




Заголовок 315