УРОК – ПОИСК «Память о Холокосте – путь к толерантности»


УРОК – ПОИСК
«Память о Холокосте – путь к толерантности»
Представленная авторская методическая разработка знакомит обучающихся с трагедией Холокоста. Тема Холокост тесно соприкасается с современными общественными проблемами, несет в себе духовно – нравственную составляющую в воспитании личности с позиций гуманизма и толерантности, исторической памяти. Предложенная методическая разработка дает возможность рассматривать тему с разных аспектов (культурного, социального, политического), в контексте новых образовательных технологий (технология художественно – образного преподавания, технология развития критического мышления, исследовательская технология). Опыт проведения уроков, в рамках данных технологий, показывает, что изложение учебного материала становится наиболее эмоциональным, интересным, значимым для обучающихся, приводит к осознанию важных явлений, фактов и проблем.
Белкина В.В.,
Цели:
- ознакомление обучающихся с основными понятиями, связанными с трагедией Холокоста («национализм», «толерантность», «холокост»): история их возникновения, характерные черты, человеческие судьбы через призму данных понятий.
- продолжение формирования аналитических умений обучающихся, умений высказывать свою точку зрения и обосновывать ее, опираясь на фактологический материал.
- продолжение формирования навыков социальной восприимчивости и доверия, способности к сочувствию и сопереживанию;
- воспитание у обучающихся негативного отношения к любым формам насилия над человеком, а так же стремление противостоять им в наше время;
- воспитание толерантности.
Задачи:
- формирование толерантного сознания и патриотизма;
- формирование исторического мышления;
- стимулирование интереса к страницам истории, к их переосмыслению в современных условиях;
- воспитание уважения к людям разных национальностей и вероисповедания.
Форма проведения внеклассного мероприятия: устный журнал
Методы: словесный, наглядный.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Холокост»
Участники: обучающиеся группы
Ход урока:
Организационный момент.
Сообщение темы, цели урока.
Вводная беседа.
Преподаватель: Чтобы понять тему, вспомним что такое «толерантность»?
(идет разговор с обучающимися из зала, звучат высказывания по определению понятия толерантность)
Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.
Преподаватель: Пожалуй, одним из самых страшных проявлений не толерантного поведения является Холокост. Дайте определение значения этого слова.
(идет разговор с обучающимися из зала, звучат высказывания по определению понятия Холокост)
Холокост (от англ. holocaust) — систематическое преследование и истребление нацистами и их пособниками людей из-за их расовой, этнической, национальной принадлежности, сексуальной ориентации или генетического типа как неполноценных, вредных в рамках нацистской расовой теории в 1933—1945 гг.
Преподаватель: Вопросы формирования толерантности у людей, ее практического применения являются актуальными для человечества в целом.
В ноябре 1995 года Генеральная конференция ООН приняла Декларацию принципов толерантности. В ней говорится: «Понятие толерантности означает уважение, принятие и правильное понимание многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Это то, что делает возможным достижение мира и ведет от идеологии насилия и войн к культуре мира.
В честь принятия Декларации 16 ноября был объявлен Международным Днем толерантности.
К сожалению, современный мир полон событий, которые являются ярким проявлением не толерантного поведения, доходящего до геноцида.
Пожалуй, самым страшным проявлением Холокоста стали лагеря смерти, созданные фашистами для физического истребления людей, объявленных «недочеловеками», к которым нацисты.
Групповая работа.
Итак, давайте же еще раз обратимся к теме Холокост, и постараемся посмотреть на эту трагедию и глазами современников тех событий
Речь пойдет о двух девочках со схожей трагической судьбой — обе они погибли в годы войны и обе стали известны благодаря своим дневникам, один из которых появился на свет в оккупированном Амстердаме, а второй в замерзающем окруженном Ленинграде.
Эти дневники были написаны советской школьницей Таней Савичевой и еврейской девочкой Анной Франк. Их истории похожи друг на друга, они стали символом борьбы против фашизма и отражением судеб миллионов людей, убитых в ходе войны руками гитлеровских палачей.
1 обучающийся: (выступление обучающегося «Дневник Анны Франк»)
Звучит мелодия 1 (Папка «Приложение. Музыка»)
2 обучающийся: (выступление обучающегося «Дневник Тани Савичевой»)
Звучит мелодия 2 (Папка «Приложение. Музыка»)
Заключение.
Преподаватель: Память о жертвах холокоста и расового безумия нацистов жива и по сей день. Яркими примерами трагедий, до которых доводят бредовые идеологические теории полусумашедших «хозяев мира», решивших изменить его любой ценой, служат судьбы Тани Савичевой и Анны Франк. Они в полной мере иллюстрируют жестокость нацизма, его деструктивную природу, нацеленную на уничтожение всего, что он считает «неполноценным» и «недостойным» жизни. Жертвами подобных взглядов стали миллионы. Любой разумный человек должнен осознавать к чему ведёт возрождение подобных движений в наше время и любым доступным способом бороться с ними.
Обобщение по теме.
Преподаватель: Сегодня у нас состоялся очень серьезный, важный и я надеюсь, продуктивный разговор, в завершение которого предлагаю провести дискуссию последующим вопросам:
Зачем ворошить прошлое, может просто его забыть?
Что может произойти, если мы забудем и не сохраним память о Холокосте?
(выслушиваются ответы обучающихся)
Преподаватель: Завершая сегодняшний урок, хочу привести стихи В. Остена :
Дождь стучит за окном,
Дождь не даёт мне покоя.
Я не могу забыть…
Да разве забудешь такое?
Мне кажется, сегодня вы посмотрели на будущее глазами прошлого.
Спасибо вам за ваше внимание и понимание!